"Приоритетные тенденции воспитания школьников"
классный час (5 класс) по теме

Теоритические основы, тенденции воспитания школьников средней и старшей школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grazhdansko-patrioticheskoe_vospitanie.docx92.27 КБ

Предварительный просмотр:

Лекция 2                                                           |

ГРАЖДАНСКО-ПАТРИОТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК ВАЖНЕЙШАЯ ЗАДАЧА И ПРИОРИТЕТНОЕ
НАПРАВЛЕНИЕ  РАЗВИТИЯ РОССИЙСКОЙ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ

   

     План лекции:

  1. Понятие и сущность патриотизма.  Патриотизм и гражданственность.
  2. Теоретические основы и практика  гражданско-патриотического  воспитания детей и молодежи  в российском образовательном пространстве.
  3. Основные  подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в системе образования.

Словарь темы

Патриотизм –  в переводе с греческого означает любовь к Родине, преданность  своему Отечеству.

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству,  сопричастность с его историей, культурой,  достижениями  и ценностями народа.

Сегодня  патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,  культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

Гражданственность – интегративная  характеристика личности человека,   понятие, которое характеризует   гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию, подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой. 

Воспитание в широком смысле – процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная  деятельность,  призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.

Гражданско-патриотическое воспитание – целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

1. Понятие и сущность патриотизма.
Патриотизм и гражданственность

1.1. Патриотизм и гражданственность как нравственные ценности

Патриотизм в переводе с греческого означает любовь к Родине,  преданность  своему Отечеству. «Гражданственность» - интегративная, комплексная  характеристика личности человека, понятие, которое характеризует гражданско-патриотическую позицию человека, его ценностную ориентацию,  подразумевающую ответственность за судьбу своей Родины, сопричастность с её судьбой.  

  На протяжении всей истории человечества проблема патриотизма, отношения к Родине, Отечеству являлась предметом постоянного внимания мыслителей, общественных деятелей, ученых, педагогов.  Духовный потенциал патриотической идеи отражен в письменных и устных источниках народов нашей стран, всех стран мира.  Сам термин «патриот»  стал широко  применяться, начиная с эпохи  Великой Французской революции  1789 г., но исторические корни патриотизма имеют  многовековую историю.  Поколения русских общественных деятелей видели в идее патриотизма нравственно-организующее начало жизни русского народа, понимания её как идею отечественного единения, согласия, защиты родной земли, идею равноправности народов, идею морального долга перед обществом, идею ответственности за судьбу Отечества.   

Патриотизм понимается как одна из наиболее значимых, непреходящих ценностей, присущая всем сферам жизни общества и государства, которая является важнейшим духовным достоянием личности. Патриотизм проявляется в активной позиции личности, готовности к самореализации на благо Отечества. Патриотизм олицетворяет уважение к своему Отечеству,  сопричастность с его историей, культурой,  достижениями  и ценностями народа.

Сегодня  патриотизм все чаще понимается как важнейшая ценность, интегрирующая не только социальный, но и духовно-нравственный, идеологический,  культурно-исторический, военно-исторический и другие компоненты.

В основу нашего подхода к феномену патриотического воспитания положено  определение воспитания как профессиональной педагогической деятельности, направленной на создание условий для мотивационно-ценностного  развития человека.    

Концепция программы повышения квалификации педагогов базируется на понимании гражданско-патриотического, духовно-нравственного  воспитания как социально-значимой  духовно-практической деятельности, приоритетного направления  работы  образовательных  учреждений.   Духовно-нравственное воспитание понимается  нами как  воспитание «человеческого в человеке», развитие природных свойств и качеств человека.  Неотъемлемой частью, основой нравственного воспитания является  гражданско-патриотическое воспитание, понимается нами как воспитание человека, обладающего качествами  гражданина-патриота, что подразумевает  уважение к своей Родине, её истории и культуре.

В современных условиях важнейшим приоритетом является формирование системы патриотического воспитания как основы для консолидации общества и укрепления государства.

Проблема соотношения патриотического, духовно-нравственного и гражданского воспитания актуальна для российского общества, но вместе с тем весьма деликатна. Духовное воспитание как процесс восхождения человека к абсолютным ценностям является одним из  центральных направлений деятельности религиозных организаций и объединений граждан и в этом отношении деятельность светских государственных образовательных учреждений тесно соприкасается с деятельностью религиозных конфессий. В этой сфере необходим  диалог  и поиск взаимопонимания между всеми заинтересованными сторонами.

Новые потребности российского общества, во многом обусловленные глобальными вызовами человечества, настоятельно требуют разработки  эффективных методов  подготовки и повышения квалификации педагогических кадров для  организации и проведения в системе  образования воспитательной работы по формированию духовного мира подрастающего поколения, значимым компонентом которого должны стать ценности патриотизма и гражданственности.  

Задание 1

  1. Дайте определение понятием гражданин и патриот.
  2. Как соотносятся  духовно-нравственное, патриотическое и гражданское воспитание.
  3. Какова наиболее общая цель гражданско-патриотического воспитания  молодежи?

