«Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня»
статья по теме

Исследование особенностей грамматического структурирования .Логопедическая работа по преодолению нарушений грамматического

структурирования .

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya.docx38.96 КБ

Предварительный просмотр:

«Преодоление нарушений грамматического структурирования у дошкольников с ОНР-3 уровня»

 учитель-логопед Саттарова   Лилия Ильгизаровна                                                                                                     МАДОУ  №314 города Казани

Освоение окружающего мира ребёнком происходит в процессе неречевой и речевой деятельности при активном взаимодействии со взрослым. В совместной деятельности ребёнок объясняется с другими людьми, вступает в контакт, получает информацию. Поэтому проблема поиска путей активизации общения приобретает социальную значимость, а в аспекте педагогического воздействия применительно к детям с общим недоразвитием речи, особую актуальность. Современный дошкольник должен овладеть всей системой родного языка: говорить связно, полно излагать свои мысли, легко строя развернутые сложные предложения; без труда пересказывать рассказы и сказки. В тех случаях, когда у ребенка сохранен слух, не нарушен интеллект, но имеются значительные речевые нарушения, которые не могут не сказаться на формировании всей его психики, мы говорим об особой категории аномальных детей - детей с речевыми нарушениями.                                                    

 Одним из таких нарушений является общее недоразвитие. Оно может быть выражено в разной степени: от полной невозможности соединить слова во фразы или от произнесения вместо слов отдельных звукоподражательных компонентов до развернутой речи с элементами фонетико-фонематического и лексико-грамматического несовершенства. Но в любом случае нарушение касается всех компонентов языковой системы: фонетики, лексики и грамматики. Отсюда и название дефекта – общее недоразвитие речи.

           Проблема преодоления нарушений грамматического структурирования у детей с недоразвитием речи является одной из наиболее значимых в логопедии. Своеобразие овладения грамматическим строем речи проявляется у детей с общим недоразвитием речи в замедленном темпе усвоения, в дисгармонии развития морфологической и синтаксической систем языка, семантических и формально-языковых компонентов, в искажении общей картины речевого развития. В настоящее время в работах учёных достигнуты определённые успехи в определении нарушений грамматического строя речи и разработаны методы их преодоления. Менее изученной является проблема усвоения детьми с общим недоразвитием речи отдельных разделов грамматики. Данные об этом представлены в работах Надежды Сергеевны Жуковой [ 2], Розы Евгеньевны Левиной [ 3], Раисы Ивановны Лалаевой [4], Н.В. Серебряковой [4], Татьяны Борисовны Филичевой [5], Галины Васильевны Чиркиной  [5] и др.

         С учетом важности овладения ребенком грамматическими закономерностями языка в аспекте развития связной речи и становления речевой коммуникации в целом проблема настоящего исследования представляется значимой и актуальной.

Исследование особенностей грамматического структурирования проводилось на базе  Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения «Детского сада»№ 314 Московского района города Казани с 15 по 25 сентября. В эксперименте приняли участие 10 детей в возрасте 5 лет, имеющие заключение психолого- медико- педагогической комиссии (ПМПК) о наличии у них общего недоразвития речи (3 уровень) с различной структурой речевого нарушения. У трех детей - дизартрия, у шести детей – минимальные дизартрические расстройства, у одного ребенка – минимальное дизартрическое расстройство с двуязычием.

В процессе исследования изучались особенности грамматического структурирования речи детей экспериментальной группы. Применялась методика Акименко Валентины Михайловны« Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями» [1].

Рассматривались особенности словоизменения и словообразования. По результатам обследования был определен уровень  сформированности  грамматического строя речи:

 Высокий уровень- 3 балла

 Средний уровень-2 балла

Низкий уровень-1 балл

Низкий уровень (от 4-8 баллов) - Ребенок не использует морфологические элементы для передачи грамматических отношений. Отмечаются грубые ошибки в употреблении грамматических конструкций.

Средний уровень (от 9-13баллов) - Грамматический строй имеет отклонения от возрастной нормы. Не всегда удается употреблять правильно предложенные предлоги, согласовывать существительное с числительными, прилагательным, образовывать названия детенышей

Высокий уровень (от14-18 баллов) Грамматический строй соответствует возрастной норме. Ребенок безошибочно образовывает существительные именительного падежа множественного числа, родительного падежа множественного числа, существительные в косвенных падежах. Употребляет правильно все предложенные предлоги. Может согласовывать существительное с числительным и прилагательным, образовывать названия детенышей, образовывать уменьшительно-ласкательные формы, относительные прилагательные от существительных, притяжательные прилагательные и приставочные глаголы, глаголы совершенного вида.

В результате полученных данных было выявлено, что

 у троих детей – низкий уровень выполнения заданий на словоизменение,

 у семи детей – средний уровень выполнения заданий на словоизменение.

У восьми детей – низкий уровень выполнения заданий на словообразование, у двоих детей – средний уровень .

