Инновационный проект. Организациии военно-патриотического воспитания .doc
статья по теме

.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Краснодарского края

«Краснодарский архитектурно-строительный техникум»

(ГБПОУ КК КАСТ)

Р.С.Апкаров

Инновационный проект.

Организация

военно-патриотического воспитания студентов  учреждений  среднего

профессионального образования

(Из опыта работы преподавателя-организатора ОБЖ  

Краснодарского архитектурно-строительного техникума ,

 по  военно-патриотическому  воспитанию  молодежи)

г. Краснодар

2014

В данной работе представлен материал, направленный на системную организацию воспитательной работы, целевое использование гуманистического потенциала учебного процесса – формирование личностных качеств, необходимых для прохождения военной службы, воспитание морально-психологических качеств, отвечающих требованиям воинской деятельности – ответственности, исполнительности, силы воли.


Любите Родину,

как чудо бесконечности,

как ветер вечности,

коснувшийся волос.

Любите Родину

как вашу нареченную,

чтобы за вас

ей не почувствовать стыда.

Любите Родину,

но только нерасчетливо.

Любите Родину,

и только навсегда.

Е.А.Евтушенко

Иди в огонь

За честь отчизны,

за убежденье, за любовь…

Н.А.Некрасов

От автора

Внеклассная и урочная системы воспитательной работы направлены на воспитание у обучаемых сознания, что патриотизм и готовность к защите совей Родины неразделимы, а сила патриотизма определяет человеческое достоинство каждого.

Автор  - преподаватель-организатор

ОБЖ Р.С.Апкаров

Содержание

О проблемах воспитания патриотизма …………………...

  5

Система патриотического воспитания…………………….

10

Отечество как многоплановая мировоззренческо-идеологическая ценность…………………………………..

           13

Ориентирование студентов (обучаемых)………………….

19

О роли кабинета ОВС в учебно-воспитательном процессе …………………………………………………………….

           21

Заключение …………………………………………………

28

Список использованной литературы ……………………...

29


О ПРОБЛЕМАХ ВОСПИТАНИЯ ПАТРИОТИЗМА

Многовековая, драматическая история нашего Отечества, имеющего протяжённые границы и особое геополитическое положение, всегда была сопряжена с решением трудных задач по защите своих рубежей. Поэтому не случайно укрепление обороноспособности страны являлось важнейшей сферой деятельности государства, приоритетной задачей и священным делом всех россиян. При этом непреходящее значение имело формирование у всех слоев населения страны, особенно молодёжи, готовности к защите Отечества.

Реализация этой задачи сегодня невозможна без глубокого и серьёзного осмысления вопросов, от решения которых зависит уровень организации и эффективность патриотического и военно-патриотического воспитания. Решение же вопросов подготовки молодёжи к защите Отечества сегодня напрямую связано со следующими факторами и потребностями:

Во-первых. Резкое снижение военно-патриотической работы в конце 80-90-х гг. XX века вследствие развала СССР и падения престижа армии в обществе привело к росту нежелающих проходить военную службу и ухудшению качества призывного контингента.

Во-вторых. Назрела необходимость более глубокого и всестороннего анализа сущности, содержания, структуры российского патриотизма и готовности молодёжи к защите Отечества, его роли и места в системе воспитания и в обеспечении обороноспособности страны.

В-третьих. Обострились противоречия между огромным потенциалом патриотизма современной молодёжи и неэффективной его реализацией в условиях современной общественной жизни.

В-четвёртых. Появились положительные изменения в сознании россиян по отношению к армии и флоту в ходе преобразований в российском обществе и реформирования Вооружённых Сил. В начале XXI столетия государство стало больше внимания уделять Вооружённым Силам, а средства массовой информации объективнее относиться к ним, что вызвало рост патриотического самосознания молодёжи.

В-пятых. Необходимо улучшить деятельность по воспитанию патриотизма у современной молодёжи с учётом её особенностей и интересов, происходящих в обществе изменений. Поэтому сегодня, исходя из реалий современной жизни, следует построить и реализовать новую систему патриотического воспитания, созданную на основе принципов, методов, форм, средств воспитания готовности к защите Отечества у различных категорий российской молодёжи.

