Анализ работы МО ЕГЦ за 2013-2014 год
методическая разработка (11 класс) по теме

Бронникова Любовь Ивановна

Анализ работы МО ЕГЦ за 2013-2014 год

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon analiz_mo_egts_2013-2014_uchebnyy_god.doc172.5 КБ

Предварительный просмотр:

Анализ работы  

методического объединения учителей естественно - гуманитарного цикла

за 2013-2014 учебный год

Методическая тема:

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС».

Цель:

Совершенствование форм и методов обучения на основе компетентного, деятельностного и личностно ориентированных подходов с целью вовлечения учащихся в активный познавательный и творческий процесс. Создание условий для реализации личностных   качеств  педагога,  повышения уровня его профессионального саморазвития.

1. Общая оценка работы по выполнению задач, поставленных перед МО

          Деятельность МО в 2013-2014учебном году строилась в соответствии с планом работы МО, общешкольной методической темой, методической темой МО учителей естественно - гуманитарного цикла, отражая работу по реализации задач на 2013 – 2014 учебный год:

            В основном поставленные  перед МО задачи были реализованы. Как показала работа, члены МО приложили максимум усилий для реализации поставленных  в 2013-2014 учебном году целей и задач. Деятельность учителей и учащихся была достаточно активной, разнообразной  и эффективной. Это элективные курсы, работа по подготовке  к конкурсам, олимпиадам. Для развития способностей учащихся широко использовались  в работе внеклассные мероприятия, факультативные и индивидуальные занятия.

           В соответствии с поставленными задачами методическая работа  МО гуманитарного цикла была направлена на создание условий для развития педагогического мастерства, повышения уровня профессиональной компетентности учителей, повышение уровня качества знаний учащихся по предмету, организации подготовки к государственной итоговой аттестации.

          Учителями  апробированы следующие методики использования новых технологий на уроках:  защита проектов, подготовка презентации по теме урока, её защита. В школе созданы материальные условия для применения ИКТ.          

          В соответствии с планом учителя-предметники посещают курсы, направленные на повышение профессионального мастерства. Педагогический опыт совершенствуется и в рамках МО. Это выступления на заседаниях МО с докладами по темам самообразования, освоение новых педагогических технологий, инновационная  работа по предметам.

Роль методической работы возрастает в современных условиях в связи с необходимостью использовать новые методики, приемы, технологии обучения. Поставленные перед педагогами задачи решались через совершенствование методики проведения уроков, индивидуальной и групповой работы со слабоуспевающими и одаренными учащимися, коррекции знаний учащихся на основе диагностической деятельности учителя, развития способностей и природных задатков учащихся, ознакомления учителей с новой педагогической и методической литературой.

           Одним из важных аспектов  в деятельности МО является  изучение и анализ новых форм итоговой аттестации выпускников по   предметам естественно - гуманитарного цикла. Для решения задачи повышения качества образования, формирования опыта подготовки обучающихся к итоговой аттестации в 9-ом классе в новой форме, в 11-ом – в форме ЕГЭ были проведены  семинары, групповые и индивидуальные консультации.

Задачи МО в учебном году

Анализ выполнения задач

Задачи МО на следующий учебный год

1. Создавать оптимальные условия для раскрытия способностей учащихся и удовлетворения их потребностей в результате изучения предметов.

 

 1.Уровень профессиональной компетентности  учителей  естественных и общественных наук может быть определен как продуктивный: они умеют создать условия, формирующие  мотив деятельности, умеют вызвать у учащихся желание найти и разрешить  противоречия, ориентируют на применение знаний  в новых условиях, умеют руководить коллективной работой, применять разнообразные  формы и методы обучения.

2. Учителя комплексно решают задачи обучения и воспитания, обеспечивают формирование общих умений и навыков, используют активные формы обучения, чётко отбирают содержание учебного материала, постоянно используют воспитательные возможности урока.

 Учебный план на 2013-2014 учебный год выполнен, теоретическая и практическая часть пройдены, количество часов соответствует календарно – тематическому планированию.

Все члены МО постоянно ищут пути повышения эффективности обучения. Ими широко используются такие формы занятий, как лекции, семинары, зачеты, дискуссии. Развивающие принципы обучения  осуществляют на практике путем умело организованной дифференцированной работы с учащимися.  Учителя систематически используют дополнительную научно-популярную литературу на уроках, углубляя практические и теоретические знания учащихся.

Причины проблем при решении этой задачи:

1. Увеличилась доля самостоятельной познавательной деятельности школьников.

2. Увеличилась информированность учебного материала.

3. Не все учителя избавились от объяснительно- ллюстративного метода обучения.

