Статья: "Самореализация как одно из средств профилактики профессиональных деструкций педагога".
статья на тему

Тихонова Оксана Владимировна

Деструкции педагога

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_dokument_microsoft_office_word_3.docx19.36 КБ

Предварительный просмотр:

    Вопрос о профессиональной деформации личности является очень важным в наше время. Его актуальность объясняется тем, что профессиональная деятельность является одной из ведущих практически для каждого человека, и естественно накладывает свой отпечаток на его личность. Второй аспект актуальности данной проблемы - недостаточное количество исследований по данному вопросу. В феномене профессиональной  деформации находит свое отражение фундаментальный принцип психологии - принцип неразрывного единства сознания, личности, деятельности. Именно социальная деятельность человека есть стержневая характеристика личности. Вместе с тем сама личность работника оказывает существенное влияние на процесс и результат деятельности. Проблема влияния профессии на личность работника периодически возникает в фокусе внимания ряда зарубежных и отечественных ученых.  Зеер Э.Ф. «Психология профессии», Безносов С.П. «Профессиональная деформация личности», Гордиенко Н.В. в своей статье «Профессиональные деформации личности как результат развертывания существующих предпосылок в условиях профессиональной деятельности» охарактеризовала представления о существовании предрасположенности к профессиональной личностной деформации, проанализировала феномены профессиональной деятельности как индивидные особенности человека, а также системные свойства личности, сформировавшиеся в предпрофессиональный период.  Акимова Е. Ю. в своей работе «Деструктивные аспекты профессионального становления человека» рассматривала причины приобретения  новообразований в профессиональной деятельности человека и разграничение их на конструктивные и деструктивные. В работах С.Г. Геллерштейна, рассматривается практически тождественность понятий профессиональных деформаций и профессионального развития в целом: «всякое изменение, наступающее в организме и приобретающее стойкий характер, есть профессиональная деформация, если это изменение вызвано профессиональной работой».

 Изучение работ зарубежных ученых показывает, что при исследовании профессионального становления личности в основном обращалось внимание на профессионально важные качества. Деструктивным же изменениям личности уделялось мало внимания. Предпосылки развития профессиональных деформаций коренятся уже в мотивах выбора профессии. Это как осознаваемые мотивы: социальная значимость, имидж, творческий характер, материальные блага,— так и неосознаваемые: стремление к власти, доминированию, самоутверждению.  Пусковым механизмом деформации становятся деструкции ожидания на стадии вхождения в самостоятельную профессиональную жизнь. Профессиональная реальность сильно отличается от представления, сформировавшегося у выпускника профессионального учебного заведения. Первые же трудности побуждают начинающего специалиста к поиску «кардинальных» методов работы. Неудачи, отрицательные эмоции, разочарования инициируют развитие профессиональной дезадаптации личности.   В процессе выполнения профессиональной деятельности специалист повторяет одни и те же действия и операции. В типичных условиях труда становится неизбежным образование стереотипов осуществления профессиональных функций, действий, операций Они упрощают выполнение профессиональной деятельности, повышают ее определенность, облегчают взаимоотношения с коллегами. Стереотипы придают профессиональной жизни стабильность, способствуют формированию опыта и индивидуального стиля деятельности. Можно констатировать, что профессиональные стереотипы обладают несомненными достоинствами для человека и являются основой образования многих профессиональных деструкции личности.  Стереотипы — неизбежный атрибут профессионализации специалиста; образование автоматизированных профессиональных умений и навыков, становление профессионального поведения невозможны без накопления бессознательного опыта и установок. И наступает момент, когда профессиональное бессознательное превращается в стереотипы мышления, поведения и деятельности. Но профессиональная деятельность изобилует нестандартными ситуациями, и тогда возможны ошибочные действия и неадекватные реакции. П.Я.Гальперин указывал, что «...при неожиданном изменении ситуации нередко случается, что действия начинают выполняться по отдельным условным раздражителям, без учета фактического положения в целом. Тогда говорят, что автоматизмы действуют вопреки пониманию». Другими словами, стереотипизация является одним из достоинств психики, но вместе с тем вносит большие искажения в отражение профессиональной реальности и порождает разного типа психологические барьеры.

  Развитие профессиональных деформаций определяется различными факторами:
- объективные, связанные с социально-профессиональной средой: социально-экономической ситуацией, имиджем и характером профессии, учебно-пространственной средой;
- субъективные, обусловленные личностными особенностями педагога и обучаемых, характером их взаимоотношений;
- объективно-субъективные, порождаемые системой и организацией профессионально-образовательного процесса, качеством управления, профессионализмом руководителей. 
В передаче профессиональной деформации от одного педагога другому большое влияние имеет системное поведение людей, то есть закрепленные в сознании педагога.

