« Как подготовить открытый урок». Выступление творческой группы по теме « Технология ТРИЗ»
методическая разработка на тему

Семёнова Наталья Вениаминовна
« Как подготовить открытый урок».
Выступление творческой группы
 по теме 
« Технология ТРИЗ»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл _kak_podgotovit_otkrytyy_urok.docx24.56 КБ

Предварительный просмотр:

«Хорошего учителя найти трудно,

хорошего ученика - ещё труднее»

Происходящие изменения в общественной жизни требуют от системы образования формирования у обучающихся универсального умения ставить и решать задачи для разрешения возникающих в жизни проблем- профессиональной деятельности, самоопределения. Акцент переносится на формирование у детей  самостоятельно  мыслить, добывать и применять знания, тщательно обдумывать принимаемые решения и чётко планировать действия. Значит, лицей должен воспитывать личность,обладающую творческим стилем мышления. Ведь от степени развитости в человеке творческого мышления зависит развитие науки, техники, производства. Один из существенных недостатков современного образования- формализм знаний. Чтобы изгнать из образования скуку и повысить интерес к учебе, необходим творческий путь обучения. Это не новый путь. Он успешно реализуется через использование технологии технического творчества- ТРИЗ.

Уважаемые коллеги! Хочу начать своё выступление известным китайским народным изречением  «Дай человеку рыбу, и ты накормишь его только раз. Научи его ловить рыбу, и он будет кормиться ею всю жизнь.»

-Как вы понимаете это изречение?

 Один писатель – фантаст поведал, что место человека в обществе Будущего, мера уважения к нему будет определяться формулой из 3 «Т»: Труд, Творчество, Талант. Для нас с вами это задача не будущего, а настоящего. Ведь именно наши обучающиеся – трудолюбивые, творческие люди, будут  возрождать Россию, нашу область, будут гордостью и опорой нашей страны. (слайд 2) Л.Н.Толстой писал:.«Знание только тогда становится знанием, когда оно приобретено усилиями своей мысли, а не памятью». Слайд 3 «Обучение, построенное на усвоении конкретных фактов, изжило себя в принципе, ибо факты быстро устаревают, а их объем стремится к бесконечности»- слова Анатолия Александровича Гина, одного из разработчиков теории, о которой пойдет речь на моём мастер-классе.

-Как вам кажется, о чем пойдёт речь?

Слайд4 Тема моего мастер – класса: «Технология ТРИЗ – как средство формирования творческих способностей обучающихся, способствующие  развитию общих и профессиональных компетенций».

         Слайд 5 ТРИЗ — теория решения изобретательских задач.

Целями которой служат:( Слайд 6)

 Развитие интереса к предметам;

Овладение новым способом решения задач;

Формирование и развитие способностей учащихся, необходимых для выполнения творческой деятельности.

( Слайд 7)  Данную теорию начал разрабатывать в СССР  Генрих Саулович Альтшуллер вместе с коллегами  в 1946 году.

( Слайд  8,9)В основе используемых в ТРИЗ-педагогике средств изначально лежит проблемно-поисковый метод, что сближает эту технологию с развивающим обучением. Однако при «тризовском» обучении перед обучающимися  не только ставятся проблемы, но предлагаются инструменты для их решения, что помогает достижению успешности в решении проблемных задач. Если цель ТРИЗ можно кратко определить как решение изобретательских (творческих, открытых) задач, то целью ТРИЗ-педагогики является обучение способам решения творческих задач,  воспитание «решателя», живущего в динамично меняющемся мире, обладающего сильным мышлением, готового к столкновению с новыми нестандартными проблемами, знающего, как разрешать противоречия, и умеющего анализировать и прогнозировать развитие любых систем.

« Самое прекрасное и глубокое переживание, выпадающее на долю человека,-это ощущение таинственности».

ТРИЗ-педагогика — педагогическая система, целью которой является воспитание творческой личности. Методологической основой для ТРИЗ-педагогики является фантастический рассказ Г.С. Альтшуллера .Третье тысячелетие, в котором он описывает принципы педагогики будущего:

1. Педагогика должна быть направлена на подготовку универсалов, которые все знают и умеют делать всё, разве это не конкурентно способная личность согласно ФГОС, которая востребована на рынке труда.

2. Обучение начинается в раннем возрасте (5 лет) и заканчивается в 13, 15, 16 лет. В этот период разве не формируются общие компетенции, которые тесно связаны с профессиональными.

