КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
статья на тему

Насонова Елена Викторовна

Разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Т е м а: КУЛЬТУРА ПЕДАГОГА – УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Цель: разработать проблему формирования культуры педагога и педагогического имиджа как важнейшей ее составляющей.

 Существует различное понимание роли воспитателя: одни видят в нем простого пре-подавателя, другие -- педагога, воспитателя и наставника молодежи, человека, способствующего становлению личности воспитанника. Не секрет, что результативность педагогического процесса определяется личностью педагога, который должен обладать широкими познаниями в сфере культуры, в области психологии, педагогики и методики обучения. Но главное - педагог сам должен обладать всеми теми качествами, которые он хочет воспитать у детей.  И конечно же прежде чем приступить к педагогическому самосовершенствованию, воспитатель должен хорошо изучить себя, оценить свои возможности, организовать объективный самоконтроль.

Каким должен быть внешний облик педагога?

 Приятное выражение лица: легкая улыбка, веселые добрые глаза. Одежда должна быть удобной и комфортной. Неважно, какая прическа, главное, чтобы воспитателю она шла. Макияж легкий, почти невидимый, пастельных тонов. Если ногти накрашены, то неярким лаком. Хотелось бы теплых, радужных цветов в облике воспитателя, но не стоит слишком ярко одеваться, ведь учебное учреждение – это не цирк.

Качества, которые дети более всего ценят в воспитателе

 

1) Чувство юмора.

2) Терпение.

3) Умение относиться ко всем ровно.

4) Справедливость.

5) Любовь к детям.

Высокая педагогическая культура –

условие успешной профессиональной деятельности учителя

1. П е д а г о г и ч е с к а я   к у л ь т у р а – это некоторая совокупность ценностных отношений к образованию, к ребенку, которые предметно и практически реализуются в образовательных процессах.

П о к а з а т е л и   п е д а г о г и ч е с к о й   к у л ь т у р ы:

– состояние и качество воспитания;

– уровень образованности педагога;

– культура организации образования в учреждении;

– мастерство педагога.

Культура педагога – комплексное многоуровневое явление, включающее личностные качества (характер, общительность), общую эрудицию, творческий потенциал в целом и пр.

Культура педагога в целом определяет культуру и эффективность педагогических технологий.

Имидж педагога – условие успешной

профессиональной деятельности

Понятие image в последние годы прочно входит в словарь современного человека. Что же такое имидж?Имидж - это целенаправленно формируемый образ; набор определенных качеств, которые люди ассоциируют с определенной индивидуальностью.Таким образом, чаще всего понятие имидж расшифровывается образ кого-либо или чего-либо.В быденном понимании слово имидж употребляется по отношению к человеку в двух смыслах: как внешний вид человека и как его репутация. На самом деле эти две грани образа слиты. Мы наблюдаем внешний вид, а оцениваем репутацию! Можно сказать, что имидж — это образ, включающий внутренние и внешние характеристики. В современном, потерявшем многие былые ориентиры российском обществе профессия педагога утратила былые высоты, и необходимость ее реабилитации не вызывает сомнения. Конечно, требуется государственная поддержка педагога. Но всегда ли только экономический фактор определяет имидж воспитателя и отношение к нему со стороны детей и родителей? Что могут сделать сами педагоги, чтобы поднять престиж профессии? Ответ на этот вопрос во многом связан с индивидуальными имиджами каждого педагога. Отношение к имиджу у самих педагогов разное. Отрицательно относятся к нему те представители старшего поколения, которые его понимают как маску. Они убеждены в том, что главное быть, а не казаться. Всякие разговоры про имидж воспринимаются им настороженно, как призыв быть неискренним. Однако сторонники такой позиции забывают о том, что одним из результатов восприятия воспитателя детьми является формирование образа педагога. Имидж есть у каждого педагога вне зависимости от его личных взглядов на эту тему.   Другая сторона проблемы — педагог, который занимается созданием собственного имиджа, не только лучше выглядит, но и лучше себя чувствует, более уверен, а в итоге и успешнее работает!  