1.2. Патриотическое воспитание в России:
исторические традиции, направления, формы

Патриотические традиции в России имеют глубокие исторические корни. Духовно-нравственное воспитание в России исторически связано с деятельностью религиозных организаций. В дореволюционной России в системе  образования большое внимание уделялось вопросам воспитания патриотизма и гражданственности. В условиях общественного подъема и   реформ второй половины Х1Х в. в российской  педагогике  получили развитие идеи гражданского воспитания молодежи. Классики отечественной педагогики выдвинули идеи о введении в школах учебных предметов патриотической направленности -  «Отчизноведение» (Н.Х. Вессель),  «Отечествоведение» (К.Д. Ушинский).

  В советской России воспитание имело классовый характер и было построено на основе коммунистической идеологии.  

 В Советском Союзе одним из популярных направлений патриотического воспитания стало школьного краеведение. Краеведческое движение приобрело массовый характер. В послевоенные годы получила развитие  такая форма, как  историко-краеведческая экспедиция  «Моя Родина – СССР».

Становление новой российской государственности, новые политические и социально-экономические реальности,  демократические перемены в жизни страны повлияли на ситуацию в сфере гражданско-патриотического воспитания.        

 В начале 1990-х г. в нашей стране в сфере воспитания произошел кризис патриотического воспитания, связанный с конфликтом ценностей либерализма и государственных традиций патриотизма в России. Во второй половине 1990-х годов в сфере патриотического воспитания постепенно началось преодоление кризисных явлений.  

В начале ХХI века в Российской Федерации  в новых социально-экономических условиях произошло возрождение системы гражданского и патриотического воспитания. В  военно-патриотическом  и гражданско-патриотическом воспитании,   краеведческой и поисковой деятельности, деятельности школьных музеев  обозначались новые тенденции и подходы.    

В России получили развитие организации патриотической направленности, военно-патриотические организации ветеранов, был создан  Союз краеведов России.

Задание 2

  1. Почему в России в начале 1990-х годов произошел кризис патриотического воспитания.
  2. Какие факторы позволили преодолеть этот кризис.  

Нормативно-правовая база гражданско-патриотического воспитания

 О значимости гражданского  и патриотического  воспитания   молодежи  неоднократно говорилось в Посланиях Президента РФ В.В. Путина  Федеральному собранию РФ.

Нормативно-правовые аспекты патриотического воспитания определяются в  государственных документах Российской Федерации – Конституции РФ, федеральных законах, постановлениях Правительства РФ, федеральных программах.  Назовем эти документы.

Статья 70 Конституции РФ  определяет «Государственный флаг, герб и гимн Российской Федерации, их описание и порядок официального использования устанавливаются Федеральным Конституционным законом».

Указы  Президента Российской Федерации «О дне Государственного Флага Российской Федерации № 1714 от 15 апреля 1994 г.»,  «О знамени Победы» № 561 от 15 апреля 1996  г. регламентируют  государственные символы Российского Федерации.

Указ Президента Российской Федерации № 727 от 16.05.1996 г. «О мерах государственной поддержки общественных объединений, ведущих работу по военно-патриотическому воспитанию молодежи»,  а также  федеральные Конституционные законы  о днях воинской славы (победных днях) России от 10 февраля 1995 г.; о  воинской обязанности и военной службе от 28 марта 1998 г.; о государственной поддержке  молодежных и детских общественных объединений» от 26 марта 1995 г.; о   Государственном Флаге Российской Федерации от 23 декабря 2000 г.; о Государственном гербе Российской Федерации от 25 декабря 2000 г.; о Государственном Гимне Российской Федерации от 25 декабря 2000  г. формируют правовую базу гражданско-патриотического воспитания.

Общине вопросы государственной политики в области гражданско-патриотического воспитания определяют следующие Постановления Правительства РФ и государственные межведомственные программы:  

–  Постановление Правительства РФ от 11 июля 2005 г № 422 «О Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы».

– Программа мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 года. План действий по реализации программы мероприятий по популяризации государственных символов России до 2010 г.

Более частные вопросы гражданско-патриотического воспитания определяют следующие инструктивно-методические документы Минобразования РФ и Минобрнауки России: Письмо Минобразования РФ «О гражданском образовании и изучении Конституции Российской Федерации»;   Приказ Минобразования РФ от 09.12.94 № 479 «Об изучении Конституции Российской Федерации в общеобразовательных учреждениях Российской Федерации»;  Инструктивное письмо  Минобразования РФ  «О гражданском образовании учащихся  общеобразовательных учреждений Российской Федерации» от 15.01.2003 г.   № 13-51-08/13;  Приказ Министерства образования и науки РФ № 129 от апреля 2005 г. «О плане действий по реализации программы популяризации государственных символов России до 2010 г.».

Задание 3

Создайте классификацию  нормативно-правовой базы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

 2. Теоретические основы  и практика  гражданско-патриотического  воспитания детей и молодежи  
в российском образовательном пространстве

2.1. Патриотическое воспитание в отечественной педагогике

В педагогической науке воспитание рассматривается как целостный социально-педагогический феномен, сущность которого -  целенаправленное создания педагогических условий для развития человека.

Формирование личности человека является процессом и результатом развития человека под влиянием наследственности, среды  и целенаправленной педагогической деятельности.    

При этом воспитание в широком смысле представляет собой процесс социализации человека, то есть усвоение человеком ценностей, установок, норм и образцов поведения, характерных для данного общества, социальной группы и воспроизводства человеком социальных связей и социального опыта.

Воспитание в узком смысле – целенаправленная  деятельность,  призванная  формировать у детей, молодежи определенные социально значимые качества личности, взгляды и убеждения.    

