Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО
материал по теме

Лабикова Марина Николаевна

      В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Хотя остаётся спорным вопрос – стоит ли детей нагружать столь умственной работой ещё и после уроков?

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon bogdanova_v.a_issledovatelskaya_deyatelnost.doc44.5 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях

введения ФГОС НОО

Богданова Виктория Анатольевна

учитель начальных классов

КОУ «Тарская гимназия №1 им. А.М. Луппова»

г.Тара, Омская область

Организация работы с одаренными детьми чрезвычайно актуальна для современного российского общества. К образовательной деятельности в настоящее время предъявляются самые высокие требования. В последние годы интерес к повышению качества образования на основе познавательной самостоятельности и интеллектуально-личностной активности учащихся возрос в связи с новой постановкой вопроса о целях образования. Новые цели школьного образования ориентируются не только на воссоздание интеллектуального потенциала страны, но и на обеспечение условий для развития свободной, инициативной, критически мыслящей творческой личности, способной найти свое место в жизни и реализоваться в избранной деятельности.  В настоящее время наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин актуальной задачей становится формирование исследовательских умений, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию, самосовершенствованию и развитию одаренности.

Самое решающее звено этой новации – учитель. Меняется роль учителя: из носителя знаний и информации, учитель превращается в организатора деятельности, консультанта и коллегу по решению проблемы, добыванию необходимых знаний и информации из различных (может быть и нетрадиционных) источников. Поэтому, чтобы у учащегося развить одаренность в личностных, коммуникативных, познавательных и  регулятивных сферах учитель сам должен в совершенстве владеть и применять эти умения. Исходя из этого, педагоги нашей школы, при формировании исследовательских умений у одаренных учащихся работали над научно-методической темой «Повышение эффективности образовательного процесса на основе развития исследовательских умений младших школьников», в соответствии с которой были определены и индивидуальные методические темы педагогов, проведены диагностические исследования, разработаны и реализованы модели учебных занятий для развития исследовательских умений у одаренных школьников. Результаты деятельности педагогов отслеживались в системе на всех этапах экспериментальной деятельности. В ходе функционирования площадки происходила работа, ориентированная на диагностику, регулирование и коррекцию своей деятельности.

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. Хотя остаётся спорным вопрос – стоит ли детей нагружать столь умственной работой ещё и после уроков? Вот здесь мнения педагогов расходятся. Кто-то принципиально считает, что достаточно эффективно формировать исследовательские умения можно и на уроках, если правильно организовать учебную деятельность. Кто-то не возражает против продолжения этой работы и во внеурочное время. Выбор здесь остаётся за учителем. Однако, как показывает практика, именно на формирование исследовательских умений младших школьников у учителя, как правило, никогда не хватает времени (или желания, а скорее всего знаний!).

Формирование исследовательских умений во внеурочной деятельности определенно имеет положительные стороны у одаренных учащихся. Во-первых, обогащается жизненный опыт ребят. На уроке не всегда хватает учебного времени для обсуждения жизненных ситуаций, с которыми ребята встречаются в повседневной жизни. А внеурочные занятия менее регламентированы, более гибкие. На них есть возможность акцентировать внимание детей на актуальности научных знаний в реальной повседневной жизни. Поэтому учащиеся чувствуют свою успешность, самоценность на таких занятиях. Это и есть личностные результаты «внеурочки». Во-вторых, учитель моделирует занятие в соответствии с последовательными этапами формирования каждой операции данного универсального действия. Проводится целенаправленная, осознанная работа.

Ученые отмечают что, интеллектуальные умения на эмпирическом уровне вырабатываются лишь благодаря многочисленным упражнениям. Но без разъяснений учителем и, значит без осознания  младшими школьниками используемых методов учения и познания, процесс происходит стихийно, интуитивно. Конечно, без эмпирического пути не обойтись, так как он обеспечивает в определенной степени формирование умений, но степень эта не может быть признана достаточной. Для повышения качества обучения необходимо развивать учебно-познавательные способности у одаренных учащихся не только на эмпирическом уровне, но и на теоретическом.

Все эти аргументы в нашей школе используются при разработке и реализации программы внеурочной деятельности «Я – исследователь». Целью данной программы является приобщение ребёнка младшего школьного возраста к исследовательской деятельности, развитие познавательной активности, творческих способностей в процессе учебно-исследовательской деятельности.

