ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ ГРАМОТНОСТЬ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА В СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЕ
статья на тему

Чигоревская Юлия Игоревна

В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкетирования родителей по этому вопросу, а также предложен практический метод активизации совместной деятельности младших школьников, педагогов и родителей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kuznetsova_chigorevskaya-2.doc78.5 КБ

Предварительный просмотр:

Юлия Игоревна Чигоревская

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

yu.chigorevskaya@mail.ru

Елена Станиславовна Кузнецова

Российский государственный педагогический университет

им. А.И. Герцена

Санкт-Петербург

motacilla@rambler.ru

Экологическая грамотность младшего школьника в современной школе

Аннотация. В статье представлены результаты экспериментально-опытной работы по выявлению экологической грамотности младшего школьника, мнения педагогов о формировании экологической грамотности, результаты анкетирования родителей по этому вопросу, а также предложен практический метод активизации совместной деятельности младших школьников, педагогов и родителей.

Ключевые слова: экологическая грамотность, младший школьник, учителя, родители.

В ФГОС НОО (2011) [11] отмечается необходимость формирования экологической грамотности младшего школьника при изучении окружающего мира. В настоящее время многие авторы [2,5], анализируя результаты обучения в школе как начальной, так средней и старшей, говорят о том, что уровень сформированности экологической грамотности у учащихся недостаточный.  Причин этому может быть множество, однако, важно понять, в каких направлениях необходимо работать учителям для получения необходимого результата.  Именно поэтому мы рассмотрели три взаимосвязанных составляющих полноценного экологического образования: мнение учителей, позиция родителей и уровень сформированности экологической грамотности у младших школьников.

Исследования проводились в МОУ «СОШ «Рахьинский центр образования», Ленинградская область. Мы анкетировали 8учителей начальной школы, учащихся 2-х классов (99 человек, 4 класса) и их родителей (50 человек). Обучение проходит по УМК «Школа России».

Результаты и обсуждение.

Для определения уровня сформированности экологической грамотности у учащихся мы использовали следующие диагностики: вербальная ассоциативная методика «ЭЗОП», С.Д. Дерябо, В.А. Ясвин [3], тест – «Основы экологии», составленный нами на основе тестов А.А.Плешакова [9], и анкета для определения отношения к природе. Для анализа результатов тестирования учащихся мы использовали коэффициент усвоения знаний, предложенный В.П. Беспалько [1].

Учащиеся всех 2-х классов показали коэффициент усвоения меньше 0,7, (от 0,55 до 0,65) таким образом, экологические знания младших школьников поверхностные, неполные.

Анализ доминирующих установок в отношении природы показал, что для большинства учащихся характерна прагматическая (49%). Далее, эстетический тип установки присущ   30,3%, когнитивный – 12,1% и этический – 9,1 % учеников.

Результаты анкетирования показали, что предмет «Окружающий мир» большинство учащихся  относят к любимым (91% ответов), кроме этого, к любимым предметам школьники отнесли технологию (95%) и литературное чтение (89%). Таким образом, детей привлекает практическое творчество, изучение природы и литературы.

Следующие вопросы анкеты позволили выявить основные направления интересов детей и взаимодействие с родителями в изучении природы.

Таблица №1

Результаты анкетирования учащихся по разделу экологического образования

Вопросы

Число учащихся (%)

Хотят участвовать в экологических проектах

93%

Участвуют в природопользовании и охране окружающей среды

21%

Наблюдают за природой или за животными

38%

Обсуждают с родителями правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды

53,5%

Читают и обсуждают с родителями книги о природе

42%

Смотрят и обсуждают с родителями экологические программы

14%

Как видно, учащиеся с большим интересом относятся к экологической деятельности, однако мало кто участвует в практической деятельности.  Интересно, что почти половина детей обсуждает с родителями правила поведения в природе, что, вероятно, обусловлено беспокойством мам и пап  безопасностью  ребенка. А вот совместное обсуждение книг и телепрограмм, посвященных экологии характерно лишь для немногих семей. Изучив материалы аналогичных работ, в том числе диссертационных [7, 8,13], по данной теме, мы пришли к выводу, что уровень сформированности экологической грамотности у  учащихся в целом соответствует низкому уровню (66%-73%).