В-шестых. Создана законодательная база, позволяющая реорганизовать и улучшить прежнюю систему подготовки молодёжи к военной службе. Речь идёт о принятии целого ряда основополагающих государственных документов: Федерального закона «О воинской обязанности и военной службе», «Положение о подготовке граждан Российской Федерации к военной службе», Военной доктрины Российской Федерации, Национальной доктрины образования, и особенно Государственной программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2010-2015 годы». В последнем документе впервые подчёркивается необходимость единой государственной политики в данной области и соответствующей её содержанию системы патриотического воспитания россиян.

В-седьмых. Наличие новых, более высоких требований к интеллектуальным, профессиональным и психологическим качествам воинов в условиях развития научно-технической мысли и новых технологических возможностей привело к появлению на рубеже ХХ-ХХ1 вв. нового вида войн – «бесконтактных», или информационно-технологических.

В-восьмых. Наличие и у Росси геополитических противников. Настойчивые попытки и конкретные шаги США по усилению своих позиций в Центральной и Средней Азии (особенно в результате проведения операции в Афганистане и размещение американских военных на базах в Таджикистане, Киргизии, Узбекистане), усилия международных террористических группировок отторгнуть от России Северный Кавказ ещё раз это подтвердили. В концепции национальной безопасности и Военной доктрине РФ определены внешние и внутренние угрозы обществу, личности, государству. В военной доктрине особо отмечено, что одним из основных направлений строительства военной организации государства является укрепление престижа военной службы и подготовка к ней граждан.

Формирование у молодёжи готовности к защите Отечества предполагает осуществление большой работы, проводимой с подрастающим поколением, особенно в современных условиях. Это подтверждается наличием целого ряда объективно действующих факторов – социально-политических, духовных, военно-технических. Несомненно, что деятельность по усилению военно-патриотической работы среди призывной молодёжи (и не только) сегодня должна гораздо больше, чем раньше, учитывать  местные, региональные особенности, а также используемые силы и средства.

Рухнувшая в годы перестройки, ломки советского мышления, разброда идей, теорий, работа по воспитанию молодежи вновь привлекает умы. Воспитание человека будущего – заказ социальный, который успешно выполняется там, где есть основа, не только материальная, но и духовная, где берут начало истоки высоких нравственных качеств и гражданской позиции.

Благодаря Государственной программе патриотического воспитания молодежи идея патриотического воспитания стала приоритетной в учебном процессе. И это справедливо. В результате грамотно построенного учебно-воспитательного процесса из стен образовательного учреждения должен выйти человек не только с образованием или специалист, но и, прежде всего, личность с государственным уровнем мышления, умеющая ценить и сохранить свое здоровье и жизнь, готовая отдать их ради высших интересов: сохранение жизни своих близких, своего народа.

Обратимся к истории патриотического воспитания.

Во всемирно известном труде «Анахарсис, или об упражнении тела» Лукиана об афинской системе подготовки молодежи сказано: «… более всего мы стараемся, чтобы граждане были прекрасны душою и сильны телом: ибо именно такие люди хорошо живут вместе  в мирное время и во время войны спасают государство и охраняют его свободу и счастье».

Афинская Эфебия (от греческого эфебос – юноша) представляет собой удивительное явление  в истории мировой цивилизации. Подготовка юношей в Эфебии к защите Отечества, строившаяся на основе принципа всестороннего гармонического развития духа и тела, формировала личность патриота и гражданина, верного идеалам демократии, личной свободы и ответственности, умеющего сражаться в самых сложных условиях , готового отдать свою жизнь за свободу и родину своих предков.

Несомненно, и сегодня, как когда-то в Древней Греции, в нашей стране патриотическое воспитание направлено на формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина-патриота Родины и способной успешно выполнять гражданские обязанности в мироне и военное время.

Однако, приходится с горечью  осознавать что стала заметной постепенная утрата нашим обществом традиционно российского патриотического сознания.

Героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области политики, экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию граждан с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций, связанных с консолидацией общества и подъемом патриотизма.

Система патриотического воспитания

Система патриотического воспитания предусматривает формирование и развитие социально-значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения.

