ПРОГРАММА КУРСА «Основы детской журналистики» , 5 - 6 класс
рабочая программа (5 класс) на тему

Гарлик Галина Александровна

Курс "Основы детской журналистики” предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Программа курса развивает знания учащихся, полученные в начальной школе при освоении  межрегионального инновационного проекта «Служу Отечеству пером», соотносится с программой творческого объединения «Школьный пресс-центр».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл osnovy_detskoy_zhurnalistiki.docx41.53 КБ

Предварительный просмотр:

Рассмотрено

На заседании МО _________  _____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2013___г.

Рассмотрено

На заседании МС _________  _____________/____________/

ФИО

Протокол № ___ от «__»

____________2013___г.

«Утверждаю»

Директор МБОУ «СОШ № 52»

_____________/______________/

ФИО

Приказ № ___ от «__»____2013___г.

ПРОГРАММА КУРСА

«Основы детской журналистики» , 5 - 6 класс

Срок реализации программы  2013-2014 учебный год

                Гарлик Г,А.,

учитель русского языка и литературы,

                            высшая категория

Барнаул

2013

Пояснительная записка

Курс "Основы детской журналистики” предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающихся подготовкой и выпуском школьной газеты. Программа курса развивает знания учащихся, полученные в начальной школе при освоении  межрегионального инновационного проекта «Служу Отечеству пером», соотносится с программой творческого объединения «Школьный пресс-центр».

Курс позволяет расширить представление учащихся об основных способах подачи материала в СМИ, развивать  инициативу и творческие способности учащихся, формировать активную жизненную позицию.

На занятиях учащиеся знакомятся с основами журналистики, учатся писать материалы  в разных информационных газетных жанрах  (хроники, заметки, репортажа, интервью), приобретают практические  навыки.

Результатом занятий является творческое самовыражение учащихся в выпусках школьных газет, активное участие в  конкурсах творческих работ.

Цель курса:

создать условия для развития и совершенствования коммуникативной, компетенций учащихся через формирование и развитие понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья, что будет способствовать развитию познавательной активности,   формированию положительной мотивации к освоению журналистского мастерства; грамотному оформлению своих идей и мыслей в работах различных жанров.

Содержание и формы обучения направлены на решение следующих задач:

  •  формирование  представлений о газетных жанрах;
  • развитие коммуникативной компетенции через участие в создании школьной прессы, формирование  навыков совместной деятельности и делового общения;
  • развитие сознательного интереса к СМИ;
  • развитие инициативы и творческих способностей учащихся, индивидуального мышления;
  • расширение общего кругозора учащихся

Курс рассчитан на 1час в неделю(34 часа в 5 классе и 34 часа в 6 классе), некоторые темы перекликаются, отличаются на содержательном уровне В рабочую программу внесены изменения согласно Положению о промежуточной аттестации от 30.08.13: в 5 классах запланировано 30 часов:  тема «Хроника как газетный жанр» сжата на 1 час 2 часа вместо трех, тема «У нас в гостях» при изучении интервью на 1 час, тема «“Я ещё не волшебник, я только учусь” – 1 час, защита пректов-1 час; в 6 б  классе последние два занятия объединены в одно.

Методы и формы обучения различны: рефлексивные анкеты, ролевые и деловые игры, лекции, беседы, практикумы, творческие задания, конкурсы, презентации, наблюдение за языковыми явлениями, работа с различными словарями.

Разнообразные формы занятий помогают учащимся максимально раскрыть свои творческие способности, развивают смекалку, любознательность, гибкость ума, способствуют расширению их кругозора, повышению эрудиции, стремлению к самообразованию, направлены на развитие лидерских качеств.

          Актуальность данного курса состоит в его социальной направленности на формирование активной жизненной позиции в процессе коммуникативного общения. Учащимся предлагается узнать основы журналистского дела, познакомиться с основными жанрами журналистики, побывать в роли журналистов, проявить коммуникативные качества и творческие способности. Для изучения данного курса необходимо изучить понятия журналистика, журналист, корреспондент, репортер, газета, рубрика, газетная статья и показать учащимся процесс создания газетного материала от начала до конца в его основных стадиях.

