Социально-эмоциональное развитие дошкольников в процессе творческого музицирования
статья на тему

 Педагогическая практика подтверждает возможность социального развития детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Музицирование  - любимый вид деятельности детей, объединяющий детский коллектив общими переживаниями, которые сближают детей, способствуют формированию дружеских взаимоотношений, учат жить общими интересами. В этой статье представлены модели занятий с детскими музыкальными инструментами.    

Скачать:


Предварительный просмотр:

Социально-эмоциональное развитие дошкольников в процессе творческого музицирования

Основы  социального развития закладываются в дошкольном детстве,  и тема социально-эмоциональное развитие детей назрела уже давно. Многие годы дошкольное образование в России было ориентировано на обеспечение познавательного развития детей. Однако специфика дошкольного возраста заключается не столько в овладении ребенком знаниями, сколько в становлении базовых свойств его личности: самооценки и образа «Я», эмоционально-потребностной сферы, нравственных ценностей, смыслов и установок, а также социально-психологических особенностей в системе отношений с другими людьми.

Педагогическая практика подтверждает возможность социального развития детей в процессе игры на детских музыкальных инструментах. Музицирование  - любимый вид деятельности детей, объединяющий детский коллектив общими переживаниями, которые сближают детей, способствуют формированию дружеских взаимоотношений, учат жить общими интересами.    

Занятия выстраивали в следующих направлениях:

1) знакомство с музыкальными инструментами;

2) слушание музыкальных пьес исполняемых взрослым на инструменте;

3) овладение техническими умениями и навыками игры на инструментах;

     4) ансамблевая игра и объединение в оркестры.

Всю работу строили на игровом материале (творческие задания, упражнения и музыкально- дидактические игры), по принципу:

- задания должны соответствовать полученным знаниям и навыкам игры на ДМИ;

-  от простого к сложному;

- импровизации предлагали со знакомыми, ранее встречающимися моделями, позволяющими  детям представить себе музыкально – творческую задачу.

Игровые модели подбирали или разрабатывали так, чтобы творческое музицирование осуществлялось бинарное в тесной взаимосвязи обучения техническим умениям игры на инструментах и решения педагогической задачи по социально-эмоциональному развитию.

Например – знакомство с ДМИ (название, тембр, устройство, способы звукоизвлечения). Игры осуществлялись в движении, с пением, во время слушания на музыкальных занятиях.

Модель игры  «Вежливые инструменты»

На начальном этапе дети находятся в пассивной позиции. Их задача узнать какой инструмент с ними «здоровается» /за ширмой музыкальный руководитель играет поочерёдно на разных инструментах приветствие «Здравствуйте ребята»/.Постепенно задача усложняется, дети должны узнать по тембру одновременно звучащие 2,3,4 инструмента. С особым удовольствием дети отгадывали инструменты близкие по тембру.

Модель игры «Инструментальный диалог».

По обе стороны ширмы лежат наборы детских музыкальных инструментов.  Ребёнок с одной стороны ширмы исполняет либо ритмический рисунок на ударном инструменте, либо придуманный мелодический ход. С другой стороны  ширмы,  ребёнок находит соответствующий инструмент и попытается повторить, или придумать свой ответ.

 Концентрировали внимание на дружеском характере инструментального диалога. Например, анализировали просьбу  /удар по одной пластинке просьба «Дай!», характеризовали  как одинокий, резкий, пустой звук/ сравнивали с гармоничной интонацией, в которой ощущается тяготение к тонике, вызывающее чувство удовлетворения, потребности завершения /«Дай, пожалуйста»/.

Каждый музыкальный инструмент для ребенка является предметом изучения.  Каким бы ни казался простым, например обычный бубен, ребенок должен с ним познакомиться: подержать в  руках, позвенеть, постучать по нему пальцем, ладошкой, встряхнуть. Без этой действительно исследовательской работы самого ребенка музыкальное обучение с использованием детских музыкальных инструментов нигде не станет творческим.

В музыкально-ритмических упражнениях с инструментами, предлагали детям при входе в зал выбрать любой инструмент для игры «Дирижер и веселые музыканты».

Звучала русская народная мелодия, а дети, стоя в кругу, сопровождали её, игрой на своих инструментах разными способами  звукоизвлечения. Дирижер  руководил оркестром с окончанием музыки, дети клали инструменты на пол, и под весёлую музыку: лёгким бегом (на носочках, поскоками) бежали по кругу, с окончанием музыки брали инструмент, который оказывался рядом с ними. Затем игра повторялась. Главной задачей было: овладение многообразными способами игры на инструментах. В роли дирижера поочередно выступали другие дети.

