Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий по лексической теме: «Одежда. Обувь. Головные уборы»
план-конспект

Мельникова Екатерина Евгеньевна
  1. Приветствие

Собрались все дети в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

  1. Загадки:

У меня они все разные:

Ситцевые и атласные,

И для дома, и для сада,

Для театра и парада.

Для зимы есть и для лета.

Так во что же я одета? (Платье)

Вокруг шеи свернулся,

Теплом  обернулся. (Шарф)

Зимой холодной я хожу,

Тот меховой наряд ношу.

И в нем, поверьте, никогда

Я не замерзну в холода. (Шуба)

Я из ткани разной,

И с коротким рукавом,

Бываю желтой, красной

С рисунком и простой. (Футболка)

Снег на улице, мороз!

Что одеть мне, вот вопрос.

Босоножки не годятся,

Будут все вокруг смеяться.

Чтобы не замерзли ножки,

Нужно что обуть? (Сапоги)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет –

Что-за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек –

Повяжи себе …(Платок)

3. «1-много»

Например: куртка – много курток.

Шуба- …

Шарф-…

Шапка-…

Платок-…

Ботинок-…

Сапоги-…

Гольфы-…

Свитер-…

Носки-…

Пальто-…

4. «Какой? Какая? Какие?»

Свитер из шерсти – какой?

Перчатки из кожи – какие?

Платье из шелка – какое?

Свитер из шерсти – какой?

Перчатки из кожи – какие?

Платье из шелка – какое?

5. «Назови  ласково»

Шапка - шапочка              Кофта –

Шарф -                        Кепка –

Сапоги -                       Рубашка –

Куртка -                       Плащ –

6. Жадина

Чьи  брюки? Мои брюки.      Чья шапка? Моя шапка.

Чье платье? Мое платье.     Чей берет? Мой берет.

Чей свитер? Мой свитер.     Чьи сапоги? Мои сапоги.

Чья рубашка? Моя рубашка.

7. «4 лишний»

Платье, кукла, брюки, юбка.

Шуба, рубашка, лыжи, сарафан.

Валенки, сандалии, ботинки, шляпа.

Туфли, футболка, свитер, пальто.

Шапка, панама, пальто, сапоги.

8. «Чьи вещи?»

Платье мамы (чьѐ?) –  мамино.

Платок бабушки (чей?) –  бабушкин.

Рубашка папы (чья?) –  папина.

Пальто дедушки (чьё?) – дедушкино.

9. «Вставь пропущенный предлог»

Мама повесила своѐ пальто (куда?) ... вешалку (на).

Папа снял плащ (откуда?) ... вешалки (с).

Мамина юбка сшита (из чего?) ... шѐлка (из).

Бабушка пришила пуговицу (к чему?) ... пальто (к).

Петя свалился (с чего?) ... дерева и оторвал рукав рубашки (с).

10. «Швейная машинка»

  • правой рукой «крутить ручку швейной машины», вдох;
  • на выдохе произнести: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина);
  • правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины», вдох;
  • на выдохе произнести «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза.

11. Расскажи об одежде по плану

1. Что это? (назови одежду)

2. Кто еѐ носит? (классификация по полу)

3. Когда еѐ носят? (классификация по сезону)

4. Назови части одежды.

5. Из какого материала она сделана?

6. Твоѐ отношение к данной одежде.

12. Физминутка «У Матрешиной сестрицы»

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

 В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

             Н.В. Нищева

13. Послушай и перескажи рассказ «Шалун –  Миша»

Миша – шалун. Шалил с котѐнком. Котѐнок мяукал. Бабушка отняла котѐнка. Ушѐл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

14. Сосчитай до десяти и обратно

Одна соломенная шляпка, две соломенные шляпки, три соломенные шляпки, четыре соломенные шляпки, пять соломенных шляпок,., десять соломенных шляпок.

Обратно: десять соломенных шляпок, девять соломенных шляпок...

Аналогично со словосочетаниями: лакированный ботинок, шерстяной платок.

15. Итог занятия.

Логопед: предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.

Кто приходил в гости?

Назовите предметы одежды по сезонам?

Что с одеждой можно делать?

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 1.docx433.17 КБ

Предварительный просмотр:

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушениями речи с применением компьютерных технологий

по лексической теме:

«Одежда. Обувь. Головные уборы»

https://polotnos.cdnbro.com/posts/5768978-klipart-shliapki-38.jpg

Подготовила:

Учитель-логопед СП «Детский сад №18 комбинированного вида»: Мельникова Е. Е.

Рузаевка 2024г.


Цель – активизация и развитие словарного запаса и грамматического строя речи.

Задачи:

  • закрепление обобщающих понятий «одежда», «обувь», «головные уборы»;
  • согласование числительных с существительным;
  • изменение существительных по падежам;
  • развитие связной речи;
  • развитие умения координировать речь с движениями;
  • развитие внимания, памяти, мышления.

  1. Приветствие

Собрались все дети в круг!

Я твой друг и ты мой друг!

Вместе за руки возьмемся и друг другу улыбнемся!

  1. Загадки:

У меня они все разные:

Ситцевые и атласные,

И для дома, и для сада,

Для театра и парада.

Для зимы есть и для лета.

Так во что же я одета? (Платье)

Вокруг шеи свернулся,

Теплом  обернулся. (Шарф)

Зимой холодной я хожу,

Тот меховой наряд ношу.

И в нем, поверьте, никогда

Я не замерзну в холода. (Шуба)

Я из ткани разной,

И с коротким рукавом,

Бываю желтой, красной

С рисунком и простой. (Футболка)

Снег на улице, мороз!

Что одеть мне, вот вопрос.

Босоножки не годятся,

Будут все вокруг смеяться.