4. В учебниках нет заданий вариативного характера, заданий на творческую деятельность учащихся.

5. Трудность в подготовке к ЕГЭ заключается в том, что учащиеся мотивированы не на то, чтобы знать, а на то, чтобы сдать. Трудно переломить эту тенденцию, хотя элемент натаскивания присутствует.

Вытекающие задачи:

1. Поиски такой организации урока, которая обеспечила бы не только усвоение материала учащимися на уроке, но и их самостоятельной познавательной деятельности, способствующей умственному развитию.

2. Нахождение способов и приемов создания таких учебных ситуаций и такого подбора дидактического материала, который обеспечил бы эффективную познавательную деятельность всех учащихся в меру их способностей и подготовленности.

3. Необходимость комплексного применения различных средств обучения.

4. Формирование мотивов умения, возбуждения познавательного интереса учащихся.

2. Повышение профессиональной компетентности учителей истории, обществознания, географии, русского языка, литературы, английского языка, ИЗО, технологии, музыки через методическую работу, обмен опытом, самообразование, курсы повышения квалификации.

 

Педагоги МО стремятся в практику своей работы внедрять передовой практический опыт, что способствует росту педагогического мастерства учителей.

Анализируя методические темы самообразования  можно сделать вывод, что темы созвучны  с основной  темой школы и темой  МО, так как направлены на развитие  личности школьника, активизацию мыслительной и познавательной деятельности учащихся, как путь к личностному росту учащихся.

Каждый учитель занимается  самообразованием, совершенствует свое профессиональное мастерство через систему взаимопосещений уроков, проведение открытых уроков, проведение методических консультаций, круглых столов.

В течение учебного года учителя принимали активное участие в работе школьного и районного МО, выступали на педсоветах. Учителя МО зарегистрированы  на сайтах интернет (ЗАВУЧ-ИНФО,  Про Школу ру и др.) и имеют свои сайты.

1.Продолжить изучение нормативно-правовых документов, регламентирующих образовательную деятельность  и совершенствование профессиональных компетентностей педагогов.

2.Продолжить знакомство с ФОГС основного общего образования второго поколения.

3.Прохождение курсов повышения квалификации.

4.Активнее внедрять в практику работы передовой педагогический опыт.

3. Изучение и применение современных педагогических технологий с целью повышения качества обучения, активизации познавательной деятельности, развития познавательного интереса обучающихся на уроках и во внеурочное время.

 

    Учителя МО для реализации личностно- ориентированного  подхода в обучении стремились сформировать у учащихся умение общаться, обосновывать свои действия,  самостоятельно ориентироваться в решении нестандартных задач, логически мыслить, принимать активное участие в обсуждении, что формировало устойчивый познавательный интерес к предметам. Педагоги постоянно используют на уроках мультимедийные диски, применяют нетрадиционные формы обучения, включая игровые моменты, дополнительный материал.  Постоянно стремятся развивать умение сравнивать, обобщать,  раскрывать причинно – следственные связи, делать выводы, они удачно сочетают групповые и индивидуальные формы работы, широко используют межпредметные связи для более глубокого и доказательного раскрытия взаимосвязей, присущих природным явления.

1.Совершенствование уровня педагогической компетентности педагогов, их эрудиции в образовательном процессе через использование инновационных педагогических технологий в преподавание  предметов: шире использовать на уроках современные технологии обучения такие как личностно-ориентированный подход к обучению, проблемное обучение, технологии метода проектов и другие.

2.Использование  информационно-коммуникационных технологий  в учебно-воспитательном процессе (шире использовать ИКТ на уроках и внеурочной деятельности).

3. Построение образовательного процесса, ориентированного на формирование информационных и коммуникативных компетенций учащихся.

 

 

4. Формирование у обучающихся  положительной мотивации к учёбе, потребности в обучении и саморазвитии. Развитие познавательного интереса учащихся к предметам естественно-гуманитарного  цикла через исследовательскую и проектную деятельность.

Приоритетными направлениями являются вопросы по  реализации проектной деятельности, формированию ОУУН, компетентностный подход в обучении.

Учениками 8-11 классов под руководством учителей в течение учебного года  был подготовлен ряд проектов.

1.Больше внимания уделять развитию творческих способностей учащихся, используя индивидуальную работу и привлекая их к выполнению исследовательской работы, написанию проектов по предметам.

3.Разработка механизма и организация сопровождения личности учащихся  в процессе обучения через участие в конкурсах, викторинах, олимпиадах, молодежных чемпионатах.

 

5. Индивидуализация обучения и психолого- педагогическая поддержка одарённых детей.