Таким образом, можно заключить, что второклассники имеют поверхностные знания в области экологии, прагматическую установку в отношении природы. Однако природа их интересует, они хотят участвовать в практической экологической деятельности. Учащиеся получают сведения о правилах поведения в природе от родителей, но находят недостаточный отклик своим интересам.

Результаты анкетирования родителей показали, что все они занимаются экологическим образованием своего ребенка и считают важным разговаривать с детьми на темы природы и природоохранной деятельности.  Однако следующие вопросы выявили (таблица № 2), что родители недостаточно организуют практическую деятельность детей. Лишь в половине семей обсуждается прочитанная литература или правила поведения в природе. В совместной практической деятельности родители с детьми не участвуют.

Таблица №2

Результаты анкетирования родителей по разделу: «Занимаетесь ли Вы экологическим образованием ребёнка?»

Вопросы

Число родителей

%

Занимаются экологическим образованием ребенка

50

100%

Считают актуальным говорить с детьми на темы природопользования и охраны окружающей среды

50

100%

Читают и обсуждают с ребенком книги о природе

28

56%

Обсуждают с ребёнком правила поведения в природе, вопросы охраны окружающей среды

23  

46%

Наблюдают за природой и животными

13

26%

Смотрят и обсуждают с ребенком экологические программы

7  

14%

Сопоставление данных таблиц №1 и №3, показало, что родители мало помогают своим детям наблюдать в природе. Анализ результатов анкетирования и устные беседы с родителями позволяют отметить, что при наличии возможности, родители вместе с детьми будут участвовать и в изучении природы и в практической экологической деятельности. Недостатки, выявленные исследованием, вызваны скорее отсутствием возможности совместной работы и отсутствием должной организации природоохранной и исследовательской работы.

Анализ анкетирования учителей в первую очередь показал, что они понимают под экологической грамотностью только экологические знания, не относят сюда отношение к природе и осознанность взаимодействия с ней, тем не менее, считая эти области важными для ребенка. Также, учителя считают необходимым проводить экологическое образование школьников, начиная с первого класса.

Мнения педагогов по использованию методов и форм для формирования экологической грамотности разошлись (таблица № 3).

Таблица №3

Формы и методы, используемые педагогами

Название форм и методов

Число педагогов

Экскурсия

3 человека

Акция

6 человек

Наблюдение

3 человека

Проект

5 человек

Наиболее эффективным учителя считают использование таких практических форм работы, как проектная деятельность и участие в экологических акциях. Для формирования знаний все они используют урочную деятельность. Для формирования осознанного отношения к природе считают важным использовать экскурсии, акции и проекты. Однако анализ ответов показал, что экскурсии и наблюдения на уроках и во внеурочной работе используют лишь единицы. Таким образом, учителя разделяют такие понятия как знания, экологическая грамотность и отношение к природе. К работе с детьми родителей привлекают редко. Изучив анализ работы ШМО  учителей начальных классов различных школ Ленинградской области, мы определили, что наиболее частыми используемыми методами в работе учителей начальных классов, являются – наблюдение, беседа, игра, т.е. практико-ориентированной работой со школьниками почти не занимаются.

Мы считаем, что для более гармоничного формирования экологической грамотности школьника, необходимо использовать все выше перечисленные компоненты. Как показали исследования [6], учащиеся младших классов проявляют большую заинтересованность не только в практической деятельности, но и в работе вместе с взрослыми, что помогает им получать необходимые знания, осознавать важность работы и испытывать потребность в экологической деятельности. И здесь немаловажную роль играют экскурсии и практическая деятельность в природе. В.П. Вахтёров [10] подчёркивает важность экскурсий и уроков на воздухе, говоря о том, что ограниченность учебного времени, которого едва хватает на походы к месту проведения экскурсий и обратный путь к школе и беглое ознакомление с намеченными объектами, едва ли создаёт условия для спокойной исследовательской деятельности маленького, пытливого «почемучки».

Решить проблемы позволит использование деятельностных форм работы и привлечение родителей к активному сотрудничеству. Как мы уже отмечали [12], одно из таких решений – разработка учителями проектной деятельности экологического содержания с привлечением в активное сотрудничество родителей. Это позволит гармонично соединить обучение, игровую и трудовую деятельность, где каждое действие ребенка становится инструментом его познания, собственного его открытия, способом постижения истины [4].

