Педагогические технологии как средство успешного развития учащихся (Модульное обучение)
статья на тему

Петрова Ольга Саксиевна

 В работе представлены  возможности современных технологий при изучении математики в рамках ФГОС второго поколения, когда от учителя требуется не выдавать объем знаний и умений, а обучение способам нахождения этих знаний, а также рационализации деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_zanyatii_poiska.docx27.17 КБ

Предварительный просмотр:

Педагогические технологии как средство успешного развития учащихся

Выступление на районном заседании клуба «Поиск» ИМЦ Красносельского района Санкт-Петербурга

В литературе часто встречается понятие «педагогическая технология». Существует несколько трактовок этого термина,  в которых, в принципе, можно выделить общее:

Педагогическая технология – определенная, научно обоснованная совокупность форм, методов, способов, приемов обучения и воспитания, системно используемых в образовательном процессе, алгоритмизация деятельности преподавателей и учащихся, целью которой является повышение эффективности педагогического процесса, гарантированное достижение запланированных результатов.

Педагогическая технология рассматривается в трех аспектах:

-в научном – как часть педагогической науки, изучающая и разрабатывающая цели, содержание и методы обучения и проектирующая педагогические процессы

-в процессуальном – как описание процесса, совокупность целей, содержания, методов и средств достижения планируемых результатов обучения

-деятельностном – осуществление педагогического процесса, функционирования всех личностных, инструментальных и методологических педагогических средств.

Всякая педагогическая технология включает в себя 3 обязательных части:

  1. Концептуальную основу (научную базу и идеи)
  2. Содержательный компонент обучения (цели и содержания)
  3. Процессуальную часть – технологический процесс (организация учебного процесса; методы и формы деятельности учащихся и педагога)

Считается, что в современном образовании нужно применять как можно больше новых технологий, потому что традиционные, хотя и проверенные и логически  выстроенные, имеют ряд недостатков:

  1. Преобладание объяснительно-иллюстративного обучения, информирования, репродуктивной деятельности, монолог учителя, недостаточность диалога в обучении между учащимися и самоконтроля
  2. Доминирование обучения над учением
  3. Исполнительство учащихся, надзор вместо управления
  4. Формирование личности с заданными свойствами
  5. Превознесение внешних показателей над внутренними показателями развития ребенка

Сейчас, когда во всех школах России активно вводятся ФГОС нового поколения, учителя должны понимать, что в их деятельности на первое место должно выступать «развитие» как альтернатива понятию «обучение». Современные технологии дают возможность создания на уроке эффективной среды взаимодействия участников образовательного процесса – как залога действительного успешного развития ученика. Эти технологии, и даже постоянно используемые их элементы, выстроенные системно, имеют ряд преимуществ:

  1. Вариативность и альтернативность способов обучения
  2. Рациональная организация учебного процесса
  3. Личностно-ориентированный подход
  4. Активное использование ИКТ и интернет-технологий
  5. Создание условий для активной собственной познавательной деятельности
  6. Самоконтроль и взаимоконтроль
  7. Создание «ситуаций успеха»
  8. Ориентированность обучения на социальный заказ, привлечение к обучению, воспитанию и развитию дополнительного образования и социальных партнеров.

Образовательная технология  - это комплекс, включающий в себя: представление планируемых результатов, средства диагностики текущего состояния обучаемых, набор моделей обучения, критерии выбора оптимальной модели для данных конкретных условий.

Думаю, что краткий перечень педагогических технологий будет интересен для молодых учителей. Именно, молодые педагоги более успешно внедряют в учебный процесс известные технологии, создают новые.

  1. «Педагогика сотрудничества», гуммано-личностная (Ш.Амонашвили)
  2. Игровые технологии (Б. Никитин)
  3. Проблемное обучение (Дж. Дьюи)
  4. Технологии интенсификации обучения на основе схемных и знаковых моделей учебного материала (В.Шаталов)
  5. Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов (В. Фирсов)
  6. Коллективный способ обучения (А. Ривин)
  7. Компьютерные технологии обучения
  8. Технология обучения математике на основе решения задач (Р. Хазанкин)
  9. Пед. технология на основе системы «эффективных уроков» (А. Окунев)
  10.  «Школа завтрашнего дня» (Д. Ховард)
  11. Критическое мышление
  12.  Технология модульного обучения…

Это неполный перечень педагогических технологий, которыми активно пользуются учителя в российских школах. С другими можно познакомиться на разных образовательных порталах, а также  подробно изучить те технологии, которые вызвали у вас интерес.

