Проект урока: «Природные и архитектурные мотивы родного края»
проект по теме

    Развитие творческих способностей – важная задача начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

   Для показа  открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» выбрана тема «Природные и архитектурные мотивы родного края», которая относится к разделу «Работа с бумагой». В этой программе работе с бумагой отводится значительное количество часов. Чаще всего это конструирование каких-либо объектов, выполнение апплика- ции.

На открытом уроке по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края» учащиеся выполняют коллективную работу. В ходе урока в рамках данной темы дети учатся выделять пространствен- ные образы и создавать  их с помощью аппликации и приема худо- жественного конструирования – симметричного вырезания. Это способствует развитию образного мышления. У школьников  появ-ляется художественное видение природы, складывается представ-ление о гармонии природной и архитектурной красоты, легкость извлекаемой из памяти информации. Высокий уровень такого вида мышления способствует успешному обучению многим дисципли-нам. Занятия аппликацией активизируют наблюдательность, вни-мание, развивают мелкую моторику, глазомер, цветоощущение, творческое воображение, а также способствуют совершенствова-нию представлений о таких средствах выразительности компози-ции,  как линия контура,  форма пятна, контрастные цвета, а также развитию чувства формы, соотношения частей   и  целого. Вырезание  силуэта  развивает пространственное  воображение,  абстраги-руясь   от  несущественных   деталей,  помогает  выявлять   форму объекта. Симметричное  вырезание  развивает у  детей  логическое мышление, чувство гармонии, наблюдательность, образное мышле-ние. Используя данную технику, ребенок может создать свой силу-эт  постройки  (неповторимый).  Итак,  такие  виды  работы имеют большое значение для  гармоничного  развития  учащихся и благо-приятствуют  формированию  творческих   способностей,  которые надо развивать как можно раньше. В противном случае творческое начало может угаснуть.

   Коллективная работа по теме  «Природные и  архитектурные мо- тивы родного края», выполненная  с помощью аппликации и  приема художественного конструирования – симметричного вырезания, создает  максимально  благоприятные условия для творчества уча-щихся, дает выход их эмоциям, позволяют  проявить  знания,  способности и талант.

 

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prirod._i_arkh-e_motivy_rod.kr_._no3.doc118 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

прогимназия №421

Проект урока

по художественному труду

по программе «Изобразительное искусство и

художественный труд»,

разработанной авторским коллективом

под руководством доктора педагогических наук,

профессора Т.Я. Шпикаловой

для 4 класса

Тема: «Природные и архитектурные мотивы родного края»

Учитель изобразительного

                                                                 искусства  Е.А. Иванова

Нижний Новгород

2009 год

    Актуальность

    Развитие творческих способностей – важная задача начального образования. Ведь этот процесс пронизывает все этапы развития личности ребенка, пробуждает инициативу и самостоятельность принимаемых решений, привычку к свободному самовыражению, уверенность в себе.

   Для показа  открытого урока по программе Т.Я.Шпикаловой «Изобразительное искусство и художественный труд» выбрана те- ма «Природные и архитектурные мотивы родного края», которая относится к разделу «Работа с бумагой». В этой программе работе с бумагой отводится значительное количество часов. Чаще всего это конструирование каких-либо объектов, выполнение апплика- ции.

На открытом уроке по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края» учащиеся выполняют коллективную работу. В ходе урока в рамках данной темы дети учатся выделять пространствен- ные образы и создавать  их с помощью аппликации и приема худо- жественного конструирования – симметричного вырезания. Это способствует развитию образного мышления. У школьников  появ-ляется художественное видение природы, складывается представ-ление о гармонии природной и архитектурной красоты, легкость извлекаемой из памяти информации. Высокий уровень такого вида мышления способствует успешному обучению многим дисципли-нам. Занятия аппликацией активизируют наблюдательность, вни-мание, развивают мелкую моторику, глазомер, цветоощущение, творческое воображение, а также способствуют совершенствова-нию представлений о таких средствах выразительности компози-ции,  как линия контура,  форма пятна, контрастные цвета, а также развитию чувства формы, соотношения частей   и  целого. Выреза-

