Образовательный проект "Моя инициатива в сфере образования"
материал на тему

Соломатина Елена Владимировна

Конкусное задание районного конкурса "Педагогический дебют-2015"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Введение рейтинговой системы оценивания как способа мотивации учебной активности

1 этап  Подготовительный

Сфера проекта

Важнейшим элементом образовательного процесса является система оценивания знаний. Каждая система оценивания предназначена в первую очередь для контроля и оценки учебных достижений, реализуя заложенный в ней педагогический потенциал. При этом система оценивания должна соответствовать сложности стоящих перед ней задач, сложности той учебной деятельности, результаты которой она должна оценить.

Одна и та же система оценивания может обладать различными педагогическими возможностями в рамках разных образовательных парадигм.

Педагогические возможности системы оценивания, не способной решать современные задачи, будут весьма ограниченными.

Проблема и актуальность ее решения

Устоявшаяся за многие годы традиционная 5-балльная система оценивания не в состоянии адекватно выполнять стоящие перед ней задачи. Среди новых задач, стоящих перед современной школой, выделяется задача стимулирования субъектности школьника, принятия им активной роли в образовательном процессе и ответственности за окончательный результат. В соответствии с ФГОС развитие школьника формируется на основе «освоения универсальных учебных действий, познания и освоения мира личности обучающегося, его активной учебно-познавательной деятельности, формирование его готовности к саморазвитию и непрерывному образованию». Развитие должно быть направлено на «самостоятельный познавательный поиск, постановку учебных целей, освоение и самостоятельное осуществление контрольных и оценочных действий, инициативу в организации учебного сотрудничества». Для реализации поставленных задач необходимо создать условия, которые помогут ученикам добиваться максимальных результатов, после чего нужно объективно оценить эти результаты.

Тема проекта

 В связи с вышеописанным формулирую тему проекта: «Введение рейтинговой системы оценивания как способа мотивации учебной активности»

Идея проекта 

В данной ситуации я считаю, что целесообразным является переход к рейтинговой системе оценки в средней школе, так как она дает возможность получить объективную и полную картину образовательных результатов, повысить мотивацию учащихся. Модель рейтинговой системы разработана таким образом, что позволяет отследить успехи учащегося в каждой составляющей коммуникативной компетенции. Предлагаемая модель предусматривает выставление баллов, различных по весу для каждого вида учебной деятельности, выполняемого учениками, но не предусматривает выставление отметок, поэтому будет использоваться параллельно с традиционной системой, показывая процентное отношение усвоения материала по отношению к максимально возможному баллу.  Разработанная мной модель рейтинговой системы оценивания направлена на формирование интереса соревнования у школьников. Для педагога – это возможность выявления недостатков в конкретной предметной области, что позволяет применять дифференцированный подход в образовании и активизировать внимание на тех областях знаний, которые не достаточно сформированы.

Цель проекта – активизировать познавательную и учебную деятельность учащихся при помощи введения рейтинговой системы оценивания знаний учащихся параллельно с традиционной системой оценивания.

Задачи проекта

  1. Изучить различные взгляды исследователей на эту проблему.
  2. Собрать необходимую информацию.
  3. Систематизировать информацию в соответствии с преследуемой целью проекта.
  4. Разработать модель рейтинговой системы.
  5. Ознакомить родителей и учащихся с основополагающими положениями и критериями рейтинговой системы.
  6. Апробация проекта в качестве эксперимента на 5 «а» классе по предмету английский язык.

План разработки проекта

Этапы

Задачи

Дата проведения

Ответственные лица

1.  Изучение взглядов на данную проблему и сбор необходимой информации

Проанализировать различные источники, исследующие эту проблему и вычленить информацию, подходящую для реализации данного проекта

Январь, 2015

Соломатина Е. В, учитель английского языка

2. Систематизация информации

Определить цели, задачи проекта, основные этапы проектирования

Январь, 2015

Соломатина Е. В, учитель английского языка

3. Разработка модели рейтинговой системы

Разработать шкалу оценивания, дополнительный банк заданий, электронный журнал, рейтинговый лист учащегося

Февраль, 2015

Соломатина Е. В, учитель английского языка

4. Знакомство родителей и учащихся с рейтинговой системой

Провести собрание с родителями, классные часы с учениками, провести работу по разъяснению преимуществ системы, критериям оценивания, отчетным документам.

Март, 2015

Соломатина Е. В, учитель английского языка.

5. Апробация проекта

Ввести рейтинговую систему как экспериментальный образовательный проект в 5 «а» классе по предмету английский язык.

Апрель-май, 2015

Соломатина Е. В, учитель английского языка.

Этап 2  Проектировочный

Анализ ситуации и желаемые результаты

Традиционная система оценивания имеет ряд недостатков, которые влекут за собой понижение учебной мотивации учащихся. Вот основные из них:

  1.   Низкая дифференцирующая способность.

