Курс ОРКСЭ Модуль « Основы православной культуры » Тема урока: « Икона»
план-конспект урока по теме

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.

Это праздник глазам моим».

Иоанн Дамаскин

Цели урока: 

- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,

- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  иконописи;

- познакомить с особым «языком » иконы;

-воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков; 

- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_v_4_kl.doc153.5 КБ

Предварительный просмотр:

 Курс  ОРКСЭ

Модуль « Основы православной  культуры »

Тема урока:  « Икона»

Учитель  ОРКСЭ

Синещечкина Лариса Владимировна

Филиал МОУ «Ерышовская сош» в селе Каменка

 Каменка 2014г

«Красота и цвета образов зовут меня к молитве.

Это праздник глазам моим».

Иоанн Дамаскин

Цели урока:  

- дать представление о внутренних законах древнерусского творчества,

- познакомить  с  историей   развития   древнерусской  иконописи;

- познакомить с особым «языком » иконы;

-воздействовать на эмоции детей яркими, живыми образцами духовных и культурных традиций, которые складывались на протяжении веков;  

- развивать умение выявлять причинно-следственные связи, умение доказывать, слушать, развивать связную устную речь;

- воспитывать уважительное отношение к иконе как святыне.

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД,

ТОУУ

(технология оценивания учебных успехов)

I.Организация класса.

- Здравствуйте, дорогие ребята!

- Вы готовы к уроку?

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов.

4. Осуществлять синтез, составлять целое из частей.

5. Обобщать и классифицировать.

6. Устанавливать аналогии.

Регулятивные УУД

1. Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Осуществлять познавательную  и личностную рефлексию.

4. Прогнозировать предсто-ящую работу (составлять план).

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.

Личностные результаты

1. Определять и высказывать самые простые, общие для всех людей правила.

2. Ориентироваться в нравственном содержании и смысле своих и чужих поступков.

II. Актуализация знаний.

(Приложение 1)

 1  2  3  4  5 1 1 3

- Отгадайте кроссворд. (Слайд 3)

  1. Священная книга христиан. (Библия)
  2. Его устанавливают на Куполах храмов, носят на груди.    

    (Крест)

  1. Как называется обращение к Богу? (Молитва)
  2. Книги, написанные апостолами. (Евангелие)
  3. Место в храме, куда нет общего доступа. (Алтарь)

-Какое слово получилось по вертикали? (Икона) (Слайд 4)

- Вы догадались, какая тема будет сегодня на уроке?

-У кого из вас дома есть иконы?

Самое видное место в доме называется красный угол. (Слайд 5) В нем находятся иконы, а перед ними лампада (или свечка) – символ света и живого огня, освящающего лик святой иконы.

-А кто изображается на иконах?(боженька, святые, Иисус Христос)

-Правильно. Спаситель, Божья Матерь, святые, события Священной истории. Самое красивое место в храме – иконостас.

III. Создание проблемной ситуации, формулирование проблемы.

  1 3 4 2 1

 -А как создавались иконы, почему они  так ценятся в наше время? (затрудняются ответить)

- Хотите узнать об этом более подробно?

-Сегодня на уроке мы совершим путешествие в историю.

- А что именно вы хотели бы узнать об иконах? (как появились первые иконы, чем отличаются от обыкновенных картинок, какие бывают иконы)

- Значит,  наше путешествие будет проходить по маршрутам: (Слайд 6)

1. История русской иконописи.

2. Отличие иконы от картины.

3. Какие бываю иконы.

4. Иконы нашего села (мини-презентации)

5. Икона в жизни моей семьи (сообщение с  мини-проекта)

- Какова цель нашего путешествия? (Узнать о том, когда появились иконы, каковы их особенности,  как и почему относятся к иконе православные люди; будем учиться «читать» икону.)

-  Посмотрите на экран. Что вы можете сказать о представленных   изображениях? (Слайд 7)

(икона, портрет, фотография)

- Кто из вас сможет соотнести правильно изображение с надписью?

- Как вы думаете, есть ли отличия  между иконой и обычной картиной?

(ответы детей)

Попробуем разобраться подробнее.

IV. Решение проблемы, открытие новых знаний.

    1  2  3  4  5  6 3 1 3 1 2 

1). История русской иконописи.

- Когда входишь в храм, на тебя строго и очень доброжелательно смотрят лики святых. Это иконы.

- А что такое икона?

В толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова сказано:

« Икона – это живописное изображение Бога или святых, являющееся предметом почитания у христиан». (Слайд 8)

Слово «икона» пришло к нам из греческого языка: eikon в прямом переводе обозначает образ, подобие. Следовательно, икона изображает Бога, или святого, или эпизод из библейского Писания. Отсюда иконопись – отрасль религиозной живописи, писание икон. (Слайд 9)

Первыми, кто принёс христианскую веру на Русь, были братья  преподобный Кирилл и святой Мефодий. Они переводили с греческого на славянский язык богослужебную литературу, а Мефодий к тому же был и иконописцем. Он  написал такие иконы, как «Второе пришествие Христово», «Страшный суд с Геенной» и другие.

