Воспитательная программа "ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ"
рабочая программа на тему

Павлова Лариса Федоровна

 Воспитательная программа художественно-эстетической направленности структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово м.р. Сызранский Самарской области

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon mir_volshebnyy.doc308.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

"ВОЛШЕБНЫЙ МИР ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ"

Наименование:

Воспитательная программа

Художественно-эстетическая направленность

Структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы» ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово м.р. Сызранский Самарской области

Разработчик Программы:

Коллективно-творческая группа педагогов структурного подразделения, реализующего общеобразовательные программы дополнительного образования детей «Центр внешкольной работы», ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово м.р.Сызранский

Исполнители Программы

  • Администрация ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово
  • Педагоги дополнительного образования СП «ЦВР»
  • Коллектив обучающихся (воспитанников)  СП «ЦВР»
  • Родители обучающихся (воспитанников)

Цель:

  • Создание условий для  гармоничного развития детей средствами различных видов искусства

Задачи

  • Выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей;
  • Раскрытие потенциала каждого ребенка и предоставление возможностей для самореализации;
  • Использование возможностей искусства, художественно-творческой деятельности для самосовершенствования ребенка;
  • Привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

Сроки реализации:

2013-2014 учебный год.

Основные направления Программы:

  • Использование природного окружения и других пространств в образовательных целях;
  • Взаимодействие образовательного учреждения с общественными организациями;
  • Организация практической деятельности обучающихся по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.
  • Проведение регулярных тематических  мероприятий

Этапы реализации Программы

  • Диагностико-проектный этап  (июнь 2013- август 2013 г.) – проектирование программы, принятие на педагогическом совете, проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения заявленной цели и задач;
  • Содержательно-деятельностный этап

    (сентябрь 2013 г.- май 2014 г.)- реализация функций   дополнительного образования по художественно-эстетической направленности;

  • Рефлексивный этап (июнь 2014- август 2014 г.) – обобщение, анализ полученных результатов, определение перспектив и внесение изменений в ее реализацию. Постановка задач на новый учебный год по организации воспитательной работы средствами художественно-эстетической направленности.

Нормативно-правовое обеспечение Программы

Оценка результатов:

  • Оценивание промежуточных результатов  по исполнению плановых мероприятий, заслушиванию отчетов ответственных, статистике взаимодействия с обучающимися и их родителями;
  • Проведение исследования на завершающем этапе об итогах реализации Программы и ее эффективности.
  • Оценивание эффективности Программы в ходе опроса педагогического коллектива, обучающихся и их родителей

Ожидаемые результаты Программы

  • Устойчивое функционирование объединений художественно-эстетической направленности
  • Развитие личностных качеств обучающихся (самостоятельность, инициатива, сопричастность общему делу, чувство долга, самооценка и т.д.);
  • Повышение уровня нравственно-эстетической культуры детей;
  • Вовлеченность в разные формы социально-культурного творчества;
  • Активный рост участия в мероприятиях, конкурсах различного уровня;
  • Удовлетворение воспитательно-образовательных потребностей детей, родителей, общественности.

Целевые индикаторы и показатели:

  • Положительная динамика результативности участия

       детей в турнирных формах.

  • Доля родителей, привлеченных к воспитательной

       работе учреждения.

  • Понижение количества обучающихся, состоящих на

       профилактическом учете.

  • Доля организованных детей в каникулярный период.

Система организации контроля за исполнением Программы

       Контроль за реализацией Программы осуществляют ее    разработчики и основные исполнители.

Эффект Программы в долгосрочной перспективе:

  • создание благоприятных условий для развития творческой природы ребенка,
  • устойчивое функционирование объединений художественно-эстетической направленности в структурном подразделении «Центр внешкольной работы»
  • вовлечение детей  в творческий процесс, активное участие в мероприятиях, конкурсах различного уровня.

                                                     

                                                        «Волшебный мир гармонии и красоты»,

                                                                        Царит где творчество вокруг, сбываются мечты.

                                                                        Фантазия и мастерство, удача и успех

                                                                  И вдохновенье-госпожа здесь окрыляет всех.

                                               Здесь кружит в танце волшебство,

                                      Пленяет рифма, душ родство,

                                                   Здесь каждый к лучшему стремится

                                    И есть всегда чему учиться.

                                    Вперед, друзья, победа ждет  

                                       Лишь тех, ключи кто обретет

                                         От мира, добрые, где чувства,-

                                        Не это ль высшее искусство?!

I. Пояснительная записка

1.1. Информационная справка об учреждении

    Развитие творческой личности - это бесконечный процесс зарождения новых возможностей и превращения их в реальную действительность.  Выявить природный дар ребенка, ориентировать на дальнейшее его развитие и создать условия для самореализации всех  возможностей – такую задачу наряду со школой решает и дополнительное образование детей, которое  призвано создать условия для свободного выбора каждым ребенком образовательной области, профиля дополнительной программы и времени ее освоения.

Каждый ребёнок талантлив и неповторим по-своему, только надо вовремя заметить, поддержать и в процессе воспитания развить ростки детской творческой одарённости. А помочь ребёнку «раскрыться», проявить свои лучшие качества, максимально реализовать потенциальные возможности через взаимосвязь поэзии, живописи, музыки, танцев, декоративно-прикладного искусства помогут  педагоги  дополнительного образования  

   Какими мы сформируем детей, такими они и будут, а следовательно,- таким и будет наше общество, построенное ими по тем же представлениям, которые мы у них создадим. Как говорят, красивые образы, окружающие нас, рождают красивые мысли, красивые мысли влекут к красивой жизни, а это, в свою очередь, создает абсолютную красоту. Красиво жить, красиво мыслить, красиво созерцать – это задача, как понимаем, важная и состоит, главным образом, – в воспитании личности, гармоничной и всесторонне развитой.

