Мониторинг речевого развития выпускников на логопункте ДОУ.
материал по теме

Думитраш Ирина Николаевна

     Система мониторинга развития ребенка - дошкольника с речевыми нарушения предусматривает обеспечение комплексного подхода к оценке итоговых и промежуточных результатов освоения программы и позволяет осу­ществлять оценку динамики достижений детей.

      Мониторинг – это целенаправленная планомерная система, осознанная на всех этапах коррекционно - педагогического процесса. Учитель – логопед отслеживает динамику усвоения дошкольниками программного материала, подготовку детей к школе с целью выявления особенностей, изменений в речевом развитии ребенка для последующего учета при планировании и проведении образовательного процесса.

     Мониторинг образовательного процесса на логопункте проводится 3 раза в год поэтапно:

  • Начальный этап - в начале учебного года (сентябрь)
  • Промежуточный - в середине учебного года (январь)
  • Итоговый - в конце года (май).

     В результате полученных итоговых данных мониторинга могут вноситься коррективы по коррекционно-образовательному процессу в индивидуальные планы работы с воспитанников.

Задачи мониторинга:

- определение основных показателей и технологий отслеживания, а не результатов;

- определение зоны ближайшего развития ребёнка;

- осуществление индивидуального подхода к содержанию и темпам речевого развития каждого ребёнка;

- оценивание достижений ребёнка не с точки зрения положительного, максимально возможного эффекта речевого развития;

- обнаружение и фиксирование не только прогнозируемых результатов, но и неожиданных, случайных, отрицательных, чтобы можно было видеть реальные процессы во всей их полноте.

Этапы проведения мониторинга:

  1. Определение объекта, целей, задач мониторинга.
  2. Определение критериев, показателей оценивания.
  3. Подбор методик обследования.
  4. Количественная и качественная обработка результатов.
  5. Выработка логопедического заключения.
  6. Выработка и формулировка прогноза тенденции развития.
  7. Разработка коррекционных мер воздействия.

Форма проведения мониторинга:

  • Первоначальное обследование состояния речи в средней группе – выделение «группы риска», в случае необходимости, направления детей к специалистам (психоневрологу, ортодонту, стоматологу, сурдологу, отоларингологу).
  • Глубокое логопедическое обследование в старшей группе и заполнение речевых карт на зачисление на логопункт с параллельной формулировкой выводов и логопедического заключения.
  • Составление таблицы «Сводная таблица логопедического обследования».
  • Анализ речевого развития на конец учебного года с целью оценивания результативности работы и определение перспектив в работе на следующий день.
  • Родительские собрания, консультации – оповещение итогов диагностики, обсуждение направления коррекционной работы, рекомендации, демонстрация практических приёмов в виде круглых столов, практикумов, мастер-классов.
  • Ведение «Экрана звукопроизношения» наглядно показывает динамику совершенствования речевого развития каждого ребёнка.
  • Выполнение рекомендаций специалиста для закрепления ребёнком пройденного материала.
  • ПМПк, ПМПК являются одной из форм учёта информации об индивидуально-коррекционной работе с детьми и формой взаимодействия специалистов ДОУ.

Результаты мониторингового отслеживания развития речи детей могут быть использованы:

  • При планировании коррекционно-развивающей работы с детьми;
  • Создание специально организованной предметно-развивающей среды в кабинете учителя-логопеда и в группах;
  • Организация НОД с детьми;
  • Определение временной нагрузки на каждого ребёнка;
  • Прогнозирование результатов коррекционно-развивающей работы.

       Логопедическое обследование проводится по следующим направлениям:

  • Звукопроизношение
  • Слоговая структура слова
  • Фонематические процессы и слуховосприятие
  • Словарный запас
  • Грамматический строй речи
  • Связная речь
  • Пространственная ориентировка
  • Артикуляционная моторика
  • Моторика артикуляционного аппарата
  • Мелкая моторика
  • Общая моторика
  • Анамнез
  • Мимика

По выпуску детей с логопедического пункта детей подготовительной группы заполняется таблица «Уровень речевого развития (готовности) выпускников».

 

 Сопоставимый анализ результатов за последние три учебных года (2011-2014) работы на логопункте дошкольного учреждения показывает положительную динамику исправления речевых дефектов у детей: 30,8% - ушли в школу с хорошей речью, 69,2% - с улучшенной речью, 0% - без изменений.

Используемая литература:

1. А.М.Бокунина. Мониторинг развития речи дошкольников с ОНР в контексте комплексного подхода. // Дошкольная педагогика/Ноябрь/2013, стр.44-45.

2. Е.В.Касаткина. Мониторинг образвательного процесса в ДОУ. Персональный сайт.

3. С.М.Тухикова, С.Х.Пегливанян. Система мониторинга развития ребёнка с интеллектуальной недостаточностью в условиях коррекционно детского дома. //Справочник педагога-психолога/Декабрь/2014, стр.14-25.

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уровень речевого развития выпускников на логопункте МБДОУ « Салемальский детский сад «Золотая рыбка» И.Н.Думитраш , учитель-логопед МБДОУ «Золотая рыбка» 2014г.

Слайд 2

Уровень речевого развития выпускников МБДОУ «Золотая рыбка» за 2011-2012 уч.г.г . на логопункте

Слайд 3

2011-2012 учебный год

Слайд 4

Уровень речевого развития выпускников МБДОУ «Золотая рыбка» за 2012-2013 уч.г.г . на логопункте

Слайд 5

2012-2013 учебный год

Слайд 6

Уровень речевого развития выпускников МБДОУ «Золотая рыбка» за 2013-2014 уч.г.г . на логопункте Стабильная положительная динамика речевого развития прослеживается у 67% воспитанников.

Слайд 7

2013-2014 учебный год

Слайд 9

Сопоставимый анализ результатов за последние три учебных года (2011-2014) работы на логопункте показывает положительную динамику исправления речевых дефектов у детей: 30,8% - ушли в школу с хорошей речью, 69,2% - с улучшенной речью, 0% - без изменений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

мониторинг речевого развития за 2012г

Графики положительной динамики речевого развития учащихся школы - интерната №5....

Мониторинг речевого развития детей МБДОУ ЦРР д/с №183

Каждый ребёнок нашего сада занесён в базу данных. Нам важно, чтобы все дети к школе имели чистую речь. не зависимо от тяжести проблем которые у них были....

Мониторинг речевого развития обучающихся

Результаты речевого развития обучающихся и воспитанников, посещающих логопедические занятия в период с 2015-2018 год...

Мониторинг речевого развития дошкольников 2 младшей группы (3-4 года)

Мониторинг речевого развития дошкольников 2 младшей группы (3-4 года)...

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работуБланк мониторинга основных параметров речевого развития детей...

Мониторинг речевого развития дошкольников, проходящих коррекционную логопедическую работу Критерии оценки

Мониторинг речевого развития дошкольников,проходящих коррекционную логопедическую работуКритерии оценки Оценка в баллах :1-    низкий уровень;2-    ниже среднего;3-...

Промежуточная диагностика и мониторинг речевого развития

Промежуточная диагностика и мониторинг речевого развития...