«Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»
статья по теме

Медведева Ирина Сергеевна

Статья к методическому объеденению воспитателей интерната.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическое объединение воспитателей

Тема: «Создание условий для успешной социализации воспитанников учреждений интернатного типа»

Мы с вами знаем, что  очень часто воспитанники детских домов и интернатов выходя за порог своих учреждений,  с трудом социализируются во взрослой жизни.  И зачастую сформировавшаяся в школьные годы роль сироты  удерживает наших выпускников в инфантильно иждивенческой позиции.  Иными словами, воспитанники  интернатов, выходя за его порог, умеют «быть сиротой», т.е. надеяться на покровительство, обладают вычурной беспомощностью, не подозревая о том, что можно опереться на собственные внутренние ресурсы.  Социальная дезадаптация детей-сирот является наиболее  тяжелым вариантом и, как правило, включает предшествующую семейную и школьную дезадаптацию.  К подростковому и юношескому возрасту, она определяется во многом сформировавшимися депривационными личностными нарушениями, а не органическими или психическими расстройствами. При отсутствии родительской поддержки, слабо сформированная, конформная (тяготеющая к групповому самосознанию)  Я-концепция подростка-выпускника детского дома, приводит к тому, что в новой постинтернатной жизненной ситуации он постоянно проявляет социальную и психологическую беспомощность. У подростков-сирот более значительно, чем у их сверстников, имеющих семьи, повышена чувствительность к неблагоприятному воздействию социальной среды, давлению асоциальных, в том числе наркотизирующихся группировок несовершеннолетних и предприимчивых взрослых. Для их социальной дезадаптации   характерны такие деструктивные формы, как бродяжничество; ранняя алкоголизация и токсикоманическое поведение; раннее начало половой жизни и связанные с этим формы сексуально-девиантного поведения, ранние беременности и материнство с отказами от детей, с жестоким обращением с детьми.

Как мы знаем, под социализацией понимают процесс становления человека в системе социальных отношений.

Человек становится полноценным членом общества, когда он усваивает социальные нормы и культурные ценности общества вместе с тем проявляет собственную активность, к саморазвитию, самореализации в обществе, то есть не только адаптируется к обществу, но и активно участвует в процессе социализации, влияет на самого себя и свои жизненные обстоятельства.

В процессе социализации формируется личность, которая определяется тем, какое место занимает человек в системе социальных отношений: дружеских, любовных, семейных, производственных, политических и т. д.

У ребенка, который воспитывается вне семьи, формируется ложное представление о своей социальной роли «роли сироты» и эта роль реализуется им  в течение всей его жизни.

Причины возникновения трудностей вхождения ребенка в систему социальных отношений

  • они связаны с неадекватным восприятием детьми-сиротами тех требований, которые предъявляет окружающий социум;
  • воспитанник воспринимает складывающиеся отношения между детьми и взрослыми в воспитательном учреждении, как эталонные, при этом в качестве такого эталона выступает особое положение детей-сирот в обществе, что создает трудности для адекватного социального развития;
  • главной ценностью они считают силу человека, которая способна его защитить.

Социальное самоопределение ребенка зависит от реализации двух важнейших условий.

Первым из них является обеспечение включенности детей-сирот в реальные социальные, отношения (что очень трудно сделать потому, что в интернате эти  роли сводятся максимум к трем четырем: я воспитанник, я ученик, я друг, я одногруппник).

Вторым условием является самореализация детей в процессе социального взаимодействия. Осознанности каждым, ребенком своего «Я»; наличие четких и ясных перспектив ближних и дальних в той деятельности, в которую ребенок включается, и которую он планирует в будущем. (Именно отсутствие планов и перспектив  мы зачастую отмечаем в беседах с нашими детьми).

  Три сферы, в которых происходит процесс становления личности:

  • деятельность
  • общение
  • самосознание

1)  в деятельности — у человека развиваются задатки и способности, и происходит их реализация.

2)  в общении, которое возникает во всех сферах жизнедеятельности, развиваются коммуникативные способности, способности взаимодействия с окружающими

3) в самосознании, сознании и понимании самого себя, в развитии правильной самооценки, что означает «адекватное мнение и суждение человека о самом себе, о своих качествах, достоинстве и недостатках, деятельных способностях, потенциальных возможностях, а также о своем месте и роли среди других людей.