   Находясь в условиях современного мира, влияния СМИ, Интернета и множества телепрограмм, наиболее остро сегодня ощущается актуальность и  значимость развития художественно-эстетического воспитания детей.

  Совершенствуя многолетний опыт и понимая приоритетность данного направления, коллектив педагогов структурного подразделения  «Центр внешкольной работы» разработал программу по организации воспитательной работы средствами художественно-эстетической  направленности «Волшебный мир гармонии и красоты».

    «Центр внешкольной работы» - структурное подразделение, реализующее общеобразовательные программы дополнительного образования детей, ГБОУ СОШ «Центр образования» пос. Варламово. СП «ЦВР» является многопрофильным  учреждением и реализует общеобразовательные программы дополнительного образования детей по 6 направленностям:

  • социально-педагогическая;
  • научно-техническая;
  • туристско-краеведческая;
  • физкультурно-спортивная;
  • естественнонаучная;
  • художественно-эстетическая.

 Самой массовой и популярной среди детей и родителей является  художественно-эстетическая направленность, представленная программами  музыкального, хореографического, изобразительного и декоративно-прикладного творчества: 

 декоративно-прикладное искусство (объединения - «Волшебный сундучок идей», «Своими руками», «Изонить», «Волшебный клубочек», «Сувенир», «Бумажное моделирование», «Мягкая игрушка», «Вышивка лентами», «Гончарная мастерская»);

изобразительное искусство (объединения «Детская радость», «Солнышко», «Радуга», «Акварелька», «Колосок», «Пчелки»);

 вокал (объединения «Звездочки эстрады», «Радость», «Музыкальная мозаика», «Эстрадный вокал», «Фольклорный ансамбль», «Фольклор»);

 театральное искусство (объединение «Театральное творчество»);

 хореографическое искусство (объединения «Пластика танца», «Задоринка»).

 дизайн одежды («Шью и моделирую сама»).

Дополнительные образовательные программы данного направления проектируются в структурном подразделении «ЦВР» для детей разных возрастных категорий: обучающихся  младшего, среднего и старшего школьного возраста. Программы художественно-эстетической направленности ориентированы на развитие творческих способностей детей в различных областях искусства и культуры, передачу духовного и культурного опыта человечества, воспитанию творческой личности, получению обучающимися основ будущего профессионального образования.

В объединениях СП «ЦВР» занимаются 1300 обучающихся в возрасте 6-18 лет. Образовательную и воспитательную деятельность Центр внешкольной работы осуществляет на базе 10 общеобразовательных учреждений Сызранского района. Количество детей на протяжении пяти лет остается постоянным и стабильным, что свидетельствует о востребованности  работы Центра и его направлений.

   

1.2. Цель и задачи программы

Программа по организации воспитательной работы «Волшебный мир гармонии и красоты» средствами художественно-эстетической направленности определяет содержание, пути развития системы художественно-эстетического воспитания обучающихся, ее основные компоненты. Основное направление - становление духовно-нравственной  и творческой личности.

Основная  цель  программы - создание условий для  гармоничного развития детей средствами различных видов искусства

 2.2. Программа решает следующие задачи:

  • Выявление и развитие творческих способностей и наклонностей детей;
  • Раскрытие потенциала каждого ребенка и предоставление возможности для самореализации;
  • Использование художественно-творческой деятельности для самосовершенствования ребенка;
  • Привлечение обучающихся к работе по возрождению, сохранению и приумножению культурных, духовно-нравственных ценностей, накопленных поколениями.

1.3. Принципы художественно-эстетической деятельности:

 При организации художественно-эстетической деятельности Программа опирается на следующие приоритетные принципы:

 Принцип гуманности. Обучающиеся принимают активное участие в жизнедеятельности коллектива («воспитание в коллективе и через коллектив»). Подлинной сутью воспитания является процесс совместной жизнедеятельности, построенный на началах сотрудничества.

 Принцип самостоятельности в принятии решений относительно своего развития.

 Принцип эстетизации ориентирует на подчинение всех направлений и форм педагогического процесса законам красоты и гармонии, стремление к целостности, гармоничности.

 Принцип рефлексивной креативности подразумевает индивидуально-творческий подход, определяет положение обучающегося в воспитательном процессе как активного субъекта. Всестороннее изучение личности выступает необходимым условием успешности воспитания, а ее саморазвитие, формирование субъектных свойств – высшим показателем эффективности.

 Принцип ориентации на формирование готовности к жизненной самореализации предусматривает ориентацию всех компонентов педагогического процесса на актуализацию потребностей в саморазвитии, самосовершенствовании и самореализации через стимулирование активности, удовлетворенности собой при личностном росте, предоставление возможностей выбора индивидуальной образовательно-культурной траектории движения через предоставление возможности проявить себя в творческой деятельности.

Культурологический принцип позволяет рассмотреть художественно-эстетические явления в контексте развития разных видов искусства.

 Принцип синкретизма  воплощается во взаимосвязи разных видов музыкальной, литературной, изобразительной, декоративно-прикладной и другой художественно-эстетической деятельности на занятиях.

1.4.Сроки и этапы реализации Программы: 

 Срок реализации один год. Программа строится по цикличному принципу в соответствии с учебным годом (сентябрь-май). В конце учебного года проводятся обобщение, анализ полученных результатов, определяются перспективы и вносятся изменения в ее реализацию.

Этапы реализации программы:

  • диагностико-проектный этап  (июнь 2013- август 2013 г.) -

 проектирование программы, принятие на педагогическом совете, проведение уточняющей комплексной диагностики, необходимой для решения заявленных цели и задач.

