Универсальные учебные действия в современном школьном образовании
статья по физкультуре на тему

Азиатская Ольга Константиновна

Статья для обсуждения, в помощь учителю.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                     Программа по волейболу

                            Пояснительная  записка

Место программы в образовательном процессе

В процессе изучения у учащихся формируется потребность в систематических  занятиях физическими упражнениями, учащиеся приобщаются  к здоровому образу жизни, приобретают привычку заниматься физическим трудом, умственная нагрузка компенсируется у них физической. Занятия спортом дисциплинируют , воспитывают чувство коллективизма, волю, целеустремленность, способствуют поддержке при изучении общеобразовательных предметов, так как укрепляют здоровье.

Программа органично вписывается в сложившуюся систему физического воспитания в общеобразовательных учреждениях. Благодаря этому ученики смогут более плодотворно учиться , меньше болеть. Ученики , успешно освоившие программу , смогут участвовать в соревнованиях по волейболу различного масштаба.

                                                Цели и задачи  

Игра в волейбол направлена на всестороннее физическое развитие и способствует совершенствованию многих необходимых в жизни двигательных и морально-волевых качеств.

Ц е л ь программы –углубленное изучение спортивной игры в волейбол.

Основными   з а д а ч а м и  программы являются:

  • Укрепление здоровья
  • Содействие правильному физическому развитию
  • Приобретение необходимых теоретических знаний
  • Овладение основными приемами техники и тактики игры
  • Воспитание воли, смелости, настойчивости, дисциплинированности, коллективизма, чувства дружбы
  • Привитие ученикам организаторских навыков
  • Повышение специальной, физической, тактической подготовки школьников по волейболу
  • Подготовка учащихся к соревнованиям по волейболу
  • Отбор лучших учащихся для ДЮСШ.

                             Содержание программы

Материал программы дается в трех разделах: основы знаний; общая и специальная физическая подготовка; техники и тактика игры.

В разделе «основы знаний» представлен материал по истории развития волейбола, правила соревнований.

В разделе «общая и специальная физическая подготовка» даны упражнения, которые способствуют  формированию общей культуры движений , подготавливают организм к физической деятельности , развивают определенные двигательные качества.

В разделе «техника и тактика игры» представлен материал, способствующий обучению техническим и тактическим приемам игры.

В конце обучения  по программе учащиеся должны знать правила игры и принимать участие в соревнованиях.

Содержание самостоятельной работы включает в себя выполнение комплексов упражнений для повышения общей и специальной физической подготовки.

                           Методы и формы обучения

Большие возможности для учебно-воспитательной работы заложены в принципе совместной деятельности учителя и ученика. Занятия необходимо строить так, чтобы учащиеся сами находили нужное решение , опираясь на свой опыт, полученные знания и умения. Занятия по технической , тактической , общефизической  подготовке проводятся в режиме учебно-тренировочных занятий по 1,5-2 часа в неделю.

Теорию проходят в процессе учебно-тренировочных занятий , также выделяют и отдельные занятия-семинары по судейству, где подробно разбирается содержание правил игры, игровые ситуации, жесты судей.

Для повышения интереса занимающихся к занятиям волейболом и более успешного решения образовательных, воспитательных и оздоровительных  задач рекомендуется .

применять разнообразные формы  и методы проведения этих занятий.

Словесные методы: создают у учащихся предварительные представления об изучаемом движении. Для этой цели учитель использует: объяснение, рассказ, замечание, команды, указания.

Наглядные методы: применяются главным образом в виде показа упражнения, наглядных пособий, видеофильмов. Эти методы помогают создать у учеников конкретные представления об изучаемых действиях.

Практические методы:

-метод упражнений

-игровой

-соревновательный

-круговой тренировки.

Главным из них является метод упражнений, который предусматриваетмногократные повторения упражнений.

Разучивание упражнений осуществляется двумя методами:

-в целом

-по частям.

Игровой и соревновательный методы применяются после того , как у учащихся образовались некоторые навыки игры.

Метод круговой тренировки предусматривает выполнение заданий на специально подготовленных местах (станциях). Упражнения подбираются с учетом технических и физических способностей занимающихся.

Формы обучения: индивидуальная, фронтальная, групповая, поточная.

