Предприниматель – профессия или призвание?
план-конспект урока (10 класс) по теме

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

Учитель технологии Колташева М.В.

Учитель обществознания Асадченко О.В.

Предприниматель – профессия или призвание? 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon predprinimatel_-_professiya_ili_prizvanie.doc78 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №2

Г. Кировград Свердловская обл.

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ТЕХНОЛОГИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ В 10 КЛАССЕ

Учитель технологии Колташева М.В.

Учитель обществознания Асадченко О.В.

Предприниматель – профессия или призвание?

(актуальный диалог)

Цель: сформировать представление о предпринимательстве и знакомство с профессией предпринимателя

Задачи:

Образовательные - определить сущность предпринимательской деятельности людей; совместно найти ответы  на проблемные вопросы: кто такие предприниматели, какие качества личности необходимы предпринимателю; зачем создаются фирмы, каковы основные формы организации бизнеса.

Развивающие - развивать познавательные и творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы учащихся при сопоставлении фактов, анализе и обобщении данных. Путём организации групповой деятельности научить учащихся доказывать собственные и опровергать ошибочные мнения оппонентов, ставить и разрешать проблемы. Способствовать созданию собственных образовательных исследовательских продуктов.

Воспитательные - продолжить формирование коммуникативных и организаторских умений учащихся, умений работать в коллективе, взаимодействовать как с учителем, так и со сверстниками; воспитывать культуру диалога и обмена мнениями; воспитывать  культуру эмоций.

Тип урока: урок – диалог

Класс: 10 класс

Предварительно класс разбивается на группы, исследовавших один из вопросов.

Оборудование: презентации: «Акулы бизнеса или гении предпринимательства», «Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности»,  «Права и обязанности предпринимателя», «Отличие предпринимателя от людей других профессий»

Ход урока

Эпиграф урока (записан на доске):

«Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы    

      знаете, как в неё играть». 

Дж. Уотсон

  1. Орг.момент
  2. Мотивационный этап

           Дж. Уотсон когда-то сказал: «Бизнес – это игра, величайшая игра в мире – если вы    

      знаете, как в неё играть». 

     А кто же участники этой игры? Бесспорно, главная роль здесь отводится предпринимателям.

     Предпринимательская деятельность была и остается привлекательной для молодежи, поскольку ассоциируется с экономической свободой, возможностью самостоятельно принимать деловые решения, достичь личностного успеха и материального благосостояния. Однако на предпринимателя нельзя выучиться в вузе, и нет такой специальности – «успешный бизнесмен».

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока… (формулировка темы)

- Какие цели мы поставим перед собой? (формулировка целей)

     Как можно стать предпринимателем, любой ли человек может достичь успеха в предпринимательской деятельности? Предприниматель – это профессия или призвание?

          Давайте все вместе попробуем дать ответы на эти вопросы. Тем более что это цель    

      нашего урока.

 

  1. Информационно-деятельностный этап

Этап 1 «Ассоциации»

- Запишите в тетради понятия, присущие предпринимательству или с которыми у вас ассоциируется предпринимательство. (1 минута)

Например: Рынок, купля, продажа, магазин, покупатель, продавец, деньги, кредит, налоги, доверенность, договор, аренда, фирма, склад, прибыль, доход, убытки, банкрот, кредиторы, акции и т.п.

     После выполнения задания попросить обучающихся сформулировать определения понятиям:

  • предпринимательство
  • предприниматель

Обобщая ответы обучающихся, формулируем основные понятия:

     В современной экономической литературе четкого определения сущности предпринимательства нет.

    Согласно современному российскому законодательству предпринимательство - это самостоятельная, осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от использования имущества - продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг, лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке 

     Предприниматель — лицо, занимающееся собственным бизнесом, имеющее своё дело в целях получения прибыли или иной выгоды. Предприниматель – это тот, кто получает прибыль благодаря своим организаторским способностям.

Этап 2.

     Предпринимательство имеет давнюю историю, и изучение её само по себе интересно и полезно. Давайте послушаем сообщения 

     Знакомство с историями предпринимательских успехов (Презентация учащихся «Акулы бизнеса или гении предпринимательства»).

Этап 3. 

     Давайте рассмотрим организационно-правовые формы предпринимательской деятельности. (Презентация учащихся)

Этап 4.

     Презентация учащихся «Права и обязанности предпринимателя».

Этап 5.

     Презентация работы группы «Отличия предпринимателя от людей других профессий»

Этап 6. Работа в группах.

Вспомним правила работы группы:

  • В команде  работать  организованно;
  • свои мысли выражать кратко и чётко;
  • Быть терпимыми к мнению оппонентов;
  • Не нарушать дисциплину на уроке.