 

Продолжена работа с учащимися параллелей среднего и старшего звена по выявлению мотивированных и одарённых обучающихся и  составления их индивидуальных траекторий развития.

 

 

1. Активнее вести работу с одарёнными детьми, тщательнее готовить учащихся к предметным олимпиадам.

2.Создание  оптимальных условий для развития индивидуальных особенностей  и  возможностей обучающихся  через систему  дифференцированных разноуровневых развивающих  заданий с целью повышения качества подготовки к участию в олимпиадах различного уровня.

3. С олимпиадниками в течение всего года проводить дополнительные занятия в целях повышения их уровня знаний.

4. Рекомендовать учителям МО тщательно анализировать олимпиадные задания предыдущих лет, с целью выявления тем которые надо изучать для успешного выступления учащихся.

6. Создание условий, обеспечивающих реализацию предпрофильной подготовки на основной и старшей ступенях обучения: нормативно-правовой, содержательный, процессуальный аспекты.

Программа  реализации профильного обучения осуществлялась учителями МО через уроки и дополнительное образование.

 

Продолжить  реализацию предпрофильной подготовки и профильного обучения на основной и старшей ступенях через диагностику интересов и наклонностей обучающихся,

создания индивидуальных образовательных программ и траекторий развития обучающихся.

7. Продолжить работу по воспитанию у обучающихся  гражданственности, патриотизма с использованием краеведческого принципа обучения, являющихся центральной задачей преподавания истории, обществознания, географии, русского языка и литературы на уроках и во внеурочное время. 

Большую роль в формировании гражданских качеств и выработки гражданской  позиции у подрастающего поколения играют уроки русского языка, литературы, истории, обществознания, географии. Продолжая работу по воспитанию гражданственности и патриотизма у обучающихся, являющейся центральной в обучении, рассмотрели на заседаниях теоретические вопросы, посвященные этой теме

 Активизировать и разнообразить методы и формы работы по воспитанию патриотизма, интернационализма,  

гражданственности, экономической культуры и других  

общечеловеческих,  общественных и личностных культурных ценностей на уроках и во внеурочное время.

8. Продолжить работу по созданию портфолио учителей.

 

На заседаниях МО были рассмотрены вопросы: «Портфолио – отражение уровня профессиональной компетенции учителя», «Назначение портфолио», « Структура портфолио», «Как собрать портфолио».

Продолжить работу по созданию портфолио учителей русского языка, литературы, истории, обществознания, географии.

9. Продолжить работу по систематизации материальной базы кабинетов истории, географии, русского языка и литературы, английского языка.

 

 

На заседаниях ШМО были рассмотрены вопросы:

«Состояние наглядных пособий и ТСО в кабинетах истории, обществознания, географии, биологии, физики, химии» (учителя-предметники),

«Систематизация наглядных пособий и ТСО в кабинетах истории, обществознания, географии, русского языка и литературы» (учителя-предметники).

1. Продолжить работу по систематизации наглядных пособий кабинетов.

2. В следующем учебном году запланировать смотр-конкурс учебных кабинетов по учету качества организации метод обеспечения кабинетов.

 

2. Состояние работы с педагогическими кадрами, ее результативность

1. Анализ педагогических кадров

Выполнению поставленных задач способствовала активная работа всех членов МО гуманитарного цикла.

В 2013 – 2014 учебном году в состав МО гуманитарного цикла входило 8 педагогов: учитель географии — Бронникова Л.И., учитель истории  и обществознания - Мазаева М.Д.,учителя русского языка и литературы – Быкова Н.А., Дорофеева Н.И., учитель английского языка – Тютина Н.Е., учитель музыки _ Малахова Н.Г., Учитель ИЗО и технологии – Андросова М.В., учитель «Основ православной культуры и этики» - Товкань Ю.Н.

Все учителя с высшим образованием. Один педагог имеет высшую  квалификационную категорию (стаж работы учителя по преподаваемому предмету свыше 20 лет), четверо – вторую (стаж работы 10-20 лет), два педагога – вторая категория (стаж работы 5-10 лет), один педагог - без категории (стаж работы более 30 лет). Обеспеченность  учебного процесса кадрами полная. Учителя имеют достаточно  высокий профессиональный уровень, но не останавливаются на достигнутом.

Основными формами работы по повышению педагогического мастерства стали:

  • Прохождение плановой курсовой подготовки.
  • Участие в семинарах конференциях различного уровня.
  • Взаимопосещение уроков.
  • Работа над индивидуальной методической темой.
  • Обобщение опыта собственной педагогической деятельности.
  • Изучение передового педагогического опыта.

