Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.
учебно-методический материал по теме

Батурина Ирина Михайловна

Выступление на городском семинаре для руководителей и старших воспитателей 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения.

Приоритетной задачей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационнно-коммуникационные технологии обучения в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах,  в совместной деятельности взрослых и детей и использование педагогами электронных образовательных ресурсов.

         В настоящее время использование в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста информационно – коммуникационных технологий стало необходимым условием обучения и социальной адаптации ребенка, а особенно детей с речевыми нарушениями. Инновационные технологии позволяют поддержать мотивацию ребенка, заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний, помочь найти свою нишу в окружающем его социуме. Реализуя данные технологии в образовательном процессе ДОУ, решаются следующие задачи:

1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями;

 2. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности.

 3. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

        Электронные средства обучения постепенно становятся инструментом, способным существенно повысить качество образования, позволяющим сделать процесс обучения интересным, многогранным.

ИКТ – это технологии обмена информацией, коммуникации

Подразумевается использование:

  1. информации в электронном формате: текст, видео, аудио, анимация, изображение
  2. информационных носителей: DVD, CD, флэш-памяти
  3. мультимедиа: игровые компьютерные программы, презентации и др.
  4. аудиовизуального оборудования: компьютера, ноутбука, ЖК-телевизора, проектора

Контингент дошкольников, воспитывающихся в МБДОУ Д/С № 110, составляют дети, имеющие разный уровень речевого развития. Организация обучения этих детей требует особого подхода, который предусматривает постоянную эмоциональную поддержку дошкольников на занятиях. Проблема, с которой я столкнулась, это мотивация. Ребенка утомляет ежедневное проговаривание слогов, слов, называние картинок для автоматизации и дифференциации звуков.

  Преодоление речевого недоразвития, как правило, имеет длительную и сложную динамику. Поэтому, применение в коррекционно - образовательном процессе информационных компьютерных технологий, учитывающих закономерности и особенности развития детей с общим недоразвитием речи, позволяет повысить эффективность коррекционного обучения, ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте, предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

По направлениям использования информационно-коммуникационных технологий в своей работе я  могу поделить на:

использование ИКТ при организации коррекционно-образовательного процесса с детьми;

использование ИКТ в процессе взаимодействия с родителями;

использование ИКТ в работе с педагогами;

использование ИКТ в процессе и организации методической работы.

 В таком направлении своей работы, как диагностика я пользуюсь офисными программами, что дает мне возможность:

- создавать базы данных по итогам диагностики;

- проводить мониторинг работы;

- отслеживать динамику работы;

- составлять графики и диаграммы.

В направлении работы с детьми - коррекция речевых нарушений применяю  такие формы работы:  

1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике:

- электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.);

- DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука»  Маршака, «Уроки тетушки Совы»,  «Голоса птиц и зверей» и др.);

- специальные компьютерные игры («Развитие речи. Учимся говорить правильно», «Игры для тигры», «Домашний логопед», игры – раскраски и др.).

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов:

- игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»).

3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в  Microsoft PowerPoint.

4. Создание виртуальных экскурсий по различным темам «Наш город», «Наша страна- Россия», «Чусовая –история с древних времен» и др.

5. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Работа в этом направлении позволяет мне достичь определенных результатов:

- повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации);

- улучшение речевого продуцирования;

- расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала);

- повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук;

- формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития;

- создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения);

- возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими  демонстрировать реальные объекты,  явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни);

- подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Все выше перечисленное конечно же повышает качество коррекционно - речевой работы логопеда.

При использовании компьютерных программ на своих занятиях я соблюдаю правила безопасной работы с компьютером, учитываю и негативные моменты при работе с техникой. Дети с нарушением речи часто имеют ослабленную нервную систему, чтобы ее не перегружать работа с компьютером на одном занятии не превышает 5-10 минут, в зависимости от возраста ребенка и степени истощаемости его нервной системы. До начала занятия для предупреждения переутомления глаз провожу с ребенком зрительную гимнастику. По окончанию занятия повторяю с ребенком зрительную гимнастику.

 В работе с коллегами и с педагогами нашего учреждения применяются следующие формы использования ИКТ:

1. Сетевое общение (создание собственного сайта, группы в соц. сети «Логопеды Нижнего Тагила»)

2. Использование информационных интернет – ресурсов (festival.1september.ru, www.it-n.ru и другие).

Это позволяет мне:

- обмениваться  с коллегами информацией с помощью электронной почты;

-участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций;

- проходить обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Использование ИКТ в этом направлении повышает уровень моей профессиональной компетенции, что в дальнейшем качественно отразится на результатах работы.

Работа с родителями

Одним из важных направлений в работе учителя-логопеда является тесная связь с родителями.

С  использованием ИКТ в работе с родителями, качественнее и легче реализуется задача – повышение педагогической компетенции родителей, а также предоставляется возможность родителям из «зрителей» и «наблюдателей» стать активными участниками коррекционно-развивающего процесса.