Я бы хотела остановиться на технологии «Модульное обучение».

Теория модульного обучения базируется на специфических принципах, тесно связанных с общедидактическими. Общее направление модульного обучения, его цели, содержание и методику организации определяют следующие принципы:

-модульности;

-выделения из содержания обучения обособленных элементов;

-динамичности;

-действенности и оперативности знаний и их системы;

-гибкости;

-осознанной перспективы;

- разносторонности методического консультирования;

Принцип модульности определяет подход к обучению, отраженный в содержании, организационных формах и методах. В соответствии с этим принципом обучение строится по отдельным функциональным узлам — модулям, предназначенным для достижения конкретных дидактических целей.  Учебный материал нужно конструировать таким образом, чтобы он вполне обеспечивал достижение каждым обучающимся поставленных перед ним дидактических целей. Он должен быть представлен настолько законченным блоком, чтобы имелась возможность конструирования единого содержания обучения, соответствующего комплексной дидактической цели, из отдельных модулей. В соответствии с учебным материалом следует интегрировать различные виды и формы обучения, подчиненные достижению намеченной цели. Принцип выделения из содержания обучения обособленных элементов требует рассматривать учебный материал в рамках модуля как единую целостность, направленную на решение интегрированной дидактической цели, т. е. модуль имеет четкую структуру…

Данный принцип сходен с принципом деления учебного материала на части (порции, шаги) в программированном обучении, однако есть и существенное отличие. В программированном обучении необходимо дробить материал на небольшие, тесно связанные, изложенные в обязательном порядке постепенного их усложнения, части.

При модульном обучении наименьшей единицей содержания обучения считают определенную тему конкретного курса или фрагмент темы, отвечающий конкретной дидактической цели и называемый элементом модуля (УЭ).

Пример: один из элементов урока по теме «Бесконечная убывающая геометрическая прогрессия»

№ УЭ

Учебный элемент (с указанием заданий)

Руководство по

усвоению мате-

риала.

УЭ-2

2.0. ЦЕЛЬ: Усвоить понятие бесконечно убывающей геометрической прогрессии (б.у.г.п.), научиться

распознавать такие прогрессии.

2.1. Прочитай стр.156

2.2. Запиши последовательности, рассмотренные в примерах.

2.3. Запиши определение бесконечно убывающей геометрической прогрессии.

2.4. Обсуди с соседом следующие вопросы:

а) Чем отличается бесконечно убывающая геометрическая прогрессия от других геометрических прогрессий

б) Что такое b1; q; n?

в) Каким должен быть знаменатель бесконечно

убывающей геометрической прогрессии?

Закрой тетрадь,

повтори 3 раза опр. б.у.г.п.

Выбери в определении особенность, которая отличает  б.у.г.п. от всех остальных г.п.

Руководствуясь принципом выделения из содержания обучения обособленных элементов, нужно придерживаться следующих педагогических правил.

В интегрированной дидактической цели надо выделять структуру частных целей;

•  достижение каждой из них должно полностью обеспечиваться учебным материалом каждого элемента;

•  совокупность отдельных частных целей, одной интегрированной дидактической цели должна составлять один модуль.

Содержание каждого элемента и, следовательно, каждого модуля, может легко изменяться или дополняться.

Конструируя элементы различных модулей, можно создавать новые модули.

Модуль должен быть представлен в такой форме, чтобы его элементы могли быть легко заменимы.

Может показаться, что модульное обучение больше подходит для классов с низкими учебными способностями, обучает только определенным видам деятельности, работе по образцу, но это не так. Модульное обучение позволяет учащимся выходить за рамки учебного материала и источников знаний, работа с дополнительной литературой, интернет-ресурсами расширяют образовательное пространство учеников. Но основные принципы модульного обучения закладываются на уроках учителем. Знания приобретаются успешнее при условии, если обучаемые в ходе самостоятельного решения задач проявляют инициативу, находчивость, способность использовать имеющиеся знания в ситуациях, отличных от тех, в которых или для которых они приобретались.