На этапе введения ФГОС в соответствии с критериями готовности  образовательных учреждений прошли курсовую подготовку Бронникова Л.И., Тютина Н.Е., Мазаева М.Д.( «Реализация школьного естественнонаучного образования в соответствии с требованиями стандартов второго поколения»).

Все учителя посещали семинары, проводимые районным методическим центром. Это способствовало повышению уровня профессионального мастерства учителей, их ориентации на решение современных задач образования, что, в конечном счете, направленно на повышение качества образовательного процесса.

           

2. Анализ работы по учебно-методическому обеспечению образовательного процесса по предмету

        Каждый учитель-предметник в соответствии с выбранными УМК, рекомендованными Министерством образования РФ, составил рабочие программы.

                   Все программы соответствуют обязательному минимуму содержания образования, предусмотрены региональный компонент, промежуточный и итоговый контроль знаний учащихся. Таким образом, все рабочие программы соответствовали всем нормам и требованиям. Все программы были пройдены в полном объеме. Отставания в прохождении учебного материала были скорректированы за счет резерва, выдачи программного материала блоками.

Работа по созданию методической базы кабинетов

          В 2013-2014 г. учителя МО работали над совершенствованием кабинетной системы. Широко использовались ТСО на уроках, продолжалось накопление и систематизация наглядного, дидактического и раздаточного материалов.

          Создано огромное количество печатного материала по предметам в форме контрольных, самостоятельных, тестовых работ, некоторые из них выполнены с использованием ИКТ в форме игр-презентаций. Создано большое количество презентаций к урокам. Во всех учебных кабинетах имеется необходимый материал для работы: дидактический материал, различные словари, иллюстративный материал, репродукции картин, портреты, карточки для индивидуальной работы, словари (толковые, орфографические, лингвистические, фразеологические и др.), хрестоматии, справочники. Преподаватели занимаются разработкой учебных программ по предметам гуманитарного цикла  для элективных курсов и курсов по выбору.

          В 2014-2015 учебном году необходимо продолжить активную работу по развитию учебно-методической базы кабинетов.

3. Анализ работы по повышению квалификации педагогов, аттестации

Обобщение опыта

          1. Методические разработки учителей-предметников находят отражение на страницах сайтов учителей.

          2. Опыт и разработки учителей нашли отражение в темах самообразования. На заседаниях МО каждый учитель согласно плану занятости отчитывался за проделанную работу:

Учитель

Тема

Практический выход

Бронникова Л.И.

Использование ИКТ как средства повышения качества знаний учащихся, развитие их творческих способностей

Повышение мотивации к обучению

Быкова Н.А.

Формирование орфографической зоркости и навыков грамотного письма, обучающихся на уроках русского языка

Квалифицированная подготовка к сдаче экзаменов в новой форме в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Дорофеева Н.И.

Активизация мыслительной и познавательной деятельности учащихся на уроках литературы

Акцентирование внимание учащихся на значительности изучаемого, усиление потребности в овладении знаниями.

Андросова М.В.

Новые  нестандартные (игровые) формы уроков ИЗО

Повышение мотивации к обучению.

Мазаева М.Д.

Использование активных методов обучения на уроках истории и обществознания

Повышение качества обученности обучающихся

Малахова Н.Г.

Развитие эстетического вкуса учащихся на уроках музыки

Повышение мотивации к обучению.

Товкань Ю.А.

Использование игровых технологий для активизации познавательной деятельности учащихся

Повышение качества обученности обучающихся.

Тютина Н.Е.

Метод проектов на уроках английского языка

Повышение мотивации к обучению.

Каждый учитель работал над своей темой по самообразованию, что воплощалось в теоретической и практической работе: на секционных заседаниях МО, методических советах, педагогических советах, методических совещаниях, совещаниях при директоре, на уроках..Все учителя методического объединения имеют достаточный  опыт педагогического труда, педагогической деятельности для достижения действенных результатов в обучении и воспитании школьников. Учителя МО с пониманием относятся к тому, что необходимость нового видения образовательного процесса влечет за собой изменение подходов к восприятию учащегося. Обучение, воспитание, развитие должно осуществляться в рамках не информационно-знаниевой, а личностно-ориентированной программы.

Темы для самообразования, выбранные педагогами МО, свидетельствуют о том, что учителя понимают всю важность задач, стоящих перед ними. В формулировках проблем, решаемых учителями гуманитарного цикла, видятся новые подходы к образовательной деятельности. Главным в работе учителя считают заинтересовать ребят предметом, помочь им раскрыться, проявить себя творчески, дать ученикам свободно развиваться.

