Методические рекомендации по организации организованного образовательно-го процесса в условиях ФГОС (первая половина дня)
методическая разработка на тему

Сивова Светлана Анатольевна

Организация жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС  ДО на примере первой половины дня.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

по организации организованного образовательного

процесса в условиях ФГОС

(первая половина дня)

Разработал:

Воспитатель МАДОУ детский сад комбинированного вида «Колосок»

Сивова Светлана Анатольевна

Организация жизни и деятельности ребенка в дошкольном учреждении с позиции современных ценностно-целевых ориентиров, заданных ФГОС  ДО: «формирование общей культуры, развитие физических, интеллектуальных и личностных качеств, формирование предпосылок учебной деятельности, обеспечивающих социальную успешность, сохранение и укрепление здоровья детей дошкольного возраста».

Как известно, режим дня, в котором режимные моменты нормируются по длительности протекания, в первую очередь ориентирован на сохранение и укрепление здоровья детей. Методические рекомендации по организации режимных моментов представлены в каждой примерной основной общеобразовательной программе дошкольного образования. Большое внимание авторами программ уделяется формированию культурно-гигиенических навыков, которые имеют непосредственное отношение к культуре здоровья.

Режимом дня предусматривается организация совместной с педагогом и самостоятельной деятельности детей как в режимных моментах, так и между ними.        

Вариативность организации различных видов детской деятельности в каждый из режимных моментов достаточно высокая. Выбор деятельности зависит от возраста детей, их интересов, сезонности, событийности и др. В ежедневном планировании, опираясь на план организации различных видов детской деятельности в режиме дня, воспитатели определяют виды детской деятельности, формы их организации, методы и приемы (предусмотренных Рабочей программой).

Предлагаемое проектирование организации режимных моментов базируется на идее организации бытовой, повседневной деятельности детей как условия формирования их общей культуры и развития личностных качеств. Исходя из этого, в режиме первой половины дня выделяют следующие режимные моменты:

1. Утренний прием.

2. Утренняя гимнастика.

3. Организация питания (завтрак, 2-й завтрак, обед).

4. Игровая деятельность.

5. Трудовая деятельность.

6. Индивидуальная работа с отдельными детьми.

7. Организация непосредственно образовательной деятельности.

8. Организация прогулки.

9. Подготовка к дневному сну.

10. Сон.

Рассмотрим данные моменты более полно.

Утренний прием:

Встреча детей. 

Утренний прием детей в детском саду осуществляется, в зависимости от погодных условий, или на свежем воздухе, или в группе.

Во время утреннего приема воспитателю необходимо создать хорошее настроение ребенку (ласково, приветливо встретить детей). Обратить внимание на внешний вид детей, на то, чтобы пришедшие дети не забывали здороваться, воспитывать у детей культуру общения: разговаривать тихо, не кричать. Проследить, чтобы все дети нашли себе интересную деятельность, не ходили без дела, не мешали другим. При затруднении выбора ребенком деятельности помочь ему: предложить игрушку, подключить к играющим детям, уточнить, с кем бы он хотел поиграть, дать ребенку поручение (указать, какое). Создать условия для разнообразной и интересной деятельности детей.

Осмотр, опрос, «фильтр»

Воспитателю (при наличии медсестре или врачу) необходимо провести профилактический осмотр ребенка и зафиксировать данные в журнале приема детей. Эта ежедневная процедура способствует развитию привычки детей к бережному и внимательному отношению к своему здоровью и здоровью окружающих его людей.

Взаимодействие с родителями

Утренний прием детей -  естественное время для взаимодействия педагога с родителями для поиска, решения, обсуждения актуальных тем, вопросов, сфер взаимодействия. Проводятся беседы, консультации, наглядная агитация, запуск опросников, анкетирование.

Переодевание

 Если прием проходит на участке, то при входе в помещение нужно предложить детям тщательно вытереть ноги или обмести их щеточкой. В раздевалке малыши раздеваются, аккуратно убирают в свой шкафчик лишнюю одежду и переобуваются. В ходе переодевания необходимо развивать умение самостоятельно одеваться-раздеваться в определённой последовательности; не путать свои вещи с вещами других детей; аккуратно складывать их в шкафчик. Соблюдать правила безопасного поведения в приёмной комнате. Развивать умения предлагать и оказывать помощь товарищам, при необходимости обращаться за помощью к взрослым и сверстникам.