Логопедическая работа по преодолению нарушений грамматического структурирования включает в себя три этапа с учетом постепенного усложнения словообразовательных моделей.

 На первом этапе проводится работа по формированию словообразования существительных. Закрепляются словообразовательные формы с конкретными значениями, при дифференциации которых отмечаются наименьшие трудности. Дифференциация этих форм довольно легко подкрепляется наглядно воспринимаемым различием на невербальном уровне.

На втором этапе отрабатываются следующие формы словообразования:

образование:

 прилагательных от существительных по плану

притяжательных прилагательных

качественных прилагательных;

относительных прилагательных

возвратных глаголов;

дифференциация глаголов совершенного и несовершенного видов.

На третьем этапе проводится работа по дифференциации приставочных глаголов (приставки в–; вы–; при–; от–; у–; пере-).

Формирование словоизменения у дошкольников с общим недоразвитием речи осуществляется с учетом закономерностей нормального онтогенеза взаимодействия в развитии лексики, морфологической и синтаксической системы языка. В процессе коррекционно-логопедической работы рекомендуется постепенное усложнение форм речи, заданий и речевого материала.

Для преодоления нарушений грамматического структурирования нами были проведены также и игры.

          С целью оценки эффективности проведенного обучения, по его окончании, мы провели контрольное  исследование, которое  длилось  с 15.05.2012 года по 25.05.2012 года.

В таблице №1 представлена позитивная динамика развития грамматического строя речи.

                                                                                                               Таблица № 1

                     Сравнительный анализ полученных данных

п/п

Исследование грамматического  стороя  речи

Высокий уровень

Средний

уровень

Низкий

уровень

начало

конец

начало

конец

начало

конец

1.

Словоизменение

0%

60%

70%

30%

30%

10%

2.

Словообразование

0%

20%

20%

50%

80%

30%

В результате обработки данных, полученных в ходе повторного проведения логопедического обследования, коррекционного обучения, было выявлено, что уровень сформированности состояния грамматического структурирования повысился. В результате полученных данных было выявлено, что у шести детей – высокий уровень выполнения заданий на словоизменение, у троих детей – средний, у одного ребенка – низкий. У двоих детей – высокий уровень выполнения заданий на словообразование, у пятерых детей – средний уровень, а у троих детей – низкий уровень.

Сравнительный анализ полученных данных показал, что при выполнении заданий на словоизменение в начале года высокого уровня не было ни у одного ребенка, а в конце года стало у шести детей. Если средний уровень в начале был у семи детей . то в конце остался у трех детей. Если в начале низкий уровень был у трех детей, то в конце остался только у одного ребенка.

При выполнении заданий на словообразование в начале года высокого уровня не было ни у одного ребенка, а в конце года стало у двух детей. Если средний уровень в начале года был у двух детей. то к концу года стал у пяти детей. Если  в начале низкий уровень был у восьми детей, то к концу года остался только у троих детей.

Диаграмма полученных данных на начало года

 Диаграмма полученных данных на конец года

Настоящим исследованием проблема не может считаться законченной. Перспективы исследования связаны с дальнейшим изучением особенностей грамматического структурирования и совершенствованием методов и приемов работы с целью наибольшей ее эффективности.

Список литературы:

1.Акименко В.М. Логопедическое обследование детей с речевыми нарушениями / В. М. Акименко. — Ростов н/Д : Феникс, 2011.

          2. Жукова, Н. С. Логопедия. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников / Н.С. Жукова. - М.: Просвещение, 1998.

        3. Левина, Р.Е. Основы теории и практики логопедии / Р.Е.Левина. – М.: Просвещение, Просвещение, 1968.

        4. Лалаева Р.И., Серебрякова Н. В.Коррекция общего недоразвития речи у дошкольников СПб СОЮЗ, 1999        

       5. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В. Коррекционное обучение и воспитание детей 5-летнего возраста с общим недоразвитием речи. - М., 1991.

         


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Преодоление лексико - грамматического недоразвития речи ребёнка по теме" Домашние птицы"

Материалдля родителей, включающий игры и упражнения для преодоления ОНР у ребёнка в рамках лексической темы" Домашние птицы"...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

План самообразования "Преодоление нарушений письменной речи у обучающихся с ОНР III уровня посредством применения ИКТ".

Цель самообразования по теме: повышение профессионального мастерства. Задачи:Изучение научно-методической литературы, современных подходов по использованию информационно-коммуникативных технологи...

Магистерская диссертация "Взаимодействие учителя-логопеда и учителя начальных классов в преодолении нарушений письменной речи школьников с ментальными нарушениями"

Нарушения письменной речи приводят школьников к трудностям понимания словесных инструкций, учебных задач, при написании сочинений, изложений. Низкий уровень техники чтения не даёт возможности вникнуть...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»

ПриветствиеСобрались все дети в круг!Я твой друг и ты мой друг!Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!Загадки:У меня они все разные:Ситцевые и атласные,И для дома, и для сада,Для театра и пар...