В течение учебного года учителя-предметники повышали свою квалификацию также и через организацию взаимопосещений уроков. Результативность посещений: повышение профессионального и методического мастерства членов МО, пополнение банка методических идей, стимул для дальнейшего профессионального роста, повышение рейтинга учителя.

          По результатам взаимопосещений были выработаны рекомендации для членов МО:

тщательнее продумывать формы опроса учащихся, приемы и методы работы со всем классным коллективом (с сильными обучающимися, низкомотивированными обучающимися);

разнообразить формы уроков;

активно использовать инновационные технологии (в том числе ИКТ-технологии).

          В этом учебном году ни один из членов МО не проходил аттестацию.

          Вывод: таким образом, анализируя итоги работы текущего года, можно сделать выводы, что учителя МО имели возможность для реализации подготовки и переподготовки педагогических кадров. Хотя педагогический состав учителей естественно-гуманитарного цикла достаточно опытный и квалифицированный, рекомендуется в рамках модернизации образования активно повышать квалификацию, пройти аттестацию.  

4. Анализ тематики заседаний МО

Тематика заседаний методического объединения определялась задачами методической работы школы на 2013-2014 учебный год. При выборе тем учитывались профессиональные запросы педагогических работников, актуальность рассматриваемых вопросов, их значение для совершенствования качества педагогической деятельности и, как следствие этого, повышение качества учебно-воспитательного процесса по предметам МО.   За отчетный период было проведено 5 плановых заседаний. Здесь, как правило, обсуждались современные технологии, обобщались опыты педагогов, что играет положительную роль в повышении педагогического мастерства учителя. На методических объединениях поднимались следующие вопросы:

1. Обсуждение и утверждение плана работы МО на новый учебный год, утверждение рабочих программ учителей

2. Проведение предметной недели, проведение внеклассной работы по предмету.

3. Система работы с одаренными учащимися: подготовка к проведению школьного и муниципального туров олимпиад, участие в краевых олимпиадах, интеллектуальных играх и марафонах.

4. Подготовка экзаменационного материала. Подготовка к предстоящему ЕГЭ.

5. Методика создания систематизации дидактического материала уровненого  контроля (тесты).

6. Система мер по предупреждению неуспеваемости и пробелов в знаниях учащихся, организация работы с отстающими обучающимися.

7. Использование новых технологий на уроках. Изучение современных тенденций и возможность внедрения.

8. Обсуждение требований к ведению тетрадей, прочей документации

8. Оказание методической помощи малоопытным учителям, наставничество, изучение и распространение педагогического опыта

9. Анализ МО за год

          Также на заседаниях обсуждались сложные теоретические вопросы, подводились итоги предметной недели, административных контрольных работ и т. д.

Заслушали доклады:  Быкова Н.А. «Формирование у обучающихся потребности в новых знаниях»,  Мазаева М.Д. . «Использование ИКТ на уроках истории и обществознания»,  Тютина Н.Е. «Совершенствование мастерства учителя через посещение курсов повышения профессиональной квалификации.»,    Бронникова Л.И.  «Подготовка учащихся к ЕГЭ: технология работы с тестовыми и текстовыми заданиями»,  Андросова М.В. «Формы и методы работы через применение новых образовательных технологий на уроке»,  Дорофеева Н.И. «Использование современных образовательных технологий в учебной деятельности».

Вывод: вынесенные вопросы на заседаниях МО  соответствовали цели и позволили в полном объёме решить поставленные задачи.

3. Анализ инновационной деятельности МО

В работу МО усиленно внедряются инновационные технологии, в частности, информационные и мультимедийные. На сегодняшний день учителями МО  разработано немало  внеклассных мероприятий и уроков по предметам цикла с использованием ИКТ.

Учителя делают поурочное планирование с использованием информационно-коммуникационных технологий, находят учебные материалы в Интернете, используют информационно-коммуникационные технологии для мониторинга развития учеников, для тестирования. При этом эффективно используют информационно-коммуникационные технологии для разработки и проведения уроков.

Дальнейшая деятельность учителей в рамках создания единого информационно-образовательного пространства обеспечит качественные изменения в организации и содержании образовательного процесса, а также в характере результатов обучения. Поэтому работу в данном направлении необходимо развивать и совершенствовать.

          Использование инновационных технологий помогает учителям-предметникам найти индивидуальный подход к каждому ученику, дифференцированно оценивать знания ребят, поощрять и поддерживать их творчество, развивать их интеллект.

          Учителя отрабатывают нетрадиционные формы проведения уроков: дискуссии, конференции, уроки-исследования, уроки с применением групповой работы, с мультимедийным сопровождением, использованием компьютерных технологий. Такие уроки увлекают ребят, побуждают их к самообразованию, к чтению текстов художественных произведений, создают для детей ситуацию, когда можно высказать свою точку зрения.