В современной педагогической литературе выделяются следующие типы профессиональной деформации личности педагога:
а) Общепедагогические деформации, которые характеризуются сходными изменениями личности у всех лиц, занимающихся педагогической деятельностью. 
б) Типологические деформации, вызванные слиянием личностных особенностей с соответствующими структурами функций педагогической деятельности в поведенческие комплексы.
в) Специфические деформации личности педагога обусловлены спецификой направления работы.  
г) Индивидуальные деформации определяются изменениями, происходящими с подструктурами личности и внешне не связаны с процессом педагогической деятельности, когда параллельно становлению профессионально важных для преподавателя качеств происходит развитие качеств, не имеющих на первый взгляд отношения к педагогической профессии. 

Нарушения в профессиональном развитии влекут за собой снижение производительности труда, его эффективности, нарушение работоспо-собности человека. Подобные негативные изменения затрагивают профессиональную деятельность (нарушение структуры профессиональной деятельности, утрата или искажение ее отдельных функций), профессиональное общение (сужение круга общения, повышение конфликтности, стереотипизация социальной перцепции), личность (угасание отдельных ПВК и их перерождение в противоположные качества) субъекта труда.

Переживание профессиональных деструкций сопровождается психической напряженностью, дискомфортом, а в отдельных случаях конфликтами и кризисными явлениями. Успешное разрешение профессиональных трудностей приводит к дальнейшему совершенствованию деятельности и профессиональному развитию личности.

Большинство исследователей данного вопроса убеждены в необратимости и неизбежности профессиональных деструкций.

Среди причин профессиональной деформации, связанных с условиями профессиональной деятельности исследователи отмечают следующие: дефицит профессионализма; недостаток ресурсного обеспечения деятельности; безнаказанность; негативное влияние сослуживцев и руководителей; наличие соблазнов в деятельности; отсутствие четких и мощных  критериев оценки деятельность, противоречия между требованиями, предъявляемыми обществом к личности современного педагога и отсутствием системы профилактики профессиональных деформаций педагогов, приводящей к нарушению целостности личности, затрудняющей реализацию личностного и творческого потенциала в профессиональной деятельности;
    Поэтому сегодня актуальна проблема поддержания, сохранения педагогом и обществом необходимого высокого уровня субъектности личности (термин С.Л. Рубинштейна, 1957), проявляющийся в деятельности, направленной на личностное саморазвитие и самореализацию. По определению Л.А. Коростылевой, «самореализация — это осуществление возможностей развития «Я» посредством собственных усилий, сотворчества, содеятельности с другими людьми (ближайшим и дальним окружением), социумом и миром в целом» (1997, с. 4). Самореализация — это стремление человека к самосовершенствованию, направленное не только на реализацию своих возможностей и способностей, но и на качественное изменение своей деятельности, на развитие и рост своих возможностей, т.е. на постоянный личностный рост.

Литература:

  1. Психология профессионализма // Маркова А. К. М.: «Знание», 1996
  2. Профессиональная деформация личности // Безносов С. П. СПб.: Речь.
  3. Психология профессий// Зеер Э.Ф.
  4. Проблемы психологии профессионального становления личности[Текст] / Ю.П. Поваренков. Ярославль: Канцлер, 2008.
  5. Психология профессионального развития учителя / Л. М. Митина ; Моск. психол.-соц. ин-т. – М. : Флинта, 1998


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагогов

Данная презентация использовалась для выступления на педагогическом совете...

Cамообразование - одна из форм повышения профессиональной компетентности педагогов

Сущность самообразования и его необходимостьПод самообразованием следует понимать специально организованную, самодеятельную, систематическую познавательную деятельность, направленную на достижение опр...

Самообразование – одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

«Воспитание, полученное человеком, закончено, достигло своей цели, когда человек настолько созрел, что обладает силой и волей самого себя образовывать в течение дальнейшей жизни и знает способ и средс...

Выступление на педагогическом совете по теме «Самообразование - одна из форм повышения профессионального мастерства педагога

Самообразование ценно в первую очередь как путь развития и интеллекта, и личности в целом, ее свободное движение в культуре. Рассматривая самообразование как вид свободной духовной деятельности, можно...

Профессиональное выгорание. Методы профилактики профессионального выгорания педагога.

Выступление педагога- психолога  на методическом объединении педагогов....