Исполнительский уровень познавательной активности учащихся
статья по теме

Проблема активизации познавательной деятельности учащихся  с исполнительским уровнем активности достаточно актуальна для педагогики.основной педагогической ошибкой в построении учебных взаимодействий с этими учащимися является то, что учителя используют этих школьников как опору, забывая о целенаправленной работе по развитию их познавательной активности.

В статье рассказывается о некоторых технологических цепочках, способствующих актуализации эмоционального, интеллектуального и волевого потенциала учащихся данного уровня.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poznavatelnyy_interes.docx22.19 КБ

Предварительный просмотр:

Исполнительский уровень познавательной активности учащихся.

Познавательная активность (интерес) учащихся: деятельное состояние личности, которое характеризуется стремлением к учению, умственному напряжению и проявлению волевых усилий в процессе овладения знаниями. Физиологической основой познавательной активности является рассогласование между сегодняшней ситуацией и прошлым опытом.

Методы и приёмы активации познавательной деятельности учащихся по уровням ПА:

  1. Нулевой уровень
  • Необычное начало урока
  • Опора на похвалу
  • Выбор и смена заданий
  • Опорные сигналы
  • Втягивание и отстранение
  • Опорные слова и другие
  1. Ситуативный
  • Изготовление наглядных пособий
  • Работа по образцам
  • Организационный контроль
  •  «Разгрузочные» задания
  • Составление кроссворда и др
  1. Исполнительский
  • Мозговой штурм
  • «эксперт», «консультант»
  • Проблемные ситуации и др.
  1. Творческий
  • Задания на ассоциацию
  • Тренинги образного восприятия
  • Внимание к интуитивному знанию
  • «Театр одного актёра»

Остановимся подробнее на исполнительском уровне активности

  Немцы считают продуктивной ситуацию, когда на сотню человек  99 обладают  высокой исполнительской  культурой,  один - творческими способностями. Такое соотношение,  по их мнению, обеспечивает стабильность функционирования любого предприятия.

  Учащиеся с активным отношением к познавательной деятельности, как правило, любимы учителями. Такие ученики систематически выполняют домашние задания, с готовностью включаются в любые формы работы, которые предлагает им педагог. Они осознанно воспринимают учебную задачу, зачастую предлагают оригинальные пути решения и работают преимущественно самостоятельно. Именно на данную категорию учащихся опирается учитель при изучении новой темы; эти школьники выручают учителя в трудных учебных ситуациях. Главный плюс этих учащихся в стабильности и постоянстве, они не берут наскоком, но знания их отличаются прочностью и основательностью.

 Однако  у этих учащихся есть свои проблемы. Часто их называют зубрилками за усидчивость, за прилежание. Многим со стороны кажется, что детям  с активным познавательным уровнем всё в учёбе даётся легко. В этом есть доля истины, но почему-то забывают о том, что такая кажущаяся лёгкость - результат более ранних усилий: умение сосредоточиваться на задаче, внимательно знакомиться с условиями задания, активизировать имеющиеся знания, выбрать наиболее удачный вариант, а при необходимости  повторить всю эту цепочку. Именно такой подход позволяет учащимся включаться в учебную работу на уровне своих учебных возможностей. У учащихся с исполнительским уровнем активности главное- работа мысли.

  Основной педагогической ошибкой в построении учебных взаимодействий с этими учащимися является то, что учителя используют этих школьников как опору, забывая о работе по стимулированию и развитию их познавательной активности.

Потому-то эти ученики начинают скучать на уроке, если изучаемый материал достаточно прост, если учитель занят с более слабыми учащимися. Постепенно они привыкают ограничивать себя рамками учебной задачи и уже не хотят или отвыкают искать нестандартные решения. Чуть позже они начинают понимать, что одобрение учителя можно получить просто за качественно сделанную работу, но не за сверх урочную6 поиск дополнительного материала, самостоятельные занятия и т.д. Вот почему проблема активизации познавательной деятельности таких учащихся достаточно актуальна для педагогики.

 Новые обучающие технологии в школьной практике ориентированы именно на включение в познавательную деятельность учеников с исполнительской активностью: технология развития критического мышления, проблемного, развивающего, разноуровневого обучения и др.