           Вывод: с целью повышения качества усвоения учебного материала учителя предметники стремятся  шире использовать потенциал учебно-познавательной деятельности учащихся на уроке: используют дифференцированный подход в процессе изложения нового материала; внедряют технологию опережающего обучения с использованием опорных схем; совершенствуют имеющиеся  в методическом арсенале учителя приемы, методы работы по формированию учебно-познавательной деятельности учащихся.

4. Анализ внеклассной работы по предметам.

Направления деятельности

Форма раскрытия

Время

Ответственные

1.

Работа с одаренными детьми. Предметные олимпиады, конкурсы, молодежные чемпионаты.

Участие, сертификаты, грамоты, дипломы.

В течение года

Члены МО

2.

Предметная неделя

Проведение предметной недели.

Декабрь,

февраль

Члены МО.

3.

ЕГЭ и ГИА-классы. Трудные вопросы КИМов.

Консультации по предметам естественно-гуманитарного цикла для учащихся 9, 11 классов.

В течение года согласно графику

Учителя-предметники выпускных классов

4.

Индивидуальные занятия

Консультации по трудным вопросам гуманитарных дисциплин для учащихся 5-11 классов.

В течение года согласно графику

Учителя-предметники

         

 Внеклассная работа прошла по нескольким направлениям.

          С целью повышения интереса учащихся к предметам, повышения статуса одаренных детей в школе, диагностирования учебных возможностей ребят были проведены школьные олимпиады по предметам естественно-гуманитарного цикла, по итогам которых победители приняли участие в районном туре предметных олимпиад.

           Обучающиеся школы были вовлечены в мероприятия, посвящённые знаменательным датам, уроки-конференции и уроки-семинары, уроки-проекты по  предметам естественно - гуманитарного цикла.

          С целью развития познавательного интереса к  русскому языку, литературе, географии, истории и обществознанию, английскому языку  через внеурочные формы работы, развитие ключевых компетенций, воспитание у учащихся нравственной культуры и патриотизма была проведена неделя  естественно-гуманитарных наук. Каждый учащийся школы стал активным участником всех событий недели,  попробовал себя в разных ролях и видах деятельности. Формы взаимодействия в процессе проведения недели были разнообразны: викторины, конкурсы, интеллектуально-познавательные игры, КВН, литературная гостиная, выставки, тематические линейки.

          Предметная неделя была проведена в указанные сроки, согласно утверждённому плану. При подготовке мероприятий и творческих заданий учитывались возрастные особенности детей. Каждое мероприятие было нацелено на реализацию поставленных задач, было хорошо организовано и проведено на должном методическом уровне.

         Вывод: таким образом, внеклассная работа по предметам гуманитарного цикла способствовала развитию у учащихся интереса к изучаемому предмету, повышению образовательного уровня учащихся, развитию у детей самостоятельности и творчества, навыков научно-исследовательской деятельности, повышению уровня мотивации изучения предметов.

          В будущем учебном году внеклассная работа среди учащихся будет продолжена. В 2014-2015 году всем учителям-предметникам следует обратить пристальное внимание на подготовку учащихся к   олимпиадам и вести целенаправленную работу с конкретными  учениками.

5.Общие выводы

          Анализ итогов работы показал, что поставленные задачи в основном выполнены:

  • Все учителя работали по рабочим программам, за основу которых взята программа Министерства образования для общеобразовательной школы.
  • Реализация целей и задач МО осуществлялась согласно требованиям государственных программ, велась на основе нормативно-правовых и распорядительных документов федерального, регионального и муниципального уровней и была направлена на защиту прав и интересов обучаемых.
  • В основном, задачи, поставленные на 2013-2014 учебный год, были выполнены.
  • Тематика заседаний МО отражала основные проблемные вопросы, которые стремится решать педагогический коллектив школы.
  • Повышается профессиональный образовательный уровень педагогов: в течение года педагоги продолжали активно внедрять новые педагогические технологии (их элементы) в свою педагогическую практику.
  • Эффективным оказалось внедрение в учебный процесс уроков с компьютерной поддержкой. Увеличилось число педагогов, участвующих в инновационных процессах.
  • Положительные отклики коллег получили педагоги, участвующие в районных семинарах.
  • В ходе проведения открытых мероприятий, конкурсов, работой над проектами педагоги проявили хорошие организаторские и профессиональные способности. Разнообразные формы проведения мероприятий вызвали интерес у учащихся.