                                          Учебно-тематический план    

                                                                    содержание

Кол-во часов

Теория

Специальная  подготовка техническая

Специальная подготовка тактическая

О.Ф.П

Соревнования

                                     Тематика занятий:

                                           Группа первого года обучения

Теория. Истрия возникновения волейбола. Развитие волейбола. Правила игры в мини-волейбол.

Техническая подготовка.

Овладение техникой передвижений и стоек. Стойка игрока. Ходьба, бег, перемещаясь лицом вперед. Перемещения приставными шагами: лицом, правым, левым боком вперед. Двойной шаг вперед.  Сочетание способов перемещений.

Овладение техникой приема и передач мяча сверху двумя руками: передача мяча, подвешенного на шнуре; с собственного подбрасывания; с набрасывания партнера; в различных направлениях на месте и после перемещения; передачи в парах ;отбивание мяча кулаком через сетку в непосредственной близости от нее ;с собственного подбрасывания подброшенного партнером- с места и после приземления. Прием и передача мяча снизу двумя руками сверху (на месте и в движении приставными шагами) . Передачи мяча перемещения из зоны в зону. Прием мяча на задней линии. Передача двумя руками сверху на месте. Передача двумя руками сверху на месте и после передачи вперед. Прием мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча снизу двумя руками над собой и на сетку. Передача мяча сверху двумя руками  в прыжке и в парах. Передача мяча сверху двумя руками в прыжке  в тройках. Прием мяча снизу в группе.

Овладение техникой подачи:  нижняя прямая; подача мяча подвешенного на шнуре, через сетку; подача в стенку, через сетку с расстояния 9 м; подача через сетку из-за лицевой линии; подача нижняя боковая.

Нападающие удары. Прямой нападающий удар сильнейшей рукой (овладение режимом разбега, прыжок вверх толчком двух ног: с места, с 1,2,3 шагов разбега, удар кистью по мячу).

Овладение техникой подачи. Нижняя прямая подача с 3-6 м. нижняя прямая подача   . Нижняя прямая подача, прием мяча, отраженного сеткой.

                                       

Тактическая подготовка

Индивидуальные действия :выбор места для выполнения нижней подачи; выбор места для второй передачи и в зоне 3.

Групповые действия . Взаимодействия  игроков передней линии: игрока зоны 4 с игроком зоны 3, игрока зоны 2 с игроком зоны3(при первой передаче). Взаимодействия игроков зон 6,5 и 1 с игроком зоны 3.

Командные действия. Прием нижней подачи и первая передача в зону 3, вторая передача игроку , к которому передающий обращен лицом.

Тактика защиты. Выбор места при приеме нижней подачи. Расположение игроков при приеме подачи, когда вторую передачу выполняет игрок зоны 3.

Общефизическая подготовка

Упражнения для развития физических способностей: скоростных, силовых, выносливости, координационных, скоростно-силовых.

Гимнастические упражнения. Для различных групп мышц, с предметами и без, броски набивных мячей из различных исходных положений, выпрыгивания  вверх с мячом , зажатым голеностопными суставами, лежа-поднимание ног с мячом.

Легкоатлетические упражнения. Бег с ускорениями.

Прыжки: с места, в длину, вверх. Прыжки с разбега в длину и в ысоту. Метание теннисного мяча в цель, на дальность.

Подвижные игры и комбинированные эстафеты.

Соревнования

Принять участие в одних соревнованиях. Контрольные игры и соревнования. Организация и проведение соревнований. Разбор проведенных игр. Устранение ошибок.

Практические занятия. Соревнования по подвижным играм с элементами техники волейбола. Соревнования по мини-волейболу.



Предварительный просмотр:

Значимость теоретических знаний на уроках физической культуры в связи с введением третьего урока.

Для чего надо изучать теорию физической культуры  на уроках?

Необходимо , чтобы школьники  не бездумно  выполняли различные физические упражнения  упражнения и задания учителя, а осмысливали свои действия то есть осуществляли осознанный подход к овладению двигательными   действиями и навыками.  И к тому же осознание учеником зачем он это делает, на какие группы мышц и системы организма влияют те или иные упражнения  приводит к возникновению устойчивого интереса и служит предпосылкой к самостоятельным занятиям, а если в семье есть младшие сестры или братья то тем самым  он способствует их физическому воспитанию и приобщению к физкультуре и спорту.