3. Специализация происходит сама собой. Выбор специальности студент делает сам.

4. Обучение производится с максимальной скоростью (принцип форсажа). Можно сказать что, это работа по освоению какого-либо модуля, после освоения которого виден результат.

5. Программа подготовки должна постоянно обновляться и дополняться. При получении профессии обучающиеся осваивают различные модули и при этом получают дополнительные специальности.

6. Учебные группы должны быть малыми (четверки) для учета индивидуальных особенностей обучающегося.

7. ТРИЗ-педагог сам должен быть универсальной творческой личностью.

ТРИЗ-педагогика, как научное и педагогическое направление, сформировалось в нашей стране в конце 80-х годов. В ее основу была положена теория решения изобретательских задач (ТРИЗ) отечественной (то есть российской, а ещё точнее советской) школы Г. С. Альтшуллера.

ТРИЗ-педагогика ставит целью формирование сильного мышления и воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Ее отличие от известных средств проблемного обучения — в использовании мирового опыта, накопленного в области создания методов решения изобретательских задач. Конечно, этот опыт переработан и согласован с целями педагогики.

Под методами решения изобретательских задач прежде всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности, приемы развития творчества по Торренсу: «Бином фантазии», «Метод ассоциаций», «Методика обучения составления рассказа по картинке», «Метод контрольных вопросов», «Экспертиза», «Синквейн» и др.

Современная ТРИЗ-педагогика включает в себя курсы, рассчитанные на возрастные группы от дошкольников и школьников  до студентов и взрослых специалистов . Особенностью работы с каждой возрастной группой являются выбор объектов изобретательской деятельности, соответствующих возрасту. Так, дошкольники и младшие школьники изобретают игрушки, загадки, пословицы, подвижные игры и т. п.

 Специфика обучения ТРИЗ состоит в том, что однажды использованная задача быстро становится известной: в учебной группе могут оказаться люди, уже знающие ответы большинства учебных задач – по книгам, статьям и т.д. Обучение, построенное на использовании уже опубликованных задач, малоэффективно – если речь идет об обучении ТРИЗ. Учебная задача не должна требовать узкоспециальных знаний. И фонд задач, учил Г.С. Альтшуллер, должен постоянно обновляться.

«Решение задач - основа основ процесса обучения ТРИЗ. Умение составлять задачи и ставить их перед слушателями отличает сильного преподавателя».

Задачи  решения ТРИЗ.

Эпиграф: «Кому  сейчас  легко,  пусть   первый  бросит  в  себя  камень».

«Решение задач - основа основ процесса обучения ТРИЗ. Умение составлять задачи и ставить их перед слушателями отличает сильного преподавателя»                          Альтшуллер Г.С.

Цель: развитие  интереса к  предмету и  овладение  новыми  способами  решения  задач.

Задачи:

развитие  новой  творческой  личности

развитие  умения  работать  с  разными  источниками

формирование  нового  взгляда на  решение  проблемных  ситуаций

Иногда  проблемы  так  достают  что,  кажется  что  лучше  бы  умер  вчера. И  самое  страшное:  что  на многие  из  них  нет  готовых  решений. Что  мы  делаем  тогда? Бросаемся  перебирать  варианты : 1-й, 10-й, 100-й,  1000-й.

Попытки- ясное  дело  не  пытки,  но  в них  проходит  время, которого  с  каждым  годом  все  больше  и  больше  не  хватает.

Под методами решения  изобретательских  задач  прежде  всего подразумеваются приемы и алгоритмы, разработанные в рамках ТРИЗ; а также такие известные методы как мозговой штурм, синектика, морфологический анализ, метод фокальных объектов и их разновидности.

 

Решение  задач  ТРИЗ  позволяет перейти  от  неясной  и  расплывчатой  темы  к  конкретным  задачам  и  противоречиям, получить  сразу  несколько идей  решений, а  из  них  выбрать  наиболее  приемлемый способ, спрогнозировать  и  предупредить возникновение  непредвиденных  ситуаций  и  аварий. Человек  владеющий  ТРИЗ, владеет  универсальным  инструментом. Зачем  искать  компромиссные  решения,  когда  можно  завалить  противоречия  на  корню?

Как  решать  задачи  с  помощью  ТРИЗ?

  1. Определите  тип  задачи.
  2. Сформулируйте  противоречия  и  идеальный  конечный  результат.
  3. Выявите  ресурсы  с  помощью  которых  будет  решена  задача.
  4. Примените  приемы  и  принципы  решения  задач.
  5. Проанализируйте  решения.

