Сценарий семинара "Условия развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности".
методическая разработка по теме

Зайцева Светлана Ивановна

Данный семинар содержит информационный блок.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon seminar_usloviya_razvivayushchey_sredy_fgos.doc84 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ ДОД ТОРОПЕЦКИЙ ДДТ

СЕМИНАР

для заместителей директоров по воспитательной работе, педагогов-организаторов, вожатых, социальных педагогов, классных руководителей начальных классов

«УСЛОВИЯ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ ДЛЯ ВОСПИТАНИЯ И СОЦИАЛИЗАЦИИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ»

(обмен опытом между ОУ)

Дата: 21 ноября 2012г.

Начало: 10 ч 30 мин.

Место проведения: ДДТ

Ответственный модератор: методист ДДТ Зайцева С.И.

Программа семинара:

1.   Условия развивающей среды для воспитания и социализации младших школьников во внеурочной деятельности.

1.1. Теоретический блок.

1.2. Обмен опытом.

Необходимые материалы: тетрадь регистрации, бейджики, плакат «Ожидания»,  материалы для цветодиагностики «погода», мягкая игрушка, английские булавки, планшеты – 5 шт, авторучки – 5 шт., заготовка плаката «Выявление склонностей и интересов обучающихся младших классов», раздаточные материалы для работы минигрупп (ватман -1 ш., ½ ватмана – 2 шт., пластилин – 1 уп., картон – 1 лист, минипостамент -1 шт., маркеры – 25 шт., журналы – 5 шт., клей – 3 шт., ножницы – 2 шт., бумага писчая – 25 листов, мультимедийное оборудование.

Музыкальное сопровождение: коллекция «Романтическая музыка».

  1. Организационный момент.

Слайд Заставка.

1.1. Регистрация участников семинара (запись в «Тетрадь регистрации»).

       1.2. Приветствие, оформление бейджиков (лист бумаги сворачивается втрое и делается надпись).

  1.  Знакомство, ожидания  (имя, должность, откуда прибыли, слова пожелания участникам семинара)   (Что я ожидаю от семинара?)

(мягкая игрушка)

Слайд Соглашения

  1. Принятие «Соглашений»

«Я – высказывание» - говорим от первого лица.

«Равенство» - все должности забываются.

«Мобильный телефон без звука» - по важным звонкам выходим.

«Активность»

      Игра «Подпись».

Закройте глаза, мысленно поставьте подпись под соглашением, как под  важным документом.

Слайд Название семинара

(вывод участников на площадку для игр, постановка в круг)

  1. Упражнения на снятие напряжения в группе.

1.Игра «Поиск»

На мою команду «Найдите …», вы ищете это у себя или вокруг себя и касаетесь этого. 

(используются предметы, цвета, ткани, элементы одежды)

            2. Игра «Раз, два, три…»

                Мысленно,  начиная с меня по часовой стрелке,  мы рассчитаемся на 1-5 й. Проверим, что у нас получилось: 1-е хлопают в ладоши 1 раз, 2-е топают ногами, 3-и поднимают руки вверх, 4-е –присели, 5-е подняли одну ногу.

3.Игра «Обмен опытом»

Разделение на микрогруппы по итогам предыдущей игры. Каждая микрогруппа получает карточку и планшет с названием бытового или кулинарного действия. Задача микрогруппы найти отличия в бытовых или кулинарных действиях участников. Отличия записать  на планшете.

(Расскажите друг другу,  как вы это делаете, найдите отличия в действиях и запишите их).

Время игры 5 минут.

(планшеты с действием, авторучки)

Обсуждение в общей группе.

Результаты.

Что сделать было легко? В чем были сложности? Возьмете ли опыт другого человека себе не вооружение? Поздравляю вас с обогащением и развитием вашего опыта! Аплодисменты друг другу!

  1. Информационный блок.

          2.1. Актуальность темы.

Одной из целей  реализации основной образовательной программы начального общего образования является:

Слайд  =1 Цель

=1 создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования.

Проще говоря – главная цель нового стандарта – =1 развитие личности ребенка через деятельность.