ние  силуэта  развивает пространственное  воображение,  абстраги-руясь   от  несущественных   деталей,  помогает  выявлять   форму объекта. Симметричное  вырезание  развивает у  детей  логическое мышление, чувство гармонии, наблюдательность, образное мышле-ние. Используя данную технику, ребенок может создать свой силу-эт  постройки  (неповторимый).  Итак,  такие  виды  работы имеют большое значение для  гармоничного  развития  учащихся и благо-приятствуют  формированию  творческих   способностей,  которые надо развивать как можно раньше. В противном случае творческое начало может угаснуть.

   Коллективная работа по теме  «Природные и  архитектурные мо- тивы родного края», выполненная  с помощью аппликации и  прие- ма художественного конструирования – симметричного вырезания, создает  максимально  благоприятные условия для творчества уча-щихся, дает выход их эмоциям, позволяют  проявить  знания,  спо-собности и талант.

Психолого-педагогический аспект

   Для открытого урока  выбран 4 класс, в  котором  23 человека:  6 мальчиков, 17 девочек.  Это  дети  младшего школьного возраста с разным уровнем сформированности навыка симметричного выреза-ния.  Среди  них  есть  дети  с  заниженной с социальной неуверен-ностью, с  недостаточно  развитым образным мышлением и мелкой моторикой рук.

   На уроке по теме «Природные и архитектурные мотивы родного края»  используется  прием   художественного  конструирования – техника  симметричного  вырезания.  Она имеет большие ресурсы для работы с разными категориями  детей. Симметричное  выреза- ние не может быть полностью репродуктивным, а значит, позволя- ет  ученику создать свой («посильный») силуэт постройки. Данная техника  развивает  механизм  произвольной  регуляции движений, совершенствует  тактильномоторные  координации. На  уроке  уча-щиеся   складывают  бумагу,  используют  технику  симметричного вырезания,  разные способы наклеивания, в результате чего проис-ходит формирование комплекса сенсорных координаций.

   В младшем  школьном  возрасте  закрепляются и развиваются та-

кие познавательные процессы, как восприятие, воображение, мыш- ление,   речь.  Задумка  композиционных  объектов,  планирование деятельности по их созданию, поэтапное  создание -  являются  ус-ловиями   развития    абстрактно-логического  мышления.  Урок по теме   «Природные и архитектурные мотивы родного края»  позво- ляет создать  условия  овладения   способами  репродуктивного  и творческого воплощения замысла,  для  развития  чувства  симмет- рии,  глазомера,  цветовосприятия   (для  развития сенсомоторного восприятия).

   В младшем школьном возрасте основными  видами деятельности являются: учение, общение,  игра  и труд. Об  учении  здесь можно говорить как о развивающем виде деятельности. Ему предстоит со- вершенствоваться в течение долгих  лет  жизни.  Что касается тру- довой деятельности, то в ней  младшие  школьники  должны  нахо-

дить отражение и применение тех  знаний, которые они приобрета- ют на других уроках в  школе.  На данном уроке учащиеся исполь-зуют  знания  и  умения,  полученные  на  уроках  музыки  (умение слушать музыкальные произведения), литературного чтения  (уме-ние подбирать выразительные эпитеты к словосочетаниям),  изоб-разительного  искусства  (знания  законов линейной  и   воздушной перспективы, построения композиции). Это  сделает  учение более осмысленным, необходимым на практике,  раскроет   детям  полезность знаний по другим предметам. Не меньшее значение  для  интеллектуального  развития  младших   школьников,  чем  учение  и труд, имеет расширение сферы и  содержания   их общения с окружающими  людьми.   Коллективные  формы  работы,  стимулирующие  общение,  нигде  не  являются  настолько  полезными  для общего  развития  и  обязательными  для  детей,  как в этом возрасте. Для младших школьников учителя служат образцами для подражания и основным источником разнообразных знаний.