В структуре имиджа профессионала выделены внешний, процессуальный и внутренний компоненты.

Внешняя составляющая включает мимику, жесты, тембр и силу голоса, костюм, манеры, походку.

Внешний вид воспитателя, безусловно, может создать рабочее или нерабочее настроение на занятиях, способствовать или препятствовать взаимопониманию, облегчая или затрудняя педагогическое общение.

Процессуальная составляющая имиджа - это профессионализм, пластичность, выразительность и т.д.

Эмоционально богатый воспитатель, владеющий приемами вербального и невербального проявления чувств и целенаправленно их применяющий..., способен оживить атмосферу в группе, сделать её непринуждённой, приблизить к естественному общению.

Внутренняя составляющая — это внутренний мир человека, представление о его духовном и интеллектуальном развитии, интересах, ценностях, его личность в целом.

Таким образом, имидж педагога содержит следующие структурные компоненты: индивидуальные и личностные качества, коммуникативные, особенности профессиональной деятельности. Влюбленный в детей и увлеченный своей работой педагог интуитивно и сознательно выбирает те модели поведения, которые наиболее адекватны к достоинству детей и их актуальным потребностям. Значение внешнего вида заключается не только в том, что он значительно влияет на то, что другие думают о вас, но и на то, что вы думаете о себе.

Если человек имеет «ухоженный вид», он получает положительную самооценку и уверенность в себе.

Важным условием успешной профессиональной деятельности является речевая культура воспитателя.

Речь воспитателя, который находится постоянно в поле зрения детей, в общении с ними, является основным источником, из которого дети получают образец культурной речи, поэтому она должна быть не только правильной, с ясным и отчетливым произнесением всех звуков, но и выдержана в определенном темпе, громкости, должна быть интонационно выразительной, правильно оформленной грамматически, связной, доступной для понимания, с правильным и точным использованием словесных обозначений.

Многие трудности в педагогической деятельности возникают из-за неумения пользоваться словом, как инструментом, воздействующим на ребенка, помогающим установить с ним контакт.

Дети удивительно чутко улавливают, как разговаривают взрослые – спокойно или с раздражением, громко или крикливо, уважительно или с пренебрежением, и, подражая, копируют.

Вслушайтесь, как говорят наши воспитанники, и вы непременно заметите, что в их интонациях, словоупотреблении, ударении проявляются речевые особенности не только близких людей, но и ваши языковые особенности. Ребенок передает  ваши жесты и мимику, используя характерные и часто употребляемые обороты речи.  

Владеть культурой речи – значит уметь говорить связно, последовательно, содержательно. Образно высказывать свою мысль.

Одна из первостепенных задач воспитателя -  подмечать собственные речевые недостатки, вслушиваться в собственную  речь, ставить чаще перед собой вопросы: как звучит моя речь? каковы интонации в общении с детьми и окружающими взрослыми?  нет ли дефектов  звукопроизношения? может ли моя речь служить образцом для детей?

Дети учатся у воспитателя правильно строить предложения, логически последовательно излагать мысль.

Педагог должен самокритично относиться к своей речи и при наличии недочетов в ней стремиться к их устранению.

Воспитатель должен помнить: чем богаче его лексический запас, тем разнообразнее выбор нужных слов, тем точнее и выразительнее речь.

Тогда он не будет испытывать особых затруднений в установлении речевых контактов с окружающими. Быть чутким к слову, постоянно обогащать свой лексический запас – одно из требований современности.

Расширение словарного запаса обогащает человека, положительно сказывается на его деятельности, в частности, педагогической.

Общение с детьми обязывает воспитателя вдумчиво использовать новые слова. Важно учитывать возрастные особенности детей и употреблять  в речи такие слова, которые им доступны и понятны.