Слайд Внеурочная деятельность

Отличительной особенностью стандартов второго поколения  является требование организации = 1 внеурочной деятельности учащихся как неотъемлемой части образовательного процесса в школе. Через этот вид деятельности целесообразно решать задачи =1 развития,  =1 воспитания и =1 социализации каждого ребенка.

К моменту окончания начальных классов в соответствии с требованиями ФГОС мы должны получить следующего выпускника:

Слайд Выпускник

Следовательно, каждое образовательное учреждение должно создать педагогические условия  развивающей среды не только для образования, но и для воспитания и социализации младших школьников  во внеурочной деятельности. Для того, чтобы грамотно и правильно создать эти условия  необходимо четко представлять о чем идет речь, какая среда является развивающей и как ее грамотно создать.

Слайд Развивающая среда

Что такое развивающая среда в вашем понимании?

  1. Понятие «развивающая среда» и ее составляющие.

         Термин «развивающая среда» довольно давно стал очень популярен. В =1 самом широком понятии  развивающая  среда представляет собой любое  = 1 социокультурное пространство, в рамках которого стихийно или с различной степенью организованности осуществляется процесс развития личности.

= 1  Это в широком понимании, в узком - «развивающая среда» - это             =1 пространство, заполненное предметами мебели, быта, игрушками, через которые ребенок с помощью взрослого осваивает окружающий мир.

Развивающая среда начальной школы, другими словами комфортная  образовательная среда, при которой возможно создать условия и помочь ребёнку в учении, развитии в соответствии с его возможностями и способностями.

Исходя из анализа работ ученых психологов, можно выделить несколько компонентов развивающей среды:

Слайд 1  Компоненты среды

=1 =1.  Социальный компонент.

На основе исследований социальных психологов (Е.А. Кузьмин. И.П. Волков, Ю.Н. Емельянов) можно выделить основные характеристики социального компонента развивающей образовательной среды:

=1 ·  Взаимопонимание и удовлетворенность всех субъектов взаимоотношениями;

=1 ·  Преобладающее позитивное настроение;

=1 ·  Авторитетность руководителей;

=1 ·  Степень участия всех субъектов в управлении образовательным процессом;

=1 ·  Сплоченность (класс-команда);

=1 ·  Продуктивность взаимоотношений.

Слайд 2   Компоненты среды

=1 =1

  1. Пространственно-предметный компонент.

Занимает важное место в развивающей среде.

=1 ·  Среда должна быть достаточно гетерогенной (разнородной)  и сложной, состоящей из разнообразных элементов, необходимых для оптимизации всех видов деятельности ребенка;

=1 ·  Среда должна быть достаточно связной, позволяющей ребенку переходя от одного вида деятельности к другому, выполнять их как взаимосвязные жизненные моменты;

=1 ·  Среда должна быть достаточно гибкой и управляемой как со стороны ребенка, так и со стороны взрослого.

=1 =1

3. Психодидактический компонент.

Педагогическое обеспечение развивающих возможностей ребенка – это оптимальная организация системы связей между всеми элементами образовательной среды, которые должны обеспечивать комплекс возможностей для личностного саморазвития.

  1. Индивидуальные особенности ребенка.

Итак, среда является основным средством развития личности ребенка  и является источником его знаний, социального опыта и воспитания с учетом

Слайд Индивидуальные особенности

его =1 склонностей, =1 интересов и  =1 уровня активности.

 Именно склонности, интересы и уровень активности являются отправной точкой для педагога в развитии ребенка и развивающая среда должна строиться с учетом этих особенностей. Это одно из первых и важных условий создания развивающей среды.

=1 Помните принцип – не навреди!

 Не зная особенностей ребенка,  мы можем его недооценить или наоборот переоценить. И то и другое пагубно скажется на конечном результате.

Каким образом,  или какими средствами в вашей школе выявлялись склонности, интересы обучающихся 1-х классов?

Слайд Изучить.