   С учетом возрастных и  индивидуальных  особенностей  детей  4 класса  на данном уроке  выбрана  коллективная  форма  работы  с дифференциацией  заданий.  Она позволяет ребенку почувствовать уверенность в своих силах. Такая  форма  работы  решает  одну  из актуальных задач  эстетического  воспитания – развитие  у  школь-ников способности к восприятию прекрасного в себе самом, в дру-гом человеке и в окружающем мире. Но для  понимания   и  приня-тия чужого эстетического  опыта,  для  апробации  личных  эстети-ческих  суждений и результатов художественного творчества, надо обладать  коммуникативными способностями. В процессе совмест-ной деятельности  на данном уроке ученики приобретают  и совер-шенствуют опыт эстетического общения. Чем  совершеннее  обще-ние на уроке, тем активнее протекает процесс взаимообмена чувст-венными представлениями,  знаниями и  умениями, тем богаче ста-новится эмоционально-интеллектуальный опыт  каждого участника общения.

     

    Цель урока:   уметь составлять композицию из вырезанных образов деревьев, силуэтов построек, для этого иметь представления о природной и архитектурной красоте родного края.

    Задачи урока

    Обучающие:

  • учить работать над композицией;
  • расширять знания детей о линейной и воздушной перспективах;
  • совершенствовать навык симметричной «вырезанки» силуэтов построек из бумаги;
  • формировать умение передавать красоту образов природы в технике апп -ликации, используя условный язык силуэтов.

    Развивающие:

  • развивать образное мышление, пространственное и творческое воображе- ние.

     Воспитывающие:

  • формировать умение сотрудничать в ходе коллективной работы;
  • прививать чувство любви к родной природе;

     Методы:

     Словесная группа – беседа, объяснение, поощрение, совет, художествен- ное слово.

     Наглядно – практическая группа – демонстрация, самостоятельная ра- бота.

      Законы композиции, линейно – воздушной перспективы.

     Форма урока:

групповая с дифференциацией заданий.

    Тип урока:

комбинированный, с элементами беседы и литературным, зрительным, музы- кальным рядом.

    Межпредметные связи:

Музыка, литературное чтение, изобразительная деятельность.

 

  Оборудование для ученика:

ножницы, цветная бумага или тонированная, 1 лист ватмана, простой каран- даш, ластик, дырокол.

Оборудование для учителя:

Зрительный ряд:

Литературный ряд:

Музыкальный ряд:

  1. репродукции картин И. Шишкина, И. Левитана;
  2. виды Нижнего Новгорода
  3. образцы выполнения аппликативного изображения деревьев разных пород и изображение построек, выполнен- ных в технике симметричная «выре- занка»;
  4. авторская работа (симметричное вы- резание и аппликация);
  5. цветовой круг;
  6. трафареты архитектурных построек;
  7. карточки с названием картин и их автором

     

    Ф. Савинов «На родной почве»

     Музыка П. Чайковского,  фонограмма «Голоса природы»

    Мотивация

    В ходе урока особое внимание уделяется мотивации учащихся. На каждом этапе урока она своя и зависит от темы данного урока.

    Особый эмоциональный фон создается с первых минут урока при помощи музыкальных зарисовок и поддерживается благодаря составлению ассоциативного, литературного и зрительного ряда. Способствует расширению впечатлений, представлений об изоб- ражаемом объекте. В результате обсуждения хода работы (реали- зации образов) ребятам предлагается попытаться создать свой уго- лок природы, в котором красота природная и архитектурная долж- ны быть гармоничны. Тем самым предоставим возможность ребя- там проявить свое творчество и полученные знания на других уро- ках.  В ходе урока у детей происходит осознание того, что компо- зицию можно не только составлять на уроках изобразительного ис- кусства с помощью карандашей и красок, но и на уроках художест- венного труда – с помощью бумаги, используя технику апплика-

ции и прием художественного конструирования (симметричное  вырезание).  Все это стимулирует интерес к деятельности по дан-

ной теме.