Анализ анкетирования учителей и бесед с родителями показал, что и те, и другие оптимистично смотрят на совместное с детьми участие в экологических проектах.

Выводы

Экспериментально-опытная работа показала, что уровень экологической грамотности младших школьников развит недостаточно; доминирующая установка в отношении природы у большинства учащихся – прагматическая. Однако учащиеся второго класса имеют небольшой опыт в практической деятельности, и главное они хотят это делать.

Родители считают формирование экологической грамотности детей важным и актуальным вопросом. Тем не менее, только единицы родителей занимаются практическим экологическим образованием ребенка.

Педагоги в свою очередь, мало используют методы, способствующие формированию экологической грамотности, не привлекают родителей к такой работе и используют только проекты, заложенные в программе предмета, игнорируя практико-ориентированную деятельность в природе.

Тем не менее, имеется хорошая перспектива для повышения уровня сформированности экологической грамотности у младших школьников, так как исследование показало, что учащихся интересует изучение природы и практическая экологическая деятельность, родители готовы взаимодействовать в этой области, а учителя понимают важность практико-ориентированной экологической деятельности и способны объединить и детей и родителей в совместных проектах.

Библиографические ссылки:

  1. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии. М., Педагогика, 1989. 192с.
  2. Деир С.В. Формирование экологической грамотности младших школьников. Экологическое образование: опыт и перспективы. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. М.: Издательский дом Паганель, 2013. 104 с.
  3. Дерябо С.Д., Ясвин В.А. Экологическая педагогика и психология. Ростов н/Д: Феникс, 1996.  480с.
  4. Джуринский А.Н. История педагогики и образования. М., Издательство Юрайт, 2012.  
  5. Захлебный А.Н., Дзятковская Е.Н., Грачев В.А. Концепция общего экологического образования в интересах устойчивого развития, 2012.
  6. Кузнецова Е.С. Формирование экологической грамотности и экологической культуры у студентов и младших школьников// Герценовские чтения. Начальное образование. 2011. Т. 2. № 2. 257-265
  7. Кузьмина С.А. Формирование экологической грамотности старшеклассников в процессе изучения естественнонаучных дисциплин Автореферат … дисс. кандидата пед. наук. Архандельск, 2010
  8. Пашевич Н. Л. Развитие экологической культуры младших школьников  в условиях дополнительного образования. Автореферат… дисс. кандидата пед. наук. Челябинск, 2009
  9. Плешаков А.А. Учебно – методический комплект УМК «Школа России», М., 2010.
  10. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студ. пед. вузов. М.: Гуманит. изд. ВЛАДОС, 2011. 576 с.
  11. ФГОС: Начальное общее образование. М., Просвещение, 2011.
  12. Чигоревская Ю.И., Кузнецова Е.С. Проектная деятельность как средство формирования экологической грамотности. // Герценовские чтения. Начальное образование, 2013/ Т. 4, № 2, 150-154.
  13. Шабалина А. А. Формирование эколого-экономической грамотности младших школьников. Автореферат… дисс. кандидата пед. наук. Челябинск, 2002.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игра как средство экологического воспитания младших школьников

доклад о использовании игр в экологическом воспитании младших школьников...

Использование современных технологий при формировании экологической культуры младших школьников в рамках внеурочной деятельности

От уровня экологического воспитания, экологической культуры зависит вопрос выживания человечества. Современое общество находится на стадии переосмысления достижений цивилизации. В концепции духовно-нр...

«Основы обучения финансовой грамотности младших школьников»

С целью привлечения детей, подростков и молодёжи к повышению уровня финансовой грамотности, содействия их творческому самовыражению и личностному развитию, формирования у молодого поколения навы...

Некоторые приёмы обучения английского языка младших школьников в современной школе

Аннотация. В статье говорится о наиболее эффективных приемах работы автора с детьми младшего школьного возраста при обучении их английскому языку в условиях реализации федерального государственного об...

Кейс-метод как основа для развития читательской грамотности младших школьников в процессе изучения английского языка

В наш век, где господствует телевидение, компьютеры, видеоигры, дети теряют интерес к чтению. Научить детей правильному, беглому, осознанному, выразительному чтению, а главное любви к книге – од...