Что необходимо было сделать на первом этапе создания развивающей среды? =1 Изучить:

  • =1 Социальный запрос и степень готовности обучающихся (особенности познавательного стиля каждого ребенка, способности и потребности детей, а также особенности личностных сфер (познавательной, психофизической, мотивационной, действенно-практической, эмоционально-волевой).
  • =1 Уровень профкомпетентности педагогов.
  • =1 Возможность родителей активно сотрудничать по развитию своего ребенка.

Как это можно сделать?

(составление перечня возможных вариантов с записью на плакате)

Организуя развивающую  среду, педагоги должны руководствоваться возрастными и психологическими особенностями детей младшего школьного возраста, поскольку здесь имеется ряд важных моментов, на которые педагог обязан обращать внимание.

Слайд Особенности детей

  1. «Особенности  детей младшего школьного возраста»

(выступление психолога)

  1. Условия и принципы построения развивающей среды

Слайд личностные особенности детей

При создании развивающей  среды необходимо исходить не только из возрастных, но и из личностных особенностей детей, таких как:

=1 - эргономические  

Эргономика  — в традиционном понимании — наука о приспособлении должностных обязанностей, рабочих мест (его конструкция, взаимное расположение, размеры), предметов и объектов труда, а также компьютерных программ для наиболее безопасного и эффективного труда человека, исходя из физических и психических особенностей  организма.  Эргономика изучает действия человека в процессе работы, скорость освоения им новой техники, затраты его энергии, производительность и интенсивность при конкретных видах деятельности.

=1 - антропометрические

учёт размеров тела человека (антропометрии), возможности обзора внешнего пространства, положения  при работе.

=1 - физиологические

=1 – психологические

Слайд Внеурочная деятельность

В целом, все виды внеурочной деятельности  в начальном образовании должны строиться на принципе личностно-ориентированного взаимодействия взрослых с детьми и обеспечивать:

=1 ·  Охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, их физическое развитие;

=1 ·  Эмоциональное благополучие каждого ребенка;

=1 ·  Интеллектуальное развитие;

=1 ·  Создание условий для развития индивидуальности (личности);

=1 ·  Приобщение детей к общечеловеческим ценностям;

=1 ·  Взаимодействие с семьей с целью оптимизации воспитательного процесса.

  1. Условия развивающей среды для воспитания и социализации во внеурочной деятельности.

Слайд Природа

(музыка-релакс)

Сейчас вы можете немножко расслабиться, если хотите,  откиньтесь на спинку стула, закройте глаза, представьте что вы находитесь в необычайно красивом месте, вам легко и хорошо.

Вытяните вперед любую руку.  Подул легкий теплый ветерок,    к вам на ладонь опустилось маленькое зернышко-семечко. Вы смотрите на него и понимаете, что  вы можете дать ему возможность прорасти и развиться, создать условия для того, чтобы выросло прекрасное и сильное растение. Представьте себе это растение.

Откройте глаза.

Слайд Растение

Кто какое растение себе представил?

Насколько вы уже догадались, зернышко – =1  это ребенок, а условия =1 =1 для его роста и развития –  =1 это условия развивающей среды для воспитания и социализации во внеурочной деятельности ребенка. Условий настоящей развивающей среды может быть много, но их можно объединить в группы. Подумайте, какие это условия и что необходимо для того, чтобы  эти условия работали на развитие, воспитание и социализацию ребенка.

Слайд Условия развивающей среды

Сейчас мы займемся творческой работой по поиску условий развивающей среды.  Посмотрите на символ ФГОС на вашем бейджике, найдите над  ним  штрих. По цвету штриха  объединитесь в группы.

Каждая группа получит свое индивидуальное задание.

  1. Художественными средствами  изобразить условия развивающей среды  младших школьников для воспитания и социализации во внеурочной деятельности. (ватман)
  2. Скульптурно изобразить условия развивающей среды младших школьников для воспитания и социализации во внеурочной деятельности. (картон и пластилин)
  3. Схематически изобразить условия развивающей среды  младших школьников для воспитания и социализации во внеурочной деятельности. (ватман)
  4. Создать панно или коллаж «Условия развивающей среды младших школьников для воспитания и социализации во внеурочной деятельности».
  5. Работа с модератором.