Все  задачи  делятся  на  изобретательские  и  исследовательские.

Изобретательская  задача -  это  когда  есть  цель которую  следует  достигнуть  или  проблема которую  нужно преодолеть,  причем очевидные  решения  в  данном  случае  неприменимы. Возникает  вопрос  «Как  быть?»

Исследовательская  задача – это  задача  когда  встает  вопрос  «Почему?» Чтобы  легче  было  её  решить  нужно  перевести  её  в  изобретательскую «Как  сделать  так , чтобы  происходило именно это  явление?»

Сформулируйте  к  задаче противоречия  и  идеальный  конечный  результат.

Выявите  ресурсы :  это  всё  что  может  помочь  при  решении  задачи.

Примените  приемы  и  принципы решения задач. У  творческих  задач  может  быть  несколько  приемлемых  решений.

РЕШЕНИЕ ЗАДАЧ  ПО  ГРУППАМ.

Как  увеличить шансы  на  победу?

Идеальность – нужный  конечный  результат достигаемый  при  наименьших  затратах и  отсутствие  «побочных  эффектов».

Внедряемость — идею можно реально осуществить в тех конкретных условиях, которые описаны в задаче. Фантастика типа "пригласить инопланетян" или "использовать сапоги-скороходы" не является решением.

Оригинальность — идея неочевидна для большинства людей и непохожа на другие ответы

Вывод: ТРИЗ - технологии превращаются в универсальную технологию анализа и решения проблем, не зависящую от предметных областей, в которых возникают эти проблемы, но опирающуюся на специальные знания этих областей.

Литература

1.           ГинА.А.Приемы педагогической техники [Текст ]: пособие для учителя. Изд.5 /  Под общ. ред. А.В. Хмелева.– М.: Вита – пресс, 2004.

2.           Альтшуллер Г.С., Верткин И.М. Как стать гением: Жизненная стратегия творческой личности [Текст]. – Минск: Беларусь, 1994.

3.           Скаткин М.Н. Проблемы современной дидактики [Текст]. – М.: Педагогика, 1980.

4.           Унт И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения [Текст]. –М.: Педагогика, 1990.

5.           Шамова Т.И. Активизация учения школьников [Текст]. –М.: Педагогика, 1982.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок русского языка на тему: "Здоровьесберегающие технологии на уроках русского языка. Игра "Что? Где? Когда?"

Представляю Вам урок-игру, которая содержит увлекательно-познавательную информацию истории русского языка, сравнительное языкознание восточной группы славянских языков и др. Данный урок полезен с точк...

Открытый урок литературы 10 класс. ТЕМА: Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда». Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет.

ТЕМА:  Н.С. Лесков «Леди Макбет Мценского уезда».  Творческая история повести: тема любви и преступления, композиция и сюжет. Тип урока: урок изучения нового материала. ЦЕЛЬ:...

Открытый урок в 8 классе по технологии "Вышивка" /Защита творческого проекта/

Так как моя методическая тема "Творческий проект как одна из форм практической направленности на уроках образовательной дисциплины "Технология", я решила провести открытый урок в 8 классе по тем...

Открытый урок Назлымовой Э.А. Тема:"Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта в раскрытии творческого потенциала учащихся. Работа над "Легким концертом" Н.И.Сильванского G-dur 1 часть

28 сентября 2017г прошел открытый урок преподавателя Назлымовой Э.А. с уч-ся 3-го класса Чуль Лия-Сарой.Тема: "Освоение концертного жанра в младших классах ДШИ и ДМШ. Роль фортепианного концерта ...

Разработка урока по английскому языку с технологиями ТРИЗ по ФГОС. 10 класс. The Phantom of the Opera.

Урок разработан для 10 класса по требованиями ФГОС, с приемами ТРИЗ. Пиемы Триз очень удобно принимать в основном часте урока, также можно использовать для закрепления полученные знания и в статдии ре...

КОНСПЕКТ ПО ТЕМЕ: Технология «ТРИЗ» – Теория Решения Изобретательских Задач (Альтшуллер Г.С.).

В современном обществе, со все ускоряющимися темпами развития во многих областях науки и техники, возникает потребность в креативной, творческой и всесторонне развитой личности, которая может нетривиа...

Как подготовить открытый урок по теме Установка ОС Windows 7

В данной методической разработке дан подробный план-конспект урока: "Установка ОС Windows 7". Разработка является методической помощью для преподавателей информатики....