Проценты--экономическая игра 5 класс
методическая разработка (5 класс) на тему

Шумова Ирина Анатольевна

Урок  с межпредметными связями  математика+литература
+обществознание

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zadachi_na_protsenty-urok_igra_5_klass.docx17.1 КБ

Предварительный просмотр:

Методическая  разработка урока

“Решение задач на проценты в свете подготовки к  успешной сдаче ОГЭ

(часть “Реальная математика.”)

 5-6 класс.

Разработка Шумовой И.А.

учителя математики

ГБОУ СОШ № 692

Cанкт-Петербург

2014г

Тип урока: обобщающий урок по теме “Проценты”

-Цели урока:

1) Закрепить понятие “процент”.

2) Познакомиться с тремя типами задач на проценты.

3) Познакомить с новыми понятиями: налог, инфляция, конкуренция, собственность.

-Учебное оборудование: компьютерная техника для работы на уроке.

Как ни печально, но многие наши сограждане весьма смутно разбираются в таком элементарно-школьном понятии, как “процент”, а по этой причине многочисленные сообщения о повышении чего-то или понижение иного на то или другое число процентов, зачастую остаются пустым звуком.

На предыдущем уроке мы отрабатывали понятие “проценты”, сегодня же цель нашего урока познакомиться с решением задач на проценты, совершить путешествие в страну “экономика”.

Повторим материал предыдущего урока:

1 .Устная работа:

1 Что называется процентом? Как называется 1% рубля, метра и гектара? От какого слова произошло слово “процент”?

2 Как перевести проценты в десятичную дробь?

Перевести в числа:

1%, 100%, 27%, 5%, 200%.

3 Как обратить десятичную дробь в проценты ?

Перевести в проценты:

0,17; 0,06; 1,38; 0,2

4 Сколько человек было в кинотеатре, если 1% зрителей 7 человек? (700 человек)

5 Пончик и Сиропчик наладили выпуск нового фирменного пряника. Через неделю спрос на пряники вырос в 2,5 раза. На сколько % увеличился спрос на пряники за неделю? (на 150%)

6 Емеля на печи и Иван-царевич на Сером Волке занимались частным извозом. С появлением Алладина и Бабы Яги конкуренция выросла в 2 раза. На сколько % выросла конкуренция? (на 100%)

Определение конкуренции:

Конкуренция – соперничество, борьба за достижение новых выгод, преимуществ.

7 С появлением обезьянки Анфисы спрос на бананы в семье девочки Веры возрос на 150%. Во сколько раз увеличился спрос на бананы в семье? (в 2,5 раза)

2 .Из истории математики:

% pro centum cento cto

В 1685 году в Париже была напечатана книга, где по ошибке наборщик вместо cto набрал %. После этой ошибки многие стали применять этот знак, и постепенно он получил всеобщее признание.

1 Объяснение нового материала:

1% = 0,01

Рассмотрим три задачи на проценты:

а) Швейная фабрика выпустила 1200 костюмов. Из них 32% костюмы нового фасона. Сколько костюмов нового фасона выпустила фабрика? (стр.270, зад.1)

б) За контрольную работу по математике 12 учеников получили отметку 5, что составляет 30% всех учеников. Сколько учеников в классе? (стр. 270, зад.2)

в) В классе 30 учеников. На 4 и 5 учатся 24 человека. Сколько % всех учеников учатся на 4 и 5.

3 .Ученики получают предварительно, специальное домашнее задание индивидуально:

1 Найти определение слов “налог”, “инфляция”, “маркетинг”.

2 Подобрать задачи на проценты, связанные с жизнью.

Работу с экономическими терминами можно провести в виде учебной мастерской. Ученики делятся на три группы. Каждая группа работает над своим понятием: налог, инфляция, маркетинг. Первоначально каждый ученик пишет как он понимает понятие, а потом читает его. Затем в каждой группе зачитывается научное понимание термина.

Новый материал:

A)Тема: “Налоги”

Определение: Налог – государственный сбор с населения и                          предприятий.

*Прибыль Дуремара от продажи пиявок за месяц составила 3450 сольдо. Он должен уплатить налог с прибыли в размере 30%. Сколько сольдо ему надо уплатить?

1)3450 : 100 = 34,5 - 1%

2)34,5 * 30 = 1035 (с.)

Ответ: 1035 сольдо.

Б) Тема: “Инфляция”

Определение: Инфляция – чрезмерное увеличение количества бумажных денег в стране, которое вызывает их обесценивание.