Реальное проявление патриотизма по отношению к обществу как к живому, исторически выросшему, характеризующемуся природным, общенациональным, психологическим, культурным, социально-экономическим пространством, выступает как реализация  одной из высших его ценностей, которой является Отечество.

Понимание Отечества как ценности применительно к нашему обществу характеризуется определенным своеобразием, которое выражается в следующем:

во-первых, вера в Отечество как в высшую истину, его уникальность и неповторимый смысл существования;

во-вторых, традиции постоянного соизмерения, своей жизни и деятельности со служением Родине, стремление посвятить силы, энергию, способности, прежде всего ее высшим интересам;

в-третьих, отношение к Отечеству как к симбиозу необъятности, мощи, стихийности, судьбоносности, многострадальности, жертвенности, как к неисчерпаемому источнику духовно-нравственных сил, величия исторического и культурного прошлого, призванных облегчить трудности и испытания современников.

Ценность Отечества является наиболее несомненной и в силу этого характеризуется наибольшей устойчивостью, наименьшей подверженностью переоценке, в каком бы состоянии оно ни находилось. Переоценке подвергается государство, политический режим, проводимая им политика, деятельность правящей элиты, отдельных политических государственных и политических деятелей и т.д.  И если сегодня  существующая власть вызывает у народа не просто недоверие, подозрение, но и вражду и неприязнь, то это связано в первую очередь с кризисными последствиями проводимых реформ, с провалами во внутренней и внешней политике. Однако в конечном результате такое отношение трансформируется в общественном сознании с выводом о сознательном и целенаправленном подрыве, расшатывании основ Отечества под видом реформ.

О несомненной роли Отечества как непреходящей ценности в жизни общества свидетельствует его огромное значение для всех слоев и структур страны с точки зрения прошлого, настоящего и будущего. Осознание Отечества, как мировоззренческой, социально-идеологической ценности во многом зависит от уровня развития и данного состояния гражданского общества, особенностей взаимовлияния гражданского общества и государства.

Истинная ценность Отечества особенно полно проявляется в наиболее сложные, трудные периоды жизни общества, когда имеют место реальные угрозы его существованию. Обращение к патриотизму как к высшей ценности, не теряющей своего значения при самых неблагоприятных изменениях эмпирических условий, способно мобилизовать общество на преодоление испытаний и трудностей. В политической практике многих видных государственных деятелей всех времен и народов имеется немало характерных примеров обращения к Отечеству для достижения наиболее сложных целей, задач, которое предполагало в качестве важнейшего условия сплочение и объединение нации. Угроза иностранного порабощения, страх перед гибелью людей и разрушением материальных и культурных ценностей, созданных в процессе многолетнего и напряженного труда, обращение к святым для каждого человека чувствам, неоднократно являлись испытанным средством мобилизации самых различных слоев российского общества на протяжении его многовековой героической и многострадальной истории. Так было в переломные эпохи, когда происходила переоценка ценностей, изменялось социальное положение и ориентиры, интересы всех слоев и групп Отечество становится тем стержнем, вокруг которого объединялись лучшие силы общества. Именно он наполняет смыслом жизнь и деятельность людей, помогает им слиться воедино во имя служения обществу и государству.


Отечество, как многоплановая  

мировоззренческо-идеологическая ценность

Отечество, как многоплановая мировоззренческо-идеологическая ценность, оказывает существенное влияние на многие явления и процессы, происходящие в обществе, в том числе и в сфере формирования подрастающего поколения. Выступая в качестве духовно-нравственной, социально-педагогической ценности, Отечество не только выражает многоаспектность, разноуровневость, сложную структуру связей личности, подрастающего поколения с обществом и государством, но и оказывает на них формирующее воздействие.  Его результатом являются желательные и целенаправленные изменения в субъектах Отечества, проявляющиеся в позитивно-деятельном отношении к нему.

В современных условиях, когда резко обострилась проблема сохранения всех наших ценностей, не только материальных, экологических, но и нравственных, культурных, исторических, функция защиты Отечества все менее является прерогативой лишь военной организации, все менее ассоциируется с необходимостью использования только вооруженных сил и средств. Реализация функции защиты Отечества характеризуется большим разнообразием, многоплановостью, широким диапазоном в зависимости от определенных обстоятельств, а также от индивидуальных особенностей и возможностей личности, выполняющей эту функцию. Готовность к ее осуществлению, определяемая основными требованиями, предъявляемыми к гражданину и патриоту России, является предназначением патриотического воспитания, его конечной целью.