Гигиенические процедуры (после улицы)

Естественно, после улицы необходимо вымыть руки. Ежедневно развиваем умение детей самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами личной гигиены:

•        посещать туалетную комнату;

•        мыть руки после улицы, после туалета;

•        обращать внимание на свой внешний вид, приводить его в порядок.

Формируем и развиваем навык и желание соблюдать правила безопасного поведения в туалетной комнате (спокойно перемещаться, закрывать краны, сообщать о неисправностях и т. п.)  Так же необходимо поддерживать в умывальной комнате чистоту и порядок. В процессе умывания следить, чтобы у раковины были 2—3 человека, чтобы дети не толкали друг друга. При необходимости делать соответствующие замечания, оценку детским поступкам. Обратить внимание, чтобы дети пользовались своим личным полотенцем, аккуратно вешали его на свое место. В процессе умывания уточнить с детьми название умывальных принадлежностей (мыло, мыльница, полотенце, раковина…), цвет, форму, материал (из чего сделана мыльница) и другие свойства (вода теплая, холодная).

Далее, при наличии времени, целесообразно провести индивидуальную работу с конкретным ребёнком (подгруппой детей) по конкретной проблеме.

Подготовка к зарядке

Во время подготовки к зарядке, можно развивать знания детей о спортивной одежде, обуви и инвентаре, их целесообразности и опасностях таящихся в их неиспользовании или неправильном использовании (плоскостопие, падения, травмы). Следить чтоб у воспитанников была спортивная одежда, обувь – плотно облегает ногу не препятствуя движениям, обязательно по размеру.

Зарядка

Зарядка способствуем двигательной активности детей, формирует и развивает потребность в удовлетворении двигательной активности через систематическое занятие спортом (системной привычкой на всю жизнь). Развивает умение правильно, чётко выполнять упражнения по образцу и по словесной инструкции. Формирует навык: самооценки полученной нагрузки, по накоплению мышечной усталости; саморегуляции скорости (частоты движений) в зависимости от прочувствованной усталости. Развивает чувства удовлетворения, гордости, радости от красоты выполняемых упражнений, как самим ребёнком так и во взаимодействии со сверстниками. Развивает умение действовать со спортивным инвентарём. Зарядка может проводиться как в помещении, так и на свежем воздухе, в зависимости от погодных условий. Комплекс утренней гимнастики обычно используется в течении двух недель и состоит из: вводной части (производятся построения, перестроения, ходьба и бег в среднем темпе, постепенный разогрев организма для дальнейшего занятия), основной части (проводятся общеразвивающие упражнения с предметами и без, прыжки или подвижная игра) и заключительная часть (необходимы для постепенного введения организма в покой, заканчивается упражнениями на восстановление дыхания).

Завершение зарядки

Завершая зарядку развиваем потребность в логическом завершении физической нагрузки водными процедурами (умыванием, обтиранием), самостоятельность в уборке формы, спортивного инвентаря, переодевании в «домашнюю» одежду и обувь.

Подготовка к приему пищи. Гигиенические процедуры

 Ежедневно необходимо формировать потребность приводить свой внешний вид в порядок перед приемом пищи. Развивать умения мыть руки, лицо. Закреплять представления о правилах безопасного и культурного поведения в умывальной комнате, умения аккуратно пользоваться туалетными принадлежностями, соблюдать порядок и чистоту в умывальной комнате.

Дежурство

Во время дежурства по столовой выполняется задача по формированию представления о подготовке к дежурству (кгн, внешний вид). Развиваются представления о необходимости соблюдения правил безопасности при подготовке столов и стульев, а также сервировки столов к организации питания. Развивается умения правильно и красиво сервировать обеденный стол. Развиваются математические и конструктивные способности (навыки счета, соблюдение симметричности в организации пространства стола). Формируется чувство ответственности за подготовку обеденной зоны к благоприятному началу питания.

