Урок внеклассного чтения «Начало всех начал» по сказкам А.С. Пушкина. (5 класс)
классный час (5 класс) на тему

Мамончикова Елена Борисовна

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С.                         Пушкина;

             прививать любовь к чтению;

             способствовать развитию речи, логического мышления;

             воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе     в группе.

Тип урока : урок систематизации и закрепления знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».

 Вид урока: урок-игра.

 Знать : сказки А.С. Пушкина.

 Уметь: применять имеющиеся знания на практике.

  Оборудование: портрет А.С. Пушкина, рисунки-иллюстрации учащихся к сказкам А.С. Пушкина.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pushkin.docx21.07 КБ

Предварительный просмотр:

5 класс

Урок внеклассного чтения «Начало всех начал»

по сказкам А.С. Пушкина.

Цель: систематизировать знания учащихся о прочитанных сказках А.С.                         Пушкина;

             прививать любовь к чтению;

             способствовать развитию речи, логического мышления;

             воспитывать чувство коллективизма и сотрудничества при работе     в группе.

Тип урока : урок систематизации и закрепления знаний учащихся по теме «Сказки А.С. Пушкина».

 Вид урока: урок-игра.

 Знать : сказки А.С. Пушкина.

 Уметь: применять имеющиеся знания на практике.

  Оборудование: портрет А.С. Пушкина, рисунки-иллюстрации учащихся к сказкам А.С. Пушкина.

                                       Ход урока.

1.Вступительное слово учителя.

С раннего детства каждый из нас знает и любит сказки А.С. Пушкина.Это удивительный мир фантазии, добра, красоты, поэзии, изящного юмора и бесконечно богатого русского слова. Иначе и не могло быть.

 В августе 1824 года Александр II отправляет поэта в Михайловское за то, что «наводнил всю Россию возмутительными стихами». А.С. Пушкин ,который всегда проявлял к народному творчеству неподдельный интерес, будучи в Михайловском, окунулся в живую русскую речь, с удовольствием слушал сказки и песни няни, других простых людей, делал записи. Из множества сказок поэт сделал конспект семи, из были волшебные.На основе этих записей великий поэт и создавал свои сказки. Им мы и посвящаем наш урок. Начнем с разминки. Ваша задача—вспомнить и вставить нужное слово:

1. Темной ночки Елисей                                    

    Дождался в тоске своей,

    Только ……….показался

    Он за ним с мольбой погнался.

2. А ткачиха с поварихой

   С сватьей бабой Бабарихой

   Допьяна гонца поят

   И в суму его пустую

   Суют ……..другую.

3.И к царевне наливное,

   Молодое, золотое

   Прямо ………летит…

4. Воротился старик ко старухе.

   Что ж он видит? Высокий …….

5.Только вымолвить успела,

   Дверь тихонько заскрипела,

   И в светлицу входит …….

6. Бедненький бес

    Под …….. подлез.

7. ………..поет

   Да орешки все грызет.

8. Жил-был …….

   Толоконный лоб.

   Пошел ……. по базару

   Посмотреть кой-какого товару.

9. В тридесятом государстве

 Жил-был славный царь ……

   Смолоду был грозен он.

10   ……… мой золотой

    Будет верный сторож твой!

11. Но с крылечка лишь сошла,

   Пес ей под ноги –и лает,

   И к ……….. не пускает.

12. Тут он в точку уменьшился,

      ………… оборотился,

      Полетел и запищал,

      Судно на море догнал.

 

 

I тур.

I. Какое произведение Пушкина так начинается: «У Лукоморья дуб зеленый…?»

Ответы: 1. «О царе Салтане»

              2. «О мертвой царевне и семи богатырях»

              3. «О рыбаке и рыбке»

              4. «Руслан и Людмила»

II. О ком идет речь:

«И кого не спросит он,

Всем вопрос его мудрен.

Кто в глаза ему смеется,

Кто скорее отвернется»

Ответы:  1. О князе Гвидоне

               2. О царе Дадоне

               3. О королевиче Елисее

III. Какой царь забыл про смерть своих детей при виде красавицы-царицы?

Ответы: 1. Царь Салтан

              2. Царь Дадон

IV. Из какой сказки следующие строки?

«Царь с царицею простился,

В путь-дорогу снарядился,

И царица у окна

Села ждать его одна»

Ответы: 1. «Сказка о царе Салтане»

              2. «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

II тур

I. От чего умерла мачеха в сказке «О мертвой царевне и семи богатырях»?

Ответы: 1. от злости

              2. от болезни

              3. от тоски («Тут тоска ее взяла и царевна умерла»)

II. Назовите кличку собаки семи богатырей

Ответы: 1. Соколка

              2. Дружок

              3. Жучка

III. Чем угощали царевну семь богатырей?

Ответы: 1. пирожком

              2. кашей

              3. рюмкой вина

IV. Сколько лет рыбачил старик в «Сказке о рыбаке и рыбке»?

Ответы: 1. 30 лет

              2. 3 года

              3. 30 лет и 3 года

III тур

I. Сколько времени старуха была царицей?

Ответы: 1. 2 дня

              2. 2 недели («Вот неделя, другая проходит..»)