Военные акции на Ближнем Востоке, агрессия НАТО против Югославии, события на Северном Кавказе не должны оставлять у


обучаемых сомнений в необходимости подготовки граждан России к выполнению конституционного долга – к защите Отечества, и в частности к получению начальных знаний об обороне государства.

Мотивационная готовность к овладению начальными знаниями об обороне будет недостаточно без понимания обучающихся глубокой зависимости между подготовленностью человека к вооруженной защите Родины и его личной безопасностью. Вся история применения оружия свидетельствует, что, чем лучше люди подготовлены к нему, тем они не только эффективнее выполняют свой долг, но и с большей вероятностью сохраняют свои жизни. А жизнь человека – всеобщая и высшая ценность. Поэтому нет большего безрассудства и жестокости человека по отношению к себе, чем вставать неподготовленным на защиту Родины, заведомо отводить себе роль пушечного мяса.

Вторым направлением ориентирования должно быть обеспечение интеллектуальной готовности учащихся к получению начальных знаний об обороне государства. Обеспечить эту готовность – значит создать у учащихся такой запас знаний, который позволит им успешно овладевать содержанием данного учебного предмета.

К числу таких знаний относится понимание роли обороны государства для обеспечения национальной и военной безопасности России, смысл и структура обороны, показывающие каждому свое возможное место в той или иной материальной или духовной сфере, обеспечивающей военную безопасность граждан, общества и государства.

Общее представление о рассматриваемом предмете дает первая статья (часть 1) Федерального закона «Об обороне».

«Под обороной, – говорится в законе, – понимается система политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по подготовке к вооруженной защите и вооруженная защита Российской Федерации, целостности и неприкосновенности ее территории».

Ознакомление учащихся с этим определением обороны позволяет им увидеть контуры предмета, его две чрезвычайно важные и сложные сферы деятельности: а) систему мер подготовки к вооруженной защите и б) самую вооруженную защиту России.

Общую структуру обороны государства можно представить в виде следующей схемы:


ОБОРОНА  ГОСУДАСТВА .

1.   Меры подготовки

к вооруженной защите

2. Вооруженная защита,

 политические меры

ПОЛИТИЧЕСКИЕ МЕРЫ

 БОЕВАЯ МОЩЬ АРМИИ:

ЧИСЛЕННОСТЬ,

МОРАЛЬНЫЙ ДУХ,

ОБУЧАЕМОСТЬ ВОЙСК,

КОЛИЧЕСТВО И

КАЧЕСТВО ОРУЖИЯ,

ТЕХНИКИ И МТС,

СТРУКТУРА

ВООРУЖЕННЫХ СИЛ,

УРОВЕНЬ РАЗВИТИЯ

 ВОЕННОЙ НАУКИ,

ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ  

КОМАНДНОГО СОСТАВА

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ

ВОЕННЫЕ

СОЦИАЛЬНЫЕ

ПРАВОВЫЕ

ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ:

БОЙ, СРАЖЕНИЕ,

ОПЕРАЦИЯ, УДАР,

СИСТЕМАТИЧЕСКИЕ

БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

НАУЧНЫЕ

ДРУГИЕ

ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА

Обозначенные на схеме прямые и обратные связи убедительно свидетельствуют, что оборонные возможности государства формируются во всех сферах материальной и духовной жизни страны. Эти возможности призваны обеспечивать прежде всего необходимую и достаточную боевую мощь Вооруженных Сил, других войск, воинских формирований и органов, которая своим существованием сдерживает агрессию против России или ее союзников эффективно решать задачи гражданской обороны.

Знания, дающие общее представление об обороне, с одной стороны, формируют мотив получения начальных знаний об обороне, а с другой – позволяют изучающим активно, со знанием дела овладевать этим предметом.

Третье направление ориентирования – формирование у учащихся нравственной готовности к получению начальных знаний об обороне государства. Главное здесь – это внушение учащимся таких моральных ценностей, как патриотизм, святость долга по защите Отечества, верность военным и боевым традициям народа и воинства и др.