Прием пищи

Воспитателю нужно обратить внимание детей, как накрыты столы к завтраку (дать оценку дежурным). Если есть необходимость (в зависимости от меню), уточнить название блюд. Создать у детей положительное настроение к еде. В процессе еды постоянно следить за осанкой детей, при необходимости напоминать детям о правильной осанке, добиваться, чтобы дети съедали всю пищу, малышей докармливать.

Во время приема пищи необходимо формировать представления детей о необходимости спокойного, неторопливого принятия пищи, тщательного ее пережевывания. Развивать представления о полезности блюд, технологии их приготовления, влияния питания на физическое состояние и здоровье человека; об этикетных нормах и правилах поведения за столом.

Формировать навыки безопасного и культурного поведения во время принятия пищи. Развивать умения поддерживать порядок на столе. Формировать умения замечать красоту сервировки стола, оформления блюд, внешнего вида (дежурного, помощника воспитателя, детей). Формировать чувство благодарности к повару, помощнику воспитателя, машинисту по стирке белья, дежурному.

Завершение приема пищи

По завершении еды напоминаем о пользовании салфеткой по мере необходимости и при завершении питания, формируем навык полоскания рта после принятия пищи. Обращаем внимание детей о необходимости спокойно выходить из-за стола, выражать благодарность (помощнику воспитателя, воспитателю, дежурному). Развиваем умение оценивать состояние столов по завершению питания, оказывать помощь помощнику воспитателя.

Игровая деятельность

Организуется игровая деятельность детей под руководством воспитателя, игры с предметами (дидактическими игрушками, разборными игрушками, кубиками, мозаикой, разрезными картинками), творческие игры(распределение ролей, взаимоотношения, умение исполнять роли, правильно обыгрывать игровой материал), строительные игры (по иллюстрациям, по схеме, по условиям, на тему, предложенную воспитателей), сюжетно-ролевые игры. Осуществляются наблюдения за играми детей (содержание, тематика, взаимоотношения детей).

Трудовая деятельность

Осуществляется работа с дежурными, работа над навыками самообслуживания, работа с детьми в уголке природы, ручной труд, коллективный труд, поручения.

Индивидуальная работа с отдельными детьми.

Проводится индивидуальная работа с одаренными детьми, по развитию речи (словарная работа, упражнения в грамматически правильной речи, по звуковой культуре речи), обучению рассказыванию, обучению грамоте, по формированию КГН, по ознакомлению с природой, изо деятельности, по заданию специалистов.

Организация непосредственно образовательной деятельности.

Непосредственно-образовательная деятельность организуется в соответствии образовательной программой, перспективного тематического плана и возрастом детей. При подготовки и завершении НОД нужно обучать дежурных детей правильно и аккуратно готовить и убирать рабочие места.

Подготовка к прогулке

Подготовка к прогулке – время для формирования представления о правилах сбора на прогулку, развития умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами: наводить порядок в группе и развивающих центрах (убирать игрушки и пособия, аккуратно и красиво ставить стулья к столам); посещать туалетную комнату, мыть руки после туалета; одеваться по погоде, в определенной последовательности, аккуратно, в общем ритме, не мешая соседям, при необходимости обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам; по окончании одевания аккуратно закрывать дверцу шкафчика, ожидать других детей; участвовать в подготовке и выносе материала, необходимого для прогулку; спокойно выходить на прогулку, придерживать дверь при закрывании, заботиться о безопасности сверстников.

Прогулка

На прогулке воспитатель организует наблюдения, организует групповую деятельность детей через поручения; проводит индивидуальную работу с детьми, подвижные и дидактические игры, целевые экскурсии, физические упражнения. Формирует временные представления (время суток, времена года), представления о сезонных изменениях в природе, красоте окружающей действительности; о здоровом образе жизни, правилах безопасности жизнедеятельности, сезонных развлечениях и видах спорта, о влиянии прогулки и активного отдыха на здоровье людей. Развивает умения устанавливать взаимосвязи и взаимозависимости природных явлений и жизнедеятельности людей. Воспитывает бережное отношение к природному и рукотворному миру, эмоциональную отзывчивость на красоту окружающей действительности. Развивает желания принимать участие в природоохранной и трудовой деятельности взрослых, помогать им. Обогащает двигательный и игровой опыт детей.