Первым иконописцем считается апостол и евангелист Лука, и после него было бесчисленное множество изографов среди святых мужей и отцов Церкви. В России наиболее из них известны преп. Андрей (Рублев), Даниил Черный, Дионисий, Феофан Грек. В Киево-Печерской Лавре подвизался известный иконописец преп. Алипий. Их жития свидетельствуют о трепетном и благоговейном почитании святых образов. (Слайд 10)

2). Отличия  иконы от картины.

- Что же такое икона? Чем отличается икона от картины?

(Икона - это изображение Бога, Богоматери, святых.Изображение христианских праздников.)

- Что такое картина?(Изображение предметов, людей, событий.)

-Сравним Икону  Божьей Матери "Одигитрия"  и картину Леонардо да Винчи "Мадонна Бенуа" (Слайд 11).И там, и там один и тот же сюжет. Младенец Христос на руках Богородицы. И если мы посмотрим на картину Леонардо "Мадонна с цветком", и мысленно уберём нимбы, то увидим перед собою кого?(Обычную молодую маму с ребёнком на руках). Такая могла жить в Италии в Эпоху Возрождения. Нам на это указывает причёска, костюм, окружающие детали. Младенец на её руках обычный пухленький малыш, который заигрался с цветком. Мама ребёнком любуется, умиляется, т.е. изображена обычная тихая семейная сцена. На картине изображение реалистично, т.е. всё изображается так, как мы видим в действительности. Смотрим на икону Божьей Матери. Здесь мы видим нечто иное. Передано какое-то неземное спокойствие, огромное достоинство. Написаны не просто лица, а святые лики - изменённые и преображённые. Мы не можем сказать, что перед нами обычная женщина. Взгляд Младенца совсем не детский, а очень мудрый, серьёзный, так как перед нами не просто ребёнок, а перед нами Бог, который пришёл в этот мир, чтобы взять на себя все грехи человечества. Богородица указывает рукой на Младенца, как на истинный Путь ко спасению.

-Художник всегда изображает так, как он видит? Может ли художник на картине приукрасить?  (мнение детей)

Может, а значит картина – это художественный образ.

- Можно ли сказать, что икона это образ?  (мнение детей)

Икона - это не картина, икона - это святой образ.

- Икона сама по себе сложный символ, в котором каждая деталь, каждый штрих, каждый жест, даже цветовая гамма исполнена особого назначения. Как нельзя менять ни одного слова в Библии, так же нельзя произвольно толковать и изображать ее сюжеты.  Итак, первое отличие иконы от картины – это соблюдение канона, поэтому все иконы, написанные на один сюжет, легко узнаваемы. Канон – система правил создания изображений. В канон входят правила о технике написания икон (используется доска), о пропорциях фигур (пропорции человеческого тела сознательно нарушаются: фигуры устремляются вверх, становятся выше, тоньше; всё тело, кроме лица и рук, скрывается под складками одежды), овал лица удлиняется, лоб пишется высоким, нос и рот – мелкими, глаза – большими; внешность всех святых, одежда, в которой их следует писать, строго определены (иконография Богоматери, иконография Христа). (Слайд 12) Когда иконописец приступает к работе над иконой, он не должен придумывать цвет одежды святого, черты его лица или внешний вид. Существуют специальные книги, которые называются иконописными подлинниками. В них очень точно приведён схематический рисунок с характерными для каждого святого чертами, внешним видом, красками и цветом одежды. И художники – иконописцы не имели права отступатьот этих подлинников.

3). Какие бывают иконы.

- Православная традиция иконописи оставила нам множество школ и техник, а также множество видов икон.

Образы  Иисуса Христа и Пресвятой Богородицы занимают первостепенное место в православной иконографии.Во все времена, в любом доме и избе, их  можно было увидеть в «красном» углу. Красный – значит красивый, прекрасный. Красный угол – самый видный в доме, в комнате; поэтому именно там стояли иконы. Существует множество образов Божьей Матери и Спасителя. Для каждой местности, как и для каждого человека, есть свой, наиболее любимый и почитаемый. (Слайд 13)

Праздничные иконы

Праздничные иконы пишутся прежде всего на сюжеты священной истории - прежде всего Воскресения Христова и Двунадесятых Праздников, Страстной недели и другие.

Образы святых

Житийные икон, изображающие житие и чудеса того или иного святого. Именные иконы, изображающие святого, в честь которого человек нарекается при Святом Крещении. Иконы святых, покровительствующих учебе, воинской службе, различным видам трудовой деятельности. Иконы святых, к помощи которых обращаются при различных болезнях и других житейских надобностях.