Наш народ всегда считал защиту Отечества долгом священным, то есть необычным, возвышенным, чрезвычайно почетным и заветным, исключительным по важности и неуклонности исполнения. Это тем более относится к долгу вооруженной защиты Отечества.

Четвертым направлением ориентирования является наращивание волевой готовности у учащихся активно преодолевать внутренние препятствия, противоречия между «хочу и нужно», возникающие при получении начальных знаний об обороне государства, при достижении намеченных целей.

Выделение направлений ориентирования является условным. Акцентируя внимание и усилия на одном из направлений, преподаватель одновременно влияет и на другие виды готовности.

Во-первых, в любом из направлений ориентирования проблему надо анализировать и решать как органическое единство взаимообусловленных и взаимодействующих   целей, средств и условий. Только при этом условии может быть достигнуто соответствие намеченным целям и реальной обстановке используемых средств и методов, а также соответствие целей ориентирования состоянию ориентируемых. Без этого никакие случайные, разрозненные мероприятия  не дадут нужного результата.

Во-вторых, успех готовности к получению начальных знаний об обороне государства предполагает закономерную последовательность осуществления и смены периодов и стадий этого процесса.

Ориентирование студентов (обучаемых)

Всякая деятельность начинается с подготовки. Чем лучше подготовлено дело, тем оно легче и результативнее. Поэтому первым периодом ориентирования является диагностирование, то есть выявление у учащихся требуемой готовности, планирование и выбор целесообразных средств, методов и порядка ориентационного воздействия на граждан.

Второй период состоит из операций непосредственного и опосредованного воздействия на ориентируемых. В ходе этого периода осуществляется формирование необходимой мотивационной, интеллектуальной, нравственной и волевой готовности к овладению начальными знаниями об обороне государства. Для достижения намеченных целей здесь используется вся совокупность методов обучения и воспитания:

  • методы, формирующие у граждан ориентационные понятия, суждения, убеждения, оценки (самостоятельное чтение, рассказ, беседа, лекция, диспут, показ кино- и видеофильмов, наглядных пособий, воспроизведение звукозаписей и др.);
  • методы организации познавательной и практической деятельности ориентируемых (поручения, задания, упражнения, приучение, создание специальных ситуаций);
  • методы стимулирования ориентации граждан на подготовку к военной службе (состязания, деловые игры, средства материального и морального поощрения, порицание);
  • методы контроля за ходом формирования ориентированности (проверка знаний, умений, навыков, оценка ориентированности).

В центре методов формирования ориентированности граждан на получение начальных знаний об обороне государства находится метод убеждения.  Но поскольку получение начальных знаний об обороне государства является обязательным, не исключаются и методы правового, административного, нравственного принуждения.

Третий период ориентирования включает в себя оценку готовности учащихся к получению начальных знаний об обороне государства. Главным критерием при этом выступает успешность получения этих знаний. Оценочные выводы служат основанием для соответствующей коррекции мер ориентирования в ходе самого учебного процесса по обучению основам обороны государства

Начальные знания об обороне государства, полученные учащимися, становятся той базой, необходимым мотивом, интеллектуальным фактором, ориентирующим граждан на другие виды обязательной и добровольной подготовки к военной службе, к выполнению конституционного долга. Без этих знаний нельзя увидеть роль и место военной службы в обороне страны, осознать значение военно-учетных специальностей и военных профессий, понять необходимость военной службы по призыву и т.д.

Неустаревающей, вечно современной и точной является мысль Н.А. Добролюбова, жившего в другую эпоху: «В человеке порядочном патриотизм есть не что иное, как желание трудиться на пользу своей страны, и происходит не от чего другого, как от желания делать добро -  сколько возможно больше и сколько возможно лучше». Думается, с этим высказыванием согласится каждый из нас, следующий именно этой истине.

О роли кабинета ОВС в учебно-воспитательном процессе

Реформы...  Преобразования... Реорганизация... Еще много модных, современных, часто употребительных слов можно вспомнить при разговоре об образовании и воспитании молодого поколения.