Патриотическое воспитание – это целенаправленная деятельность, призванная формировать у детей и молодежи ценностные ориентации, качества, нормы поведения гражданина и патриота России.

Гражданско-патриотического воспитание осуществляется на основе освоения  общегражданских ценностей.

Теоретической основой гражданско-патриотического воспитания в современной отечественной педагогике является системно-деятельностный подход к воспитанию патриотизма и гражданственности молодежи.

В  образовательных учреждениях разных типов и видов реализуется  комплексный подход к решению задач гражданского становления личности учащихся.

Задание 4

  1. Как вы понимаете воспитание в широком и узком смысле.
  2. Определите сущность гражданско-патриотического воспитания.

2.2. Предпосылки и основания гражданско-патриотического
воспитания

В общественную жизнь России, российскую политику, социальную практику, самосознание россиян возвращается понятие «патриотизм». Впервые за многие годы к ориентирам социальной и образовательной политики отнесены идеалы патриотического сознания –  служение Родине,  верность своему Отечеству и готовность к выполнению гражданского долга. Признано значение системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства. Констатируется наличие острейших проблем в формировании патриотического самосознания в России и неотложность их решения  на государственном уровне.

К системе патриотического воспитания отнесены формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в образовательных учреждениях  всех типов и видов; массовая патриотическая работа, организуемая и осуществляемая государственными структурами, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленная на освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества. Важнейшим качеством гражданина-патриота названа способность успешно выполнять гражданские обязанности в мирное и военное время.

Государственная политика патриотического воспитания граждан приобретает  концептуально-программные и практические очертания. Первым шагом по ее реализации стала Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001-2005 годы».

Концепция государственной системы патриотического воспитания учитывает кризисное состояние, в котором уже долгое время находится общественное и государственное дело воспитания подрастающих поколений. Статус воспитания упал до минимального уровня. Воспитательная ситуация приобрела черты деструктивной – свободной от присутствия морали, ценностей общественного долга и преданности стране. Вмешательство государства в такую ситуацию выглядит не только оправданным, но и необходимым для выхода российского общества из глубокого морально-политического  кризиса, в котором оно оказалось в конце  XX века.

Вместе с тем  патриотическое воспитание детей и молодежи не может быть делом только государства, государственной системы воспитания. Важный с точки зрения восстановления социального статуса воспитания, поворот государства к ценности патриотизма вряд ли принесет ощутимые результаты, если не станет делом самого общества и его гражданских структур, не будет обеспечен успешной самореализацией молодежи, повышением ее социальной мобильности и востребованности.

Реализация целей патриотического воспитания  предполагает  решение комплекса задач.  Основная сложность заключается в неразработанности данных вопросов в современной российской педагогической науке и практике.

Сегодня приходится признать, что заимствованный в 1980-1990 гг. либерально-демократический вариант гражданского образования с характерным для него упором на  ценности личной свободы, активного участия граждан в общественно-политической жизни, критического мышления лишь отчасти востребован массовой школой. И дело, видимо, не только в отсутствии в российском обществе развитого гражданского самосознания, но и в реальном морально-психологическом состоянии российского социума, развитии его в последние 15 лет не в направлении объединяющих нравственных ценностей, норм и правил, а часто в сторону  от них или в ущерб им. Встает вопрос: отвечает ли такая модель гражданского образования обществу, в котором приоритет отдается индивидуализму, предпринимательским способностям, культуре потребления и богатства?

Без решения этого актуального вопроса идея гражданско-патриотического воспитания более чем проблематична. Если же идея  своевременна, то каковы приоритетные задачи, направления и базовые  ценности?

Задание 5

  1.  Как вы считаете, в какой степени гражданские идеалы востребованы в массовом сознании россиян?  Аргументируйте свой вывод.
  2. Какие качества гражданина-патриота вы можете назвать.    
  3. Как вы считаете, почему либеральная модель гражданского образования, популярная в начале 1990-х годов, сегодня не пользуется поддержкой многих педагогов?  Приведите аргументы.
  4. Назовите компоненты системы гражданско-патриотического воспитания молодежи.

2.3. Базовые ценности, понятия и принципы отечественного
гражданско-патриотического воспитания

Патриотическое воспитание немыслимо без возникновения особых отношений между детьми и взрослыми, между различными общностями, в которые вовлечены дети и молодые люди. В этом проявляется общая закономерность воспитательного процесса, стержнем которого является целенаправленное формирование личности в коллективе и через коллектив. В патриотическом воспитании роль коллективизма и общего дела, как принципа воспитания особенно велика. Подчинение личных интересов общественным, товарищеское сотрудничество, готовность к взаимодействию и взаимопониманию – необходимые предпосылки патриотического самосознания. Подлинный патриотизм, если это необходимо, мобилизует все основные факторы групповой сплоченности: единство базовых ценностей и ориентаций множества людей, ясность  и определенность коллективной цели, кооперативную взаимозависимость всех, кто эту цель разделяет.

Предпосылкой и результатом патриотического сплочения и единства является коллективистское самоопределение личности – солидарность личности с группой на основе сознательного согласия с общими целями, идеалами, коллективными нормами и ценностями. Как особый тип самоопределения личности патриотизм противостоит негативизму, действиям и поступкам, намеренно противоположным требованиям и ожиданиям других индивидов или социальных групп.

