Методики диагностики группы
материал по теме

Рочева Екатерина Сергеевна

Каждый педагог (классный руководитель, воспитатель) должен проводить в течение года диагностику с целью разработки стратегии индивидуальной и групповой коррекционной или развивающей работы с детьми в соответствии с их особенностями. Также должна проводиться диагностика затруднений в учебной деятельности, мотивации учения, уровня воспитанности детей и психологического климата в группе.

Данные методики диагностики подобраны автором в соответствии с особенностями работы воспитателя интерната группы семейного типа.

Доработаны автором приложениями и сводными таблицами по результатам анкет, опросов и т.д.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon metodiki_diagnostiki_gruppy.zip97.45 КБ

Предварительный просмотр:

Приложение 2

ТЕСТ

«ОЦЕНКА УРОВНЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ЛИЧНОСТИ»

(по А.С. Шарову)

В тесте используется 10-балльная шкала самооценки личностных качеств либо частоты их проявления, которые и характеризуют уровень развития творческого потенциала личности. Однако следует помнить, что все оценки относительны. При самооценке мысленно представьте себе наивысший (10-й) уровень развития соответствующего качества и низший (1-й) уровень и найдите себе место на 10-балльной шкале.

  1. Как часто начатое дело вам удается довести до логического конца?
  2. Если всех людей мысленно разделить на логиков и эвристов, то есть генераторов идей, то в какой степени вы – генератор идей?
  3. В какой степени вы относите себя к людям решительным?
  4. В какой степени ваш конечный «продукт», ваше творение чаще всего отличается от исходного проекта, замысла?
  5. Насколько вы способны проявить требовательность и настойчивость, чтобы люди, которые обещали вам что-то, выполнили бы свое обещание?
  6. Как часто вам приходится выступать с критическими суждениями в адрес кого-либо?
  7. Как часто решение возникающих у вас проблем зависит от вашей энергии и напористости?
  8. Какой процент людей в вашем коллективе чаще всего поддерживают вас, ваши инициативы и предложения?
  9. Как часто у вас бывает оптимистичное и веселое настроение?
  10. Если все проблемы, которые приходилось вам решать за последний год, условно разделить на теоретические и практические, то каков среди них удельный вес практических проблем?
  11. Как часто вам приходилось отстаивать свои принципы, убеждения?
  12. В какой степени ваша общительность, коммуникабельность способствует решению жизненно важных для вас проблем?
  13. Как часто у вас возникают ситуации, когда главную ответственность за решение наиболее сложных проблем и дел в коллектив вам приходится брать на себя?
  14. Как часто и в какой степени ваши идеи, проекты удается воплотить в жизнь?
  15. Как часто вам удается, проявив находчивость и даже предприимчивость, хоть в чем-то опередить своих соперников по работе или учебе?
  16. Как много людей среди ваших друзей и близких, которые считают вас человеком воспитанным и интеллигентным?
  17. Как часто вам в вашей жизни приходилось предпринимать нечто такое, что было воспринято даже вашими друзьями как неожиданность, как принципиально новое дело?
  18. Как часто вам приходилось коренным образом реформировать свою жизнь или находить принципиально новые подходы в решении старых проблем?

По результатам самооценки вы можете далее построить свой профиль творческих качеств и определить, к какому типу творческой личности вы относитесь (по наивысшему уровню развития соответствующего качества)         (см. рис. 1). Кроме того, вы можете определить уровень вашего творческого потенциала на основе суммарного числа набранных вами баллов.


Рис. 1. Построение профиля творческих качеств и определение типа творческой личности (пример использования 10-балльных шкал самооценки)

Суммарное число баллов

Уровень творческого

потенциала личности

18-39

1 – очень низкий уровень

40-54

2 – низкий

55-69

3 – ниже среднего

70-84

4 – чуть ниже среднего

85-99

5 – средний уровень

100-114

6 – чуть выше среднего

115-129

7 – выше среднего

130- 142

8 – высокий уровень

143-162

9 – очень высокий уровень

163-180

10 – наивысший

Диаграмма, показанная на рис. 1, соответствует нормальной самооценке личности. Видно, что тестируемый большую часть качеств оценивает как среднеразвитые, отмечая при этом несколько качеств как более или менее выраженные.

Особое внимание классному руководителю следует уделить ребятам, профили личностных качеств которых имеют вид, подобный показанным на рис. 2.