    В конце урока фиксация внимания учителя на достоинствах ра- боты, выполненной учащимися 4 класса, создает условия для раз- вития у социально-неуверенных детей ощущения успеха, помогает ребятам по-новому увидеть свою работу, предусмотреть варианты ее использования.  Работу можно будет подарить дошкольникам, либо использовать для оформления зала к весенним праздникам.

   Прогнозируемый результат

 

   В ходе урока могут возникнуть  проблемные ситуации:

1. ребенок забыл необходимое оборудование для урока –  предложу классу выручить одноклассника;

2. на этапах вводной беседы и осуждения  хода работы, реализации образов могут возникнуть паузы (факторы их возникновения – волнение, свойства памяти, темперамент учащихся). Мои действия: пока ученик думает над ответом, спрошу другого.

3. Во время распределения заданий один из учащихся (Вова А.) может отказаться выполнять задание (аппликацию неба и земли),

тогда я ему предложу вырезать силуэт дома, либо как его друг Андрей К., создать образ деревьев.

4. Во время самостоятельной работы могут возникнуть ситуации:

  • школьник забыл с чего начать выполнять задание- положу ему на стол технологическую карту;
  • не успевают вырезать постройку, деревья – предложу шаблон;

5. Во время  составлении композиции, если вдруг школьники забудут с чего начинать работу, то я им напомню, что сначала заполняем дальний план, затем средний, потом – первый.

   В конце урока должно получиться коллективное панно, соответствующее теме урока «Природные и архитектурные мотивы родного края».

Ход урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

    Организационный момент.

Звучит фонограмма «Голоса природы»

2

    Вводная беседа (определение способов создания образов – ассоциативный, литературный ряд).

  • Представьте, что мы покинули пределы класса и оказались на природе. Это поможет нам с вами образно представить уголок природы.
  • Природа родного края?! А какая она?

  • В природе нашего края нет ослепительных красок, экзотических лесов, огромных скал. Но есть в этой красоте какой-то необычайный размах, мощь.

В образах природы человек черпает вдохновение для создания стихов, произведений декоративно – прикладного творчества, песен.

 Цитирую строки из песни Ф.П.Савинова, выстраиваю зрительный ряд.  К строчкам из песни подобранны репродукции картин И.Шишкина, И.Левитана. 

Ребята,  « Вижу чудное приволье,

     Вижу нивы и поля…

     Это русское раздолье,

     Это русская земля!

     Вижу дубы вековые,

     А вот там сосновый бор…

     Это признаки родные,

     Это родины простор!...

     Вижу всюду трепет жизни,

     Где ни брошу только взор…

     Это Матушки – отчизны

     Нескончаемый простор…»

Кто  автор слов этой песни?

  .

  • Посмотрите внимательно на доску,

Чьи репродукции картин представлены перед вами? Кто помнит их названия?

Какое время года изображено в этих произведениях?

Какой предстает перед нами природа в произведениях Левитана?

Что сумел передать Шишкин в своих картинах?

Кроме природной красоты есть еще и архитектурная. Архитектурная красота, а какая она?

Кто ее создает?

  Какие архитектурные сооружения  нашего города поражают вас своей красотой?

  Что придает выразительность их облику?

Но  есть  и природная красота, созданная руками человека (например, парк). Он тоже по-своему хорош, особенно для тех, кто живет в городе.

    Но все же,  какую красоту природы больше ценят, любят, берегут русские люди, воспевают в своих стихах, картинах художники слова и живопи-си.

  Почему?

Трогательная, нежная, суровая, красивая, чудесная, лиричная...