Мультимедийные презентации, созданные в программе MS PowerPoint, позволяют поместить фотоматериалы для просмотра родителями фрагментов организованной и самостоятельной деятельности детей на логопедических занятиях, по коррекции нарушений детей с различными формами речевых расстройств.

Разработав компьютерную презентацию с материалом на закрепление поставленного звука, я рекомендую родителям для самостоятельного проведения занятия в условиях семьи. Благодаря использованной мною системе поощрений – компьютерные герои, наклейки с компьютерными героями, не только дают возможность провести занятие с ребенком в игровой форме, но и повысить его самооценку.

Для связи с родителями используется сайт детского сада. Он используется с целью  информирования населения, повышения родительской компетентности в вопросах развития и воспитания детей, получения обратной связи о качестве образовательных услуг. На сайте  есть страничка учителя-логопеда, где размещаются консультации для родителей, а также разделы -обратная связь, форум, гостевая книга, где родители задают свои вопросы на любую интересующую их тему. В разделе фотоальбомы размещаются материалы с различных мероприятий.

Совместно с педагогом –психологом на сайте нашего ДОУ для удобства родителей, размещается электронный вариант газеты, редактором которой я являюсь. Также эта газета выпускается в печатном виде.

Методическая работа

Использование ИКТ в методической работе это-

-хорошая реализации творческих проектов.

- удобство хранения, редактирования и доступа к большим объемам информации: оформление отчетной и  текущей документации;

- использование сети Интернет для самообразования (нахождение электронных учебников, статей по необходимой тематике);

-создание электронного банка данных: воспитанников, педагогов, родителей; медиатеки наглядных, демонстрационных, электронных материалов к занятиям;

- создание, копирование, редактирование, тиражирование стимульного материала для занятий, бланков заданий и прочее

- создание своего электронного адреса, блога, интернет-сайта.

 Таким образом, практика показала, что  использование ИКТ в логопедической работе позволило мне:

  1. обеспечить доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи;
  2. систематизировать и повысить эффективность логопедической работы в направлении работы с родителями;
  3. привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе;
  4. распространить опыт работы среди специалистов дошкольных учреждений и продемонстрировать достигнутые результаты;

 В заключение хочется отметить, что в условиях детского сада возможно, необходимо и целесообразно использовать ИКТ в различных видах образовательной деятельности. Совместная организованная деятельность педагога с детьми имеет свою специфику, она должна быть эмоциональной, яркой, с привлечением большого иллюстративного материала, с использованием звуковых и видеозаписей. Всё это может обеспечить нам компьютерная техника с её мультимедийными возможностями. Использование информационных технологий позволяет сделать процесс обучения и развития ребёнка достаточно эффективным, открывает новые возможности образования не только для самого ребёнка, но и для педагога. Однако, каким бы положительным, огромным потенциалом не обладали информационно-коммуникационные технологии, но заменить живого общения педагога с ребёнком они не могут и не должны.

Спасибо за внимание!!!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Повышение качества коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями через использование ИКТ в работе учителя - логопеда дошкольного учреждения. 2013г. Составила: учитель – логопед Батурина Ирина Михайловна МБДОУ ДС «МАЯЧОК» комбинированного вида детский сад № 110 комбинированного вида город Нижний Тагил

Слайд 2

Приоритетной задачей Федеральной целевой программы развития образования на 2011-2015 г является информатизация образовательного пространства, которое включает в себя оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения в непосредственно образовательной деятельности, в режимных моментах, в совместной деятельности взрослых и детей и использование педагогами электронных образовательных ресурсов.

Слайд 3

Инновационные технологии позволяют: поддержать мотивацию ребенка заинтересовать его в получении и закреплении новых знаний помочь найти свою нишу в окружающем его социуме.

Слайд 4

Задачи: 1. Повышение качества образовательной и коррекционно - развивающей работы с детьми дошкольного возраста с речевыми нарушениями. 2. Формирование мотивации и поддержание интереса детей во время непосредственной образовательной деятельности. 3. Приобретение детьми практических навыков работы с компьютером.

Слайд 5

Использование ИКТ в логопедической работе позволяет: повысить эффективность коррекционного обучения ускорить процесс подготовки дошкольников к обучению грамоте предупредить появление у них вторичных расстройств письменной речи.

Слайд 6

Направления использования ИКТ в работе учителя - логопеда Методическая работа

Слайд 7

Диагностика - создание базы данных по итогам диагностики; - проведение мониторинга работы; - отслеживание динамики работы; - составление графиков и диаграмм.