  • содержательно-деятельностный этап (сентябрь 2013 г.- май 2014 г.)  - реализация функций   дополнительного образования по художественно-эстетической направленности.
  • рефлексивный этап (июнь 2014- август 2014 г.) – обобщение, анализ полученных результатов, определение перспектив и внесение изменений в ее реализацию. Постановка задач на новый учебный год по организации воспитательной работы средствами художественно-эстетической направленности.

1.5.Участники программы:

Участниками программы являются:

-обучающиеся - в возрасте от 6 до 18 лет;

-родители - активные помощники;

-педагоги дополнительного образования художественно-эстетической направленности;

- педагог-организатор - координатор массовых мероприятий;

- педагог-психолог - оказание помощи воспитанникам и обучающимся, родителям (лицам их заменяющим), педагогическому коллективу в решении конкретных проблем;
- социальные партнеры -
 местные органы власти, общественные организации, нацеленные на  согласование и реализацию воспитательного процесса.

1.6. Формы, методы, технологии воспитательного процесса

Воспитательная работа средствами художественно-эстетической направленности реализуется  через различные формы и методы.
Формы организации с обучающимися:

концерты, викторины, конкурсы, выставки, экскурсии, интеллектуально-творческие игры, игры-путешествия, праздники, театрализованные представления, соревнования, музыкальные гостиные, турниры, фестивали, шоу-программы, КВН, конференция, КТД,  соревнование, дискуссия, форум, вечер, лекторий, викторина,  игра, агитбригада, слет, консультация, поход, , круглый стол, диспут, встречи с интересными людьми, персональные выставки, презентации, творческие отчеты, проектная деятельность,  дебаты, интеллектуальный марафон,  акция, посиделки, ярмарка,   клубы, кружки.

Формы работы с педагогами и родителями:

семинары, встречи за круглым столом, конференции, лектории, методическая работа, родительский всеобуч,  педсоветы, мониторинги воспитанности обучающихся, привлечение родителей к организации и проведению различных  мероприятий (изготовление костюмов, реквизита, оформление помещений, разработка сценариев), родительские собрания, открытые часы общения, мероприятия, праздники, социальное партнерство, дискуссии, презентации.

Методы  воспитания:

  • демонстрация, показ или исполнение художественных произведений. Вне прямых контактов с искусством, звукового или зрительного восприятия,  трудно рассчитывать на успех эстетического воспитания;
  • сообщение искусствоведческих знаний. Дети должны получить определенный запас сведений, характеризующих выразительные средства, историю и теорию различных видов искусств:
  • организация творческой и исполнительской деятельности детей.
  •  метод музыкального обобщения – направлен на развитие восприятия и мышления детей,
  • метод забегания вперед и возвращения назад – дает возможность обеспечить единство и непрерывность процесса овладения музыкальной культурой;
  • метод эмоциональной драматургии – помогает успешно накопить духовный опыт;
  • логические методы (анализ и выделение главного, обобщение и систематизация, аналогия и конкретизация, доказательство и опровержение);
  • проблемно-поисковые методы;
  • методы эмоционального стимулирования;
  • метод организации дискуссий;
  • методы стимулирования и мотивации обучающихся;
  • метод показа и словесных пояснений;
  • метод обобщений.

     


1.7.Социальное партнерство

1.8. Ресурсы для обеспечения Программы:

  • кадровые (руководитель структурного подразделения, заместитель руководителя структурного подразделения,  педагоги дополнительного образования, педагог-организатор, педагог-психолог);
  • технические (видео-, аудиоаппаратура, компьютерная и мультимедийная техника, фотоаппарат, видеокамера, ноутбук, медиатека);
  • информационно-методические (методические  и наглядные пособия, информационные материалы, методическая литература).

Методический фонд СП «ЦВР» является базой для накопления и хранения информационно-методического материала: банка образовательных программ, системы работы по организации досуговой деятельности, культурно-просветительной работы, педагогического опыта, методических разработок и открытых уроков, материалов по аттестации педагогических кадров. Весь материал активно используется для оказания конкретной помощи педагогам в самообразовании и повышении профессионального мастерства.

 Располагая достаточным объемом методического, наглядного, технического материала, Центр внешкольной работы имеет возможность проведения культурно-массовых мероприятий не только с обучающимися, детьми и воспитанниками ГБОУ СОШ «Центр образования» пос.Варламово, но и другими образовательными учреждениями, находящимися на территории м.р. Сызранский (конкурс патриотической песни «Виктория», этнографический фестиваль «Мы одна семья на планете Земля», конкурс «Моя родословная», бал для одаренных детей «Новогодний калейдоскоп» и др.).

   

II. Содержание программы

  1.1. Программное обеспечение

   Вся деятельность в учреждении дополнительного образования организуется на основе вариативных, гибких, постоянно обновляющихся программ, ориентированных на развитие художественных способностей и склонностей в избранных видах искусства. Всего в Центре внешкольной работы реализуется 24 программы (модифицированные) художественно-эстетической направленности, подразделяющиеся по следующим видам творчества:

- программы музыкального творчества направлены на развитие у воспитанников музыкального слуха, художественного вкуса, исполнительского мастерства (сольного и концертного), овладение элементами народного и эстрадно музыкального, вокального и группового творчества;

- программы хореографического творчества нацелены на создание благоприятных условий для индивидуального творческого развития личности ребенка через введение его в мир музыкально-танцевальной культуры, направлены на формирование творчески активной личности через участие ребенка в творчестве, которое углубляет и обогащает восприятие искусства;

- программы изобразительной деятельности направлены на приобщение  к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, социальное и профессиональное самоопределение;

-программы декоративно-прикладного творчества направлены на развитие у обучающихся навыков владения самыми разнообразными художественными материалами и инструментами, применяемыми в художественном творчестве. Программы ориентированы не только на расширение знаний в области художественного и декоративно-прикладного творчества, развитие эстетического вкуса, но и на создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей.