На основе этого не трудно сделать вывод, что задачами нашей воспитательной работы являются:

  1. Развитие у детей задатков и способностей, и создание условий для их реализация.

Которые формируются: в  досугово-развлекательной деятельности (досуговое общение), в художественном творчестве, в социальном творчестве (социально преобразующая добровольческая деятельность), в техническом творчестве,  в трудовой (производственной) деятельности,  в спортивно-оздоровительная деятельности,  в туристско-краеведческой  деятельности.

  1. Развитие коммуникативных способностей, способности успешно взаимодействовать с окружающими.

Которое заключается:  в формировании  адекватных эмоционально-поведенческих реакций,   навыков  общения с разными людьми,  способности  ориентироваться  в окружающем мире и адекватно воспринимать его,  умения соблюдать очередность в разговоре, умения применять навыки общения в повседневной жизни.

         3.Развитие самосознания,  понимания самого себя, и в развитие у ребенка правильной самооценки.

Заключается: в  способности ребенка познавать себя, в способности к самоопределению, в устойчивости к неблагоприятным социальным воздействиям (автономности), в сохранении своих индивидуальных качеств, в сформированности жизненных  установок и ценностей, в собственной социальной активности.

4.Формирование социально-бытовых навыков Развитие умения заботиться о себе.

Вроде бы задачи весьма понятны и всем нам известны. Однако мы с вами знаем,  насколько тяжело они осуществимы, во взаимодействии с нашими ребятами мы натыкаемся на сопротивление всякому воспитательному воздействию. И не мудрено, ведь в семье воспитание происходит,  как бы исподволь, на примере поведения родителей и других членов семьи, родственников, друзей,  а в учреждении носит характер наставления или лекции.  Трудно быть позитивно настроенным к постоянному зудению и назиданию.  

Поэтому основной вывод психолого-педагогических исследований последних лет заключается в том, что воспитывать означает развивать потребности в усвоении знаний, умений, опыта.

 Формирование личности человека и продвижение его в развитии осуществляется не тогда, когда он воспринимает готовое знание, а в процессе его собственной деятельности, направленной на «открытие» им нового знания.

То, что делаем мы сами меняет нас больше, чем то что делают с нами

В этом заключается суть деятельностного метода в воспитании.

Resource id #1468

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование позитивного мышления обучающихся воспитанников учреждений интернатного типа. (реферат)

Позитивное мышление – это  оптимистичное отношение  к жизни,   к самому себе и окружающим, к событиям, которые происходят вокруг, позитивный взгляд на мир. Мыслить позитивно – знач...

Создание условий для успешной социализации личности ребенка в условиях УДОД

Данная презентация содержит материализ опыта работы  по актуальной в настоящее время теме - процесс социализации личности ребенка в условиях образовательного учреждения (в частности, учреждения д...

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение)

Создание условий для успешной социализации учащихся через включение в общественно-полезную деятельность (тимуровское движение) Как организовать образовательное пространство, чтобы воспитать покол...

Проект «Семейный очаг» Создание условий для успешной социализации ребенка из неблагополучной семьи, социальная защита прав детей и установление связи между семьей и социально- реабилитационным центром «Планета детства».

Создание оснований для объединения усилий субъектов, заинтересованных в профилактике детской безнадзорности, подростковой преступности и социального сиротства и реабилитации неблагополучных семей; укр...

Консультация для воспитателей «Создание условий для успешной социализации ребёнка-дошкольника в образовательной организации».

В соответствии с ФГОС дошкольного образования развитие ребёнка дошкольного возраста и приобщение его к социальному миру всегда остаётся одной из ведущих в процессе формирования личности....

Выступление на педсовете «Развитие воспитательного пространства, направленного на создание условий для успешной социализации обучающихся с ОВЗ»

Тема: «Коррекционное образование – основной ресурс социализации детей с ограниченными возможностями здоровья»Цель: способствовать формированию у педагогов необходимости применения ко...