Знания теории физической культуры могут использоваться учителем, как инструмент в формировании здорового образа жизни учащихся, постоянное к месту упоминание о вредном воздействии алкоголя и курения на растущий организм, но не в виде нотаций , а конкретных примерах воздействия на дыхательную и сердечно- сосудистую систему и т.п. в формировании  мускулатуры у мальчиков и красивой фигуры у девочек используя интерес учащихся к своей внешности, так же попутно используя межпредметные связи: знания из области анатомии и физиологии.

Знания о истории Олимпийского движения помогают решать нравственные задачи в воспитательном процессе: воспитывать чувство гордости за свою страну , свой народ.

Но очевидно, что все теоретические знания должны преподноситься не отрывочными фрагментами , а нужна определенная система!

Но для этого и сам учитель должен пополнять свои знания из различных источников и естественно этому очень помогают:                                                   1. Курсы повышения квалификации, где можно  узнать об инновациях  и о научных разработках разработках в области педагогики , психологии т.д.

2. Взаимо посещения уроков, то есть возможность обмена опытом.

3.Различные литературные источники, где можно почерпнуть  опыт коллег из других городов и регионов.

Также учитель должен максимально использовать  свои творческие способности: применять различные методы и всевозможные доступные средства для овладения учениками теоретическими знаниями.

К этому относится:

  1. Оформление наглядных стендов в рекреациях и коридорах по тематике знаний  по физической культуре.
  2. Использование плакатов с изображением человеческого тела,
  3. Плакатов по технике и тактике спортивных игр
  4. Различных кинограмм  выполнения гимнастических и Л/атлетических упражнений, что помогает восприятию целостности упражнения, что очень необходимо при практическом разучивании по частям.
  5. Фиксирование на стендах рекордов школы(способствует поддержанию и повышению интереса к урокам Ф.К .

То есть все методы наглядной агитации путем воздействия на зрительные анализаторы способствует осознанному усвоению техники и тактики, прививают интерес к занятиям.

Естественно стоит сказать и об учебниках по физической культуре, к сожалению школы не стремятся их приобретать  так как и так затрачиваются довольно большие средства на приобретение учебников по другим теоретическим предметам, хотя там даются в доступной степени знания об организме, здоровье о функциональных системах организма, соответсвенно каждому возрасту, комплексы утренних гимнастики т.п .

Наверное необходимо сказать еще и о проверке полученных знаний, для этого используются задания в тестовой форм и домашние самостоятельные задания.

С младшими школьниками можно давать некоторые задания в виде рисунков, что кстати очень успешно в изучении видов спорта, классификации, задание на правильное и неправильное питание, режим дня и т.п.

Еще бы конечно что очень желательно использовать на современном уроке физической культуры при обучении теоретическим знаниям-мультимедийные  установки, интерактивные доски, но к сожалению в школе не хватает элементарных компьютеров!

Я использую ИКТ для:

  1. Усвоения теории по истории Олимпийских игр. Класс делится на группы 2-4 человека всем раздаются задания по истории Олимпийских игр это подготовка небольших презентаций по несколько слайдов на каждые игры, потом уже на уроке в определенной последовательности все просматривается, либо выполняется общая презентация какой-то группой и все дается задание в виде теста, для проверки усвоения материала.
  2. Для детей которые освобождены от физических нагрузок для выставления итоговых оценок  дается задание  на выполнение  презентаций по разделам программы : Л/Атл. Гимнастика. Спортивные игры , плюс составление комплексов упражнений конкретно по своим заболеваниям и комплекса на развитие одной из групп мышц примерно 30-40 слайдов. Эти задания для 8-11 классов.
  3. Использование презентаций составленных средней и старшей школой на уроках  во время карантина или при очень холодной погоде и низкой температуре в зале, во время ремонта зала или стадиона

Стоит конечно сказать и об экзамене  по физической культуре, который состоит их теоретической и практической части, где учащийся заинтересован в результате  и в итоге он более осознанно относится к изучению теории не только на уроках и практически средний бал на экзамене в нашей школе довольно высокий, особенно когда экзамен сдавали в 11 классах.

Но естественно , что теория не должна заменять практику , но в связи с введением третьего урока физкультуры, необходимо более полное овладение теоретическими знаниями и использование  для этого всевозможных методов



Предварительный просмотр:

Об оценивании учащихся имеющих освобождение от практической части физической культуры.

Многие школы, да наверное почти все столкнулись с такой проблемой как оценить учащихся с освобождением и на основании чего, какого документа и указа.

