Программа курса по выбору по математике «Реальная математика » для учащихся 7 класса
элективный курс (7 класс) на тему

          Курс по выбору «Реальная математика» для предпрофильной подготовки учащихся  7 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный  курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_klass_17ch_realnaya_matem.doc77 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

лицей № 1 имени академика Б.Н. Петрова

РАССМОТРЕНО

на заседании  кафедры

математики, информатики и

физики

МБОУ лицея № 1 им. ак. Б.Н. Петрова

города Смоленска

Зав. кафедры______________________

Пр. №___ от ___________2013г.                                                                                                                                                                              

УТВЕРЖДАЮ

Директор лицея № 1

________________________

«______»___________2013г.

 

СОГЛАСОВАНО                                                                     Зам. директора

_________________________________

«______»______________2013г.

 

                                                                                                                                           

Программа курса по выбору по математике

«Реальная математика »

для учащихся 7 класса

(17 часов)

2013-2014 учебный год

               

Составила Мищенко М.В.

Смоленск

2013

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ  ЗАПИСКА

          Курс по выбору «Реальная математика» для предпрофильной подготовки учащихся  7 классов расширяет базовый курс математики и позволяет учащимся осознать практическую ценность математики, проверить свои способности к математике.

Вопросы, рассматриваемые в курсе, тесно примыкают к основному курсу и позволят удовлетворить познавательную активность учащихся. Кроме того, данный  курс будет способствовать совершенствованию и развитию важнейших математических знаний и умений, предусмотренных школьной программой, поможет оценить свои возможности по математике и осознанно выбрать профиль дальнейшего обучения.

Программа составлена с использованием программы курса по выбору «Математика на практике», опубликованной: http://dop.uchebalegko.ru.                                                                                                                                                             

              Предлагаемый материал является обобщением ранее приобретённых программных знаний, способствует стабильному овладению стандартными методами решения практических задач. Результаты итоговых контрольных работ и тестирования показали, что многие учащиеся испытывают трудности в применении полученных знания по предмету при решении практических задач, не вчитываются в условие, не всегда дают ответы на вопросы, поставленные в задаче.   В результате изучения курса учащиеся должны получить навыки применения  теоретического материала при решении практических задач, приобрести стабильность и уверенность при выполнении алгебраических преобразований и математических вычислений, усвоить приёмы быстрого и рационального счёта. При решении задач очевидны межпредметные связи с химией, физикой, экономикой, географией, что позволяет повысить мотивацию к изучению предмета.

Цель курса: 

развить устойчивый интерес учащихся к изучению математики, ликвидировать представление о математике как об абстрактной науке, показать её применение в искусстве, архитектуре, экономике, музыке, банковском деле  и других областях. Развить культуру математических вычислений и добиться стабильности  в преобразовании алгебраических выражений.

 Задачи курса: 

  1. Научить решать практические задачи на оптимизацию и применять функциональную линию при решении практических задач.
  2. Развивать умение преодолевать трудности при решении задач разного уровня сложности, формировать логическое мышление.
  3. Показать учащимся методы решения задач на проценты, на сплавы, смеси и растворы. Научить решать одну задачу разными способами.
  4. Оказать помощь в подготовке к успешному прохождению ГИА.
  5.  Воспитать целеустремлённость и настойчивость при решении задач.
  6.  Предоставить учащимся возможность проанализировать свои способности к математической деятельности.

    В результате изучения курса учащиеся должны уметь:

  1. Читать  и понимать графики реальной зависимости;
  2.  Отвечать на вопросы практической направленности;
  3. Составлять математические модели к задачам и работать с ними;
  4. Применять рациональные приёмы вычисления при решении примеров с большими числами;
  5. Применять различные математические приёмы при решении практических задач (распродажа, тарифы, штрафы, голосование, смеси, сплавы, растворы, банковские операции, численность населения, миграция и т. д.);
  6. Уметь использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни.

Содержание курса.

Тема 1. Наглядная математика (5 часов). 

В данной теме рассматриваются задачи, связанные с применением функций в жизни,  диаграмм в различных сферах деятельности, рассматриваются различные способы  решения  практических задач, представленных таблицами.

Тема 2. Решение задач практического характера (5 часов). 

Задачи на доли и части (в том числе исторические). Применение процентов при решении задач на выбор оптимального тарифа, о распродажах, штрафах и голосовании. Обучение приёмам рационального и быстрого счёта.  

Тема 3. Математика в химии и физике (3 часа). Концентрация вещества, процентное содержание. Допущения, используемые при решении задач данного типа. Задачи на совместное движение в разных направлениях, движение по кругу. Наглядная иллюстрация содержания отдельных задач практической направленности. Решение одной задачи разными способами: математическими методами и методами, применяемыми в физике и химии.

Тема 4.  Математика в различных сферах деятельности (4 часа).  Работа над проектами по темам: «Математика в искусстве», «Применение математики в строительстве»,  «Математика и архитектура», «Математика и экономика» и др. Итоговое занятие посвящается защите учебных проектов.  Проекты могут быть как индивидуальными, так и групповыми. Занятие проводится в виде конкурса, где победителей определяют сами учащиеся.