 Содержание программ  декоративно-прикладного творчества, к примеру, включает блоки по изобразительному искусству (занятия по истории и теории искусства,  специальным художественным дисциплинам - рисунку, живописи, лепке, дизайну, композиции и др.).  Данные программы позволяют познакомиться детям с различными видами технологий:  с технологией лоскутной пластики, бумажной пластики, макраме, бисероплетения, вышивания, вязания, аппликации из природных материалов, изонити, изготовления мягкой игрушки и т.д. Работа с разнообразным  материалом (бумага, кожа, шелковые ленты, бисер, береста, дерево, глина, ткань) способствует развитию у детей воображения, фантазии, художественного вкуса, изобретательности и творческой  активности.

На возрождение народных ремесел, в частности гончарного ремесла, направлена программа «Гончарная мастерская». Программное содержание включает не только лепку из глины, роспись изделий, но и работу на гончарном круге. Лепка из глины успокаивает и умиротворяет, поэтому такие занятия  считаются хорошей арттерапией. Развитие тактильных и моторных навыков, чувство формы и объема позволяют приобщиться к древнейшему искусству. Так неживая природа становится детям понятнее, ближе и интереснее, а изделия, изготовленные своими руками (посуда, свистульки, фигурки животных),  приносят неподдельное чувство радости и восторг при созерцании продукта своего творчества.

По сравнению с программами школьного курса по изобразительному искусству и технологии программы дополнительного образования обеспечивают выбор направления художественно-изобразительной деятельности детей, предоставляя возможность в более широком объеме освоить работу с самыми разнообразными художественными материалами и техникой. Программы ориентированы не только на расширение уровня грамотности обучающихся в области художественного творчества, развитие эстетического вкуса, но и создание оригинальных произведений, отражающих творческую индивидуальность, духовный мир детей и подростков.

    Изучение народного фольклора включает в содержание программы не только исполнение народных песен, но и обыгрывание обрядов, изучение и пошив костюмов, организацию экскурсий по селам Сызранского района с целью встречи с интересными людьми, записью и прослушиванием песен, посещения достопримечательных мест.

  Хореографическое искусство в формировании художественной и эстетической культуры личности ребенка является важнейшим аспектом воспитания. От занятия к занятию вырабатываются у воспитанников трудолюбие, дисциплинированность, терпение. Чувство ответственности детей, занимающихся хореографией, двигает их постоянно вперед. Воспитание этикета, внимание и забота о других – необходимые качества в характере детей. Расширяя мировоззрение, развивая интеллект у детей, сохраняя их любовь к жизни и веру в нее, педагог помогает преодолевать трудности современного бытия через соединение духовной и телесной красоты.

В каждой области и крае нашей большой страны существует свой неповторимый танец, и познание его может воспитывать в ребенке гордость за свою малую родину. Чувство гордости, испытывают воспитанники, изучая элементы задорного танца  «Сызранский чиж», который вошел в программу по хореографическому искусству. (На территории Сызранского района ежегодно проходит танцевальный фестиваль «Сызранские чижовники).

 Все программы художественно-эстетической направленности, описанные выше, предполагают творческое самовыражение детей, творческую импровизацию и развитие коммуникативной культуры.

1.2. Цикл мероприятий по реализации воспитательной работы

   Творческим пространством в структурном подразделении «Центр внешкольной работы» является годовой цикл мероприятий, в рамках которого и предоставляется обучающимся проявлять свои творческие способности в музыкальном искусстве, рисовании, хореографии, декоративно-прикладном творчестве.

Годовой цикл мероприятий по реализации воспитательной работы художественно-эстетической направленности

№ п/п

Мероприятие

Сроки исполнения

Ответственные

Учрежденческий уровень

Организация работы объединений художественно-эстетической направленности

сентябрь

руководитель структурного подразделения

Сбор информации о численном составе обучающихся

сентябрь

заместитель руководителя структурного подразделения

Проведение рейтинга мероприятий

сентябрь

педагог-организатор

Занятия в объединениях

сентябрь-май

педагоги дополнительного образования

Познавательно-развлекательная программа «Школа снова рада видеть нас»

сентябрь

педагог-организатор

Конкурс творческих работ обучающихся «Огонь наш друг и враг»

сентябрь

педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Концертная программа к Дню учителя «Учителями славится Россия»

октябрь

Педагог-организатор

Выставка творческих работ обучающихся и педагогов дополнительного образования «Живи и процветай, мой Сызранский район» (к 75-летию Сызранского района)

октябрь

педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Экскурсия в краеведческий музей г.о. Сызрань с целью посещения выставки творческих работ жителей г. Сызрани и Сызранского района (приуроченная к 330-летию г. Сызрани и 75-летию Сызранского района)

октябрь

педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Конкурс творческих работ обучающихся (рисунков, поделок) «Золотая осень»

октябрь

педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Коллективно-творческое дело «Яркие краски золотой осени»

ноябрь

педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Экскурсия в с.Троицкое (посещение музея Дмитриева), с.Заборовка (музей князей Гагариных)

ноябрь

педагоги дополнительного образования

Конкурс стенгазет по профилактике наркозависимости « Сделай правильный выбор»

ноябрь

педагог-организатор

Творческая мастерская – «Подарок маме» (к Дню матери)

ноябрь

педагог-организатор

Литературно-музыкальная гостиная «В гостях у Деда Мороза»

декабрь

педагоги дополнительного образования

Конкурсная программа «Зимние забавы»

декабрь

педагог-организатор

Игра-путешествие «Этот удивительный мир кино»

декабрь

педагог-организатор

Шоу-программа «Татьяны, милые Татьяны!»