Но в работе МО  естественно -  гуманитарного цикла существуют недостатки. Так выявлено, что:

  • не все учителя готовы пока к внедрению новых технологий, созданию индивидуальных образовательных маршрутов нуждающихся в помощи учителя школьников;
  • не налажена система работы со способными и слабоуспевающими детьми;
  • индивидуально-групповые занятия используются в основном для отработки и тренировки ранее полученных знаний и умений.

Главное в том, что недостатки анализируются, а значит, возможно, их устранение.

Показателями успешной работы членов МО гуманитарного цикла можно считать:

  • Увеличение числа обучающихся – участников олимпиад.
  • Стабильные показатели успеваемости и повышение качества знаний учащихся.
  • Сохранение положительной мотивации учащихся.
  • Результаты инновационной деятельности педагогов.
  • Системный подход к анализу и планированию своей деятельности.
  • Использование различных видов проверочных работ на уроках как средство ликвидации пробелов учащихся.
  • Среди членов МО систематически проводится работа по повышению квалификации педагогов.
  • Активно ведется работа над темами самообразования.
  • Члены МО понимают значимость методической работы, принимают активное участие в жизни школы.
  • Все заседания МО проведены согласно плану работы. Выполнение решений заседаний контролируется, систематически проводится  мониторинг качества знаний учащихся.

 Анализируя работу МО школы, хотелось бы дать следующие рекомендации по работе в следующем учебном году:

  • конкретно планировать работу по изучению, освоению и внедрению в практику передового опыта;
  • планировать проектную и исследовательскую деятельность индивидуально или совместно с учащимися;
  • уделять особое внимание внеклассной работе по предмету;
  • участвовать в подготовке и проведении семинаров с целью обмена опытом;
  • осуществлять мониторинг, практикуя рейтинговые опросы педагогов и учащихся об уровне проведения различных мероприятий.

         Затруднения в педагогической работе, выявленные в процессе настоящего анализа, могут быть решены благодаря тому, что большая часть педагогов творчески решает вопросы воспитания, развития, обучения детей.  Решение этих проблем предполагается обеспечить за счет целенаправленной методической работы и внутришкольного контроля в соответствии с индивидуальными возможностями каждого педагога. В течение учебного года систематически проводился обзор методической литературы и периодических изданий, все учителя имеют темы для самообразования и регулярно отчитываются на заседаниях МО по методическим вопросам, накапливают материалы для оформления портфолио учителя. Подводя итоги деятельности учителей МО за 2013- 2014 учебный год, необходимо отметить, что скоординированная работа учителей позволила выполнить те задачи, которые ставились в начале учебного года.

Изменения, которые происходят в современном обществе, требуют формирования таких качеств личности как способность к творческому мышлению, самостоятельность в  принятии решений, инициативность Акцент образовательной деятельности учителя переносится на воспитание подлинно свободной личности, формирование у детей способности самостоятельно мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые  решения и четко планировать действия. Поэтому методическое объединение естественно - гуманитарного цикла в новом учебном году продолжит  работу над становлением личности учащегося через компетентностный подход в обучении и воспитании, которая нацеливает педагогов на развитие компетенций у учащихся за счет совершенствования урока и приведение урока в соответствие с современными требованиями и технологиями обучения.

В связи с подготовкой к переходу к новым образовательным стандартам, в основе которого «лежит системно-деятельностный подход», который предполагает: «ориентацию на результаты образования как системообразующий компонент Стандарта, где развитие личности обучающегося на основе усвоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира составляет цель и основной результат образования»,  считаю тему МО в 2013-2014 учебном году актуальной, поэтому необходимо работу в этом направлении продолжить.  В 2014-2015 учебном году  МО естественно-гуманитарного цикла будет работать над  методической темой:

«Развитие профессиональной компетентности педагога как фактор повышения качества образования в условиях подготовки к введению ФГОС».

Главная цель деятельности нашего объединения - содействовать формированию ключевых компетентностей учащихся средствами естественно-гуманитарного образования. В течение 2014-2015 учебного года методическое объединение будет решать следующие задачи:

1. Создавать оптимальные условия для раскрытия способностей учащихся и удовлетворения их потребностей в результате изучения предметов.

2. Повышение профессиональной компетентности учителей истории, обществознания, географии, русского языка, литературы, английского языка, ИЗО, технологии, музыки через методическую работу, обмен опытом, самообразование, курсы повышения квалификации.

3. Изучение и применение современных педагогических технологий с целью повышения качества обучения, активизации познавательной деятельности, развития познавательного интереса обучающихся на уроках и во внеурочное время.

4. Формирование у обучающихся  положительной мотивации к учёбе, потребности в обучении и саморазвитии. Развитие познавательного интереса учащихся к предметам естественного цикла через исследовательскую и проектную деятельность.