Патриотическое самосознание предполагает также высокий уровень развития коллективной идентичности – отождествления себя и своих отличительных черт с большими общностями людей и культурно-политическим единствами (народом, страной, государством). Любая идентичность важна потому, что определяет поведение человека. Патриотическая идентичность способна мотивировать солидарное  поведение огромных масс людей, лишенное какого-либо  корыстного интереса.

Патриотическое самосознание заключает в себе также огромный коммуникативный потенциал коллективного общения, восприятия больших масс людей, практически никак не связанных друг с другом, как единого, сплоченного коллектива.

Соответственно и патриотическое воспитание не может обойтись без так называемых коллективообразующих эффектов совместной деятельности – отношений дружбы и товарищества, трансляции при помощи этих отношений своей активности другому, идеальной представленности человека или группы людей в другом человеке или другой группе.

Целенаправленное использование этих эффектов может обеспечить только устойчивая, целостная и способная к постоянной социально-психологической саморегуляции воспитательная система. Такую систему нельзя создать в административном порядке, по единой унифицированной модели образовательного учреждения; она не идентична и системе воспитательной работы – совокупности воспитательных мероприятий.

Для патриотического воспитания  общественный характер воспитательной системы, соединение в ней не абстрактных ролей, а конкретных людей по интересам, увлечениям, на основе общего дела – не просто важное, но одно из главнейших условий достижения реальных результатов. Без этого условия невозможно естественное и необходимое для патриотического самосознания сочетание коллективизма с коллективистским самоопределением и мотивированной коллективистской идентификацией личности.

Для успешного патриотического воспитания значение целенаправленного воздействия воспитательной системы на социальную среду определяется тем, какой уровень общественного коллективизма, группового развития это воздействие обеспечивает.         

Вместе с тем понятно, что патриотическое воспитание не может быть сведено к преобразованию социальной среды, внесению в нее начал коллективистского самоопределения и коллективной идентичности. Успешность формирования детских и молодежных коллективов определяет эффективность практик конкретных воспитательных систем, но не системы патриотического воспитания на государственном уровне. Как первооснова этого воспитания коллективизм не имеет большего значения без духовно-этической мотивации коллективных действий и поступков. Патриотические мотивы имеют особую побудительную силу исключительно под влиянием соотнесения, отождествления себя с идеальным, культовым образом человеческой коллективности, все внешние характеристики которой «переплавлены» сознанием человека и выступают уже как его субъективные качества («любовь к Родине», «преданность Отчизне», «служение Отечеству»).

Как общественный процесс патриотическое воспитание зависит от принятых в обществе культурных образцов поведения, от того, насколько эти образцы соответствуют представлениям о долге, верности и служению Родине. Если такие представления укоренены в базовой культуре общества, ярко воплощены в ее смыслах,  образах, символах и устойчиво принимаются разными поколениями, то возникает прочный механизм самовоспитания патриотических качеств личности; процессы патриотического воспитания и формирования личности переплетаются между собой. Чем более высоким ценностным статусом наделяются образцы патриотического поведения, чем больше образцы такого  поведения приобретают черты культа (культ самоограничения, служения, принятия бремени государственных обязательств и т. д.),  тем более самодовлеющим и самодостаточным становятся мотивируемые образами чувства долга, ответственности и т. д. Если же патриотические умонастроения и установки «уходят» из базовой культуры общества или если их значения ослабляются контркультурными по значению ценностями и моделями  поведения, то самовоспитание патриотизма перестает быть общественной ценностью, как бы ни культивировались его традиционные образы и исторические символы.

В теоретическом плане и весьма условно общественное (гражданское) основание патриотического воспитания может быть разделено на социально-нравственное (гражданские идеалы и ценности), социально-психологическое (коллективообразование, коллективообразующая роль воспитательных систем), морально-психологическое (этос общества, его морально-психологическое состояние), социокультурное и культурно-историческое (культурные образцы развития личности, самовоспитания человека, историческая память, культурно-исторические традиции патриотизма). По своим характерным чертам и динамике изменений эти основания автономны по отношению к государству и государственной политике, непосредственно отражают уровень интеграции и консолидации общества.

Общественное основание патриотического воспитания может непосредственно входить и в  содержание патриотического воспитания. Для этого необходимы определенная идеализация единства общества, наделение этого единства высоким ценностным статусом как желаемого и необходимого соединения самых разных людей, разных культур и культурных традиций в едином гражданском обществе. В полной мере та культурная идентичность реализуется в гражданских идеалах и ценностях патриотизма или, проще говоря, в гражданском патриотизме. Ключевую роль в его развитии играют идеалы гражданской коллективности (гражданственности), общественной солидарности, сознательного выполнения личностью гражданского долга перед обществом и государством, уважение государством прав граждан, безусловной защиты их жизни (личного достоинства и безопасности. Формирование и развитие личности на основе этих идеалов или, во всяком случае, признание их воспитательного значения, образуют гражданское направление патриотического воспитания.

В целях более четкого понимания общественного значения патриотического воспитания надо различать его гражданское основание и собственно гражданско-патриотическое воспитание. И то, и другое понятия имеют отношение к определению основных путей развития системы патриотического воспитания граждан. Но первое – гражданское основание патриотического воспитания – раскрывает больше социальные и педагогические закономерности становления и развития данной системы. Второе – гражданско-патриотическое воспитание, как одно из направлений воспитательной деятельности, относится больше к мировоззренческому содержанию и долгосрочным целям системы патриотического воспитания.  Первое соотносит намечаемое содержание, формы и методы воспитания с общими регуляторами воспитательной практики. Второе сопрягает задачи воспитания гражданина-патриота с ценностными ориентирами развития российского гражданского общества: его единством и самобытностью, уникальной ролью в сплочении разных народов и культурных групп, в судьбах страны и мира, значением и ценностью российского гражданства и российской идентичности.