Роль дирижера руководящая, которая учит детей выдержке, самоконтролю своих действий, решительности, саморегуляции. В конце занятия «благодарим» инструмент/ как можно нежнее играем поступенно вверх, вниз или играли глиссандо/. Для овладения техническими умениями игры на детских музыкальных инструментах в процессе музицирования проводили ряд тематических занятий.

Осень(сочиняли музыку природы. «Листопад», «Вальс осенних листьев»,

«Гроза»).

Зима  (« Танец снежинок », «Песня вьюги, пурги».

«Веселый дождик», «Радуга».

Часы  (маленькие, средние, большие, в музее часов)

«Весна»  (капе, птичий хор…)

Каждое занятие начинали и заканчивали моделью

творческого музицирования  « уважительно радостное приветствие и почтенное прощание» в процессе которого развивается умение прислушиваться друг к другу, понимать, любить и прощать.

Один из вариантов

/дети сидят по кругу, где нет первого и нет последнего, по цепочке, глядя в глаза передают эстафету приветствия, прощания. Ребенок проигрывает и поет имя рядом  сидящему ребенку (Здравствуй…, Ильюша….), затем  ребенок, чье имя проиграли на инструменте и спели, поворачивается к своему соседу и исполняет его имя и т.д.

Подобные модели решали задачи: настроить детей, разогреть голосовой аппарат, расположить к совместной   деятельности.  

Детям нравилась игра «Паровозики» которую первоначально использовали при входе в зал на музыкальные занятия

Дети делятся подгруппами, руки кладут на плечи впередиидущему. Они должны притопами и говорком передать ритм, называя музыкальный инструмент, находящийся в руках у ведущего подгруппы «рум-ба, рум-боч-ка»; «ма-ра-кас»; «бу-бен»; «ко-ла-коль-чик динь- динь- дон» и т.д. и двигаться  в сопровождении своего  инструмента,  то ускоряя, или замедляя движение.

Далее это упражнение проводили как подвижную игру «Веселые паровозики» в конце занятия. Варианты разные. Например:

Ведущий-диспетчер сигналом соответствующего инструмента разрешал отправление «паровозика» в заданном ритме  /например румба была сигналом для отправления подгруппы детей с румбами и т.д./ каждый паровозик двигался по своей траектории до намеченной остановки. Если паровозик сбивался с ритма, его диспетчер отправлял в депо на «ремонт».

Такого рода задания дисциплинируют детей, требуют от них большого внимания, сосредоточенности, слаженности действий, умению договориться ладить друг с другом. А от ведущего ответственности, самореализации.

Ряд занятий проводились с целью овладения детьми технических умений игры на инструментах(ведение мелодии вверх, вниз, на одном звуке, на двух, скачкообразные движения, игра Legato,staccato, на металлофоне, ксилофоне с подгруппой и индивидуально на аккордеоне, баяне). В результате появились творческие модели, придуманные детьми.

Творческие модели :

/«Звуки держатся за руки», «попрыгунчики»,  «в  гору и с горки зайка бежит», «ручейки»/.

Впоследствии появилась модель – результат коллективного творчества  «Ручейки Ангары» - как от одиноких, слабеньких звуков, постепенно насыщалась гармония звуков, словно река Ангара собирала в свое полноводие прибрежные ручейки. Дети поочередно включались в оркестр детских инструментов, исполняя свои незатейливые импровизации./Так и человек чувствует себя сильным вместе с друзьями/.

В процессе музицирования дети учились управлять своим поведением. Практически не возникали вопросы о дисциплине или непослушании.

 Установление правил – подчинение им в играх. Это просто и естественно, вытекает из самой игры.  Музицирование - позитивная дисциплина, которая воспитывает чувство ответственности.

Модель известной игры «Караван»/ сосредоточенность  внимания участников, выдержка, саморегуляция своих действий и поведения диктуется правилами игры/.