Ожидаемые результаты

К концу 6 класса учащиеся должны:

  •  владеть знаниями о различны информационных газетных жанрах, применять их на практике ;
  • уметь писать заметки в газету, хроники, репортажи, брать и оформлять интервью;
  • владеть умением публичного представления своей точки зрения,  работы;
  • участвовать в конкурсах различного уровня;

Содержание программы.

Тема 1. Введение

Организационные вопросы. Знакомство с профессией журналиста. Функции журналистики. Журналистские профессии. Базовые навыки журналиста-профессионала: способность добыть информацию (расследование), умение ее зафиксировать (репродукция), понимание того, как изложить полученные сведения (написание текста). Роль журналистики в жизни общества

Форма занятия: лекция с элементами беседы.

Тема 2. Из истории газет . Из истории российской журналистики

Появление газеты, путь от древности к современному облику. Российские рукописные и печатные газеты. Роль Петра 1 в создании газет. «Ведомости» — начало истории российской печати. Форма занятия: лекция с элементами беседы, презентация.

Тема 3. Общее знакомство с информационными газетными жанрами. анры:

Познакомить со спецификой данных жанров и с важнейшими требованиями к этим информационным сообщениям: оперативность, релевантность, фактическая точность, декодируемость, краткость информации.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская.

Тема 4. Основные понятия о газете

Что такое газета (история, назначение). Композиция газеты. Рубрики в газете: постоянные, приуроченные к знаменательным датам.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 5. Хроника как информационный жанр. Ее особенности, требования к созданию.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 6. Заметка как основной жанр журналистики

Лексические и синтаксические особенности жанра. Цель написания заметки. Лаконизм художественных средств. Культура поведения. Умение получать информацию. Ведение записей.

Тема 7 Репортаж как основной жанр журналистики

Предмет репортажа. Форма репортажа (вступление, основная часть, вывод). Особенности ведения репортажа. Фоторепортаж, его особенности.

Форма занятия: лекция, практикум, деловая игра, творческая мастерская.

 

          Тема 8. Интервью как основной жанр журналистики (2 часа)

Причины, время и место беседы. Особенности диалога. Постановка вопросов. Уточнения. Записи со слов интервьюированного. Запись речи собеседника, ее передача. Внимание к слову, людям, датам, подробностям. Учет пожеланий собеседника. Обработка полученных сведений. Подготовка статьи.

Форма занятия: лекция, практикум, творческая мастерская, ролевая игра

Тема 9  Редактирование

Правка текста: орфографическая, пунктуационная, авторская, редакционная. Язык и реклама. Экология языка.

Форма занятия: лекция, практикум.

Тема 13. Выпуск газеты, защита проекта

Традиции школьной газеты. Утверждение редакционной коллегии. Определение названия, тематики, идеи, задач номера. Выбор композиции газеты. Оформление газеты.

Форма занятия: деловая игра, практикум.

Требования к уровню освоения курса

Учащиеся должны знать:

  • основные жанры прессы;
  • специфику создания статей разных жанров журналистики;
  • законы построения номера газеты;
  • особенности стилевой организации газеты.

Учащиеся должны уметь:

  • логично излагать материал;
  • создавать различные по жанру статьи;
  • проводить опросы, анкетирование учащихся;
  • брать интервью;
  • работать индивидуально, в соавторстве, в группе;
  • определять и доносить до читателя свою идею;
  • соблюдать нормы русского литературного языка и понимать эстетическую функцию языка;
  • применять выразительные средства языка, различные приемы построения речи;
  • рецензировать тексты разных жанров;
  • осуществлять орфографическую, пунктуационную, стилистическую правку текста;
  • иллюстрировать свои материалы.

Учебно-методическое обеспечение программы

  1. Программа творческого объединения «Школьный пресс-центр», МБОУ «СОШ № 52»»
  2. Костомаров В.Г. Русский язык на газетной полосе.- М.,1971.
  3. Ладыженская Т.А. Школьная риторика.- М.,2003
  4. Развивайте дар слова/ под редакцией Ладыженской Т.А. – М., Просвещение, 1990
  5. Теория и практика сочинений разных жанров. Сост. Ладыженская Т.А. и Зеналова Т.С..М., Просвещение, 1990.
  6. Гоне, Ж. Школьные и лицейские газеты / Ж.Гоне; общ. ред. и вступ.                 А.В.   Шарикова. – М.: ЮНПРЕСС, 2000. -200 с.