Основной тип занятий – практикум. Формы работы с учащимися: лекционно-семинарские занятия, групповые, индивидуальные.

Форма контроля – защита проектов.

Литература

  1. Математика. 9-й класс. Подготовка к ГИА-2013: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. – Ростов-на-Дону, 2012
  2. Математика. 9-й класс. Тематические тесты для подготовки к ГИА-9. Алгебра, геометрия, теория вероятностей и статистика: учебно-методическое пособие/ Под ред. Ф.Ф. Лысенко, С.Ю.Кулабухова. – Ростов-на-Дону: Легион, 2012
  3. Тематический сборник тестовых заданий по алгебре для подготовки к ГИА в новой форме (базовый уровень). Под редакцией Е. А. Семенко., изд. Краснодар, 2013
  4. Материал с сайта mathege.ru.
  5. Математика. Тематические тренировочные задания, 9 класс. Рабочая тетрадь. Авт. С. С. Минаева, Л. О. Рослова, изд. «Экзамен», г. Москва, 2012
  6. Математика. Типовые тестовые задания, 9 класс.авт. И. В. Ященко, С. А. Шестаков, А. С. Трепалин, А. В. Семёнов, П. И. Захаров, изд. «Экзамен», г. Москва, 2013
  7. Математика. Практикум по выполнению типовых тестовых заданий, 9 класс. Авт. Л. Д. Лаппо, М. А. Попов. изд. «Экзамен», г. Москва, 2012

Календарно-тематическое планирование курса «Реальная математика» 

№ п/п

Тема урока

Кол-во

часов

Дата по плану

Дата по факту

Тема 1.  Наглядная математика

5

1

Применение функций в жизни

2

2

Применение диаграмм в различных сферах деятельности

1

3

Решение практических задач, представленных таблицами

2

Тема 2.  Решение задач практического характера.

5

1

Задачи на доли и части

1

2

Задачи на выбор оптимального тарифа;

1

3

Задачи, связанные с распродажами;

1

4

 Задачи на банковские кредиты.

2

Тема 3. Математика в химии и физике.

3

1

Задачи на смеси, сплавы  и растворы.

2

2

Задачи на относительное  и круговое движение

1

Тема 4.  Математика в различных сферах деятельности:

4

1

Математика в искусстве, строительстве, архитектуре

1

2

Математика и экономика.

2

3

Итоговое занятие: Защита учебных проектов.

1

Всего

17

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
рабочей группы по анализу программы учебного курса по выбору для учащихся 7 класса по математике «Реальная математика» на 2013-2014 учебный год

Рабочая группа в составе:

1.Смирновой Н.Ю.

2.Абраменковой С.А.

3. Тютюнник Т.Е.

анализировала программу курса по выбору для учащихся 7 класса по математике «Реальная математика» на 2013-2014 учебный год.

Данная программа  разработана на основе федерального компонента государственного стандарта и примерных программ. Программа составлена с использованием программы курса по выбору, опубликованного: http://dop.uchebalegko.ru., содержит пояснительную записку, цели и задачи курса, тематическое планирование, рассчитана на 17 учебных часов. Структура и содержание курса основаны на соблюдении принципов системности, дифференциации, междисциплинарной интеграции, вариативности подачи материала, занимательности.

Рабочая группа постановила:

программа курса по выбору соответствует требованиям, предъявляемым к программам для преподавания на предпрофильном  уровне и может быть рекомендована для осуществления учебно-воспитательного процесса в лицее № 1 им. академикам Б.Н.Петрова.

29.05.2013

___________________________________________

___________________________________________

___________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса по выбору "Процентные расчёты на каждый день" 9 класс

Предлагаемый курс «Процентные расчеты на каждый день» демонстрирует учащимся применение математического аппарата к решению повседневных бытовых проблем каждого человека, вопросов рыночной экономики и ...

Рабочая программа курса по выбору "Процентные расчеты на каждый день" 9 класс

Рабочая программа для курса по выбору по математике «Процентные расчеты на каждый день» для 9 класса разработана в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного...

Программа курса «Система подготовки к ЕГЭ по математике» для учащихся 11 класса

Пояснительная запискаЕГЭ по математике совмещает два экзамена – выпускной школьный и вступительный в ВУЗ. В связи с этим материал, усвоение которого проверяется при сдаче ЕГЭ, значительно шире м...

Программа курса по выбору. «Окружающая среда и здоровье человека». 9 класс.

Прог                         Программа рассчитана на учеников 9 класса, уже ознакомившихся  с основами биологических наук, с иерархичес...

Рабочая программа курса по выбору "Решение практикоориентированных задач". Математика,7 класс(ФГОС)

Программа позволит интересно и с пользой вести работу на уроке с мотивированными детьми. Решение практикоориентированных задач будет способствовать устойчивому развитию УУД у учащихся....

Программа курса по выбору для предпрофильной и профильной подготовки учащихся 9 -11 класса. " Астрономия - звездная азбука "

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ    ЗАПИСКА.Информацию о нейтронных звездах , черных дырах  и  других небесных телах , а также о всей Вселенной в целом учащиеся воспринимают как заманчивую , но ...

Программа курса по выбору "Готовимся к ОГЭ (математика)"

Курс по выбору, 17 часов, для 9 класса....