Рис. 2. Профили творческих качеств, соответствующие отсутствию выраженных качеств (слева), заниженной (в центре) и завышенной (справа) самооценке.

На диаграмме слева видно, что школьник не проявляет выраженных личностных качеств. Скорее всего это тип личности, который условно можно назвать «серая мышка» – человек, стремящийся быть незаметным, оставаться в стороне от общих дел.

Диаграммы, показанные в центре и справа, скорее всего, свидетельствуют о неадекватной (заниженной или завышенной) самооценке. Однако более точный вывод можно сделать лишь, сопоставляя самооценку ученика с тем, как его оценивает группа.

Приложение 3

Анкета учащимся по выявлению уровня самооценки

(по Р.В. Овчаровой)

2 – да; 1 – трудно сказать; 0 – нет.

Вопросы:

  1. Мне нравится создавать фантастические проекты.
  2. Могу представить себе то, чего не бывает на свете.
  3. Буду участвовать в том деле, которое для меня ново.
  4. Быстро нахожу решения в трудных ситуациях.
  5. В основном стараюсь обо всем иметь свое мнение.
  6. Мне нравится находить причины своих неудач.
  7. Стараюсь дать оценку поступкам и событиям на основе своих убеждений.
  8. Могу обосновать: почему мне что-то нравится или не нравится.
  9. Мне нетрудно в любой задаче выделить главное и второстепенное.
  10. Убедительно могу доказать правоту.
  11. Умею сложную задачу разделить на несколько простых.
  12. У меня часто рождаются интересные идеи.
  13. Мне интереснее работать творчески, чем по-другому.
  14. Стремлюсь всегда найти дело, в котором могу проявить творчество.
  15. Мне нравится организовывать своих товарищей на интересные дела.
  16. Для меня важно, как оценивают мой труд окружающие.

Результат:

24-32 балла – высокий уровень;

12-24 балла – средний;

0-12 баллов – низкий.

Приложение 4

Методика изучения мотивов участия школьников в деятельности

(по Л.В. Байбородой)

Цель: выявление мотивов учащихся в деятельности.

Ход проведения: учащимся предлагается определить, что и в какой степени привлекает их в совместной деятельности.

Для ответа используется следующая шкала:

3 – привлекает очень сильно;

2 – привлекает в значительной степени;

1 – привлекает слабо;

0 – не привлекает совсем.

Что привлекает в деятельности?

  1. Интересное дело.
  2. Общение с разными людьми.
  3. Помощь товарищам.
  4. Возможность передать свои знания.
  5. Творчество.
  6. Приобретение новых знаний, умений.
  7. Возможность руководить другими.
  8. Участие в делах своего коллектива.
  9. Вероятность заслужить уважение товарищей.
  10. Сделать доброе дело для других.
  11. Выделиться среди других.
  12. Выработать у себя определенные черты характера.

Обработка и интерпретация результатов

Для определения преобладающих мотивов следует выделить следующие блоки:

а) коллективные мотивы (п. 3, 4, 8, 10);

б) личностные мотивы (п. 1, 2, 5, 6, 12);

в) престижные мотивы (п. 7, 9, 11).

Сравнение средних оценок по каждому блоку позволяет определить преобладающие мотивы участия школьников в деятельности.

Приложение 5

Методика изучения социализированности

(социальной адаптированности, активности, автономности,

нравственной воспитанности) личности учащихся

(по М.И. Рожкову)

Цель: выявить уровень социальной адаптированности, активности, автономности и нравственной воспитанности учащихся.

Ход проведения: учащимся предлагается прочитать (прослушать) 20 суждений и оценить степень своего согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – всегда; 3 – почти всегда; 2 – иногда; 1 – очень редко; 0 – никогда.

  1. Стараюсь слушаться во всём своих учителей и родителей.
  2. Считаю, что всегда надо чем-то отличаться от других.
  3. За что бы я ни взялся – добиваюсь успеха.
  4. Я умею прощать людей.
  5. Я стремлюсь поступать так же, как и все мои товарищи.
  6. Мне хочется быть впереди других в любом деле.
  7. Я становлюсь упрямым, когда уверен, что я прав.
  8. Считаю, что делать людям добро – это главное в жизни.
  9. Стараюсь поступать так, чтобы меня хвалили окружающие.
  10. Общаясь с товарищами, отстаиваю своё мнение.
  11. Если я что-то задумал, то обязательно сделаю.
  12. Мне нравится помогать людям.
  13. Мне хочется, чтобы со мной все дружили.
  14. Если мне не нравятся люди, то я не буду с ними общаться.
  15. Стремлюсь всегда побеждать и выигрывать.
  16. Переживаю неприятности других, как свои.
  17. Стремлюсь не ссориться с товарищами.
  18. Стараюсь доказать свою правоту, даже если с моим мнением не согласны окружающие.
  19. Если я берусь за дело, то обязательно доведу его до конца.
  20. Стараюсь защитить тех, кого обижают.