Слайд 8

Формы работы: 1. Электронные пособия для демонстрации на компьютере, мультимедийном проекторе, видео и аудиотехнике: - электронные книги (детские, энциклопедии, справочники и др.); - DVD, CD диски и аудиокассеты («Веселая азбука» Маршака, «Уроки тетушки Совы», «Голоса птиц и зверей» и др.);

Слайд 9

Компьютерные игры

Слайд 10

2. Использование готовых цифровых образовательных ресурсов: - игры, презентации на сайтах www.logozavr.ru, viki.rdf.ru, («Доктор Айболит»). 3. Создание собственных презентаций, фотоальбомов в Microsoft PowerPoint.

Слайд 11

4. Создание виртуальных экскурсий по различным темам «Наш город», «Наша страна- Россия», «Чусовая –история с древних времен» и др. 5. Видеозапись речевой работы ребенка на занятии.

Слайд 12

Результаты - повышение мотивации детей к трудным для них видам деятельности (за счет соединения движения, звука, мультипликации); - улучшение речевого продуцирования; - расширение кругозора дошкольников, развитие их познавательных процессов;

Слайд 13

- повышение эффективности усвоения материала детьми (за счет образного типа информации, понятного детям и значительно улучшающего восприятие информации, что реализует принцип наглядности и доступности материала); - повышение скорости запоминания (включаются три вида памяти детей: зрительная, слуховая, моторная);

Слайд 14

- активизация и развитие высших психических функций, мелкой моторики рук; - формирование теоретического, творческого и рефлексивного мышления обучаемых, повышение их интеллектуально-творческого развития; - создание дополнительных визуальных динамических опор для анализа ребенком собственной деятельности;

Слайд 15

- реализация индивидуального подхода (выбор индивидуального темпа, объема, сложности получаемой информации и времени обучения); - возможность фиксирования содержания с многократным возвращением к нему (что позволяет легко реализовать принципы прочности, систематичности);

Слайд 16

- совершенно новый уровень реализации принципа научности (нарисованные картинки заменяются фотографиями и видеороликами, позволяющими демонстрировать реальные объекты, явления, которые нельзя увидеть в повседневной жизни); - подготовка детей к миру, построенному на цифровых технологиях.

Слайд 17

Зрительная гимнастика для детей

Слайд 18

Работа с коллегами и с педагогами ДОУ 1. Сетевое общение (создание собственного сайта, группы в соц. сети «Логопеды Нижнего Тагила») 2. Использование информационных интернет – ресурсов ( festival.1september.ru , www.it-n.ru , nsportal.ru/ и другие).

Слайд 19

Это позволяет мне - обмениваться с коллегами информацией с помощью электронной почты; - участвовать в работе сетевых профессиональных сообществ, чатов, on-line конференций; - проходить обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Слайд 20

Использование ИКТ в работе с родителями Индивидуальные консультации Семинары – практикумы Родительские собрания

Слайд 21

Использование ИКТ в работе с родителями Для популяризация деятельности ДОУ и получения обратной связи с родителями в 2011 года создан сайт детского сада http://mbdou110.ucoz.ru /

Слайд 22

Электронная газета для родителей

Слайд 24

Использование ИКТ в методической работе учителя-логопеда использование сети Интернета для самообразования хранение информации реализация творческих проектов создание электронного банка данных создание своего электронного блога и интернет-сайта создание, копирование материала для занятий

Слайд 25

Использование ИКТ в логопедической работе позволило мне: обеспечить доступность и качество квалифицированной помощи для детей с нарушениями речи; систематизировать и повысить эффективность логопедической работы в направлении работы с родителями;

Слайд 26

привлечь к активному участию родителей в коррекционно-образовательном процессе; распространить опыт работы среди специалистов дошкольных учреждений и продемонстрировать достигнутые результаты;


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь логопеда и дефектолога как основное условие успешной коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста с ограниченными возможностями здоровья.

Тесная взаимосвязь в работе логопеда и дефектолога способствует  более успешной коррекционной работе, а значит более качественному выполнению социального заказа (родителей, начального звена средн...

Коррекционно-развивающая работа с детьми дошкольного возраста

Использование речедвигательной памяти в развитии устной и письменной речи у детей с нарушением зрения...

Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"

Доклад на педсовете "Использование Логических блоков Дьенеша в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ"...

Использование мнемотаблиц и схем в коррекционно-развивающей работе с детьми дошкольного возраста.

Научиться хорошо и правильно выражать свои мысли в устной и письменной форме, уметь убедительно, ярко говорить и писать необходимо каждому.Связная речь не формируется стихийно, это «продукт&raqu...

БУКЛЕТ "Применение игрового набора Ф.Фребеля в коррекционно - развивающей работе с детьми дошкольного возраста с ОВЗ".

Направления технологии: Оздоровительное направление предполагает регулирование деятельности группы для соблюдения режима, формирование у детей жизненно важных двигательных умений и навыков, ...

Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в системе коррекционно-развивающей работы с детьми дошкольного возраста".

Семинар для педагогов "Использование робота "Bee - Bot" в рабтоте учителя-логопеда с детьми с детьми дошкольного возраста"....