российская культура обладает своими значимыми традициями гражданско-патриотического воспитания. Эти традиции нельзя противопоставлять общим принципам и понятиям гражданского воспитания – это свело бы на нет универсальные начала такого воспитания (общество – гражданин – гражданский долг). Вместе с тем нельзя не заметить, что в российском культурно-историческом контексте гражданский патриотизм имеет глубокий нравственно-этический смысл, берет начало в высших нравственных идеалах служения, долга, справедливости и солидарности. Человеческое при этом превалирует над этническим, всеобщее над частным – корпоративным. Гражданские установки патриотического воспитания, следовательно, тяготеют к уровню нравственных смыслов, ценностей и мотиваций.

Важно не потерять из виду в воспитательном процессе эти традиции. Они поднимают его содержание и цели на общественно-нравственную высоту. На высокий уровень коллективообразования и коллективистского самоопределения личности, что так важно и необходимо в гражданско-патриотическом воспитании. Появляется возможность понять и зафиксировать прямую связь между тем, что мы хотим получить в результате такого воспитания (коллективизм, ориентация на общественные интересы, единство и консолидацию общества) и тем, что можем и должны предпринять для достижения этих результатов (создать необходимый нравственно-психологический климат для воспитания патриотизма). Эту связь выражают следующие принципы гражданско-патриотического воспитания:

1. Ориентация на нравственные отношения в коллективе, нравственный принцип воспитания: «улучшить общество, улучшив самих себя». Наиболее полно и последовательно этот принцип выражают ценности альтруизма, альтруистического отношения к окружающим.

2. Личностная ориентация нравственного воспитания, направленность его на формирование сознательной жизненной позиции воспитуемых. Этот принцип предполагает развитие мотивов альтруизма, реализацию потребности в самоуважении через готовность к альтруистическим поступкам.

3. Комплексный подход к нравственному воспитанию, охватывающий последовательно основные моменты как собственно воспитательного процесса (переживание – потребность и мотив деятельности – действие – практическая деятельность), так и процесса самовоспитания личности (осознание – самосознание – поступок).

4. Культурно-исторический контекст воспитания, формирующий понимание и знание российских традиций и ценностей, роли России в истории и мире. Коллективообразующий результат (эффект) нравственного и культурно-исторического воспитания – интеграция субъектов и участников воспитательного процесса в коллектив, общность, скрепленные морально-психологическим единством и оказывающие целенаправленное воздействие на окружающую социальную среду.

Задание 6

  1. Назовите базовые ценности отечественного гражданско-патриотического воспитания.
  2. Определите основные понятия и принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания.
  3. Определите основные принципы отечественного гражданско-патриотического воспитания.

2.3. Стратегия, цель и задачи гражданско-патриотического воспитания в контексте укрепления единства общества и государства

Как и все направления воспитательной деятельности, гражданско-патриотическое воспитание предполагает формирование и развитие личности обучающегося, учет его индивидуально-психологических особенностей, социального опыта, мотивов, потребностей, способностей и т. д. Вместе с тем спецификой этого направления воспитания является то, что оно приобщает индивида к коллективному целому – народу, национально-государственной общности, локально-региональному сообществу.

Успех этой работы невозможен без обеспечения единого направления воспитания гражданско-патриотических качеств личности, другими словами, без общей стратегии патриотического воспитания. Воспитательная стратегия призвана соотнести идеалы и ценности, положенные в основу обучения, с условиями и возможностями воспитательных воздействий, которые образовательная среда оказывает на обучающегося. Определяемый, таким образом, «коридор возможностей» избранного направления воспитательной деятельности позволяет учесть основные проблемы, связанные с его реализацией и возможные пути их разрешения, представить намеченную стратегическую линию воспитания в виде его цели и задач.

Сформировать единое направление гражданско-патриотического воспитания сегодня непросто. Слишком большая социально-культурная  дистанция (если не культурный разрыв) отделяет идеалы и ценности этого воспитания от реального состояния социальной и образовательной среды. Назовем основные трудности на этом пути.

Социальная поляризация общества. Она сказывается на социальных возможностях разных групп детей и молодежи, их морально-психологическом состоянии.

Разнотипность образовательных учреждений и разнонаправленность реализуемых ими образовательно-воспитательных программ. Между тем общая стратегия гражданско-патриотического воспитания предполагает достаточно высокий уровень единства образовательной среды с точки зрения формирования общегражданских ценностей и общей национальной идентичности.

Отсутствие общероссийской консолидированной системы ценностей и слабость общероссийской идентичности. Реализация на практике и в масштабе всей страны единой линии патриотического воспитания должно поддерживаться, хотя бы минимально, чувством общего дела и общего будущего страны, а не частными делами и частным интересом. Однако, формирование коллективных идентичностей связано в основном с утверждением представлений о целостности той или иной региональной ли этнической общности.

Основу формирования и реализации общей стратегии патриотического воспитания еще предстоит создавать совместными усилиями федеральных, региональных и муниципальных органов власти, профессиональных субъектов образования. Можно выделить несколько стратегических ориентиров на этом пути, которые обозначили бы решительный поворот к формированию единого пространства патриотического воспитания.