в прошлом веке эти слова написал Ф.П.Савинов. Песня долгое время считалась народной.

И.Левитана,   И.Шишкина

 весна

тонкой, лиричной, нежной, мягкой

 размах и мощь, и красоту русской природы.

Архитектурная красота – рукотворная.

Человек, своими руками.

Нижегородский Кремль, Нижегородский Государственный Банк на Покровке, Собор Александра Невского…

Башни, маленькие окна, массивные стены, арки.

Красоту села, деревни.

Естественная, первозданная.

3

   Обсуждение хода работы, реализации образов:

  Сегодня     вы  все вместе  попробуете составить коллективную композицию, изобразив в ней сельский уголок природы в весеннее время года.

  • Раз это весеннее время года, значит, какие цвета и оттенки мы будем использовать в нашей работе? Холодных или теплых?

          Перечислите их.

  • Что можно изобразить в данной композиции? В сельском пейзаже не могут быть современные здания? Почему?

Какую технику будем использо-              

вать для изображения неба, обла-

ков, земли, формы деревьев?      

Какие виды аппликации вы знае-        

 те?

       В чем их различие?

  • В центре любого села, что возводят?

    Что строят рядом?

Из какого материала должны быть сделаны постройки, чтобы  сочетались с естественной природой села?

Итак, в нашей композиции на фоне природы должны быть деревянные постройки.  Дерева и топоров у нас нет, только бумага и ножницы, что делать, как их «построить»? Вырезать, используя какую технику?

       Как добиться того, чтобы силуэты    

     построек смотрелись деревянными?

    Кто помнит последовательность

 работы в технике «симметричное  

 вырезание»?

  • Чтобы успеть выполнить нашу работу, мы заранее разделились с вами по группам. Таким образом, мы с вами уже работали и знаем, что у каждой группы будет свое задание. Одни будут выполнять

апликацию неба и земли,

     другие вырезать образ деревьев,

     третьи – силуэт построек.

     (задания дифференцированы:

       высокий уровень – группа №3,

       средний уровень – группа №2,

         низкий уровень -  группа №1)

За 10 минут до конца урока будем составлять композицию из вырезанных вами элементов. Для этого мы должны вспомнить:

Из каких элементов состоит любая композиция?

Где в композиции располагают главные элементы?

Как определить композиционный центр.

Что будет располагаться в центре нашей композиции?

Как по отношению к ней должны  располагаться  элементы?

Как по отношению друг к  другу?

Для передачи пространства в композиции, о чем надо помнить?

  • Что надо сделать, что бы изображения силуэтов не сливались?

Ваша группа выполняет  аппликацию неба и земли.

Вы – деревья для первого и дальнего плана. Каждый по два дерева. Для первого плана должны быть размером

с вашу ладонь.

  • 3 группа – постройки.

Кто выполнил задание садиться правильно, я вижу с кем работаю дальше.

! Но прежде, чем приступить к работе, вспомним правила безопасности работы с ножницами.

Приступаем к выполнению заданий.

теплых

желтый, коричневый, зеле-ный

Весеннее небо, лес, деревья, поле, речку.

технику аппликации

накладную, обрывную, про-резную

Церковь

 

дома

 Из дерева

Вырезать их из бумаги,

используя технику симметричного вырезания. Приклеить тоненькие полоски или вырезать узор

.

  1. Лист сложить вдвое, у сгиба нарисовать по-ловину силуэта изображения.
  2. Вырезать силуэт по линии разреза.
  3. Со стороны сгиба на -рисовать оконные проёмы и декор. Выре- зать по линии разреза.
  4. Развернуть вырезан- ное изображение и определите, где ещё необходимо выпол- нить сквозные проре- зы. Повторить дейст- вия, которые исполь- зовали.
  5. Развернуть заготовку и установить её на ровной поверхности стола, зафиксировать вертикальные сгибы и приклеить с обратной стороны клапаны.