Чтобы быстрее и легче проводить обработку результатов, необходимо изготовить для каждого учащегося бланк, в котором против номера суждения ставится оценка.

                              1      5      9      13      17      

                              2      6      10    14      18

                              3      7      11    15      19

                              4      8      12    16      20

Обработка полученных данных

Среднюю оценку социальной адаптированности учащихся получают при сложении всех оценок первой строчки и делении этой суммы на пять. Оценка автономности высчитывается на основе аналогичных операций со второй строчкой. Оценка социальной активности – с третьей строчкой. Оценка приверженности детей гуманистическим нормам жизнедеятельности (нравственности) – с четвертой строчкой. Если получаемый коэффициент больше трех, то можно констатировать высокую степень социализированности ребенка; если же он больше двух, но меньше трех, то это свидетельствует о средней степени развития социальных качеств. Если коэффициент окажется меньше двух баллов, то можно предположить, что отдельный учащийся (или группа учеников) имеет(ют) низкий уровень социальной адаптированности.

Приложение 6

Методика изучения удовлетворенности родителей

работой образовательного учреждения

(по Е.Н.Степановой)

Данная методика выявляет уровень удовлетворенности родителей работой образовательного учреждения и педагогического коллектива.

Ход проведения: на родительском собрании родителям предлагается внимательно прочитать перечисленные ниже утверждения и оценить степень согласия с ними. Для этого родителю необходимо обвести ниже каждого выражения одну цифру, которая означает ответ, соответствующий его точке зрения.

Цифры означают следующие ответы:

4 – совершенно согласен; 3 – согласен; 2 – трудно сказать; 1 – не согласен;

0 – совершенно не согласен.

Класс, в котором учится наш ребенок, можно назвать дружным.

4   3   2   1   0

В среде своих одноклассников наш ребенок чувствует себя комфортно.

4   3   2   1   0

Педагоги проявляют доброжелательное отношение к нашему ребенку.

4   3   2   1   0

Мы испытываем чувство взаимопонимания в контактах с администрацией и учителями нашего ребенка.

4   3   2   1   0

В классе, в котором учится наш ребенок, хороший классный руководитель.

4   3   2   1   0

Педагоги справедливо оценивают достижения в учебе нашего ребенка.

4   3   2   1   0

Наш ребенок не перегружен занятиями и домашними заданиями.

4   3   2   1   0

Учителя учитывают индивидуальные особенности нашего ребенка.

4   3   2   1   0

В школе проводятся мероприятия, которые полезны и интересны нашему ребенку.

4   3   2   1   0

В школе работают различные кружки, клубы, секции, где может заниматься наш ребенок.

4   3   2   1   0

Педагоги дают нашему ребенку глубокие и прочные знания.

4   3   2   1   0

В школе заботятся о физическом развитии и здоровье нашего ребенка.

4   3   2   1   0

Учебное заведение способствует формированию достойного поведения нашего ребенка.

4   3   2   1   0

Администрация и учителя создают условия для проявления и развития способностей нашего ребенка.

4   3   2   1   0

Школа по-настоящему готовит нашего ребенка к самостоятельной жизни.

4   3   2   1   0

Обработка результатов теста

Удовлетворенность родителей работой школы определяется как частное от деления общей суммы баллов всех ответов родителей на общее количество ответов.

Если коэффициент равен 3 или больше этого числа, то это свидетельствует о высоком уровне удовлетворенности; если он равен или больше 2, но не меньше 3, то можно констатировать средний уровень удовлетворенности; если же коэффициент меньше 2, то это является показателем низкого уровня удовлетворенности родителей деятельностью образовательного учреждения.

Приложение 7

День регуляции и коррекции по проблеме

«Мотивация деятельности учащихся на уроке

и создание условий для ее развития»

(по П.И.Третьякову, Т.И. Шамовой)

Цель: выявить уровень мотивации деятельности и наметить пути по формированию условий, способствующих ее повышению.