Вводя новое слово, педагог объясняет его значение, побуждает детей употреблять его в своей речи. В результате у воспитанников накапливается соответствующий словарь, расширяется круг представлений, что создает возможность свободно общаться со взрослыми и сверстниками, понимать литературные произведения, телепередачи и т.д. В разговоре с детьми следует употреблять слова литературного языка, не допуская грубых слов, избегая просторечий. Недостаток словаря воспитателя -употребление слов в уменьшительно-ласкательной форме (Танечка, вымой ручки; Катенька, убери чашечку со стола и т. п.), засоренность лишними словами (ну, вот, так сказать, значит), в общении со старшими детьми подлаживание под речь малышей, т.е. неуместное использование звукоподражательных слов (где ав-ав, дай бибику…).

Звуковая культура речи, хорошая дикция, правильное литературное произношение- это то, чем должен владеть воспитатель. Ребенку необходимо слышать каждое слово, обращенное к нему, иначе он не поймет, о чем ему говорят, а неправильное произношение может взять за эталон. Нередко недостатки речи ребенка – следствие небрежного речевого воспитания и отрицательного речевого влияния воспитателей.  

Воспитатель старается разговаривать с детьми, используя интонационные средства выразительности: силу голоса, темп, логическое ударение, паузы, ритм, тембр.  

Монотонная речь утомляет маленьких слушателей, снижает интерес к содержанию текста, дети быстро начинают отвлекаться, смотреть по сторонам, а затем и совсем перестают слушать.

Убыстренная речь  детьми воспринимается затрудненно: они не успевают вслушаться в слова, вникнуть в смысл того, о чем им говорят.

Голос – профессиональный инструмент воспитателя. И им надо уметь владеть. Характерная ошибка многих педагогов – стараться перекричать общий говор детей. А «секрет» для установления здоровой тишины в помещении очень прост: разговаривать с детьми голосом умеренной силы. Иногда совсем тихо. Важно, чтобы голос воспитателя не звучал без нужды – это утомляет и взрослого и детей. Поза, мимика, жест служат дополнительными средствами выразительности речи.

Таким образом, воспитатель должен обратить внимание на следующее:

Правильно произносить все звуки, устранять имеющиеся дефекты речи.

Иметь ясную, отчетливую речь, т.е. хорошую дикцию.

Использовать в своей речи литературное произношение.

Стремиться  использовать в речи интонационные средства выразительности.

В общении с детьми пользоваться речью слегка замедленного темпа, умеренной громкостью голоса.

Связно и доступно передавать содержание текстов в соответствии с возрастом детей.

Не допускать в разговоре с детьми и окружающими повышенного тона, грубых выражений

Таким образом, настоящий педагог – это человек, стремящийся к развитию и счастью, наряду со знанием, умением и организованностью, должен обладать гуманистической нравственностью и осуществлять созидательную деятельность в интересах своего и социального блага.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Профессиональная культура педагога как условие развития личности учащегося"

Представлены основные взгляды на  значимые качества  педагога общеобразовательной школы, его профессиональной культуры и их влияние на развитие личности учащихся....

Имидж педагога – условие успешной профессиональной деятельности

Сегодня мы вправе говорить о профессиональном имидже, которому должны соответствовать представители различных профессий - идеальный учитель, идеальный врач, идеальный инженер, идеальный предпринимател...

Самообразование педагога - это необходимое условие педагогической деятельности

Статья в первую очередь полезна методистам, руководителям методических объединений, педагогам....

Коммуникативная культура педагога и ее структура в условиях реализации новых образовательных стандартов.

Коммуникативная культура педагога и ее структураПедагогический такт.Управление общением....

Формирование профессиональной культуры педагога в условиях ФГОС

Данный материал представлен на Ярмарке педагогических идей (Из опыта работы региональной инновационной площадки по формированию профессиональной культуры педагога)...

«ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

laquo;ФОРМИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ КУЛЬТУРЫ ПЕДАГОГА КАК УСЛОВИЕ ЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»...

Совершенствование речевой культуры педагога как условие профессионального роста

Статья о необходимости совершенствования речевой культуры педагога как социально значимом требовании...