Структура и содержание программы выстроены таким образом, чтобы научить одаренных детей сознательно применять все умения не только при разрешении исследовательских задач в рамках кружковой работы, но и на уроках. С 1 класса проводятся отдельные занятия, позволяющие формировать и развивать логические и собственно исследовательские умения системно и целенаправленно, что создает основу, на которой будет строиться следующая группа умений обучающихся.

Программа представляет собой образовательный четырехгодичный цикл и предусматривает одно занятие в неделю. В течение четырёх лет обеспечивается поступательное развитие исследовательского опыта учащихся, деятельность от фронтальной под руководством учителя к индивидуальной самостоятельной деятельности. Данный курс способствует выходу на самостоятельную учебно-исследовательскую работу одаренных учащихся, что очень актуально на сегодняшний день, особенно в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта.

Формирование исследовательских умений во внеурочной деятельности сегодня позволяет развивать мышление учащихся, обучить их формам, методам и средствам самостоятельного добывания знаний, т.е. научить их учиться. К настоящему времени в практике школьного обучения работа по формированию исследовательских умений осуществляется стихийным образом. Стихийный характер развития исследовательских умений находит отражение в острых проблемах школьного обучения – в низком уровне учебной мотивации и познавательной инициативы учащихся, а также способности учащихся регулировать учебную и познавательную деятельность, в недостаточном формировании общепознавательных и логических действий. Альтернативой сложившемуся положению должно стать целенаправленное и планомерное формирование исследовательских умений не только на уроках, но и в рамках внеурочной деятельности, которое будет способствовать дальнейшему развитию одаренности ученика не только на кружковых занятиях после уроков, но и поможет формированию учебной деятельности. Программа кружка «Я – исследователь» способствует формированию межпредметных связей и формирует действительно универсальные, надпредметные, жизненно востребованные учебные действия. Хочется отметить, что на данных занятиях в процессе совместной деятельности учителя и  одаренных учеников непременно возникнет благоприятный психологический климат, который будет способствовать дальнейшему успешному развитию как школьника, так и учителя. Так как учащиеся, которые занимаются исследовательской деятельностью, имеют лучшую мотивацию, более глубоко разбираются в причинах различных явлений, продуктивно доказывают свою точку зрения, могут понять и признать собственные ошибки, аргументировать свои ответы, анализировать ситуацию, умеют делать выводы.

Другими словами в ходе исследовательской деятельности одаренные учащиеся:

  • учатся умению самостоятельно добывать знания;
  • испытывают потребность в непрерывном самообразовании: интерес к познанию развивается по собственной инициативе, без внешнего стимула;
  • развивают навыки самоорганизации;
  • формируют адекватную самооценку;
  • приобретают навыки речевой культуры: написания текста, произнесения монолога, ведения беседы, дискуссии, интервьюирования и других форм коммуникативного взаимодействия;
  • осваивают умения создания специальных материалов для представления результатов исследования: компьютерных презентаций, слайд-шоу, видеофильмов и др.

Исследования учащихся обеспечивают высокую информативную емкость и системность в усвоении изучаемого  материала, широко охватывают внутрипредметные и междисциплинарные связи, у них формируются исследовательские умения.

Список использованной литературы:

  1. Алексеев Н.Г., Гущина М.В. Развитие исследовательской деятельности учащихся. – М. Народное образование, 2006г.
  2. Нинбург Е.А. Технология научного исследования // Исследовательская работа школьников. – №1. – 2007г.
  3. Криволан Н.С. Исследовательская работа школьников. – Минск ИООО «Красико-Принт», 2005г.
  4. Семенова Н.А. Исследовательская деятельность младших школьников // Начальная школа – №2. – 2006г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.

Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление ко...

Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...

Формирование культурологических ценностей у младших школьников во внеурочной деятельности.

Культурологический подход в обучении и воспитании учеников-это моя тема самообразования, каждый год внедряю новые формы и методы работы с детьми. Экскурсии, походы, совместное творчество сближает ребя...

Педагогический проект: «Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования».

Педагогический проект:«Развитие творческих способностей младших школьников во внеурочной деятельности по изобразительному искусству, средствами нетрадиционных техник рисования»....

Формирование коммуникативной компетенции у младших школьников во внеурочной деятельности.

Целью обучения иностранному языку в школах, прежде всего, является развитие иноязычной коммуникативной компетенции. Сложность организации учебного процесса по обучению иностранному языку в школе состо...