4). Иконы нашего села (мини-презентации) (Приложение 2)

- Жители нашего села почитают традиции наших предков и бережно хранят иконы своих бабушек. Ребята подготовили мини- презентацию по данной теме.

5). Икона в жизни моей семьи.( сообщения с  мини -проекта)

- А сейчас мы послушаем сообщение с мини-проекта «Икона в жизни моей семьи». Сулейманов Артем рассказал об иконе Казанской Божьей Матери.

-  Эта икона перешла от прабабушки  моей мамы Кзязевой Александры Максимовны. Как она появилась у нее в семье -  никто не помнит. Мой дедушка рассказал, что Казанская икона Божией Матери – чудотворная. Она есть практически в каждом доме. За помощью к ней обращались не только простые люди, но и князья, цари. Народная заступница, она помогала победить врагов, освободить страну от захватчиков. Любой человек, который попал в беду или испытывает какие-либо затруднения в работе или личной жизни, может получить помощь по молитве перед чудотворным образом.

В нашем селе в 1894 году была построена однопрестольная деревянная церковь во имя  святой мученицы царицы Александры, которую открыли  в день празднования казанской Божией Матери  4 ноября и теперь этот праздник считается престольным в нашем селе и празднуется 3 дня. 

V. Выполнение продуктивных заданий по теме.

 3 1 41 2

Задание. «Разложите репродукции по конвертам. В один конверт положите репродукции картин, в другой – репродукции икон. Подготовьте свои аргументы. (Работа в группах.)

VI. Итог урока. Рефлексия.

2 3 1

- Как называли человека, который писал иконы?

- Где вы можете встретить иконы?

- С какой же целью пишется икона?

 Я прочту вам притчу, но в ней нет самого последнего слова. Какое же это слово. ( Слад 14)

Косились в музее картины на икону и ничего не понимали: 
- И зачем ее среди нас повесили? Ни ярких красок, ни красоты движения, ни живости изображения! Верно, черный квадрат? 
        Но черный квадрат ничего не отвечал. За молчанием он скрывал свою полную пустоту и поэтому слыл самым мудрым и даже таинственным. К тому же, благодаря своей цене, он был очень богат, и поэтому еще более уважаем. 
        Сама же икона была очень огорчена. И совсем не этими пересудами в свой адрес. А тем, что люди шли мимо и просто смотрели на нее.        

- А она ведь была создана не для того, чтобы на нее смотрели, а чтобы перед нею – ……(молились!)

VII. Домашнее задание.

-Ребята, вместе с родителями, разгадайте дома кроссворд по теме «Икона». (Слайд 15)

 - Спасибо, за работу на уроке. (Слад 16)

Литература.

  1. Аромштам М. В мире иконы // ИД «Первое сентября». Дошкольное образование.- 2009.- № 7.
  2. Воскресенский собор и храмы Романова-Борисоглебска. Изд-во «Отчий дом», 2005.
  3. Евич И.В. Христианское искусство. Иконы, фрески. // Начальная школа. – 2010. - № 8.
  4. Кураев А. Икона // Я – сам! Я – сама! – 1996. - № 6
  5. Кураев А. Основы православной культуры. М., 2010
  6. Русская икона. Специальный выпуск.// ИД «Первое сентября». Искусство.- 2009.- №5.
  7. Священник Михаил Малеев.Юным о русской иконописи.М., Приход Храма Покрова Пресвятой Богородицы в Братцеве., 2001.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебное пособие к курсу "Основы религии". Ранние критские иконы Эль Греко 60-х годов XVI века.

В последнее время много пишут и говорят о введении в средней школе курса, посвященного основам религиозных учений. При этом единой точки зрения на сам этот курс нет. Некоторые понима...

урок "Икона"

урок  проводился  в  4  классе  по  теме "Икона!...

урок "Икона"

урок  проводился  в  4  классе  по  теме "Икона!...

Классный час на тему: «Первые иконы и первые храмы Древней Руси»

Цель нашего мероприятия - воспитание интереса к православной культуре.Учащиеся познакомятся со святынями – иконами и храмами православного мира.Основной задачей является воспитание у ребят ценностного...

Презентация по ИЗО на тему " Православная икона"

По церковному преданию самой первой иконой является "Нерукотворный образ Христа" (Спас Нерукотворный). В нем (предании) говорится о том, что страдавший страшной болезнью - проказой, правитель города Э...

План – конспект урока по образовательной области «Технология» на основе ФГОС. Тема урока: "Разметка и строгание заготовок из древесины".

Цель: 1.Ознакомить  учащихся с правилами организации рабочего места и инструментами для ручной обработки древесины.          2. Способство...

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"

Разработка урока по ОРКСЭ. Модули: Основы мировых религиозных культур; Основы православной культуры; Основы светской этики. Тема урока: Культура и религия"Программа для общеобразовательных учрежд...