На начальном этапе игра проводится со звучащими жестами. Дети придумывают ритмический рисунок и озвучивают его с помощью жеста, затем со своим ритмическим рисунком подключается второй ребенок, /но только после сигнала взглядом первого ребенка/. Следующий ребенок со своим ритмическим рисунком вступает после сигнала взглядом второго ребенка и т.д. пока все дети не подключатся. Звучащая какофония продолжается до тех пор, пока дирижер  не покажет снятие звука последнему подключившемуся ребенку, затем предпоследнему и т.д. пока не останется начинающий ребенок.

Когда дети усвоили правило данной игры, им предлагали взять ударные и шумовые инструменты, а затем и мелодические.

В процессе  этих игр мы наблюдали огромное желание  детей помочь друг другу, длительную концентрацию произвольного внимания, выдержку, видно как сложно некоторым ребятам удается держать под контролем свои внутренние побуждения, особенно на начальных этапах обучения.

Творческая игра «Караван» является мостиком для перехода к играм «каноном»/сложный вид игры, который требует  умения, слушая себя как исполнителя, играть в ансамбле с другими исполнителями своих мелодий./Канон-это многоголосная музыка, в которой все голоса исполняют  одну и ту же мелодию, но вступают не одновременно, а один позже другого/.  

Работу над каноном начинали  с более простых, но усложненный вариант игры «Караван». С детьми под названием

«Инструментальный хор»/тембровый канон/

Для исполнения тембрового канона брали ударные и шумовые инструменты. И чем их больше, тем длиннее тема канона.

Инструменты раскладывали на столе или подвешивали в один ряд. У каждого участника – своя палочка для исполнения. Договариваются о метре, темпе, времени перехода от инструмента к инструменту и вступления голосов.

Начинает ведущий. Он импровизирует ритм на одном из инструментов, затем переходит к другому, а в это время с импровизацией на только что прозвучавшем инструменте вступает следующий участник и т.д.

  Возможно вариант, когда ритмический рисунок для всех инструментов или для каждого из них будет выучен заранее. Мелодия на металлофоне или ксилофоне так же может импровизироваться или выучиваться заранее.

В подобных играх каждый ребенок значим, каждый находится в постоянном внимании взрослого и   своего партнера. «Взаимозависимость» во внимании, заинтересованность друг в друге вызывает положительные эмоции отношений, формирует позитивные взаимоотношения. А похвала музыкального руководителя поддерживает уверенность в своих действиях у робких детей./ «Правда, ребята, Костя молодец придумал красивую мелодию и Катюша сегодня постаралась..»/.

Итогом этих игр стала коллективная творческая работа «Музей часов»

В основу ее было положено стихотворение «Бьют часы на башне тик так, тик так, а стенные подпевают тики-таки, тики-так, а карманные стучат тики-таки, тики-таки, тики-таки-так»

Начиналась игра с тишины! Раздавался бой часов на треугольнике, затем вступали большие коробочки, изготовленные своими рукам. На них исполняли ритм хода больших часов, далее вступали коробочки с более высоким звучанием и в более быстром темпе, затем подключались коробочки передающие звук карманных часов.На фоне звучания ансамбля коробочек поочередно каноном вступали металлофоны, исполняямелодию от звуков тонического трезвучия. Далее по принципу игры «Караван» постепенно возвращались к началу, т.е. тишине. Исполняя на празднике это «творение» дополнили его пьесой «Часики» муз. Вольфензона.

Подготовительной ступенькой к самостоятельному творчеству стали модели творческих заданий в виде вопросов и ответов:

«Как тебя зовут?», «Что это?», «Петя булочник»  - вопросы, которые требовали ответа на одном – двух звуках - затем вопросы, требующие более сложной импровизации или сочинения своих мелодий.

Например: музыкальный руководитель проигрывал мелодию и пел «Зайка, зайка, где бывал?», а ребёнок на своём инструменте проигрывал придуманный ответ: «На пенёчке танцевал», «Под берёзой крепко спал» и т.д.

В систему занятий с детьми по накоплению социально – эмоционального опыта включили цикл сказок и музыкальных рассказов.

Сказки – кладезь народной мудрости. В них высмеиваются и осуждаются человеческие пороки и восхваляются доброта, верность и любовь к ближним. Животные наделяются человеческими качествами, а с детскими музыкальными инструментами дети острее, эмоциональнее и глубже переживали вместе с героями сказок, тем более, будучи авторами сочинений. Ведь составляя сюжет сказки или рассказа, автор ищет выход к добру; сам моделирует ситуацию конфликта и находит способы его разрешения. Подбирают соответствующие образу музыкальные инструменты, находят способы звукоизвлечения.  Музицируя, дети осознают на чувственной основе плохие и хорошие поступки, борются с тем, что мешает жить в согласии, мире. Осознают добро и зло, учатся любить мир, протестовать против насилия.