январь

педагог-организатор

Экскурсия в с.Кошелевка м.р. Сызранский «В мастерской у мастера» (посещение гончарной мастерской В.Н.Учаева)

январь

педагоги дополнительного образования

Коллективно-творческое дело «Новогоднее настроение»

январь

педагог-организатор

Викторина «Я б в пожарные пошел…»

январь

педагоги дополнительного образования

Коллективно-творческое дело «Подарок защитникам нашим»

февраль

педагог-организатор

Театрализованное представление «Широкая Масленица»

февраль

педагог-организатор

Творческая мастерская «Волшебство рук»

февраль

педагог-организатор

КВН к Дню защитника Отечества

февраль

педагог-организатор

Концертная программа, посвященная Международному женскому дню

март

педагог-организатор

Интеллектуальная игра «Одиссея разума»

март

педагоги дополнительного образования

Познавательно-игровая программа «Все профессии нужны, выбирай на вкус!»

март

педагог-организатор

Игра-путешествие «Космоса пространство»

апрель

педагог-организатор

Конкурс рисунков к Дню пожарной охраны

апрель

педагоги дополнительного образования

Шоу-программа «Я и моя семья»

май

педагог-организатор

Виртуальная экскурсия «По лучшим музеям»

май

педагоги дополнительного образования

Творческая мастерская «Пасхальный подарок»

май

педагоги дополнительного образования

Концертная программа «Школьная весна»

май

заместитель руководителя структурного подразделения,

педагог-организатор

Мастер-класс для заместителей директоров по УВР общеобразовательных учреждений «Формы организации летнего отдыха детей»

май

заместитель руководителя структурного подразделения,

педагог-организатор

Работа методической службы «В помощь воспитателям летних оздоровительных лагерей с дневным пребыванием детей»

июнь

заместитель руководителя структурного подразделения,

методисты, педагог-организатор

Развлекательная программа «Долгожданное лето»

июнь

педагог-организатор,

педагоги дополнительного образования

Районный уровень

1.

Конкурс плакатов «Береги меня, водитель!»

сентябрь 2013 г.

Педагоги дополнительного образования

2.

Конкурсная программа «Родные просторы», посвященная 75-летию Сызранского района

ноябрь 2013 г.

педагоги дополнительного образования

3.

Дмитриевский Бал (на родине поэта, баснописца И.И. Дмитриева в с.Троицкое)

ноябрь

педагоги дополнительного образования

4.

Бал для одаренных детей «Новогодний калейдоскоп»

декабрь

руководитель структурного подразделения, педагог-организатор

5.

Конкурсно-познавательная программа «Народные гуляния»

январь

педагог-организатор, педагоги дополнительного образования

6.

Конкурс рисунков «Зимняя круговерть»

январь

методисты, педагоги дополнительного образования

7.

Конкурс рисунков для детей дошкольного возраста « Безопасная дорога глазами детей»

февраль

Методисты, педагог-организатор

8.

Творческий вечер военно-патриотической песни «Виват, победа!»

февраль

педагоги дополнительного образования

9.

Конкурс военно-патриотической песни «Виктория»

февраль

педагоги дополнительного образования

10.

Конкурс «Моя родословная»

(фото, семейные альбомы, семейные «древа», презентации, видеофильмы»)

март

методисты, педагог-организатор

11.

Праздник к Дню защиты детей «Подари улыбку детям»

июнь

методисты, педагоги дополнительного образования

12.

Творческая мастерская, посвященная Дню независимости России «Триколор - разноцветная мозаика»

июнь

педагоги дополнительного образования

Окружной уровень

1.

Конкурс на лучшую новогоднюю игрушку

декабрь

педагоги дополнительного образования

2.

Районный этап областного конкурса-фестиваля детского и юношеского творчества «Символы великой России»

март

методисты, педагоги дополнительного образования

3.

Фестиваль детского творчества «Фа-солька»

май

методисты

Областной (региональный) уровень

-областные конкурсы

Согласно срокам, указанным в циклограмме областных, региональных и межрегиональных конкурсных мероприятий.

Заместитель руководителя структурного подразделения, методист художественно-эстетической направленности

Работа с педагогами (координация методической работы)

1.

Самообразование педагогов

В течение года

Заместитель руководителя структурного подразделения, методисты

2.

Совершенствование форм методической работы и распространение передового педагогического опыта:

- открытые занятия

- конференции практикумы, семинары, круглые столы, мастер-классы, конкурсы, фестивали и т.д.

- публикации в СМИ, на сайте учреждения

В течение года

согласно плану

Заместитель руководителя структурного подразделения, методисты

3.

 Работа методического совета

- Корректировка и утверждение плана работы на 2013-2014 уч.год

- Организация работы по повышению педагогического мастерства педагогических работников (организация работы педагогов по самообразованию, курсы повышения квалификации, профессиональная переподготовка)

-Организация работы по обобщению и распространению педагогического опыта

- Методическое консультирование педагогов дополнительного образования

-Результативность организации и качества методической работы

сентябрь

в течение года

в течение года

в течение года

1 раз в квартал

Заместитель руководителя

Заместитель руководителя, методисты

Заместитель руководителя, методисты

Заместитель руководителя, методисты

Заместитель руководителя

4.

Работа методического объединения художественно-эстетической направленности

-организационные заседания МО

- тематические заседания МО:

«Рассмотрение и оценка образовательной программы дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности»

«Требования к оформлению документации педагогов дополнительного образования»

«Образовательное пространство как пространство развития»

«Здоровьесберегающие технологии на занятиях художественно-эстетической направленности»

«Организация образовательного процесса с учетом психофизиологических закономерностей возрастного развития обучающихся»

«Портфолио как одна из форм предъявления результатов педагогической деятельности»

«Педагогические инновации в дополнительном образовании детей»

«Анализ работы методического объединения за учебный год. Постановка задач на новый учебный год»

-Диагностика обучающихся, педагогов

-Взаимопосещение занятий

в течение года

сентябрь

октябрь

ноябрь

декабрь

февраль

март

апрель

май

в течение года

в течение года

методисты

методисты, ПДО

методисты, ПДО

методисты, ПДО

методисты, ПДО

педагог-психолог, методисты

методисты

методисты, ПДО

методисты, ПДО

психолог

заместитель руководителя

5.