И что бы ни говорили коллеги, я, как преподаватель-организатор ОБЖ с двадцатипятилетним стажем, уверен, что образовательное учреждение, в частности и ССУЗ, своей наиважнейшей задачей должно считать не только обучение, но и воспитание.

Какие бы изменения ни произошли в нашей жизни, какие бы ориентиры ни появились, неизменным остается нравственный потенциал, выработанный веками, предками.

Некоторые любят сетовать на то, что трагической стороной нашей действительности является «колоссальная утрата обществом и государством духовно-нравственных основ жизни», что связано, прежде всего, с отсутствием идеологии. Можно с этим согласиться, но отчасти.

Смею утверждать: нравственные основы непреходящи.

Думаю, что каждый человек, кто хоть как-то связан по работе с молодежью, может уверенно сказать: «Мы формируем человека будущего, а значит, с нас немалый спрос».

Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» - актуальная область образования, во многом решающая для формирования человека. Жизнь с почти каждодневными критическими чрезвычайными и порой трагическими ситуациями вносит свои коррективы и ставит новые задачи, которые не под силу решать молодому человеку самостоятельно. На помощь приходит наш предмет, который включает в себя объемную внеурочную учебно-воспитательную работу, осуществляемую посредством учебного кабинета.

Кабинет ОВС является центром, организующим работу по военно-патриотическому, духовно-нравственному воспитанию молодежи. Именно здесь собирается, хранится материал о мощи нашего государства, о славных традициях его Вооруженных Сил, формируется правовая культура допризывника, его моральный облик.

Не  секрет, что сильной стороной образования было и остается единство двух его составляющих – обучения и воспитания. Однако, не станем скрывать, что формально проведенные воспитательные мероприятия не достигают желаемого результата.

Что же целесообразно делать для повышения эффективности этой работы? Думаю, прежде всего, необходимо, насколько это возможно, обновить учебно-материальную базу, привести в соответствие, пусть даже не полное, с современными технологиями.

Вполне очевидно, что при создании благоприятных условий учебный кабинет может придать совершенно новое качество образовательному процессу, прежде всего сознательное и добросовестное отношение к  учебной дисциплине.

Просторное, светлое помещение с современной мебелью, эстетически оформленными стендами и содержательными экспозициями позволяет воспитывать в студентах интерес к предмету, организованность и дисциплинированность.

С целью формирования морально-психологических качеств, необходимых будущим воинам, привития гордости за нашу армию, ее боевое оснащение, уважения к военной символике, в кабинете разумно оснащены элементы военного быта, прежде всего для повышения ответственности.

Значительна и роль студентов в совершенствовании учебно-материальной базы по ОБЖ и ОВС.

Так, архитекторы помогают в дизайне, оформлении стендов, строители –    в ремонте кабинета, юристы и бухгалтеры  – в систематизации и оформлении накопительного материала (докладов, рефератов, фотографий).

Вовлечение ребят в работу кабинета помогает сблизить их, выработать доверительные отношения, сопричастность делает их взрослыми, внушает им мысль, что они есть те самые «дети», которым «отцы» заверяют дела и будущее страны.

В патриотическом воспитании, в этом убеждаемся не раз, многое значит знание истории земли, на которой живешь, своего города, поселка. И в этой работе приходит на помощь кабинет, где собираются после занятий студенты -члены военно-патриотического клуба «Беркут». Благодаря их поисковой работе, осуществляемой совместно с городским комитетом молодежи, удалось найти останки когда-то пропавших без вести бойцов, державших линию (вошедшую в историю как «голубая линия») обороны Кубани в годы Великой Отечественной войны в районе города Туапсе.

Поиск, походы, ритуалы торжественного захоронения погибших солдат, закладка памятника оставляют неизгладимый след в памяти молодых ребят, делают их взрослыми.

Возрожденная память запечатлена в Уголке боевой славы, одна из экспозиций   которого  посвящена  воинам-интернационалистам,   жителям Калининского поселкового совета Прикубанского округа, где расположено наше учебное заведение.

Охрана памятников, уход за ними - немаловажная деталь в воспитании.

С пониманием, сознанием долга перед погибшими ребята распределяют обязанности по уборке территории, где стоит памятник воинам-афганцам, девушки готовят венки и составляют композиции цветов для возложения их в День Победы.