*Буханка хлеба в январе стоила 20 руб. К 1 февраля цена повысилась на 10%. Сколько будет стоить буханка хлеба в феврале? ( Задача с комментированным решением с места.)

1) 20 : 100 = 0,2 (руб.) - 1%

2)  0,2 * 10 = 2 (руб.) - 10%

3) 20 + 2 = 22 (руб.)

Ответ: 22 рубля.

В) Тема: “Маркетинг”

Определение : Маркетинг – изучение производства и сбыта продукции.

*Снежная королева платит своему рекламному агенту 3% от стоимости заказа на мороженое. На какую сумму должен получить заказ Советник, чтобы заработать 600 рублей.

1) 600 : 3 = 200 (руб.) - 1%

2) 200 * 100 =20000 (руб.)

Ответ: 20000 рублей.

Г) Тема: “Собственность”

Определение:”Это то чем можно владеть,пользоваться и распоряжаться”

*Частный сектор составляет 20% домов в Цветочном городе. Сколько всего домов в Цветочном городе, если в частной собственности находится 10 домов.( Задача для самостоятельного решения с последующей проверкой.)

1) 10 : 20 = 0,5 ( д.) - 1%

2) 0,5 * 100 = 50 (д.)

Ответ: 50 домов.

Д) Разное

*В Цветочном городе проездной билет на все виды транспорта стоит 27 рублей. Сколько процентов от зарплаты заплатит за проездной билет Урфин Джюс, если его зарплата 450 рублей

27 : 450 = 0,06 - 6%

Ответ: 6 %.

Е) Домашнее задание

Ребята получают  задание придумать вместе с родителями задачи на проценты.

Ж) Рефлексия

Сегодня мы совершили при помощи задач на проценты путешествие в страну “Экономики”. Выделите мне главный момент, о котором нужно помнить при решении задач на проценты.

(Нахождение 1%)

Дополнительно: Как изменяется цена, если её сначала увеличить на 100%, а потом уменьшить на 50% (не изменится).

( презентация)

Литература

1 Математика: Учебник для 5 класса средней школы Н. Я. Виленкин, А.С. Чесноков

2 Дидактические материалы по математике для 5 класса. Чесноков А.С., Нешков К.\

3 Учебник обществознания


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по теме: «Рождество». Технология эффективного обучения посредством ролевой игры. Класс: «3»

Главная дидактическая цель урока:Определить уровень сформированности усвоения лексики по теме «Рождество», музыкальная фонетика, формирование навыков работы на сцене. Ролевые игры. Развиваю...

Положение о районном конкурсе "Играй-Класс!"

Конкурс проводится для педагогов – организаторов образовательных учреждений района и  станет отборочным туром городского смотра-конкурса игровых программ «Созвездие игры»...

методическая разработка дидактической игры "Классы органических соединений по правилам "Кто хочет стать миллионером""

Развитию  внутренней мотивами изучения химии способствует проведение игр. Есть множество разработок различных дидактических игр, но все они рассчитаны на классы с нормальной наполняемостью. Данну...

Игра-соревнование между учащимися 4 и 5 классов « Малые олимпийские игры», посвященная зимним олимпийским и параолимпийским играм «Сочи- 2014»

Цели:Познакомить детей с новыми играми, обучать действовать по правилам, слажено дружно.Учить чувству сопереживания , радости за победу команды.Воспитывать здоровый образ жизни....

Деловая игра "Класс будущего"

Одной из наиболее эффективных форм подготовки специалистов становятся деловые игры и уроки с конкретными деловыми ситуациями. Игра известна еще с древнейших времен как способ проверки знаний и умений ...

Повторительно — обобщающий урок-игра: Класс: 8 «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века"

План – конспект открытого урока по истории России.Повторительно — обобщающий урок-игра:  «Что? Где? Когда?» "Россия в первой половине XIX века".Класс: 8   Учитель: Кузнецова Мария Алекс...


 

Комментарии

Шаронова Ольга Алексеевна

Ирина Анатольевна! Этот материал показался мне интересным. Однако следовало бы добавить побольше методических рекомендаций. На мой взгляд, учителям математики всегда сложно, как и детям, перенести математические знания и навыки, в смежную область. Поэтому, следовало бы поподробнее описать как подготовку к этому уроку, так и его место в системе обучения.

Шумова Ирина Анатольевна

спасибо за комментарий