 Организация процесса прогулки довольно обширна и требует отдельного рассмотрения.

Возвращение с прогулки

Воспитателю необходимо формировать представления о правилах возвращения с прогулки, развивать умения самостоятельно выполнять действия, предусмотренные правилами: реагировать на предупреждение о завершении прогулки: завершать игры, убирать на место инвентарь, складывать выносной материал, приводить в порядок свой внешний вид, оказывать помощь сверстнику, собираться в условленном месте.

Развивать умения детей спокойно заходить в помещение, придерживать дверь, самостоятельно раздеваться, аккуратно складывать вещи в шкафчик, по необходимости располагать обувь и одежду для сушки, обращаться с просьбой о помощи, оказывать помощь сверстникам. Формировать привычку посещать туалетную комнату, мыть руки, лицо, соблюдать правила поведения в туалетной комнате, приводить свой внешний вид в порядок.

Подготовка к приему пищи. Дежурство. Прием пищи. Завершение приема пищи

Эти режимные моменты мы уже рассмотрели ранее, поэтому не будем на них останавливаться. Во время обеда создавать спокойную обстановку. Помочь отдельным детям доесть обед, не допускать, чтобы дети засиживались за столом. Проследить (напомнить детям), чтобы они прополоскали рот. Воспитывать у детей потребность к чистоте и опрятности.

Подготовка ко сну 

В процессе раздевания (подготовка ко сну) следить, чтобы дети не отвлекались лишними разговорами, играми, добиваться тишины, дисциплинированности. Создавать спокойную обстановку в спальне. Воспитывать у детей положительное отношение ко сну. Во время раздевания следить за последовательностью, аккуратностью, самостоятельностью действий детей. Воспитывать у детей бережное отношение к вещам личного пользования. Обратить внимание на то, чтобы дети аккуратно складывали свои вещи на стул, используя при этом приемы одобрения, похвалы, замечания. Помочь детям удобно лечь в кровать, руки положить поверх одеяла. Детям предложить проверить порядок на стульчиках с одеждой, помочь дежурным. Развивать представления о пользе сна, необходимости подготовки ко сну, о готовности спальной комнаты к организации сна. Воспитывать чувство благодарности к сотрудникам детского сада (помощнику воспитателя, прачке, заведующей, завхозу) и маме за созданные условия для сна (чистота, свежий воздух, чистое наглаженное белье, красивые шторы, удобная кровать, индивидуальное постельное белье, красивая, удобная, свежая пижама). Формировать опыт выражения чувства благодарности.

Сон

Сон является важным компонентом для здоровья и развития детей, поэтому воспитателю нужно проводить работу для формирования умения детей принимать удобную позу, расслабляться. Развивать представления о возможных причинах пробуждения (жажда, витальные потребности, ощущения холода или жары, страшный сон, завершение периода сна), адекватном поведении при внезапном просыпании. Развивать умение самостоятельно удовлетворять свои потребности (сходить в туалет, попить воды, укрыться, если замерз) в моменты внезапного пробуждения. Воспитывать бережное отношение ко сну сверстников.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модель организации самообразования учителя математики в условиях ФГОС

Представлен способ самообразования педагога через 12 блоков....

Организация уроков физической культуры в условиях ФГОС

В соответствии с ФГОС общего образования цель школьного образования по физической культуре —  формирование разносторонне физически развитой личности, способной активно использовать ценности физич...

Методы и приемы организации образовательной деятельности обучающихся в условиях ФГОС.

Вперед и вместе: через живое общение, через работу в группах,  где каждый обучающийся субъект  познания нового. Под таким лозунгои прошло заседание педагогического совета ( по ФГОС)...

Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС

Актуальность и практическая значимость проекта "Организация здоровьесберегающей образовательной среды в условиях ФГОС" обучловлена тем, что одним из главных стратегический целей образования , которые ...

Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО

Выступление по теме "Современные подходы в организации деятельности классных руководителей в условиях ФГОС ООО"...