Тематическое планирование, 5 класс

Дата

5а/5б

Тема

Кол-во

Часов

Форма занятия

Примечания

(корректировка)

1.

7.09

Введение в проблематику курса «Журналистика»

1

Беседа Рефлексивная анкета, синквейн

2.

14.09

Журналист и журналистика. Кодекс чести журналиста

1

Работа со словами, правила работы журналиста (в парах), оформление памятки, синквейн

3.

21.09

Из истории газет

1

Лекция с элементами беседы, презентация

4.

28.09

СМИ на Алтае. Что мы читаем?

1

Экскурсия в библиотеку, работа с подборками газет анкета

5.

5.10

 Газетная  информация. Всякая ли информация правдива.  Анализ языковых средств

1

Работа с подборками газет Презентация газетного материала

6.

12.10

Кто и о чем пишет в газете Виды и типы газет

1

Работа с подборками газет Презентация

7.

19.10

Основные понятия о газете.

1

Презентация, работа с прессой

8.

26.10

Информационные газетные  жанры

1

Презентация, работа с прессой, работа в группах

9.

16.11

Хроника как газетный жанр

1

Беседа, работа в группах,словарная работа

10.

23.11

Хроника, ее особенности

1

Анализ газетных хроник

11.

30.11

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

1

Набросок хроники, творческая мастерская

12.

7.12

Заметка в газету. Разновидности заметок

1

Работа с газетными текстами, работа в парах

13.

14.12

А я сделал так…

1

практикум Набросок заметки

14

21.12

Репортаж и репортеры

1

Презентация заметок, памятка пишущему

15

11.01

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

1

Работа в парах Памятка (синквейн)

16

18.01

Закон репортажа- эффект присутствия

1

Практикум, работа с газетными текстами,анализ газетного текста

17

25.01

Когда «я» - не последняя буква в алфавите

1

Работа в парах по созданию репортажа

18

1.02

Вы – репортер. « Мы ведем наш репортаж»

1

Набросок  и представление репортажа

19

8.02

Особенности фоторепортажа.

1

Презентация репортажа, деловая игра

20

15.02

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

1

Работа с подборками газет

21

22.02

 Интервью как газетный жанр,  его признаки

1

Макет фоторепортажа

22

1.03

Интервью. Правила поведения в диалоге

1

Работа в парах Анализ тексов

23

15.03

Этапы работы над интервью

1

Работа в парах деловая игра

24

22.03

Как выбрать собеседника? Темы интервью

1

Рецензирование

Конкурс вопросов

25

5.04

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации

1

Подбор тем, анализ текстов,вопросник,

26

12.04

У нас в гостях

1

Составление опросника

27

19.04

Редактирование статьи

1

Деловая игра Презентация интервью

28

26.04

“Я ещё не волшебник, я только учусь”

1

Деловая игра  Создание макета газеты, работа в группах , анонс газеты

29

17.05

Защита проектов

1

Ролевая игра Презентация проекта

30

24.05

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»

1

Презентация проекта, анкета

2.

Тематическое планирование,  6 класс

Дата

6а/6б

Наименование разделов и тем

Кол-во

часов

Форма занятия

Примечания (корректировка)

1.

3.09/9.09

Введение в проблематику курса « Основы детской журналистики» Журналист и журналистика.

1

Беседа

Рефлексивная анкета

2.

10.09/16.09

Кодекс чести журналиста. Жанровые разновидности письменного и устного общения

1

Работа со словами, правила работы журналиста (в парах). Оформление памятки, синквейн

3.

17.09/23.09

Из истории российской журналистики Виды и типы газет, особенности газет

1

Лекция с элементами беседы, презентация

4.

24.09/30.09

Вот и стали мы на год взрослей.  Что мы читаем?

1

Презентация любимой газеты анкета

5.