Создание государственно-общественной системы патриотического воспитания детей и молодежи. Ее ядро могли бы составить интегрированные учебно-воспитательные комплексы, состоящие из государственных общеобразовательных учреждений; структур дополнительного образования; детских общественных объединений, работающих на постоянной и профессиональной основе при финансовой, материально-технической поддержке государства. Характер деятельности таких комплексов должны определять: сочетание систематического обучения с просвещением и распространением российской культуры, сохранением исторической памяти (неформальное образование); стимулирование самообразования и общественной деятельности социальной, патриотической направленности; создание условий для наиболее полного удовлетворения творческих и образовательных запросов детей и молодежи в объединениях по интересам; привлечение к неформальному образованию и общественной деятельности возможно большего числа обучающихся среднего и старшего возраста; кадровое обеспечение деятельности учебно-воспитательных комплексов (введение ставок старших вожатых, педагогов-организаторов, подготовка, переподготовка актива детских общественных объединений (проведение встреч, сборов, семинаров, профильных смен); подготовка программ и учебно-методических пособий, информационных материалов по организации патриотического воспитания.

Реализация на практике идеи социального государства, стратегическая заинтересованность государства в развитии и расширении социальной сферы, переход к общественной системе, базирующейся на развитии человека, повышении его знаний, духовном обогащении, культурном совершенствовании. С точки зрения стратегии гражданско-патриотического воспитания особо важное значение имеет один из главных принципов социального государства – принцип социальной солидарности. На уровне социальной практики этот принцип означает способность и готовность власти, работодателей, профсоюзов, партий, неправительственных организаций вступать в переговоры и заключать локальные, региональные, общенациональные соглашения по базовым вопросам общественной жизни. Договариваться на основе патриотического долга, взаимного согласия и компромисса, жертвуя, если это необходимо, частью своих групповых, корпоративных интересов. Поддержка государством подобных практик, внедрение образа солидарных действий в повседневную жизнь и массовое сознание означали бы создание полноценной среды массового воспитания гражданственности – в масштабе города, региона, российского государства.

Сочетание патриотического воспитания с социальной поддержкой работающей молодежи (возможности получения достойной работы, решения жилищных проблем, забота о новорожденных, организация семейного отдыха и т. д.). Наиболее перспективным направлением молодежной политики сегодня, видимо, является объединение молодых людей по интересам, привлечение молодежи к участию в масштабных региональных и общенациональных социальных проектах.

Формирование, пропаганда, закрепление средствами обучения и воспитания культурных образцов общероссийской идентичности. Надо помнить о том, идентичность не просто выделяется определенными признаками, но формирует четко выраженную логику поведения, выступает в качестве реальных «правил жизни», моделей выстраивания собственной жизни и адекватного понимания воспитательных воздействий.

Широкие возможности для реализации общей стратегии гражданско-патриотического воспитания открывает использование новых информационных технологий. Они создают не просто дополнительные средства, но особую воспитательную среду – виртуальное образовательное и воспитательное пространство. Целенаправленная организация этого пространства на основе информационных технологий позволяет быстро и эффективно решать ряд задач воспитательной политики и воспитательной деятельности, которые трудно реализовать в условиях обычной образовательной среды:  

Целью гражданско-патриотического воспитания является формирование и развитие личности гражданина-патриота России, способного соединить патриотические чувства и патриотическое самосознание с идеалом гражданственности, ценностями социальной солидарности, справедливости, ответственности, готового служить российскому обществу и укреплению его единства, сознающего все значение единства российского общества, важность и ценность общероссийской идентичности.

Достижение указанной цели включает в себя решение следующих задач:

  • создание единого пространства гражданско-патриотического воспитания, сочетающего формальное и неформальное образование, просвещение и стимулирование социальной активности детей и молодежи, ориентирующею эту деятельность на социально-нравственные ориентиры, коллективообразующие патриотические и общественные начинания;
  • формирование патриотических чувств и патриотического самосознания (патриотической идентичности) на основе работы в коллективе, приобщения к социальной деятельности, российским культурным и историческим традициям. Усвоение российских культурно-исторических ценностей и понимание роли России в мировой истории и судьбах мира, развитие чувства гордости за лучшие традиции российского государства, российского общества и российской культуры;
  • усвоение и использование на практике основ гражданского образования, включая знания о правах человека, о государстве, о выборах, понимание прав и обязанностей гражданина Российской Федерации, умения критически мыслить, сотрудничать с другими людьми, анализировать социальные и политические ситуации, ценности (солидарности, справедливости, гражданского долга, уважения к правам других, толерантности), а также необходимые социальные компетенции;
  • подготовка и переподготовка кадров для профессиональной работы в сфере гражданского образования и гражданско-патриотического воспитания для руководства социальной  и патриотической деятельностью детей и молодежи;
  • разработка методов подготовки соответствующих кадров, подготовка комплектов учебно-методических материалов для организации и проведения урочной и внеурочной деятельности в сфере гражданско-патриотического воспитания, комплектов материалов для учащихся общеобразовательных школ, учреждений дополнительного образования.