 Основными приёмами, включающим учащихся данной категории в учебное взаимодействие на уровне субъекта, можно назвать все прoблемные, частично-поисковые и эвристические ситуации, которые создаются на уроках. Однако педагогу непросто организовать проблемные ситуации на каждом уроке. Вот почему наряду с ними можно предложить учащимся с исполнительской активностью особые ролевые ситуации. Школьники могут подключиться к технологии оценивания устных и письменных ответов одноклассников, т.е. брать на себя роль эксперта, консультанта. Необходимо только познакомить эксперта с критериями на ответы. Ученику можно предложить роль режиссёра, который следит за темпом урока; мудреца, который подводит итог занятию, хранителя знаний и т.д.

К приёмам интенсивной познавательной деятельности относят и самые различные формы дискуссий: круглый стол. Заседание экспертной группы, дебаты. Мозговой штурм и т.д. Эти формы позволяют каждому включиться в обсуждение и решение проблемы, выслушать другие точки зрения, увидеть многомерность задачи и пр. Подобные занятия. как отмечают психологи, « позволяют учащимся самим решать трудные проблемы, а не просто быть наблюдателями; создают потенциально более высокую возможность переноса знаний и опыта деятельности из учебной ситуации в реальную; позволяют « сжимать» время: психологически привлекательны для учащихся.

 Контрольные работы для учащихся с исполнительно активным уровнем должны отличаться от контрольных срезов знаний проводимых с целью установки уровня учебных знаний и умений, которыми овладели учащиеся. Хотя такие контрольные работы необходимы, обычную контрольную работу можно сделать продуктивной и развивающей. На таких контрольных работах можно вводить систему смены задания. Учитель разрешает заменить тот или иной вопрос, задание другой дополнительной задачей. Это считается полноправной заменой и не влечёт за собой снижения общей оценки. Эту же дополнительную задачу может решить любой ученик, который тревожится о том, что не набирает зачётной суммы баллов.

 В условиях возможности выбора и замены заданий учащиеся учатся верно оценивать свои способности, могут сами влиять на обстоятельства и добиваться успеха.

  Итак, основная стратегия  учителя в работе  с учащимися с высокой познавательной активностью заключается в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении. Для школьников с исполнительно активным уровнем познания должна стать нормой готовность к решению проблемных, поисковых, нестандартных задач и ситуаций. Эти дети предрасположены к новым, более высоким требованиям в учении.  

ОБОБЩЕНИЯ:

  1. Познавательный интерес как элемент развивающего обучения- один из самых значимых мотивов учения, формируя который мы создаём прочную и надёжную основу личности школьника.
  2.  Феномен познавательного интереса помогает понять сложность и значимость внутренней стороны обучения, которая постоянно должна быть в поле зрения учителя. Каждая предложенная ученику задача, каждое его учебное действие вызывает множество психических процессов, от характера протекания которых часто зависит эффект обучения и учения. При наличии познавательных интересов учение становится близкой, жизненно значимой деятельностью, в которой сам школьник заинтересован.
  3. В учебном процессе в первую очередь лежат истоки подлинного познавательного интереса. Учебный процесс, обладая определённым содержанием учебных предметов, организуя операционные действия учащихся, обладает значительными объективными возможностями стимулирования познавательных интересов. В свою очередь познавательный интерес учащихся в обучении является источником энергетических ресурсов деятельности учащихся.                                      

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технология интерактивного обучения как средство формирования познавательной активности учащихся на уроках географии.

Двадцать первый век можно смело назвать веком непрерывного образования и новых технологий. Вступив в него, мы не обойдемся без современных средств обучения и новейших методик. Таково требование времен...

Как развивать познавательную активность учащихся

В реферате отражены некоторые моменты, позволяющие активизировать познавательную активность учащихся на уроках технологии....

Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики.

Проект на тему "Развитие познавательной активности учащихся на уроках математики". Рассматриваются   проблемы развития познавательных интересов и способностей в обучении....

Обобщение опыта работы учителя химии и биологии Волоховой Ж.А. по теме "Исследовательская деятельность учащихся как средство активизации познавательной активности учащихся".

Исследовательская деятельность как средство активизации познавательной активности учащихся при изучении биологии....

Использование зачетной системы для контроля и оценки знании учащихся, как средство повышения познавательной активности учащихся

Использование элементов зачётной системы при организации зачётных уроков. Организация контрольно-оценочной деятельности учащихся....

"Уровень двигательной активности учащихся основной школы"

Выявление двигательной активности у  учащихся основной школы разными способами....