Условия:

  • знание и учет особенностей детей младшего школьного возраста.
  • Знание и учет склонностей,  интересов ребенка
  • Материально-техническая база
  • Фонд материального стимулирования педагогов с целью поддержки инновационной педагогической деятельности
  • Использование ресурсов Интернет
  • Использование передового педагогического опыта
  • Поддержка со стороны Администрации
  • Поддержка со стороны общественности и т.д.

  1. Обмен опытом по данной теме между ОУ.

Слайд ФГОС

В прошлом учебном году ФГОС были внедрены в 1-е классы.

Слайд ДДТ «7 ключей»

Дом детского творчества активно включился в создание единого пространства по воспитанию и социализации обучающихся посредством различных видов внеурочной деятельности.

Мы запустили проект программы  =1 «7 ключей», который перерос в 4-х программу.  В проект  включились все первые классы городских ОУ и первоклассники Василевской и Подгородненской школ, а это более 100 детей.

Программа «7 Ключей».

Слайд ДДТ Маршруты

Также были разработаны образовательные маршруты кружковой деятельности.

В этом учебном году мы продолжаем работу по программе «7 ключей» уже с первыми и вторыми классами.

У нас запрошены следующие программы внеурочной деятельности:

 (см. лист)

- Светофорик» - Цветков Е.Н.

- Комп и Я» - Кириллова А.С.

- «Жили-были» - Воробьева Н.Н.

- «Экоша» - Камардина О.В.

«Планета здоровья» - Зайцева С.И.

«Колокольчик» - Симакова В.А.

«Кукляндия» - Панова Л.А.

Каким образом или что нужно улучшить, предусмотреть в нашей работе  для более эффективного воспитания и социализации детей?

Слайд Обмен опытом

  1. Обмен опытом.

Важная составляющая часть по достижению успеха в той или иной области – это обмен опытом.

  1. _______________________________________________________
  2. _______________________________________________________
  3. _______________________________________________________
  4. _______________________________________________________
  5. _______________________________________________________
  6. _______________________________________________________
  7. _______________________________________________________
  8. _______________________________________________________
  9. _______________________________________________________
  10. _______________________________________________________

  1. Рефлексия семинара.

Слайд Спасибо

Мы благодарим участников семинара за ваше активное участие, за подготовленные материалы.

Вручение свидетельств.

Мнение о работе.

условий для эффективного функционирования начальной школы. К наиболее общим следует отнести: методологическое, материальное, методическое, организационно-управленческое. К частным условиям - создание нормального микроклимата в коллективе, организация деятельности и положительного отношения к ней у воспитанников, учет возрастных и индивидуальных особенностей школьников.

в школе важно выбрать условия для развития личности ученика, его индивидуальных особенностей и реализации творческого потенциала. важно уже с начальной школы создавать условия, обеспечивающие полноценное умственное развитие детей, связанное с формированием познавательных интересов, умений и навыков мыслительной деятельности, творческой инициативы и самостоятельности.

Познавательная деятельность развивает логическое мышление, внимание, память, речь, воображение, поддерживает интерес к обучению.

личностно-ориентированные принципы:

  • ребенок самоценен, учитель не формирует личность, а создает условия для проявлений внутреннего мира ребенка, учитель не ведет, а идет рядом и впереди, он сотрудничает вместе с ребенком, раздумывает вместе с ним над его проблемами, принимает его таким, каким он пришел;
  • учитель воздерживается от нравственных оценок личности, а дает ребенку возможность самому найти себя и пройти свой путь в поиске истины;
  • учитель организует работу исходя из гуманистических принципов:
  • ребенок учится только через действие;
  • ребенок имеет свои индивидуальные возможности в учебной деятельности;
  • ребенок осваивает мир в целостном восприятии;
  • ребенок учится от другого ребенка, как и от учителя;
  • ребенок успешен в учении, когда ему хорошо;
  • ребенок успешен в учении, когда его поддерживают и вдохновляют учитель и родители.