Личность предпринимателя.
     Из словаря В. Даля: «Предприниматель- это руководитель, занимающийся хозяйственной деятельностью, ориентированной на рынок, имеющий право и возможность принимать решения и стремящийся максимизировать свой доход, идущий на удовлетворение его личных потребностей и позволяющий развивать хозяйственную деятельность». 

Задание 1: Из данного определения  выделите черты личности предпринимателя.

Задание 2: Ниже приводится список определений и характеристик, почерпнутых из разных книг, посвященных предпринимательству

Способный к риску

Способный предвидеть

Общительный

Реалист

Умеющий планировать

Генератор идей

Организованный

Способный делегировать полномочия

Способный к компромиссу

Гибкий

Целеустремленный

Самоуверенный

Умеющий убеждать

Авантюрист

Энтузиаст

Безжалостный

Амбициозный

Умеющий слушать

Настойчивый

Ответственный

Энергичный

Независимый

Умеющий приспосабливаться

Хороший лидер


? Может ли человек обладать всеми этими качествами?
? Не противоречат ли друг другу некоторые характеристики?
? Может ли одно лицо одновременно быть безжалостным и общительным?
? Можно ли воспитать в себе эти качества личности?

Этап 7 Решение проблемы. Первичное закрепление. Практическое задание (работа с кейсом). 

     Вам предлагается отрывок из произведения де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Прочитайте его и ответьте на вопросы. Выстраивайте логику ответа. Не забывайте, ответ должен быть аргументированным. Используйте текст.

КЕЙС. Отрывок из произведения А. де Сент-Экзюпери «Маленький принц»

Во время своего путешествия Маленький принц попал на планету, которая принадлежала «деловому человеку».

Деловой человек был очень занят. Он считал звезды. С неохотой, оторвавшись от этого занятия, он ответил на вопросы Маленького принца. Вот какой разговор состоялся между ними:

   - Пятьсот миллионов звезд? И что же ты с ними делаешь?

   - Пятьсот один миллион шестьсот двадцать две тысячи семьсот тридцать     одна. Я человек серьезный, я люблю точность.

  - Так что же ты делаешь со всеми этими звездами?

  - Что делаю? - Да.

  - Ничего не делаю. Я ими владею.

  - Владеешь звездами? - Да.

  - Но я уже видел короля, который...

  - Короли ничем не владеют. Они только царствуют. Это совсем другое дело.

  - А для чего тебе владеть звездами?

  - Чтобы быть богатым.

  - А для чего быть богатым?

  - Чтобы покупать новые звезды, если их кто-нибудь откроет.

«Он рассуждает почти как тот пьяница», — подумал Маленький принц.

И стал спрашивать дальше:

  - А как можно владеть звездами?

  - Звезды чьи? — ворчливо спросил делец.

  - Не знаю. Ничьи.

  - Значит, мои, потому что я первый до этого додумался.

  - И этого довольно?

  - Ну конечно. Если ты найдешь алмаз, у которого нет хозяина, он твой. Если тебе первому    придет в голову какая-нибудь идея, ты берешь на нее патент: она твоя. Я владею звездами, потому что до меня никто не догадался ими владеть.

  - Вот это верно, — сказал Маленький принц. — И что же ты с ними делаешь?

  - Распоряжаюсь ими, — ответил делец. — Считаю их и пересчитываю. Это очень трудно.   Но я человек серьезный.

Однако Маленькому принцу этого было мало.

  - Если у меня есть шелковый платок, я могу повязать его вокруг шеи и унести с собой, — сказал он. — Если у меня есть цветок, я могу его сорвать и унести с собой. А ты ведь не можешь забрать звезды!

  - Нет, но я могу положить их в банк.

  - Как это?

  - А так: пишу на бумажке, сколько у меня звезд. Потом кладу эту бумажку в ящик и запираю его на ключ.

  - И все?

  - Этого довольно.

 «Забавно», — подумал Маленький принц. — И даже поэтично. Но не так уж это серьезно».

Что серьезно, а что несерьезно, — это Маленький принц понимал по-своему, совсем не так, как взрослые.

   - У меня есть цветок, — сказал он, — и я каждое утро его поливаю. У меня есть три вулкана, я каждую неделю их прочищаю. Все три прочищаю, и потухший тоже. Мало ли что может случиться. И моим вулканам, и моему цветку полезно, что я ими владею. А звездам от тебя нет никакой пользы...

       Деловой человек открыл, было, рот, но так и не нашелся, что ответить, и Маленький принц отправился дальше.

Вопросы (общие для всех групп):

  • Можно ли делового человека — героя произведения назвать работником; предпринимателем? Приведите аргументы из текста.
  • Составьте портрет современного предпринимателя.

Этап   8    Творческое задание. 