Из главных  и второстепенных

В центре или на первом плане.

Точка пересечения диагоналей.

Церковь на фоне деревьев.

 Вокруг нее

уравновешивать

Законы линейно – воздушной перспективы:

1.определить линию горизонта;

2. выделить первый,

дальний, средний план

3. На первом

 плане элементы больше размером и изображаются подробнее, в дальнем плане цветовыми пятнами

4. На первом плане элементы темнее, контрастнее, на дальнем плане светлее, бледнее.

Надо использовать разные оттенки или

цветовые пятна.

Передавайте ножницы в закрытом виде кольцами вперёд. Не держи конца -ми вверх. Не оставляй в раскрытом виде.

4

   Самостоятельная работа, обогаще- ние музыкальными ассоциациями.

 Помогаю, консультирую, подбадриваю.

 Тихо звучит музыка. 

 В середине самостоятельной работы физкультурная пауза.

  Особое внимание уделить флегматикам – Варе Баженовой, Яне Слащевой, Гере Мичурину

 

5

     Составление композиции:

  • До конца урока у нас остаётся девять минут, уже можно начинать составлять общую композицию. Промазываем клеем те объекты, которые вы вырезали.
  •  Сначала заполняем дальний план, за- тем средний, потом – первый.

6

     Итоги и рефлексия:

  • Удалось ли нам создать уголок родной природы?
  • Все ли объекты гармонируют друг с другом в целом?
  • Получилось ли передать условное пространство?
  • Какие творческие находки вы хотите отметить?
  • Чего не хватает в нашей композиции? Чем бы вы её дополнили? Посоветуйтесь со своей группой, вы -

  режьте дома и дополните ими работу.

  • Как бы вы назвали нашу картину?
  • Как ее можно использовать?

    Домашнее задание.

    Рефлексия

    Рефлексия и цели урока неразрывно связанны между собой.

В конце урока дети должны уметь составлять композицию из вырезан-ных  силуэтов деревьев и построек, для этого иметь представления о природной и архитектурной красоте родного края.

В конце урока  на доске должно появиться коллективное панно,  соответствующее теме данного урока – «Природные и архитектур-ные мотивы родного края», выполненное с помощью техники аппликации и приема художественного конструирования – симметричного вырезания, вызывающее чувство радости и гордости у ребят 4 класса. На данном уроке происходит осознание школьниками своей сопричастности к настоящему «произведению искусства» и  того, что работу можно использовать для украшения интерьера прогимназии к весенним праздникам.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА Демографическая ситуация России и родного края

"Демографическая ситуация России и родного края" (3 урок по теме). Учитель ставит цель: создать условия для изучения нового материала и первичного закрепления способов деятельности по теме «Демографич...

Урок музыки "Григорий Пономаренко – певец родного края"

Тип урока: интегрированный урок.Форма урока: музыкальная гостинная.Цель урока: формирование у учащихся представлений о музыкальной культуре родного края.Задачи урока:Популяризация творчества Г.Ф.Поном...

Проект: "Разнообразие растительного и животного мира родного края"

Проект может быть проведён с учениками с 5по9 классы коррекционных школ 8 вида и начальных классов общеобразовательных школ....

Урок в 11 классе "Мой родной край"

Разработка урока в 11 классе "Мой родной край" с использованием интерактивной доски...

конспект урока по истории и культуре родного края

Открытый урок по истории и культуре родного края.Цель урока: формировать образное представление о жизни и быте калмыцкого народа....

мероприятие "Осенние мотивы родного края"

Общешкольное мероприятие "Осенние мотивы родного края", посвященное 77-летию Хабаровского края....

Интегрированный урок по географическому краеведению "Поселения родного края"

Тип урока: Проблемный урокЦель урока: Обучающая: рассмотреть основные типы поселений, особенности городских и сельских поселений.Развивающая: развитие коммуникативных компетенций обучающихся, нав...