Задачи:

1) определить уровень мотивации деятельности учащихся;

2) оценить деятельность учителя по формированию положительной мотивации у учащихся;

3) определить уровень мотивации и наметить управленческие решения по ее повышению.

Объект исследования: система учебно-воспитательного процесса.

Предмет исследования: условия и факторы, стимулирующие положительную мотивацию у учащихся на уроке и препятствующие ее формированию.

Гипотеза: использование поуровневой диагностики позволит осуществлять оперативное регулирование мотивации учебной деятельности учащихся.

Методы исследования: анкетирование, наблюдение.

Программа проведения дня регуляции и коррекции

  1. Инструктаж участников.
  2. Составление личных программ по диагностике субъектов дня регуляции и коррекции.
  3. Определение сроков проведения исследований и обработки полученных результатов.
  4. Проведение анкетирования для учащихся.
  5. Посещение уроков в соответствии с программой наблюдений.
  6. Анализ материалов и выявление тенденций. Составление графиков, схем, таблиц.
  7. Принятие управленческого решения по программе регулирования и коррекции (программа принимается педконсилиумом).

Микроисследование № 1

Анкета для учащихся 4-7 классов

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

Цель: Изучение уровня сформированности основных мотивов деятельности учащихся.

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.

Отношение

Предметы

Русский

язык

Литература

Математика

Биология

История

Физкультура

I.

1. На уроке бывает интересно.

2. Нравится учитель.

3. Нравится получать хорошие отметки.

II.

4. Родители заставляют учиться.

5. Учу, так как это мой долг.

6. Предмет полезен для жизни.

III.

7. Узнаю много нового.

8. Заставляет думать.

9. Получаю удовольствие, работая на уроке.

IV.

10. Легко дается.

11. С нетерпением жду урока.

12. Стремлюсь узнать больше, чем требует учитель.

Микроисследование № 2

Анкета для учащихся 7-11 классов

«Как вы относитесь к учебе по отдельным предметам?»

Прочитайте вопросы и для каждого предмета укажите балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа: 2 – всегда; 1 – иногда; 0 – никогда.

Отношение

Предметы

Русский

язык

Литература

Математика

Биология

История

Физкультура

I.

1. Проявляю интерес к отдельным фактам.

II.

2. Стараюсь добросовестно выполнять программу.

III.

3. Получаю интеллектуальное удовольствие от решения задач.

4. Проявляю интерес к обобщениям и законам.

IV.

5. Мне интересны не только знания, но и способы добывания.

6. Испытываю интерес к самообразованию.

Методика обработки результатов анкет

1. Для каждого ученика вычислить средний балл по группе: ситуативный интерес (I); учение по необходимости (II); интерес к предмету (III); повышенный познавательный интерес (IV).

Средний балл –        ; сумма всех баллов в группе –      ; число предметов умножить на число вопросов в группе –     .

2. Вычислить средний балл по классу и по каждой группе и соотнести с числом анкетируемых.

3. На основании полученных данных построить график уровня сформированности мотивации учебной деятельности.

4. Выявленные тенденции, оценка уровня мотивации: если больше          85% – оптимальный уровень; 65-84% – достаточный уровень; 40-64% – низкий уровень.

5. Предлагаемые меры по регулированию и коррекции.

Микроисследование № 3

АНКЕТА ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ

Цель: Изучение уровня владения учителем основными методами мотивации и стимулирования деятельности.

Коллеги! Вам предстоит самим оценить уровень своей деятельности по созданию условий для мотивации работы учащихся на уроке. По каждому из предложенных методов проставьте балл, наиболее соответствующий варианту вашего ответа:

2 – применяю регулярно; 1 – применяю иногда; 0 – не применяю.

Эмоциональные методы мотивации (I): 1 – поощрение, 2 – порицание, 3 – учебно-познавательная игра, 4 – создание ярких наглядно-образных представлений, 5 – создание ситуации успеха, 6 – стимулирующее оценивание, 7 – свободный выбор задания, 8 – удовлетворение желания быть значимой личностью.

Познавательные методы мотивации (II): 1 – опора на жизненный опыт, 2 – познавательный интерес, 3 – создание проблемной ситуации,               4 – побуждение к поиску альтернативных решений, 5 – выполнение творческих заданий, 6 – «мозговая атака», 7 – развивающаяся кооперация.