     Сейчас мы с вами попробуем подобрать штат сотрудников для фирмы «Лукоморье». Наш персонал будет представлен сказочными персонажами из стихотворения А.С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный».

Задание:  Прочитайте стихотворение А.С. Пушкина  «У лукоморья дуб зелёный …» и распределите экономические роли среди персонажей этого  стихотворения.

У лукоморья дуб зелёный;        

Златая цепь на дубе том:

И днём и ночью кот учёный

Всё ходит по цепи кругом;

Идёт направо – песнь заводит,

Налево – сказку говорит.

Там чудеса: там леший бродит,

Русалка на ветвях сидит;

Следы невиданных зверей;

Избушка там на курьих ножках

Стоит без окон, без дверей;

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег печальный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из волн выходят ясных,

И с ними дядька их морской;

Там королевич мимоходом

Пленяет грозного царя;

Там в облаках перед народом

Через леса, через моря

Колдун несёт богатыря;

В темнице там царевна тужит,

А бурый волк ей верно служит;

Там ступа с Бабою-Ягой

Идёт, бредёт сама собой;

Там царь Кощей над златом чахнет;

Там русский дух … там Русью пахнет!

 И там я был, и мёд я пил;

У моря видел дуб зелёный;

Под ним сидел, и кот учёный

Свои мне сказки говорил.

Список экономических ролей: предприниматель, менеджер отдела управления, менеджер отдела сбыта и продаж, менеджер производственного отдела, поставщик сырья, специалист по рекламе.

Можете добавить других сказочных героев и определить для них роли.

Этап 9 (запас времени)    Решение проблемы. Эвристическая беседа.

     Специалисты считают, что предприниматель, который уважает деньги, который их бережёт - сохраняет и оберегает, - это уже не предприниматель, а «скупой рыцарь».

- Вы согласны? Свои ответы аргументируйте.

4.Закрепление.

1. Вставьте пропущенные слова

КРЕДО ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ.

     Кредо предпринимательской деятельности - __________________________, поскольку предприниматель всегда действует на свой ______ и ______, и на него ложатся все последствия и ____________________ деятельности – как прибыль, так и _______________. 

     При этом предприниматель не обязательно ___________________, в первую очередь – это____________________________.
    Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в ___________ или _________________.

СЛОВА ДЛЯ СПРАВОК: арендованные, коммерческий успех, страх, убытки, риск, собственник, долг, организатор производства, результаты
.

     Кредо предпринимательской деятельности -  коммерческий успех, поскольку предприниматель всегда действует на свой страх, и  риск,  и на него ложатся все последствия и результаты деятельности – как прибыль, так и убытки
    При этом предприниматель не обязательно
собственник, в первую очередь – это организатор производства.
    Он может использовать как свои средства, так и средства, взятые в
долг  или арендованные.

2. Составить интеллект-карту «Предприниматель и предпринимательство»

  1. Самооценка работы групп.

6. Рефлексия.

  • Над какими проблемами мы работали?
  • Что понравилось на уроке?
  • Что показалось особенно интересным?
  • Как, по вашему мнению, работали на уроке ваши товарищи?
  • Кому из одноклассников вы поставили бы «5», «4» и почему?
  • Что ещё вам хотелось бы узнать?

   

Продолжите  фразу «Уходя  с  урока,  я  хочу  сказать…………….»  

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КВН ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ

Эта методическая разработка направлена на проверку знаний и привлечение интереса к предмету....

"Предприниматель - знаток своего дела"

Методическая разработка внеклассного занятия по предмету в 9 классе.Цель занятия:- закрепить навыки предпринимательской деятельности, творческого подхода к действительности, нестандартных приемов...

Интегрированный урок «Предприниматель или приобретатель?» (по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души")

Интегрированные уроки по русскому языку и литературе по поэме Н.В.Гоголя "Мёртвые души" "Предприниматель или приобретатель?" для 9 класса  рассматривает образ Чичикова с то...

Презентация "Великие предприниматели" из серии "Экономика в лицах"

Презентация "Великие предприниматели" из серии "Экономика в лицах". Материал разработан как наглядное пособие к учебному курсу В.В. Высокова  "Малый бизнес: предпринимательский всеобуч для школьн...

Классный час "Есть такая профессия - предприниматель"

Сценарий классного часа "Есть такая профессия - предприниматель"....

ПЛАН-КОНСПЕКТ КЛАССНОГО ЧАСА ДЛЯ ОБУЧАЩИХСЯ 8 КЛАССА ПО ТЕМЕ «ТАКИЕ РАЗНЫЕ ПРОФЕССИИ. ТЫ – ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬ»

Знакомство ребят с многообразием мира профессий, оказание помощи в профессиональном самоопределении. Стимулирование интереса обучающихся к профессии предприниматель и вопросам бизнеса....