Структурные компоненты гражданско-патриотического воспитания могут включают в себя:

компонент практической деятельности (участие в детских общественных объединениях, создание школьных и внешкольных творческих коллективов – молодежных клубов, объединений по интересам, музеев, самодеятельных художественных коллективов и т.д.; социально-проектная деятельность, организованная внутриклассная и внутришкольная взаимопомощь и т.д.);

компонент учебно-воспитательной деятельности (предметные, межпредметные, модульные курсы гражданского образования, социально-нравственного воспитания, этики межличностных отношений и т.п.);

компонент организационно-воспитательной работы с педагогическим коллективом (повышение квалификации педагогов и школьных администраторов в сфере гражданского образования и нравственного воспитания; подготовка педагогов-организаторов из числа классных руководителей, преподавателей историко-граждановедческого цикла, педагогов дополнительного образования, социальных педагогов, педагогов-психологов для работы в области патриотического воспитания, создания школьных и внешкольных молодежных объединений по интересам и творческих коллективов и т.д.).

Задание 7

  1. Раскройте содержание общей стратегии патриотического воспитания.
  2. Соотнесите общую цель и конкретные задачи гражданско-патриотического воспитания.  

3. Основные  подходы к развитию гражданско-патриотического воспитания детей и молодежи в
системе образования

3.1. Психолого-педагогические основы деятельности педагогов
в области патриотического воспитания

Успешность и результативность  патриотического воспитания во многом зависит от  профессионально-личностных особенностей деятельности педагогов в области патриотического воспитания,  эмоциональной  отзывчивости, нравственной чуткости,  творческого стиля мышления, находчивости, способность к эмпатии, ориентации на интересы  и запросы молодых людей.

Профессиональная педагогическая компетентность педагога в области гражданско-патриотического воспитания рассматривается нами  как способность создавать условия для духовно-нравственного  становления детей и молодежи, формирования ценностей патриотизма и гражданственности, готовности личного участия в судьбе своей страны, своего отечества.

Педагогические принципы и современные подходы к подготовке и повышению квалификации педагогов в области патриотического воспитания: ориентация на идеи гуманизации  воспитания и дополнительного образования, наполнение деятельности педагогов реальным личностно-ориентированным содержанием;  определение и практическая реализация условий (управленческих,  организационных, психологических),  обеспечивающих достоинство и свободу личности  молодого человека в образовательном учреждении.      

Задание 8

  1.  Назовите факторы, определяющие результативность  патриотического воспитания  молодежи.
  2. Какие рекомендации педагогам по совершенствованию патриотического воспитания  вы можете дать.  

3.2. Компетентностный подход в  гражданско-патриотическом
воспитании

В гражданском воспитании могут использоваться различные подходы: личностно-ориентированный, деятельностный, культурологический и т.д. Каждый из них акцентирует тот или иной аспект гражданского воспитания. Но как самостоятельное направление воспитательной работы гражданско-патриотическое воспитание требует особого, целостного и комплексного подхода к реализации его целей и задач. Подход должен обеспечивать следующие параметры воспитательного процесса:

направленность воспитания на решение крупных общественных задач, связанных с укрепление единства российского общества и формированием общероссийской патриотической идентичности;

приоритетность формирования гражданских ценностей и идеалов гражданственности, социальной солидарности, ответственности;

интегративность содержания по отношению к формированию и развитию личности и ориентирам ее коллективистского самоопределения.

Необходимо выработать такой подход, который учитывал бы общие задачи патриотического воспитания граждан РФ, специфику общественно-воспитательной среды, индивидуальные особенности учащихся (интересы, опыт, жизненные ориентации, способность и готовность к коллективной работе), стимулировал бы развитие воспитательных систем в направлении активного коллективообразования и соответствующей организации окружающей социальной среды.

Учесть эти условия гражданско-патриотическое воспитание можно выдвинув на первый план формирование единого образовательно-воспитательного пространства (интеграцию воспитательной системы и социальной среды) школы, локального сообщества, города, региона. С точки зрения форм и методов воспитания это означает необходимость интегрированного подхода к разнообразным воспитательным воздействиям, управления этими воздействиями в организуемой социальной среде. Дети и молодые люди должны быть окружены сетью социальных и культурных проектов, объединений детей и взрослых, социальных и культурных коммуникаций. В единое целое в таком случае объединяются собственно воспитательные воздействия, педагогически организованная среда, которая стимулирует процессы коллективообразования, совместная деятельность педагогов, детей, молодежи.

Интегративный подход предполагает:

объединение воспитательных систем отдельных школ, других образовательных учреждений на локальном, муниципальном, региональном уровнях. Пространство может быть построено вокруг одной школы или группы школ, выступающих инициаторами совместной воспитательной деятельности, или путем объединения на основе договора всех образовательных учреждений района;

предварительное изучение локальной социальной среды, ее образовательного и воспитательного потенциала, потребностей и интересов потенциальных участников общего воспитательного пространства – школ, учреждений дополнительного образования, центре социальной и психологической помощи, детских и молодежных формальных и неформальных объединений, педагогов, родителей, детей и т.д.;

гибкая организации воспитательного пространства как «сверху» (по инициативе территориальных органов управления), так и «снизу» – по инициативе детей и молодежи (клубы, объединения по интересам, социальные проекты);

консолидация образовательного пространства вокруг общей, социально-значимой цели, способной объединить всех его участников, мотивировать их творческую, солидарную, ответственную деятельность;

использование разнообразных социально-коммуникативных возможностей, предоставляемых воспитательным пространством, – деятельности образующих его коллективов, смены и активной реализации социальных ролей, диалога с представителями различных поколений, общих событий и т.д. – для воспитания гражданских качеств личности.