благоприятные условия Олимпиады. конкурсы, интеллектуальный марафон ,интеллектуально- познавательные игры -все это способствует развитию мотивов самообразования; формированию остроты аналитического ума, навыков коллективной мыследеятельности; расширению кругозора и эрудиции.

  • Вопрос о применении компьютера в начальной школе стоит давно компьютер необходимо использовать там, где он действительно дает больший эффект по сравнению с традиционным обучением;
  • игра – лучший способ обучения ребенка.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности: спротивно-оздоровительное, художественно-эстетическое, научно-познавательное, военно-патриотическое, общественно полезная и проектная деятельность.

Можно выделить следующие виды  внеурочной деятельности (они тесно связаны с направлениями): игровая, познавательная, досугово-развлекательная,   спортивно-оздоровительная, туристско-краеведческая, трудовая  деятельность,  художественное, социальное творчество.

начальная школа первичные навыки самостоятельного поиска знаний.

Включаясь в разработку и реализацию проекта «Сетевое взаимодействие учреждений общего и дополнительного образования для организации внеурочной деятельности с учетом ФГОС», МОУДОД «Торопецкий Дом детского творчества» базируется на многолетнем опыте взаимодействия с ОУ района по созданию единого воспитательного пространства  и отработанных в самом учреждении инновационных подходах к организации образовательного процесса.

Современные педагогические технологии для реализации ФГОС:

Технология развития критического мышления учащихся

Технология проектного обучения

Технология проблемного обучения

Технология формирования универсальных учебных действий

Технология оценки достижения планируемых образовательных результатов

Содержание проекта определяется образовательными маршрутами «На пути к творчеству» и образовательными программами кружковых объединений, охватывающими основные направления воспитывающей деятельности (по выбору партнёров). А так же  программой внеурочной деятельности для обучающихся младшего школьного возраста «7 ключей» (прилагаются).

В зависимости от запросов ОУ, обучающихся и их родителей, ДДТ предоставляет возможность каждому классному коллективу 1 кл. от 2 до 5учебных часов кружковых занятий в неделю в одном, двух, трёх, четырёх кружках (см.приложение № 1) и участие ,помимо  основных мероприятий ДДТ, в  ежемесячных мероприятиях программы «7 ключей»(приложение №3).Что даёт дополнительно ещё  2 часа в месяц непосредственного участия в мероприятии и от 2 до 4 час.(в зависимости от сложности ) на внеурочную деятельность внутри школы с классным руководителем или педагогом-организатором школы на подготовку к событию. Таким образом, ДДТ за счёт своих ресурсов  способен заполнить до 50% и выше времени, отведённого ФГОС на внеурочную деятельность в начальной школе.

Диагностика интересов, желаний и потребностей учащихся

Проведение социологических опросов по изучению удовлетворенности родителей качеством предоставляемых образовательных услуг (аналитические материалы, анкеты) – продумать как это можно совместно с ОУ осуществить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Гражданское воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Вечная задача педагогики- воспитание умного, доброго, сильного и честного человека....

Развитие личностных качеств младшего школьника через внеурочную деятельность

Развитие личностных качеств младшего школьника  через внеурочную деятельность. Курс "В мире искусства" (1 класс) общекультурное направление...

Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО

В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...

Формирование экокультуры младших школьников во внеурочной деятельности на занятиях декоративно-прикладного направления.

Жизнь человека во все времена была тесно связана с жизнью природы. В настоящее время проблема взаимодействия этих двух объектов выросла в глобальную поблему. Начальные знания по этому вопросу формирую...

Формирование коммуникативной культуры младших школьников во внеурочной деятельности

Общение - связь между людьми, в ходе которой возникает психический контакт, проявляющийся в обмене информацией, взаимовлиянии, взаимопереживания, взаимопонимании. Общение направлено на установление ко...

Особенности формирования творческой личности младшего школьника во внеурочной деятельности

Главная задача начальной школы – обеспечить развитие личности ребенка. Источниками полноценного развития ребенка выступают два вида деятельностиВо-первых, любой ребенок развивается по мере освое...