Чтобы не замерзли ножки,

Нужно что обуть? (Сапоги)

Твоя бабушка повяжет,

А потом тебе расскажет –

Что-за головной убор

Знает, любит с давних пор.

Даст материи кусочек –

Повяжи себе …(Платок)

3. «1-много»

Например: куртка – много курток.

Шуба- …

Шарф-…

Шапка-…

Платок-…

Ботинок-…

Сапоги-…

Гольфы-…

Свитер-…

Носки-…

Пальто-…

4. «Какой? Какая? Какие?»

Свитер из шерсти – какой?

Перчатки из кожи – какие?

Платье из шелка – какое?

Свитер из шерсти – какой?

Перчатки из кожи – какие?

Платье из шелка – какое?

5. «Назови  ласково»

Шапка - шапочка              Кофта –

Шарф -                        Кепка –

Сапоги -                       Рубашка –

Куртка -                       Плащ –

6. Жадина

Чьи  брюки? Мои брюки.      Чья шапка? Моя шапка.

Чье платье? Мое платье.     Чей берет? Мой берет.

Чей свитер? Мой свитер.     Чьи сапоги? Мои сапоги.

Чья рубашка? Моя рубашка.

7. «4 лишний»

Платье, кукла, брюки, юбка.

Шуба, рубашка, лыжи, сарафан.

Валенки, сандалии, ботинки, шляпа.

Туфли, футболка, свитер, пальто.

Шапка, панама, пальто, сапоги.

8. «Чьи вещи?»

Платье мамы (чьѐ?) –  мамино.

Платок бабушки (чей?) –  бабушкин.

Рубашка папы (чья?) –  папина.

Пальто дедушки (чьё?) – дедушкино.

9. «Вставь пропущенный предлог»

Мама повесила своѐ пальто (куда?) ... вешалку (на).

Папа снял плащ (откуда?) ... вешалки (с).

Мамина юбка сшита (из чего?) ... шѐлка (из).

Бабушка пришила пуговицу (к чему?) ... пальто (к).

Петя свалился (с чего?) ... дерева и оторвал рукав рубашки (с).

10. «Швейная машинка»

  • правой рукой «крутить ручку швейной машины», вдох;
  • на выдохе произнести: «Т-т-т-т-т!» (ручная швейная машина);
  • правой ногой «нажимать и отпускать педаль швейной машины», вдох;
  • на выдохе произнести «Д-д-д-д-д!» (электрическая швейная машина). Повторить 2 раза.

11. Расскажи об одежде по плану

1. Что это? (назови одежду)

2. Кто еѐ носит? (классификация по полу)

3. Когда еѐ носят? (классификация по сезону)

4. Назови части одежды.

5. Из какого материала она сделана?

6. Твоѐ отношение к данной одежде.

12. Физминутка «У Матрешиной сестрицы»

У Матрешиной сестрицы

По деревне небылицы:

Ходит утка в юбке,

 В теплом полушубке,

Курочка — в жилете,

Петушок — в берете,

Коза — в сарафане,

Заинька — в кафтане,

А всех их пригоже

Корова в рогоже.

             Н.В. Нищева

13. Послушай и перескажи рассказ «Шалун –  Миша»

Миша – шалун. Шалил с котѐнком. Котѐнок мяукал. Бабушка отняла котѐнка. Ушѐл Миша в лес. Увидел шишку и кинул шапку. В шишку не попал, а шапка повисла на ветке. Нет шишки, нет шапки. Так и пошёл Миша домой.

14. Сосчитай до десяти и обратно

Одна соломенная шляпка, две соломенные шляпки, три соломенные шляпки, четыре соломенные шляпки, пять соломенных шляпок,., десять соломенных шляпок.

Обратно: десять соломенных шляпок, девять соломенных шляпок...

Аналогично со словосочетаниями: лакированный ботинок, шерстяной платок.

15. Итог занятия.

Логопед: предлагает детям вспомнить, чем они занимались на занятии, что им особенно понравилось.

Кто приходил в гости?

Назовите предметы одежды по сезонам?

Что с одеждой можно делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Лексическая тема: «Одежда. Обувь. Головные уборы». Игра-занятие «Спасатели в стране Грамотейка».

Конспект  по развитию фонематических функций и навыков звуко - слогового анализа и синтеза у детей старшего возраста с общим недоразвитием речи....

Конспект итогового занятия по развитию лексико-грамматических компонентов языка на тему: "Одежда, обувь, головные уборы"

Мастер - класс для родителей. Цель проведения: познакомить родителей с некоторыми приёмами, методами, формами работы с детьми дома по закреплению знаний по данным темам; активизировать речевую деятель...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий по теме: «Насекомые»

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматических категорий у дошкольников с нарушением речи по лексической теме: « Весна »

Уважаемые коллеги!Игры, предложенные Вашему вниманию, способствуют развитию речи, пополняют и активизируют словарь, формируют правильное звукопроизношение, развивают связную речь, умение точно выражат...

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ В СТАРШЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ Тема: Одежда. Обувь. Головные уборы.

Представленная разработка позволяет в игровой форме закрепить у детей представления об одежде и головных уборах, сформировать  умение подбирать и согласовывать глаголы с именами существительными ...

Дидактические игры и упражнения по формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР.

Дидактические игры и упражненияпо формированию лексико-грамматического строя речи у детей дошкольного возраста с ОНР. Для совершенствования лексико-грамматической стороны речи детей, необходимый ...

Конспект занятия по развитию речи для детей с ОНР по теме "Одежда, обувь, головные уборы"

laquo;Одежда, головные уборы, обувь»Задачи: Формирование умений и навыков по образованию и использованию в речи притяжательных прилагательных.Развитие и закрепление словаря по лексической теме....