1.10/7.10

 Газетная  информация. Информация и ее основные черты. Правила подачи информации.

1

Работа с подборками газет Презентация газетного материала

6.

8.10/14.10

Газета.  Как создать газету, альманах? Продолжаем знакомиться с  жанрами

1

Работа с подборками газет Презентация газетного материала

7.

15.09/21.10

Модель газеты. О чём можно писать?

1

Презентация, работа с прессой Составление таблицы

8.

22.10/18.10

Как найти нужную информацию?

1

беседа, работа в группах

9.

29.10/11.11

Информационные газетные  жанры

1

Беседа, работа в группах

10.

12.11/18.11

Хроника как газетный жанр

1

Анализ газетных хроник

11.

19.11/25.11

Хроника одного события

1

Анализ газетных хроник, набросок

12.

26.11/2.12

Заметка в газету как информационный жанр. Разновидности заметок

1

Работа с газетными текстами, работа в парах , заметка по данному началу

13.

3.12/9.12

Оформление заметок информационного характера

1

практикум Набросок заметки

14

10/12/16.12

А я сделал так…

1

Презентация заметок

15

17.12/23.12

Репортаж и репортеры

1

Работа в парах Памятка (синквейн)

16

24.12/13.01

Всякое ли сообщение репортаж? Отличительные черты репортажа

1

Практикум, работа с газетными текстами

Анализ газетного текста

17

14.01/20.01

Динамика, эффект присутствия…

1

Работа в парах по созданию репортажа Набросок репортажа

18

21.01/27.01

Когда «я» - не последняя буква в алфавите

1

Набросок репортажа Представление репортажа

19

28.01/3.02

Журналистская “гонка” Деловая игра “Особенности деловой речи”

1

Презентация репортажа, деловая игра

20

4.02/10.02

Особенности фоторепортажа.

1

Работа с подборками газет рецензирование

21

11.02/17.02

Создание фоторепортажа. Как вставить фотографию?

1

Макет фоторепортажа

22

18.02/24.02

 Интервью как газетный жанр,  его признаки. Как взять интервью?

1

Работа в парах Анализ тексов

23

25.02/3.03

Виды анкеты. Правила проведения опроса. Обработка информации. 

1

Работа в парах деловая игра

24

4.03/10.03

Этапы работы над интервью. Виды вопросов

1

Составление вопросов

деловая игра

25

11.03/17.03

Как выбрать собеседника? Темы интервью

1

Подбор тем, анализ текстов

26

18.03/31.03

Всякий ли вопрос – вопрос? Интервью как способ получения информации.

1

Составление опросника

27

1.04/7.04

Проведение опроса. Правила и принципы.

1

Деловая игра Презентация интервью

28

8.04/14.04

Виды оформления опросов 

1

Деловая игра Презентация интервью

29

15.04/21.04

Как получить информацию через Интернет?

1

Работа в парах в сети

30

22.04/28.04

Как получить информацию через Интернет?

1

Работа в парах в сети

31

29.04/5.05

Составление плана-схемы следующего номера. Дизайн страницы.

1

Создание макета газеты, работа в группах

 Анонс газеты

32

6.05/12.05

Учимся писать поздравления и оформлять их

1

Презентация набросков

 Ролевая игра

33

13.05/19.05

Защита проектов

1

Презентация проекта

34

20.05/19.05

Круглый стол- подведение итогов

« Самый удачный номер»

1

анкета

.

15

5.

7.

.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа курса "Основы журналистики"

Настоящая программа предназначена для редакций детских, подростковых и юношеских газет и журналов и призвана посодействовать формированию функциональной грамотности и устойчивого интереса к профессии ...

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс

Рабочая программа эллективного курса "Основы правоведения" 9 класс...

Программа курса по выбору "Журналистика"

Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....

презентация к курсу "Основы детской журналистики" 5-6 класс

Презентация служит иллюстративным материалом к занятиям по "Основам детской журналистики" в 5-6 кл....

Рабочая программа курса "Основы информатики" 5 класс

Курс составлен на основе авторской программы Л. Л. Босовой «Информатика и ИКТ»....

Программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №17  на основ...