              3. 2 месяца

II. О ком эти строки?

«Ум у бабы догадлив,

На всякие хитрости податлив.

Говорит: «Знаю средство,

Как удалить такое бедство».

Ответы: 1. старуха из сказки «О рыбаке и рыбке»

              2. попадья из сказки «О попе и его работнике Балде»

III. За какую плату согласился работать Балда у попа?

Ответы: 1. за 100 рублей

              2. за мешок золота

              3. за 3 щелчка по лбу

IV. Когда договаривались о питании, Балда сказал попу: « Есть же мне давай вареную полбу». Что такое полба?

Ответы: 1. каша из пшеницы (особый вид пшеницы)

              2. вареная картошка

              3. особый хлеб

IV тур

I. Любимое время года Пушкина?

Ответы: 1. зима

              2. весна

              3. лето

              4. осень

II. Любимые предметы Пушкина?

Ответы: 1. арифметика

              2. грамматика

              3. литература

III. Где учился Пушкин?

Ответы: 1. В школе

              2. В гимназии

              3. В лицее

IV. Загородные именья, где жил и отдыхал Пушкин? (Какое лишнее)

Ответы: 1. Ясная Поляна

              2. Михайловское

              3. Захарово

              4. Тригорское

Дополнительно

I. Сколько раз старик ходил к рыбке с просьбами?

Ответы: 1. 44 раза

              2. 3 раза

              3. 5 раз

              4. 4 раза

II. Сколько лет черти не платили оброка?

Ответы: 1. 1 год

              2. 3 года («Лучше б ненадобно дохода,

                               Да есть у них недоимки за три года»)

              3. 10 лет

IV . Подведение итогов игры.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация в уроку внеклассного чтения "Сходства и отличия народной сказки и авторской на примере сказа П.Бажова"Серебряное копытце"

В презентации представлены иллюстрированные этапы урока: повторение жанров УНТ; подготовка к восприятию-знакомство с биографией П.Бажова; работа над содержанием текста; работа с иллюстрациями; сравнен...

Урок внеклассного чтения."Никого в жизни нет, и не будет родней". 8 класс

Тема:"Никого в жизни нет, и не будет родней..." . 8 класс. К.Г. Паустовкий "Телеграмма "...

Урок внеклассного чтения по повести А.Гайдара "Тимур и его команда" 5 класс

Задачи урока:образовательные - научить выделять главное в тексте, анализировать прочитанное, делать выводы, понимать внутренний мир героев, их поступки;развивающие – научить учащихся формулировать воп...

Методическая разработка урока внеклассного чтения «Что за прелесть эти сказки…» ( по сказкам А.С.Пушкина)

Показать  учащимся (на примере сказок А. Пушкина) прелесть чтения, научить их любить книгу для того, чтобы через литературу они воспринимали "разумное, доброе, вечное"....

Урок внеклассного чтения «На холме был подвижный старик» (лимерики Эдварда Лира). 5 класс.

Тип урока – мастерская. В системе уроков внеклассного чтения урок второй, первый по творчеству Д.Хармса. Конспетк победил в номинация – «Книги туманного Альбиона» на облас...

«Прошлое – родина души человека» ( Урок внеклассного чтения по рассказу В.Г.Распутина «Тетка Улита» в 6 классе. Материал рассчитан на 2 часа )

УВЧ поможет познакомить учащихся с жизнью и творчеством В.Г.Распутина; с прозой писателя; провести детальный анализ художественного текста, опираясь на задания и вопросы; способствует формирован...

УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ ПО ПОВЕСТИ В.КОНДРАТЬЕВА «САШКА» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 10-11 КЛАССОВ «ЧЕЛОВЕК НА ВОЙНЕ»

Знакомство учащихся с творчеством и судьбой писателя; выявление специфики изображения войны и характера рядового бойца в повести; доказательство главной мысли писателя: даже в нечеловеческих усло...