О системе действенных и оперативных знаний можно говорить только при их неразрывном единении с умениями. Цели в модульном обучении должны формулироваться в терминах методов деятельности (умственной или практической) и способов действий. Для достижения поставленных целей возможно и дисциплинарное и междисциплинарное построение содержания модулей по логике мыслительной или практической деятельности. Обучение должно организовываться на основе проблемного подхода к усвоению знаний, чтобы обеспечивалось творческое отношение к учению. Необходимо ясно показать возможности переноса знаний из одного вида деятельности в другой. При индивидуализации содержания обучения необходима исходная диагностика знаний. Она должна быть организована таким образом, чтобы по ее результатам можно было легко построить индивидуализированную структуру конкретного модуля. Для индивидуализации содержания обучения необходим анализ потребности обучения со стороны обучаемого. С этой же целью можно пользоваться комплексным критерием его построения, включающим базовую подготовленность и индивидуализированные цели обучения. Важно соблюдать индивидуальный темп усвоения. Методическая часть модуля должна строиться таким образом, чтобы обеспечивалась индивидуализация технологии обучения. Требуется индивидуальный контроль и самоконтроль после достижения. В начале каждого модуля обязательно нужно конкретно описать интегрированные цели учения в качестве результатов деятельности, а также указать частные цели учебного элемента. Учебный материал следует представлять в модулях с использованием личных объяснительных методов, облегчающих усвоение информации.  Должны быть предложены различные методы и пути усвоения содержания обучения, которые обучающийся может выбирать свободно, либо, опираясь на них или личный опыт, создавать собственный оригинальный метод учения. Необходимо осуществлять методическое консультирование педагога по организации процесса обучения. В качестве альтернативных решений могут выступить различные методы и организационные схемы обучения, которые, по мнению педагогов-экспертов, наиболее подходят для усвоения пропорции конкретного содержания.  Педагог может свободно выбирать предложенные методы и организационные цели обучения или работать по своим, оригинальным методам и организационным схемам. В тех случаях, когда преподаватель сам строит модуль, желательно в содержание модуля включить используемые им методы обучения, так как это создает условия для обмена опытом между педагогами, преподающими эквивалентные курсы или предметы. Модульная программа обеспечивает возможность самостоятельного усвоения знаний обучающимися до определенного уровня. Она призвана освобождать педагога от выполнения чисто информационной функции и создавать условия для более яркого проявления консультативно-координирующей функции. Модули должны создавать условия для совместного выбора педагогом и учеником оптимального пути обучения. В процессе модульного обучения преподаватель передает некоторые функции управления модульной программе, в которой он трансформируются в самоуправление. Модульное обучение  занимает одно из важных мест в ряду педагогических технологий, часто применяется учителями на уроках в виде элемента урока, а также как самостоятельная работа вне урока. Модульное обучение позволяет обучать дистанционно детей, оторванных от классного коллектива по каким-либо причинам.

Использованная литература

  1. Шамова Т.К. Модульное обучение: теоретические вопросы, опыт,

перспективы. М.: Педагогика, 1982.

  1. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. - М., 1998.
  2. Интернет-ресурсы: http://nsportal.ru/shkola, http://inf.xn--80aaicww6a.xn--p1ai/, http://opengia.ru/subjects/mathematics-9/topics/1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Интерактивные формы обучения как средство творческого развития учащихся на уроках ИЗО и технологии.

Одна из целей организации учебного процесса на уроках ИЗО состоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, ...

Игровые технологии как средство успешной социализации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.

Учебно-методический материал представлен в виде реферата об испльзовании игровых технологий во внеурочной работе с детьми в коррекционной школе VIII вида...

Методическая разработка урока письма и развития речи на тему "Мягкий знак после шипящих в разных частях речи" с использованием технологий: ИКТ, здоровьесберегающей, коллективного взаимодействия, игровой, модульного обучения

Урок закрепления правописания мягкого знака после шипящих; раскрытие творческого потенциала; познавательных мотивов; обогащение форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми в познавательной де...

Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе

Модульная технология как средство самостоятельной деятельности учащихся на уроках английского языка в начальной школе...

Проектная методика в контексте современных педагогических технологий как средство развития рефлексивной деятельности и актуализации интеллектуального потенциала учащихся

Личностно-ориентированный подход в преподавании. Педагогические технологии на основе личностно-ориентированного подхода....

Модульная технология как средство осуществления деятельностного подхода в обучении математике.

Данная разработка раскрывает сущность модульного обучения, мотивы внедрения в учебный процесс модульного обучения, последовательность составления плана модульного урока, этапы модульного урока, достои...

«Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся на уроках географии» выступление на секции учителей географии 2021 г

laquo;Использование современных образовательных технологий как средство интеллектуального развития учащихся  на уроках географии»География - одна из древнейших наук для преподавания. ...