Волевые методы мотивации (III): 1 – предъявление учебных требований, 2 – информирование об обязательных результатах обучения, 3 – формирование ответственного отношения к учению, 4 – познавательные затруднения, 5 – самооценка деятельности и коррекция, 6 – рефлексия поведения,        7 – прогнозирование будущей деятельности.

Социальные методы мотивации (IV): 1 – развитие желания быть полезным отечеству, 2 – побуждение подражать сильной личности, 3 – создание ситуации взаимопомощи, 4 – поиск контактов и сотрудничества, 5 – заинтересованность в результатах коллективной работы, 6 – взаимопроверка,                 7 – рецензирование.

Методика обработки результатов анкеты

1. Подсчитать число учителей, регулярно применяющих различные методы стимулирования учебной деятельности (т.е. поставивших 2 балла по любому из пунктов). Вычислить процент от общего числа анкетируемых, построить диаграмму.

Оценить степень владения каждым методом мотивации и стимулирования деятельности: 85% и выше – оптимальный уровень, 55-84% – достаточный уровень, 40-54% – низкий уровень.

2. Вычислить средний балл по каждой из четырех групп, составить график.

3. Вычислить средний балл по каждому методу внутри группы. Построить графики.

4. Выявленные тенденции.

5. Меры по регуляции и коррекции.

ПРОГРАММА НАБЛЮДЕНИЙ НА УРОКЕ

Цель: Изучение уровня работы учителя по обеспечению условий формирования мотивации деятельности учащихся на уроке.

1. Изучение активности учащихся на уроке. Составление карты наблюдений: + (плюс) – положительный ответ; - (минус) – отрицательный ответ;            ± (плюс, минус) – частичный ответ.

Вычислить в процентах коэффициенты активности (Kакт) учащихся.

2. Вычислить в процентах коэффициент полезного действия (КПД) самостоятельной работы:

3. Организация активной деятельности учащихся на уроке осуществлена полностью (2 балла), частично (1 балл), не осуществлена (0 баллов).

4. Использованные методы мотивации и стимулирования (подчеркнуть): эмоциональные (поощрение, наказание, учебно-познавательная игра, создание ситуаций успеха, свободный выбор заданий и др.); познавательные (проблемная ситуация, опора на жизненный опыт, творческие задания); волевые (информация об обязательных результатах, самооценка, прогноз на будущее); социальные (развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи и др.).

Методика обработки результатов наблюдения

1. Используя показатель активности в процентах, составить диаграмму (при анализе количества посещенных уроков рекомендуется применять средний процент активности).

2. Вычислить КПД самостоятельной работы. Составить диаграмму.

3. Вычислить средний балл вовлечения учащихся в активную деятельность.

4. Вычислить в процентах коэффициент реализации методов.

Составить диаграммы.

5. Варианты выявляемых тенденций: например, соотношение различных мотивов в познавательной деятельности учащихся.

6. Возможные меры по регулированию и коррекции: рекомендации при работе в конкретном классе с учетом ведущих мотивов деятельности учащихся; рекомендации по дифференцированному подходу к обучению с учетом соотношения уровня сформированных мотивов деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)

Методика диагностики самооценки Ч.Д. Спилбергера, Л. Ханина (оценка ситуационной и личностной тревожности)...

методика "Диагностика уровня сформированности универсальных учебных навыков."

Данная методика Д.Ступницкой может вам пригодиться для отслеживания формирования у учащихся универсальных учебных навыков. привожу вариант обработки материалов в 7 а классе по английскому языку....

Методики диагностики детско-родительских отношений "Анализ семейных взаимоотношений"

Опросник для родителей в двух вариантах – детском и подростковом, предназначен для анализа семейного воспитания и причин его нарушения. Опросник можно использовать в исследовании тех проблемных семей,...

Диагностика мотивации учебной деятельности (методика диагностики направленности учебной мотивации (по Дубовицкой Т.Д.))

Диагностика мотивации учебной деятельности(методика диагностики направленности учебной мотивации  (по Дубовицкой Т.Д.))...

Методика диагностики направленности учебной мотивации (Методика Дубовицкой Т.Д.)

Цель методики - выявление напрвленности и уровня развития внутренней мотивации учебной деятельности учащихся при изучении ими конкретных предметов....