С интересом слушают они рассказы ветерана Вооруженных Сил РФ, зампредседателя окружного комитета ветеранов войны Алексеева Г.С., который является частым гостем в техникуме. Подполковник Внутренних войск, бывший преподаватель истории, он непременно расскажет первокурсникам о защитниках Краснодара, о героях-земляках Передирии, братьях Игнатовых, Полине Осипенко, Леваневском, Бахчиваджи и других, чьими именами названы улицы города.

Уроки патриотизма не только знакомят со славными страницами истории нашего прошлого, но и воспитывают чувство гордости за русское оружие, за солдата, защищавшего Отечество.

Воспитывая молодое поколение, важно формировать осознание того, что патриотизм и верность воинскому долгу – это те морально-духовные качества воина, которые делают армию непобедимой.

История нашего Отечества знает яркие примеры беззаветного служения России и выполнения воинского долга российскими и советскими воинами. Во все времена подвиги русских воинов почитались народом, на их примерах воспитывалось молодое поколение. Главная отличительная черта русского воина заключается в том, что любовь к Родине всегда была выше страха смерти.

Но быть патриотом без хорошего знания истории России, без анализа поведения ее народа по защите Отечества, без воспитания в себе духовных качеств наших предков невозможно. Кризисы и различные неурядицы преходящи. Родина одна, и любовь к ней неиссякаема.

В истории нашей страны были победы и поражения, но сильная духом своего народа, беззаветной преданностью и самоотверженностью воинов, с оружием в руках отстаивающих веру, честь и независимость своего государства, в решающих битвах за независимость Россия всегда побеждала.

Победы русского оружия над врагами Отечества в России всегда отмечались, чтобы сохранить в памяти поколений ратные подвиги предков.

Законом РФ «О днях воинской славы (победных днях) России» установлены 15 дней воинской славы России.

О днях воинской славы России рассказывает альбом, который стал настольной книгой или календарем, открытым для тех, кому дорога память предков.

Военно-патриотическое воспитание достигает цели, когда его методы у молодежи вызывают интерес. Через него  ребятам и прививаются высокие нравственные качества. Способствует этому принцип состязательности, который с особой силой проявляется в спорте.  Так успешному выступлению   (I место в городе)  в спартакиаде  по военно-спортивному многоборью помогают занятия в кружке «Меткий стрелок».

А традиционно проводимые к Дню защитника Отечества соревнования- игры «А ну-ка, парни!» создают не только атмосферу праздника, но и доброжелательности, взаимного уважения и понимания.  И сильнейшие, ловкие, смелые юноши в глазах девушек становятся поистине защитниками.

Бесспорно, что слово напевное бередит душу, заставляет его жить, сопереживать. Проникновенно, под гитару звучат в уютном кабинете стихи и песни о чести, долге и Родине в исполнении желанного гостя студентов – заслуженного артиста Кубани  Гагавы Александра Георгиевича.

Одним из основных направлений деятельности кабинета является изучение основ военной службы. Стенды и выставки «Уставы Вооруженных Сил», «Строевая подготовка», «Огневая подготовка», «Тактическая подготовка», «Вооруженные Силы России», «Военная топография», «Современное вооружение и боевая техника», фотоальбомы «Военно-полевые сборы» способствуют  организованности и дисциплинированности студентов при проведении сборов на базе воинской части.

Начальник ракетной бригады с пониманием относится к программе по основам военной службы. Поэтому офицеры части        с должной ответственностью руководят занятиями на учебных точках, знакомят будущих солдат с армейским бытом, вооружением части, а порой угощают солдатским обедом. Ребятам нравится уважительное к ним отношение, и они, убедившись, что рассказанное преподавателем и увиденное ими не расходятся, старательно выполняют команды и распоряжения старших.

Очень важно, чтоб кабинет был современным, оснащенным. Так, за последние два года благодаря чуткости администрации техникума, особенно директора   Хабарова А.П., одним из первых в городе мы приобрели учебные макеты АК и винтовку «Юнкер»,  серию плакатов, выпущенную агентством «Военинформ».

Посещая соседние ССУЗы, студенты с гордостью говорят о нашем кабинете и отмечают, что здесь строго обязательна аккуратность и бережность, к тому же добавляют:  «У нашего все есть!».