5. Индивидуализация обучения и психолого-педагогическая поддержка одарённых детей.

6. Продолжить работу по воспитанию у обучающихся  гражданственности, патриотизма с использованием краеведческого принципа обучения, являющихся центральной задачей преподавания предметов МО на уроках и во внеурочное время.

8. Продолжить работу по созданию портфолио учителей.

 

План работы МО учителей естественно - гуманитарного цикла на 2014-2015 учебный год по направлениям

Направления работы

Содержание

Учебно-организационная работа.

Изучение нормативных документов

Знакомство и изучение требований по подготовке и сдаче ЕГЭ и ГИА.

Знакомство с новинками учебно-методической литературы по предметам. Обзор и изучение новинок научно-методической литературы и профессиональных журналов.

Оформление стендов по подготовке к экзаменам в 9-х и 11-х классах.

Подготовка материалов к проведению промежуточного и итогового контроля по графику.

Взаимопосещение уроков.

Выступления учителей на заседаниях МО, семинарах, педсоветах.

Повышение квалификации учителей на курсах.

Совершенствование лаборатории учителя

Приобретение новых дидактических материалов, таблиц, наглядных пособий по предметам.

Приобретение методических пособий для учителей.

Приобретение методических пособий по подготовке к итоговой аттестации по предметам в 9-х и 11-х классах.

Приобретение материалов по подготовке к ЕГЭ и ГИА Совершенствование технической стороны кабинетов.

Участие в смотре кабинетов.

Анализ наличия необходимых учебников и программ.

Систематизация тестовых заданий по классам и темам.

Работа по совершенствованию педагогического мастерства учителей.

Оказание помощи аттестующим учителям.

Участие в семинарах для учителей по подготовке к ЕГЭ и ГИА.

Посещение курсов повышения квалификации. Обеспечение педагогам условий для повышения профессиональной квалификации в рамках системы курсовой подготовки.

Участие в  творческих конкурсах.

Методическая неделя.

Выявление и развитие творческого потенциала педагогов и условий самореализации личности учителя.

Вопросы контроля и руководства.

Контрольные работы по преемственности в 5-х классах с последующим мониторингом.

Входные контрольные работы с 6 по 11 классы.

Мониторинг результатов контрольных работ по итогам учебного года, входных и промежуточных.

Срезовые контрольные работы по итогам полугодия в 9-х и 11-х классах по подготовке к итоговой аттестации.

Контроль за выполнением календарно-тематического планирования.

Подготовка к экзаменам .

Организация внеклассной работы по предметам.

Неделя естественно - гуманитарных наук.

Участие в различных конкурсах, викторинах в рамках школьных и  районных мероприятий

Организация школьных олимпиад.

Участие в муниципальном туре предметных  олимпиад.

Научно-методическая работа

Осмысление основ образовательных технологий в условиях модернизации образования и введения ФГОС.

Изучение нормативной и методической документации по вопросам внедрения ФГОС.

Освоение и использование в учебном процессе образовательных технологий, обеспечивающих эффективность и комфортность обучения учащихся .

Методическая практика учителя

​Овладение нетрадиционными формами учебных занятий.

Разработка гибкой системы контроля уровня обученности учащихся (тематический, рубежный, итоговый) и банка контрольных материалов.

​Разработка уроков различного типа с использованием здоровьесберегающих и информационно-коммуникационных технологий ( а также дистанционное обучение) с учетом возрастных особенностей школьников, специфики группы, личности ученика.

Создание копилки индивидуальных, групповых, коллективных заданий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Анализ воспитательной работы в 5 классе 2013-2014 учебный год

Анализ ВР составлен соответственно плану воспитательной работы школы и теме самообразования классного руководителя 5 класса за 2013-2014 учебный год....

Анализ воспитательной работы в 6р1 классе 2013-2014 уч.год

Анализ воспитательной работы в 6р1 классе 2013-2014 уч.год...

Анализ воспитательной работы в 8р1 классе 2013-2014 уч.год

Анализ воспитательной работы в 8р1 классе 2013-2014 уч.год...

Анализ воспитательной работы старшей вожатой за 2013-2014 учебный год

Анализ воспитательной работы старшей  вожатой  за  учебный год...

Анализ работы методического объединения за 2013-2014 уч.год

Анализ работы методического объединения воспитателей 1-7 групп за 2013-2014 уч. год...

Анализ работы базовой школы за 2013-2014 учебный год

В данной работе приведены результаты мониторинга работы базовой школы за 2013-2014 учебный год и общий анализ выполнения поставленных задач....

Анализ работы социального педагога за 2013-2014 гг

Анализ работы социального педагога...