 Уровень знаний учащихся невозможно точно выразить при помощи 5-балльной шкалы. Вследствие этого возникают конфликты между учеником и учителем, учителем и родителями. Всем нам нередко приходилось слышать, когда ученик жалуется, что ему на уроке поставили тройку, хотя он сделал намного больше его одноклассника, получившего такую же оценку. Отмеченный недостаток подтверждают и действия учителя, который зачастую разграничивает оценку, добавляя к ней «+» или «-»  Кроме того, теоретически 5-балльная шкала по факту является 4-балльной, так как отметку «1» в школьной практике не используют, что еще больше усугубляет узость применяемой традиционной системы оценивания. Из этой проблемы вытекает и еще один существенный недостаток. Учащимся очень сложно улучшить итоговую отметку, так как система настроена на фиксацию заметного улучшения учебных достижений, которое выражается в улучшении не менее, чем на один балл.

  1. Ориентированность на выявление недостатков. Применяемая традиционная система оценивания подразумевает в себе такой основной прием,  как наказание. То есть, если ученик что-то не выполнил, то оценка становится ниже – применяется прием вычитания. Таким образом, внимание концентрируется не на достижениях, а на фиксации ошибок. Не случайно занятия, посвященные подведению итогов работ учеников, называются «работа над ошибками» и обычно превращается в разбор ошибок, а не анализ достижений.
  2. Ограниченность шкалы достижений. В принятой системе наивысшей отметкой является «отлично». С помощью стандартной шкалы невозможно адекватно оценить исключительные успехи по предмету. Вследствие этого возникает ситуация уравнивания хороших и блестящих учеников.
  3. Одинаковый «вес» оценок. Как правило, отметка за небольшой ответ и за контрольную работу отображаются в журнале при помощи одной цифры. Очевидно, что при выставлении четвертной отметки уравнивается вес всех отметок, хотя значение их различается.
  4. Отсутствие показателя приложенных учеником усилий. Так как в традиционной системе отсутствуют необязательные к выполнению задания, то и приложенные учеником усилия отследить довольно сложно.

Рейтинговая накопительная система обладает большими педагогическими возможностями по сравнению с традиционной:

  1. Переход к многобалльной шкале решает проблему необъективности оценки знаний учащихся, что послужит сосредоточению учащихся на собственных результатах. Кроме того, данная система поможет спланировать предполагаемый результат и планомерно идти к цели его достижения, ограждая школьника от случайности  испортить себе итоговую отметку одной неудачей в конце четверти. Многобалльная система позволит фиксировать даже небольшое улучшение успеваемости по предмету.
  2. Так как рейтинговая система имеет накопительный характер, в основе которого лежит идея поощрения, у учащихся будет возможность заострить внимание на достижениях, а не на недостатках.
  3. В рамках предлагаемой системы существуют отметки, адекватно отражающие любые учебные достижения учащихся. Система дополнительных баллов помогает учителю оценивать различные проявления активности: успешные ответы с места, активность во время урока и т. д. помимо того, предлагая дополнительные задания, учитель помогает учащимся осваивать программный материал и набирать баллы, превосходящие сумму при полном выполнении обязательных заданий.
  4. Данная система предполагает ранжирование баллов в соответствии со сложностью заданий, чем учитывает различие между, например, устным ответом на уроке и контрольной работой.
  5. Рейтинговая система позволяет оценить и приложенные усилия к освоению предмета. Если сильный ученик получает хорошие отметки, не прилагая больших усилий, то слабый – тратит много времени и сил и выполняет задания лишь на тройку. Для того, чтобы уровень знаний слабого ученика повысился, ученику предлагаются не только обязательные задания, но и широкий спектр разнообразных дополнительных заданий. При таком подходе дополнительные усилия ученика отражаются в изменении рейтинга.

Проектное решение 

Введение рейтинговой системы в качестве дополнительной к традиционной 5-балльной как экспериментальный проект планируется в IV четверти  в 5 «а» классе для отслеживания динамики успеваемости учащихся и мотивации учебной активности.

Для построения системы рейтинга были разработаны учебные модули, основанные на тематических разделах учебника. Каждый модуль подразумевает изучение нескольких тем, в каждой из которых были выделены основные задания, направленные на развитие и совершенствование определенных коммуникативных навыков, таких,  как: изучение лексических единиц, изучение грамматических правил, аудирование, чтение, говорение, письмо. Помимо того, учитывается подготовка домашнего задания и активность на уроке в форме устных ответов. Систематизировав задания таким образом и присвоив каждому из них определенный балл, возможно выявить виды деятельности, на которые нужно будет направить усилия для устранения пробелов, исходя из набранного учащимися рейтинга.  

Помимо вышеописанных обязательных к выполнению заданий, учащимся предлагается блок дополнительных заданий для того, чтобы улучшить рейтинг учащегося в случае его продолжительной болезни или невыполнения обязательных заданий по каким-то другим причинам и блок творческих заданий для учащихся с повышенной мотивацией к обучению.

Для удобства систематизации информации о динамике успеваемости целесообразно использовать электронный журнал (приложение 1)

На основе данного электронного журнала мы составляем рейтинговый лист по каждому из учеников (приложение 2).