И тут начинается самое интересное так как конкретно вам никто не скажет, номер приказа министерства образования на основании чего вы должны оценить освобожденных, но вас могут адресовать к закону об образовании, но опять же конкретики вы там никакой не найдете, так как есть рекомендации об оценивании и не больше, ни в АППО ни в ИМЦ района вы тоже не найдете конкретного ответа и тут по мнению родителей начинается самодеятельность и отчасти они правы. Школа столкнувшись с этой проблемой выпускает приказ со ссылкой на закон об образовании, но если оценивание учащихся имеющих специальную медицинскую группу, уже не вызывает вопросов, то тут конечно все намного сложнее и самое сложное объяснить это родителям, для которых уроки физической культуры, в их понимании, сводятся только к физической разрядке, хотя где-то они и правы. Родители начинают звонить в вышестоящие органы, в администрацию района и где им специалисты по физической культуре и спорту говорят , что учитель не имеет права требовать с освобожденных детей  никакой теории!!!  Сами понимаете кем мы выглядим после этого, эта одна сторона вопроса.  Другая сторона, чтобы требовать от них какие-то знания теории мы должны их им дать, но когда и где?  Я понимаю, что во время уроков мы даем им информацию по технике выполнения , технике безопасности, но невозможно дать весь объем теории в ущерб снижения двигательной активности, да и на опыте я знаю , что в голове в основном у них  как-то еще закрепляется техника безопасности и то не у всех (некоторые как жевали резинки жевательные так и жуют и приходиться чуть ли не с проверкой заставлять их выплюнуть и даже красочное описание, что может случиться не помогает) что уж говорить о других знаниях. И по сути должен быть тогда еще один учитель, который работает с освобожденными в те же часы , что и основной! Но это из мира фантастики, вот и получается коллеги, что нагрузка на нас выросла ровно в два раза если не больше так как освобожденные величина не постоянная и поэтому четкого планирования на них не сделаешь , как будто так и должно быть, вот учителя и «изголяются»  у кого два класса на уроке, то один учитель работает с освобожденными, другой с остальными, а если один на уроке работает, то что делать? Дети после уроков не придут да и с какой стати если они отсидели и так урок, хорошо если во время урока удастся их привлечь к помощи и судейству, но тогда ведь надо , чтобы они были переодеты в спортивную форму. Проблема что учебников в школах практически везде не хватает(я имею в виду по физической культуре), хорошо если есть на начальную школу, тогда еще и учитель выступает в роли библиотекаря, только где взять столько времени, чтобы не в ущерб основной работе? Раньше когда не требовали всем выставлять оценки, но выпускникам естественно для поступления в ВУЗ нужна была оценка я давала задания по теории и дети сдавали презентации в основном по разделам программы и опрашивала по ним, были раньше и экзамены по физической культуре, но не для освобожденных детей, но зато были и билеты которые были в помощь учителю с самыми в принципе необходимыми вопросами и заданиями, которые можно использовать и сейчас.

Вот на основании этих билетов, учебников по физической культуре мною были составлены вопросы для оценивания учащихся имеющих освобождение и в принципе если с начальной школы можно принять теория в виде рисунков и вопросов по ним, то в старшей на основании этих вопросов можно проводить тестирование.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Универсальные учебные действия в современном образовании.

В презентации раскрываются понятие УУД, функции УУД,виды УУД, критерии формирования всех видов УУД, по каким позициям можно проследить формирование УУД в рамках каждой предметной области....

Формирование универсальных учебных действий в современной школе

Развитие личности в системе образования обеспечивается через формирование универсальных учебных действий (УУД), которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса...

доклад: Механизмы формирования универсальных учебных действий через современные технологии системно-деятельностного подхода

Для того чтобы адаптироваться в современном мире, который очень динамичен и меняется столь стремительно, уже с раннего школьного возраста ребёнок должен обладать определенными умениями, планировать и ...

Универсальные учебные действия в современном школьном образовании

Статья об универсальных учебных действиях на уроках физической культуры...

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образования Составила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : от действия к мысли. Система заданий», пособие для учи

Концептуальная основа Программы развития универсальных учебных действий для основного общего образованияСоставила Алеева ЭГ по пособию «Формирование универсальных учебных действий в основной школе : о...

Система универсальных учебных действий в современном образовании.

Статья предназначена для учителей желающих совершенствовать своё мастерство в развитии новых педагогических технологиях...