Не секрет, что работа кабинета спланированная, целенаправленная. Но все сказанное выше (пожалуй, не всё, ибо объемен ежедневный труд преподавателя-организатора, к тому же ведущего военный учет), останется просто фразами, если не понять, что патриотизм – это состояние души.

Я люблю свою работу, мне интересно с молодежью, шумной, озорной, бесшабашной, умной, крепкой физически и духовно. В них я вижу наше будущее, им доверяю и воспитываю их.

Заключение

Высокая духовность, гражданская позиция, патриотическое сознание нашей молодежи – выпускников учебных заведений – будут в огромной степени способствовать успешному решению задач по преодолению кризиса и определять будущее России.

Знаменитый летчик, трижды Герой Советского Союза И.Н.Кожедуб подчеркивал: «Храбрость, мужество, бесстрашие не даются с рождения. Эти качества постепенно воспитываются в человеке. И при том много зависит от него самого, от его сознания, настойчивости…».

Человек или является патриотом своего Отечества, и тогда он соединен с ним, как дерево корнями с землей, или он лишь пыль, носимая всеми ветрами. Патриотизм нельзя обрести, изменив место жительства.  Патриотом, как и настоящим человеком, надо стать.    Необходимо вырасти до этого уровня.

Честь человека – гражданина – патриота неотделима от его благородства и скромности, бескорыстного стремления нести людям добро. Она проявляется в поступках, делах, принципиальности, верности истине, данному слову, обязательствам.

А потому правилом, моральным кодексом гражданина-патриота считаем народную мудрость:

«Береги честь смолоду».

«Где честь, там и правда».

«Живи по уставу – завоюешь честь и славу».

Список использованной литературы

  1. Конституция Российской Федерации. – М., 1993.
  2. Федеральный закон «Об обороне». – М., 1996.
  3. Федеральный закон «О воинской обязанности и военной службе». – М., 1998.
  4. Воспитание патриотизма: сущность. содержание, рекомендации. Учебное пособие. – М.: ГУВР ВС РФ, 1998.
  5. Военный энциклопедический словарь. – М., Военное издательство, 1983.
  6. «На службе Отечеству». Книга для чтения по  общественно-государственной подготовке солдат (матросов), сержантов (старшин) Вооруженных Сил РФ. Издательство «Русь РКБ», М., 1998.
  7. Кулаков В.Ф., Отечество. Честь. Долг, - М., 1998.
  8. Лутовинов В. Патриотизм. «ОБЖ. Основы безопасности жизни». – 1993, № 3.
  9. Репин Ю. Актуализация гуманистической концепции курса ОБЖ. «ОБЖ. Основы безопасности жизни» - 2003, № 1.
  10. Яхновец С.Е. Верность воинскому долгу. «Военные знания» (библиотечка журнала «Военные знания», выпуск 4). – М., 1998.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация военно-патриотического воспитания в приграничном районе

Некоторые итоги воспитательной работы в классе по программе "Равнение на героев"...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни.

Дорогие коллеги! Представляю к вашему вниманию статью о военно-патриотическом воспитании в условиях ельской школы....

А.В. Сазонов. Организация военно-патриотического воспитания в урочной и внеурочной деятельности

В презентации актуализирована проблема организации военно-патриотического воспитания, указаны исторические предпосылки данного направления воспитательной работы, представлена модель военно-патриотичес...

Организация военно-патриотического воспитания в условиях сельской жизни на примере военно-патриотического клуба «Мужество».

ВПК «Мужество» создана с целью воспитания патриотизма, любви к Родине, формирования качеств, навыков и умений, необходимых для ее защиты, как воинской, трудовой, так и действиях в экстрема...

Социально значимый проект по военно-патриотическому воспитанию "Сохраним память времен" 2019 г.

Социально значимый проект по военно-патриотическому воспитанию "Сохраним память времен"...

«Образование в современной школе» Проблемы воспитания. Статья «Организация военно-патриотического воспитания в школе»

Проблема патриотического воспитания тесно связана с проблемой духовно-нравст­венного воспитания и образования. Хотелось бы подчеркнуть серьезность этой проблемы, поскольку ее следует рассматривать...