Каждый из названных подходов  акцентирует внимание на том или ином аспекте гражданского  воспитания. Но как целостное  направление воспитательной работы гражданско-патриотическое    воспитание требует целостного и комплексного полхода к решению его целей и задач.

В построении гражданского образования  одним из ведущих подходов   признан компетентностный подход.

Гражданская компетентность личности предполагает наличие ряда сформированных компетенций.  Термин компетенции (ключевые компетенции) относительно недавно появился в отечественной педагогической науке и остается  во многом спорным.  Компетенция – это некий комплекс, связывающий воедино знания, умения и действия, т.е. способность мобилизовать знания/умения в конкретной ситуации. Компетентным является тот, чья деятельность, поведение адекватны появляющимся проблемам. Таким образом,   компетенция – это нечто иное, чем просто знания и умения, хотя компетенция проявляется именно в знаниях и умениях. Компетенция – это способность установить и реализовать связь между «знанием-умением» и ситуацией. Главное в компетенции – не  «знать» или «уметь», а мобилизовать то или иное знание или умение в нужный момент.

Необходимым условием формирования компетенции является наличие личного опыта человека по решению ситуаций того или иного вида.

Мировой образовательный опыт показывает нам, какие именно компетенции хотело бы видеть сформированными у выпускника школы современное общество. Наиболее развёрнуто они сформулированы в заключительном докладе М. Стобарта, бывшего в конце 1990-х годов  заместителем директора Департамента образования, культуры и спорта Совета Европы[1]:

  1. Политические и социальные компетенции (способность брать на себя ответственность, участвовать в совместном принятии решений, регулировать конфликты ненасильственным путём, участвовать в функционировании и в улучшении демократических институтов).
  2. Компетенции, касающиеся жизни в многокультурном обществе (понимание различий, уважение друг друга, способность жить с людьми других культур, языков и религий).
  3. Коммуникативные компетенции (владение устным и письменным общением, в том числе несколькими иностранными языками).
  4. Компетенции, связанные с возникновением общества информации (владение новыми информационно-коммуникативными технологиями, понимание их применения, их силы и слабости, способность критического отношения к распространяемой по каналам СМИ информации и рекламе).
  5. Когнитивные компетенции  (готовность учиться всю жизнь как основа непрерывной подготовки в профессиональном плане, в личной и общественной жизни).

Первые две из перечисленных групп компетенций могут быть объединены в группу гражданских компетенций.

Таким образом, формируя систему патриотического воспитания, необходимо учитывать  «обратные связи» между этой системой и обществом. Значение проявлений активности общества, культуры, общественного и личного самосознания настолько велико, что их нельзя отнести к разряду «дополнительных условий» или внешних влияний среды. Общественные устремления нельзя назвать и просто факторами или компонентами патриотического воспитания. Они являются основанием патриотического воспитания – основанием, коренящимся в  потребностях человека в совместной социальной деятельности и коллективистском самоопределении, в существовании нравственного порядка в обществе, в личностном самоутверждении и самосовершенствовании.

Источники и литература

  1. Государственная программа «Патриотическое воспитание  граждан Российской Федерации на 2001- 2005 годы». – М., 2001.
  2. Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан  Российской Федерации на 2005- 2010 годы». – М., 2007.
  3. Леванова Е.А., Серякова С.Б., Пушкарева Т.В., Лисецкая Е.В. Основные направления деятельности государственных институтов по патриотическому воспитанию граждан: теория и практика. Методическое пособие. – М.,2007.
  4. Вяземский Е.Е. Основные подходы к повышению квалификации педагогов для организации и проведения воспитательной работы  по развитию патриотизма // Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий  в воинских коллективах,  учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2007.  
  5. Новые методы подготовки кадров для организации и проведения воспитательной работы по развитию патриотизма с использованием компьютерных технологий  в воинских коллективах,  учреждениях образования и культуры. Методическое пособие. М., 2007.  
  6. Вяземский Е.Е., Следзевский И.В., Саватеев А.Д. Концепция гражданского образования и воспитания в общеобразовательных учреждения // Преподавание истории и обществознания в школе.- 2002. № 4.  


[1] Отчёт по государственному контракту от 11 июня 2003 № 957 по проекту: «Роль образовательной среды в реализации непрерывного образования» (промежуточный отчёт). – М, 2003. – С. 45-46.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» .

Лекция «Приоритетность патриотического воспитания в общей системе воспитания граждан России» ....

"Приоритетные тенденции воспитания школьников"

Теоритические основы, тенденции воспитания школьников средней и старшей школы...

«Положительные тенденции воспитания и гармоничного развития воспитанников в гостевой семье»

На основании Постановления Правительства Российской Федерации от 19 мая 2009 г. № 432 «О временной передаче детей, находящихся в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе...

Педагогический совет «Духовно –нравственное воспитание школьников- приоритетное направление в деятельности классного руководителя»

Педагогический совет«Духовно –нравственное воспитание школьников-приоритетное направление в деятельности классного руководителя»Учителя истории и обществознанияМОУ  «Покро...

«Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников».

Выступление на педагогическом совете МАОУ СОШ № 26:  «Диагностика воспитанности как одна из приоритетных ролей воспитания школьников»....

Современные тенденции воспитания младших школьников.

Процесс воспитания гармонично развитой личности в современном обществе – наиболее сложная и ответственная деятельность. Она касается не только родителей и педагогов, но и каждого человека. В про...