Инновационная деятельность (в содержании образования, в развитии технологий обучения, в обновлении форм деятельности, экспериментальная работа и.т.д.)

в течение года

заместитель руководителя

6.

Повышение квалификации педагогических работников

в течение года

заместитель руководителя

7.

Аттестация педагогических кадров

в течение года

заместитель руководителя

Работа с родителями

(вовлечение в воспитательный процесс, участие в совместных творческих делах)

1.

Родительское собрание

сентябрь,

май

руководитель структурного подразделения

2.

Анкетирование родителей с целью изучения интересов, потребностей

сентябрь

Педагоги дополнительного образования

3.

Тестирование с целью выявления талантов и способностей детей, воспитанников

сентябрь

заместитель руководителя структурного подразделения

методисты

4.

Открытые уроки, занятия

В течение года

заместитель руководителя структурного подразделения

методисты

5.

Отчетные концерты

В течение года

заместитель руководителя структурного подразделения

методисты

6.

Выставки

В течение года

заместитель руководителя структурного подразделения

методисты

7.

Музыкальная гостиная «Музыкальная семья»

декабрь

методисты, педагог-организатор

8.

Викторина «Я и моя семья»

февраль

методисты, педагог-организатор

9.

День открытых дверей

март

руководитель структурного подразделения

10.

Конкурс творческих работ «Мир семьи»

март

методисты, педагог-организатор

11.

Анкетирование родителей в конце учебного года (достижения ребенка, мотивационная сфера, пожелания родителей)

май

Заместитель руководителя структурного подразделения

12

Праздничная программа «Праздник Семьи и Детства»

июнь

методисты, педагог-организатор

4. Способы и показатели оценки результативности программы

   Показателями результативности деятельности педагога дополнительного образования являются, с одной стороны, успешное освоение воспитанниками  программы, мотивация к выбранному виду деятельности, участие и достижения в различных конкурсах, фестивалях, выставках, ранняя профессиональная ориентация детей, с другой – собственный профессиональный рост.

Оценивание и отслеживание результата – это система, включающая совокупность критериев и показателей результатов на всех уровнях развития, методов их диагностики, позволяющая:

- зафиксировать полученные результаты и сопоставить их с планируемыми;

- обеспечить контроль и коррекцию деятельности, направить процесс изменений;

- осуществлять качественный анализ деятельности;

- изучать различные аспекты деятельности.

  Формы и методы отслеживания результативности разнообразны. Они определяются в соответствии со спецификой учебного курса в каждой программе:

  • просмотр работ с их одновременной защитой;
  • творческие работы;
  • самостоятельные работы репродуктивного характера;
  • участие в конкурсах, выставках, фестивалях различного уровня;
  • отчетные (итоговые) выставки объединения;
  • вопросники, анкетирование, тестирование;
  • собеседование (индивидуальное и групповое);
  • привлечение более успешных воспитанников к практическим занятиям;
  • диагностическая беседа;
  • наблюдения
  • метод незаконченных предложений.

Для изучения эффективности функционирования программы используется следующая совокупность критериев, показателей и методов исследования:

Критерии

Показатели

Метод

Сроки исполнения

Уровень освоения детьми программы

усвоение

диагностические исследования  

 2 раза в год

умение выполнить работу по образцу

умение анализировать

участие детей в обучении

количество обучающихся, освоивших программу

качество детских творческих «продуктов», стабильность практических достижений обучающихся

Устойчивость интереса детей к содержанию программы, к предлагаемой деятельности и коллективу

текущая и перспективная сохранность контингента

анализ статистических данных

1 раз в квартал

наполняемость коллектива и количество групп на начало года

положительные мотивы посещения занятий

тестирование, анкетирование

В течение срока реализации программы

осознание детьми социальной значимости и нужности программы для себя

оценка ребенком роли занятий

положение каждого ребенка  в детском коллективе

методика Л.Г.Жедуновой «Психологическая атмосфера в коллективе»

По графику проведения диагностических иследований

эмоционально-психологические отношения в  коллективе

Уровень творческой активности детей

наличие системы поисковой, изобретательной, творческой деятельности детей

тестирование

По графику проведения диагностических иследований

настроение и позиция детей в творческой активности

эмоциональный комфорт (или дискомфорт) при работе над нестандартным заданием

наличие детей, занимающихся сверх программы

анализ статистических данных

В течение учебного года

наличие творческих изделий, выполненных детьми вне занятий

активность детей

педагогическое наблюдение

Уровень практической реализации творческих достижений обучающихся

степень стабильности творческих достижений во временном и качественном отношениях

анализ творческих достижений

 в конце учебного года

динамика развития каждого ребенка и коллектива в целом

анализ статистических данных

разнообразие творческих достижений: по масштабности, степени сложности, по количеству детей, имеющих творческие достижения

удовлетворенность обучающихся собственными достижениями, объективность самооценки

1 раз в квартал

Личностные достижения

Сформированность нравственного потенциала личности

-нравственная направленность,

-нравственная культура,

сформированность отношений личности к Родине, обществу, семье, себе, природе, учебе, труду.

