Формирование позитивного мышления обучающихся воспитанников учреждений интернатного типа. (реферат)
статья на тему

Татаринцева Ирина Владимировна

Позитивное мышление – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Мыслить позитивно – значит ожидать счастья, верить в удачное разрешение всех вопросов. Позитивные мысли, слова и образы являются помощниками человека в достижении успеха. В позитивном мышлении сосредоточен большой потенциал, который помогает в борьбе с унынием, апатией, усталостью и неудачами.

         Ежедневно человек испытывает и осмысливает различные чувства и эмоции. Они не проходят бесследно, а оказывают влияние на организм. Замечено, что мысли, имеющие негативную окраску, снижают работоспособность, а при перемене настроения меняется химический состав крови. Работа организма начинает затормаживаться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon pozitivnoe_myshlenie.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

 

Формирование позитивного мышления обучающихся воспитанников учреждений интернатного типа.

(реферат)

                                                                   Выполнила:    

                                             

                                             Татаринцева Ирина Владимировна

                                             учитель географии и истории,

                                             

        

Позитивное мышление – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Мыслить позитивно – значит ожидать счастья, верить в удачное разрешение всех вопросов. Позитивные мысли, слова и образы являются помощниками человека в достижении успеха. В позитивном мышлении сосредоточен большой потенциал, который помогает в борьбе с унынием, апатией, усталостью и неудачами.

        Ежедневно человек испытывает и осмысливает различные чувства и эмоции. Они не проходят бесследно, а оказывают влияние на организм. Замечено, что мысли, имеющие негативную окраску, снижают работоспособность, а при перемене настроения меняется химический состав крови. Работа организма начинает затормаживаться.

        Чаще всего люди думают, что для того, чтобы быть счастливым и радостным, нужно сначала решить все свои проблемы. И пытаются это делать, находясь в депрессивном состоянии. На самом деле, проблемы легче решаются в состоянии позитива и положительных эмоций.

        Для переноса сознания в зону радостных и светлых мыслей можно использовать любые положительные утверждения (аффирмации). Например: «Всё идёт хорошо», «Всё закончится наилучшим образом», «Всё к лучшему»… Впоследствии, нужно продолжать в повседневной жизни следить за своими мыслями. Основной принцип позитивного мышления заключается в том, чтобы перенести внимание с негативных аспектов жизни на позитив. Для этого нужно выбирать из окружающего мира и подмечать всё хорошее,  видеть в людях и в окружающем мире все их лучшие, высшие, светлые черты.

        Принципы формирования позитивного мышления содержат три основных направления:

        Позитивные утверждения — «аффирмации».

        Позитивный настрой — вера, что все получится.

        Позитивное мышление — умение оптимистично смотреть на мир.

А теперь о каждом из них в отдельности:

       Позитивные утверждения или аффирмации — убеждающие высказывания с акцентом на то, что человек желает иметь (способности, умения, качества и отношения). И строятся они с опорой на будущее время. Базовая аффирмация звучит так: «С каждым днем, мне становится  все лучше и лучше».

           Позитивный настрой — это внутреннее ощущение или вера, что у нас получится, что мы сможем. Ключевыми фразами в таком мышлении являются: «Я смогу», «Я достоин», «У меня получится», «У меня выйдет», «Я сделаю» и девизом жизни людей с позитивным настроем является лозунг: «Если не я, то кто же?»

       И, собственно, позитивное мышление. Что это такое? Это высказывания и мышление, основанное на описании событий или процессов в позитивном ключе.

      Есть известный пример о полупустом и наполовину полном стакане. Оптимист воспринимает стакан наполовину наполненный — как наполовину полный, а пессимист — наполовину пустой. Стакан-то от этого никак не изменился. Но один человек от такого восприятия жизни чаще радуется, а другой от этого огорчается. Получается, мы сами выбираем, как мы реагируем на то или иное событие в нашей жизни.

           Позитивное мышление – главная составляющая успеха и личностного роста, способность человеческого ума концентрироваться на положительных мыслях в любой сложившейся ситуации

      Человек, обладающий позитивным мышлением, стремится не игнорировать существующую проблему, а взглянуть на неё под другим углом, основываясь на вере в собственные силы. Этим он в корне отличается от негативно настроенного человека, не верящего в самого себя.

        В ряде случаев, в детском возрасте происходит формирование негативного мышления, как противоположности позитивному. Негативизм  при этом не имеет объективных причин для возникновения. Дети быстро привыкают, что если расстроиться, то тебя будут утешать, если бояться – тебя поддержат, если опустить руки – будут подбадривать. Жалобы ребёнка привлекают к нему внимание. Рядом с заботливыми взрослыми негатив выгоден. По мере взросления, негативное восприятие окружающего мира, формировавшееся изначально, как плохая привычка закрепляется в характере человека и отравляет ему жизнь.

       Дети в связи со свойственной им незрелостью эмоционально-волевой сферы отличаются  своеобразием поведения и личностных особенностей.

        Неразвитость мышления, слабость усвоения общих понятий и закономерностей влияют на то, что дети сравнительно поздно начинают разбираться в вопросах общественного устройства. Их представления о том, что хорошо, а что плохо, носят поверхностный характер. Нарушения эмоционально-волевой сферы и поведения проявляются в слабости волевых установок, эмоциональной неустойчивости, импульсивности, аффективной возбудимости, двигательной расторможенности либо, наоборот, вялости, апатичности.