Данный материал предназначен для учащихся, чтобы помочь им спланировать желаемую оценку, и их родителей, которые смогут видеть текущий рейтинг своего ребенка и вовремя помочь ребенку скорректировать его до желаемого результата. Рейтинговый лист выдается ребенку раз в две недели.

Раз в две недели во время классного часа оглашается рейтинговая шкала по классу (приложение 3), чтобы каждый ребенок мог видеть свои успехи на фоне класса.

Результаты рейтинга по окончании четверти заносятся в портфолио учащегося с соответствующими пояснениями.

 Следует отметить, что перед введением рейтинговой системы, необходимо ознакомить родителей с самой системой рейтинга, оценочной шкалой и способами получения и накопления баллов.

Оценка ресурсов

В ходе реализации данного проекта потребуются минимальные затраты, связанные с необходимой отчетностью:

Цель

Необходимые ресурсы

Стоимость

Печать отчетных документов

Бумага формат А 4,

 2 уп. *200 руб.

400 руб.

Печать отчетных документов

Заправка картриджа

300 руб.

Итого:

700 руб.

Описание ожидаемых результатов

При введении рейтинговой системы оценивания в процесс будут включены 3 субъекта: учитель, ученики и родители.

Благодаря введению рейтинговой системы оценивания ученик получает возможность:

  • более обоснованно планировать результаты учебной деятельности благодаря наличию ясных правил, известного поля обязательных и дополнительных учебных заданий и возможности знать текущее значение итогового рейтинга;
  • активно влиять на свой рейтинговый уровень, используя возможности системы дополнительных баллов, получить оценку не только по знаниям, но и по затраченным усилиям;
  • не рассматривать отдельно плохой балл как трагедию, так как в соответствии с правилами это не отменяет возможности общего успеха;
  • находиться в здоровой соревновательной среде;
  • в случае пропуска занятий – выполнять пропущенные работы, так как это автоматически приводит к росту рейтинга.

Значение рейтинговой системы для учителя в том, что ее использование:

  • помогает отследить пробелы в знаниях в какой-то конкретной области и приложить максимум усилий для их устранения;
  • помогает проследить динамику успеваемости учащихся;
  • улучшает учебную активность на уроке за счет большей нацеленности учащихся на учебу;

Рейтинговая система поможет родителям:

  • контролировать успеваемость учащихся;
  • своевременно оказать помощь в освоении предмета.

Применение рейтинговой накопительной системы приводит к еще одному важному эффекту. Итоговая отметка определяется усилиями и результатами ученика, а не мнением учителя об уровне знаний ученика.

Оценка рисков

Описание ожидаемых эффектов введения в школе рейтинговой системы не исчерпывается только позитивными результатами. Следует ожидать и негативных эффектов. В самых общих чертах эту систему можно назвать сложной, новой и малопонятной, что и ведет к появлению проблем со стороны всех субъектов образовательного процесса.

Риски, касающиеся учащихся:

  • сильное падение рейтинга в случае болезни;
  • разочарование, связанное с несоответствием реальных и ожидаемых результатов.

Риски, касающиеся учителей:

  • необходимость освоения новых форм оценивания и компьютерных форм отчетности;
  • необходимость в новом  процессе планирования и разработке критериев и шкалы оценивания знаний по предмету.

Риски, касающиеся родителей:

  • непонимание новой системы оценивания;
  • неприятие новой системы оценивания;
  • разочарование, связанное с несоответствием реальных и ожидаемых результатов.

Чтобы избежать большей части проблем, необходимо перед введением рейтинговой накопительной системы провести разъяснительную работу со всеми участниками проекта. Очевидно, что специальные тренинги с учителями и учениками могут значительно снизить риски появления проблем. Помимо того, необходимо проводить индивидуальную работу с учениками и с родителями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМО от 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА ПО НАДЗОРУ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ПИСЬМОот 10 сентября 2013 г. N 01-50-377/11-555...

Проект в сфере образования "Управление процессом выявления и поддержки одаренных детей в образовательном учреждении"

Для развития системы современного российского образования  очень важным является своевременное выявление и эффективная диагностика одаренных детей. Веяния времени требуют создания оптимальны...

«Реализация требований государственных образовательных стандартов в сфере образования и педагогической деятельности»

В данной статье раскрывается:Причины появления государственного стандарта образования.Изменения в содержании государственного стандарта образования.Системно-деятельностный подход в обучении....

Тест для самопроверки по теме: "Менеджмент в сфере образования. Управление образовательной организацией в условиях реализации ФГОС"

Тест предназначен для самопроверки знаний представителей административного аппарата образовательных организаций по направлению "Менеджмент в сфере образования. Управление образовательной организа...

Методические рекомендации представления информации об образовательной организации в открытых источниках с учетом соблюдения требований законодательства в сфере образования.

Цель создания сайта учебного заведения - поддержка процесса информатизации в школе путем развития единого образовательного информационного пространства образовательного учреждения; представление ...