тест Н.Е.Щурковой «Размышляем о жизненном опыте»

методы экспертной оценки педагогов и самооценка воспитанников

2 раза в год (осень, весна)

согласно графику мониторинга

Эстетическая культура

развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств

анализ участия в художественно-эстетических конкурсах

этика

культура поведения

этикометрия (дл воспитанников 15-18 лет, автор В.М.Шепель

Ответственное отношение к здоровью

овладение культурой здорового образа жизни

методика «Оценка валеологической культуры»

эмоциональность

умение чувствовать и управлять собственными эмоциями

методика «Эмоциональное единство коллектива» (О.Тараненко)

«Дневник моего настроения» (по

А.Н.Лутошкину)

Общечеловеческие ценности

определение ценностных ориентаций

адаптированный вариант методики М.Рокича для исследования ценностных ориентаций

Культура общения (коммуникативный потенциал воспитанника)

-коммуникабельность,

- сформированность коммуникативной культуры воспитанника

психологический тест В.Ф. Ряховского

личностный опросник Л.П.калиновского, диагностика уровня развития коммуникативной культуры

Гуманность

гуманность межличностных отношений

экспертный опросник

Активность

включенность в деятельность, инициативность

методика «Акт добровольцев» (Л.В.Байбородовой)

Самоорганизованность

умение планировать и осуществлять свою деятельность

педагогическое наблюдение

Формы фиксации результата для обучающихся

- портфолио;

- карточка учета творческого роста результативности;

- таблица адаптации ребенка в творческом объединении;

- таблицы соревнований;

- результаты психологических исследований.

Формы фиксации результата для педагога

- методическая продукция, созданная педагогом (рекомендации, разработки занятий, воспитательных дел, положения, инструкции, рефераты, выступления по определенной теме, тематические подборки);

- аналитические материалы (информация, отчеты, справки);

- информационно-методические выставки;

- самоанализ;

- аттестационный лист;

-портфолио;

- документы о повышении квалификации.

Заключение

   Художественно-эстетическое воспитание представляет особую значимость в воспитании и образовании детей. Оно является одним из ключевых условий развития духовно-нравственной, культурной личности на основе художественных ценностей. Как основной носитель прекрасного, искусство  является средством эстетического воспитания. Материал по искусству обладает большим эмоциональным потенциалом, будь то музыкальное произведение, литературеое или художественное. Именно сила эмоционального воздействия является путем проникновения в детское сознание, и средством формирования эстетических качеств личности.

В настоящее время художественно-эстетическое воспитание в системе дополнительного образования детей решает социально значимые вопросы детской занятости, организации досуга и создает условия для развития творческих и профессиональных интересов обучающихся в самых разных областях искусства.

Реализуя полноценное эстетическое воспитание ребенка в  школьном возрасте, педагог обеспечивает в будущем становление такой личности, которая будет сочетать в себе духовное богатство, истинные эстетические качества, нравственную чистоту и высокий интеллектуальный потенциал.

Список использованной литературы:

  1. Алехин А.Д. Когда начинается художник. М., 2005
  2. Аракелян Л.В., Майорова Е.В., Желтухина Н.Г. Программа дополнительного образования детей художественно-эстетической направленности «Великая радость творчества». Москва, 2003.
  3. Комарова  Т.С. , Савенков А.И. Коллективное творчество детей - М : Российское пед. агенство , 1998.
  4. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. "Просвещение", Москва 2001
  5. Гибсон Р. Поделки. Папье-маше. Бумажные цветы.- "Росмэн", М.: 2006.
  6. Захаров А. И. Основы технологии керамики. – М.; РХТУ, 2005.

     7.  Коротеева Е. И. Азбука аппликации / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

     8.  Коротеева Е. И. Весёлые друзья-фантики: аппликация из фантиков М., 2009.

     9.  Коротеева Е. И. Графика. Первые шаги / Е. И. Коротеева. М., 2009.

    10. Коротеева Е. И. Живопись. Первые шаги / Е. И. Коротеева. — М., 2009.

    11.Коротеева Е. И. Изобразительное искусство: учебно-наглядное пособие для учащихся 1—4 классов / Е. И. Коротеева. - М., 2003.

    12.Коротеева Е. И. Озорные подружки-нитки: аппликация из ниток / Е. И.   Коротеева. — М., 2009.

   13.Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству.-

   "Искусство в школе", Москва 2007

   14. Минервин Г.Б. О красоте машин и вещей.- "Просвещение" М.: 2007.

   15. Неменский Б. М. Мудрость красоты / Б. М. Неменский. М., 1987.

  16.
Неменский Б. М. Педагогика искусства / Б. М. Неменский. — М., 2007.

  17.
Неменский Б. М. Познание искусством / Б. М. Неменский. М., 2000.

    18. Поверин А. Гончарное дело.- М.; Культура и традиции, 2002

    19. Степанов Е.Н., Баранова Е.И., Воспитательные дела в классе: комплексные

    Формы.-М.: ТЦ Сфера, 2009
   20. Степанов Е.Н., Пузина П.М. Педагогу о современных подходах и

    концепциях воспитания .- М.: ТЦ Сфера, 2008

    21. Сазонов В.П. Организация воспитательной работы в классе. -М.: Центр

    «Педагогический поиск», 2002

    22. Ярова Л.Н. Внеклассные мероприятия. – М.: «Вако», 2009

 

        

Достижения обучающихся

 Показателем реализации воспитательной программы является участие в  конкурсах, фестивалях, различных смотрах, проектах, что дает возможность определить уровень освоения программы, расширить кругозор, пережить ситуацию успеха, воспитать такие качества как воля к победе, чувство коллективизма, желание совершенствовать мастерство, уверенность в себе.

-Жирнова Анна – 1 место по Самарской области во Всероссийском литературном конкурсе «Сказки мудрого космоса», объявленного в честь 50-летия первого полета человека в космос», 2011 г.

- Чертова Ксения- 1 место в областном конкурсе детских плакатов и рисунков «Здоровые дети - надежда России», 2011 г.