Сначала  по ходу рассказа сказок, например

«Теремок», «Колобок», «Аленушка» совместно с детьми придумывали сопровождение героям сказки, на разных инструментах. Для «Колобка» придумали встречи с различными экзотическими животными (дети сочиняли и играли на инструментах музыку для верблюда, тигра, павлина,…) Непослушный колобок попадал и  в неприятные, страшные истории, когда убега попал в дремучий лес/ дети искали звуки на инструментах, вызывающие страх у колобка. Шумел лес, трещали ветки, раздавался вой волка. Темно, страшно колобку. Что же ему делать?  Дети сопереживали колобку, пытались найти выход, учились принимать самостоятельные решения в трудных ситуациях.

Модель «Прогулка в лес» \ использовать можно на всех этапах развития от пассивного слушания до активного музицирования\. Например:

«Как только мы вошли в лес, сразу почувствовали тревожный шум листвы разволновавшихся деревьев./маракасы, листы бумаги, румбы/  В испуге взмахнула крыльями старая сова и дятел застучал : «Тревога, тревога, тревога».

Заволновались звери и начали разбегаться по своим норкам. Вот бежит трусливый зайчонок, Идет  вперевалочку медведица со своими малышами в укрытие под старой сосной. В чем дело? Что же случилось?

Слышим, жалобно застонала береза. У нее содрана кора, а из раны сочится березовый сок…»  Спрашивали детей: « Что же произошло в лесу?» /Анализируем ситуацию и думаем, как исправить чужую ошибку?  И возможно ли это?/

От сказочных образов переходили на реальность. С большим интересом дети воспринимают рассказы и быстро, активно включаются в импровизацию сюжета, если речь идет о присутствующих детях.Например:

«Жили были Иван Петрович и Маргарита Григорьевна Васильевы и была у них замечательная добрая и веселая доченька Катюша » вот такая…(музыкальный руководитель предлагает придумать мелодию детям). В процессе рассказа, который нередко комбинировали со знакомыми сказками, давали положительные характеристики детям-героям рассказов, Например говорили, мы же знаем доброе сердце Кати, поэтому она не могла пройти мимо больного, жалобно мяукающего, котика/дети пытаются на своих инструментах извлечь наиболее жалобную имитацию звуков/ Или рассказывая рассказ о Саше говорили:

«Саша смелый, решительный, он быстро вскочил на коня… » и т.д.

Через разыгранные сюжеты сказок и рассказов дети активно усваивали знания об организованном поведении на улице, о бережном отношении к природе,  животным. Осознавали ценности, а, совместно музицируя, приобретали опыт позитивного общения.

Важный и необходимый этап социализации ребёнка - это освоение навыков коллективного творчества. Игра в оркестре требует от детей совместной деятельности, внимание и уважение друг к другу. Ребёнок оценивает важность своей роли в коллективе оркестра и значимость руководителя оркестра.

Хочется много раз подчеркнуть уникальность творческого музицирования  и универсальность в воспитании, обучении и развитии ребенка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие навыков творческого музицирования младших школьников в инструментальном классе ДШИ

Подбор мелодии по слуху, чтение с листа, транспонирование, импровизация-все эти выды и разновидности музыкальной деятельности, будучи, умело использованными, могут решить значительную часть задач, сто...

Социально-эмоциональное развитие ребёнка средствами традиционной народной культуры.

Пути формирования интегративного качества "эмоционально отзывчивый" с использованием средств традиционной народной культуры....

Развитие творческих свойств личности в процессе элементарного музицирования.

В статье изучены пути и методы развития творческой активности личности в процессе элементарного музицирования....

ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ ТВОРЧЕСКОГО МУЗИЦИРОВАНИЯ В КЛАССЕ ФОРТЕПИАНО.

Все большее значение в содержании учебно-образовательного процесса  приобретает комплексное развитие музыкальных способностей учащихся, опирающееся на раннее приобщение детей к творческому  ...

Опыт работы по теме: Социально – эмоциональное развитие детей старшего дошкольного возраста со слуховой депривацией.

формирование эмоционально-положительного восприятия у детей раннего возраста со слуховой депривацией посредством русских народных сказок....

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....