        Такие дети, зачастую, неадекватно оценивают свои действия, способности и возможности. Самооценка одних бывает сильно завышена, а другие наоборот – не верят в свои силы и даже не пытаются прилагать усилия для самосовершенствования, реализации жизненных устремлений. Они заранее уверены, что ничего не получится.  Поэтому, в работе с детьми данной категории, формирование позитивного жизненного настроя приобретает особое значение.

        

        Учитывая специфику воспитанников интернатных учреждений, необходимо помочь им изменить негативное отношение к себе и окружающему миру, выработать уверенность, стремление к успеху. Способность к рефлексии, умение оценивать и владеть своими чувствами.

        Для успешной социализации воспитанников интернатных учреждений, у них должны быть сформированы качества, противодействующие возможным травмирующим воздействиям окружающего мира и способствующие успешному осуществлению жизненных планов:

- активность;

- упорство, стремление к достижению поставленных целей;

- готовность к поиску новых способов отношений с другими людьми, окружающим миром;

- нацеленность на преодоление жизненных проблем;

- эмоциональная и интеллектуальная независимость;

- включенность в настоящее;

- уверенность в себе, готовность к самостоятельному жизненному выбору;

- оптимизм, способность получать удовольствие от жизни, радоваться, быть счастливым.

        Повышение уверенности воспитанника в себе невозможно без:

а) позитивного отношения ребенка к своему "Я";

б) умения правильно оценить и охарактеризовать особенности своей внешности, характера, способностей;

 в) умения выделять свои достоинства.

        Задача педагога     при этом «возвысить» личность  ребёнка, чтобы помочь ему подняться над своими страхами и бедами.   

        Целью работы педагога в данном случае является наиболее полное развитие у ребёнка с ограниченными возможностями здоровья духовных и физических сил, положительные изменения в восприятии собственного «Я» и окружающей действительности.

         Формированию позитивного мышления обучающихся воспитанников интернатных учреждений способствует реализация личностного подхода, основанная на принципах, предписывающих педагогу:

 - Видеть в каждом ребёнке уникальную личность, уважать ее, понимать, принимать, верить в нее.

- Создавать такую обстановку ученья, общения и труда, при которой, каждый воспитанник чувствовал бы себя личностью, ощущал бы внимание лично к нему.

- Исключить принуждение, а также всякое выделение недостатков ребенка. Понимать причины детского незнания и неправильного поведения и устранять их, не нанося ущерба личному достоинству ребенка.

- Несмотря на то, что любить и уважать «трудных» сложнее, чем хороших детей, нужно помнить, что любовь и забота нужны им больше, т.к. они, как правило, обделены этими эмоциями.

  - Организовать атмосферу успеха. Помогать детям учиться «победно», обретать уверенность в своих силах и способностях.

- Не скупиться на поощрение и похвалу всех хороших сторон и социально ценных поступков.

 - Учить воспитанника видеть личность, как в самом себе, так и в каждом из окружающих; развивать сознание в причастности к своему коллективу и к социальному целому.

        Процесс социальной реабилитации воспитанников с ограниченными возможностями здоровья протекает в различных видах деятельности (учебной, игровой, трудовой, творческой и т. д.). Она обеспечивает познание ребёнком окружающего мира, порождает новые потребности, активизирует волю, является важнейшим источником овладения опытом межличностных отношений, правил поведения. Раскрывая весь положительный потенциал личности воспитанника, педагог способствует формированию уверенности в себе, позитивному отношению ребёнка к себе и людям.

Список литературы.

1. А.Н. Леонтьев.  Потребности, мотивы и эмоции. – Москва, 1971 г.

2. Е.И. Рогов. Эмоции и воля. – Москва, Владос, 2001 г.

3.    Краткий    психологический    словарь.    Под    общей    редакцией   А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. – Москва, Издательство политической литературы, 1985 г.

4. Р.С. Немов. Психология. Общие основы  психологии.  –  Москва,  Владос, ИМПЭ им. А.С. Грибоедова, 2002 г.

5. Кэррол Е.  Изард.  Эмоции  человека.  Пер.  с  английского  –  Москва, Издательство Московского Университета, 1980 г.

6. Общение и оптимизация совместной деятельности. Под ред. Андреевой  Г.М. и Яноушека Я. М., МГУ, 1987.

7. Рейковский Ян. Эмоции и познавательные процессы — избирательное    влияние эмоций. 1979 Библиотека РГИУ http://www.vusnet.ru/biblio/

8. Аксеенко Т.Н. Педагогические условия социализации воспитанника школы-интерната. Пенза, 2002.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках естествознания для формирования ключевых компетенций обучающихся, воспитанников

Слайд 1. Все, что сейчас происходит в обществе, как в зеркале отражается в школе. Какой должна быть школа, образование, учитель? каким должно быть образование?Современный урок невозможен без использов...

Формирование профессиональных намерений обучающихся, воспитанников с целью адекватного выбора жизненного пути.

На примере работы проекта "Время выбирать профессию" поднята проблема проориентации подростков с ОВЗ....

«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»

Статья к методическому объеденению воспитателей интерната....

2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников (в зависимости от специфики учреждения)

2.2. Качественные результаты деятельности педагогического работника в области социализации* и/или формирования жизненных компетенций** обучающихся/воспитанников(в зависимости от специфики учреждения)...

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗО КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОГО МЫШЛЕНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССОВ

В данной статье обозначена проблема формирования инженерного мышления у обучающихся, получающих общее и среднее образование. Рассматриваются особенности организации проектной деятельности на уроках из...

Геймификация – как метод формирования позитивной мотивации обучающихся

Геймифика́ция (от англ. слова gamification) – это процесс использования игрового мышления и динамики игр для вовлечения аудитории и решения задач.Геймификация — это различное применение по...