-Гацко Анна – дипломант 3 степени зонального этапа областного конкурса патриотической песни «Я люблю тебя, Россия!», 2011 г.

- Чертова Ксения – победитель областного конкурса рисунков «Здоровые дети - надежда России», 2012 г.

- Чертова Ксения- лауреат 1 степени областного конкурса творческих работ учащихся «Война глазами детей» («Плакат», 2012 г.)

-Гацко Анна- лауреат 3 степени областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Символы великой России» (вокал, 2012 г.);

- Филиппова Ксения, Антонова Анна – 2 место в XII областных юношеских краеведческих Головкинских чтениях» («Этнография», 2012 г.);

- Навиштова Мунавара – 2 место в XI областном конкурсе детского рисунка «Мое любимое животное», 2012 г.

- Ветренко Анастасия – 1 место в областном конкурсе «Моему любимому педагогу дополнительного образования посвящается», 2012 г.;

- Гацко Анна- дипломант областного фестиваля-конкурса детского и юношеского творчества «Символы великой России» («Вокал», 2012 г.);

- Павлова Ольга, 2 место в областном экологическом форуме «Зеленая планета-2012»;

- Асоян Сурик – 2 место в XI областном конкурсе детского рисунка «Мое любимое животное», 2012 г.;

- Абраменя Светлана, дипломант 3 степени IV областного конкурса творческих работ обучающихся «Выборы глазами детей», 2012 г.;

-Багапова Елена – дипломант 1 степени IV областного конкурса творческих работ обучающихся «Выборы глазами детей», 2012 г.;

Павлова Ольга- дипломант 2 степени IV областного конкурса творческих работ обучающихся «Выборы глазами детей», 2012 г.;

- Веселов Дмитрий – 2 место в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2013»;

- Захарова Анастасия – дипломант 3 степени областного конкурса детского сольного пения «Серебряный микрофон» («Эстрадный вокал», 2013 г.);

- Любишкина Екатерина – 3 место в I международном конкурсе учащихся и студентов «Юные таланты», март 2013 г.;

- Павлова Ольга – победитель областного конкурса литературно-творческих работ учащихся общеобразовательных школ, студентов образовательных учреждений, среднего профессионального образования Самарской области «Память пылающих лет», 2013 г.;

- Павлова Ольга – 3 место в областном конкурсе творческих работ учащихся «Скажи терроризму – нет!» (авторское стихотворение, 2013 г.)

- Павлова Ольга – победитель областного конкурса сочинений «И ясна стала речь, посвященного 1150-летию славянской письменности» (июнь 2013 г.);

- Павлова Ольга – 3 место в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2013»;

- Ветренко Анастасия – 2 место  в региональном этапе Всероссийского детского экологического форума «Зеленая планета-2013»;

- Потапова Ирина – 3 место в областном конкурсе Новогодних и Рождественских композиций «Новогодняя сказка» (февраль 2013 г.);

- обучающиеся - многочисленные лауреаты и дипломанты окружного конкурса творческих работ воспитанников и обучающихся образовательных учреждений «Русь моя родная».

Достижения педагогов

   В структурном подразделении «ЦВР» сложился творческий коллектив, способный работать в режиме  поиска, стремящийся к личностному росту посредством самообразования, вовлечения в социально-значимую деятельность, участия в конкурсах.

Педагогические работники принимают участие в различных конкурсах профессионального мастерства разных уровней:

- областной конкурс молодых педагогов дополнительного образования – диплом 2 степени,

- областной конкурс организаторов воспитательного процесса «Воспитать человека», - 3 место, 2012 г.;

- Всероссийский конкурс профессионального мастерства «Мой лучший урок», - 2 место, 2013 г.

- окружной этап IX областного конкурса педагогического мастерства работников дополнительного образования «Сердце отдаю детям» - лауреат

- областной фестиваль-конкурс детского и юношеского творчества «Символы великой России» (номинация «Педагогические работники») – 1 место;

- областной конкурс программно-методических материалов «Лето-2013» - 3 место.

Педагоги дополнительного образования постоянно совершенствуют формы и методы работы: используют инновационные и информационные технологии, повышают уровень профессионализма (получение/подтверждение квалификационной категории, прохождение обучения на краткосрочных курсах), обмениваются опытом (выступают на семинарах и методических объединениях, проводят открытые занятия, мероприятия, мастер-классы), обобщают свой педагогический опыт.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Красота и гармония в природе.

Урок курса природоведения 5 класс. Практическая работа "Красота и гармония в природе." Целью работы является обратить внимание детей на красоту и гармонию во внешнем облике живых организмов....

Проект "Школьный двор - красота и гармония"

Проект благоустройства и озеленения пришкольной территориии...

Красота и гармония в симметрии

Трудно найти человека, который не имел бы какого-то представления о симметрии. “Симметрия” - слово греческого происхождения. Оно, как и слово “гармония”, означает соразмерность, наличие определе...

Конспект воспитательного занятия тема: «Красивая осанка – красота или здоровье?».

Красивая и правильная осанка может рассказать о здоровье вашего организма ... Вот так, неразрывно связаны между собой, красота и здоровье. Быть к...

МЕЖДУНАРОДНЫЙ СОЦИАЛЬНО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ГОЛУБЬ ГАРМОНИИ И КРАСОТЫ МИРА. 108 ДНЕЙ ВОКРУГ ЗЕМЛИ"

Сохранение гармонии и красоты внешнего мира и внутреннего мира человека, а так же мира между народами....

интегрированный урок биологии и математики "В поисках золотого сечения - путь гармонии и красоты"

Уже в древнем мире существовали правила, или законы, изображения фигуры человека, его лица, движений – учение о пропорциях тела. Возникновение учения о пропорциях тела относится к периоду расцве...