Выступление на педсовете
статья на тему

Выступление на педсовете

Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc48.5 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на педсовете

Самостоятельная работа на уроках русского языка и литературы

Задача школы – научить учащихся учиться самостоятельно, приобретать знания из различных источников информации самостоятельным путем, овладеть как можно большим разнообразием видов и приемов самостоятельной работы.

Понятие “самостоятельная работа” используется различными авторами в разном значении. Наиболее удачным, всесторонне освещающим разные аспекты самостоятельной работы, представляется определение, данное Л.Г.Вяткиным, который под самостоятельной работой понимает “такой вид деятельности школьников, при котором в условиях систематического уменьшения прямой помощи учителя выполняются учебные задания, способствующие сознательному и прочному усвоению знаний, умений и навыков формирования познавательной самостоятельности как черты личности ученика”.

Общепризнанным является положение, что ядром в любой самостоятельной работе выступает учебная программа или познавательная задача. Как и всякая форма учебно-воспитательного процесса, самостоятельная работа призвана выполнять несколько функций: образовательную (систематизация и закрепление знаний учащихся), развивающую (развитие познавательных сил учащихся – их внимания, памяти, мышления, речи), воспитательную (воспитание устойчивых мотивов учебной деятельности, навыков культуры умственного труда, самоорганизации и самоконтроля, целого ряда ведущих качеств личности – честности, трудолюбия, требовательности к себе, самостоятельности и др.)

Вообще под “самостоятельностью” в психологии понимают способность человека произвольно управлять своей деятельностью, планировать ее, ставить перед собой цели и выбирать адекватные методы их достижения, осуществлять выбор решения, контроль и оценку результатов своих действий. Так Я.А.Коменский в книге “Великая дидактика” призывал педагогов к изысканию такого способа, при котором педагоги меньше бы учили, а учащиеся больше учились. В результате воспитания человек должен стать способным управлять собой и делать всякое дело сам. Самостоятельность является наиболее существенным признаком человека и как личности, и как субъекта деятельности. Быть самостоятельным - это значит “стоять самому”, делать что-либо без посторонней помощи, без внешнего побуждения, по своему намерению. В этом смысле самостоятельность может быть понята и как свойство личности, и как критерий его зрелости в той или другой области социальной практики.

Исследования педагогов и психологов позволяют условно выделить три уровня самостоятельной продуктивной деятельности учащихся, соответствующие их учебным возможностям:

1. Копирующие действия учащихся по заданному образцу.

2. Репродуктивная деятельность по воспроизведению информации о различных свойствах изучаемого объекта, в основном не выходящая за пределы памяти.

3. Продуктивная деятельность самостоятельного применения приобретенных знаний для решения задач, выходящих за пределы известного образца, требующая способности к индуктивным и дедуктивным методам.

В процессе обучения, как известно, функция непосредственной передачи учителем знаний учащимся должна последовательно уменьшаться, а доля самостоятельности учеников в овладении знаниями – соответственно расти. Рекомендуемое соотношение времени, отводимого на аудиторную и самостоятельную работу, во всем мире составляет 1:3,5. Такое соотношение основывается на огромном потенциале этого вида учебной деятельности. Однако реальное положение вещей далеко от идеала.

Самостоятельная работа учащихся является неотъемлемым элементом процесса обучения. Без нее невозможно обеспечить единство преподавания и самостоятельного учения школьников. Наиболее характерной особенностью методов самостоятельной работы является выполнение учебных заданий учениками без непосредственного управления этим процессом со стороны учителя. Самостоятельная работа может осуществляться школьниками на уроках путем изучения текста нового материала, выполнения упражнений, решения задач, наблюдений и т. д.

Самостоятельной работе принадлежит особая роль как при изучении нового материала так и при повторении и обобщении изученного. Поэтому при организации самостоятельной работы важно не допускать перегрузки учащихся, стремиться к разнообразию их учебной деятельности, учитывать потребность в различных формах общения, а также индивидуальные особенности каждого ученика, уровень его подготовки, способности.

Самостоятельная работа, включающая использование различных форм самоконтроля и взаимоконтроля, интенсифицирует деятельность школьников еще и потому, что происходит активизация разнообразных форм общения (общение друг с другом в процессе работы в парах, в группах, общение с помощником учителя –консультантом, с учителем, общение с учебником, словарем, справочником.

Остановлюсь на работе в паре. Принцип работы в паре основан на временной передаче учащимся функций, выполняемых учителем. Желательно, чтобы в паре один из учащихся должен быть сильнее. Применение коллективной формы обучения дает возможность трудиться всем ребятам. Учащиеся в процессе работы учатся оценивать свою работу, работу соседа, общаться, помогать друг другу. Оценивая работу, ученики пользуются памяткой:

  1. Знает материал, не знает, непрочно знает.
  2. Ответ полный, неполный.
  3. Работал самостоятельно, с помощью.
  4. Допустил ошибки( какие, сколько )
  5. Умеет применять знания на практике, не умеет, затрудняется.
  6. Язык, речь.                

Целесообразно применять общение в паре на уроках систематизации и обобщения знаний, поскольку ученики уже имеют определенный запас знаний, можно и на уроках усвоения    новых знаний, на уроках контроля.

Например, после изучения темы «Фонетика» учащиеся в парах проверяют знания по контрольным вопросам. Ученики 1 варианта отвечают на нечетные, 2 варианта – на четные вопросы.

Далее выставляются оценки друг другу за устную работу. Учитель проверяет по одному из каждого варианта. Затем учащиеся получают карточки, т.е. идет практическая часть.

Часто на уроках используем словарные диктанты с взаимопроверкой. Ученики пишут, затем обмениваются в парах, проверяют, выставляют оценки. Критерии оценки выписываю  на доске.

На уроке литературы можно поработать в парах над выразительным чтением стихов,   связными рассказами о писателях, о героях.

Работа в паре позволяет ученику соотнести свои знания и навыки со знаниями и навыками товарища. Ученик начинает осознавать причины своих успехов и неудач. Он учится общению, и это общение в процессе совместной деятельности обогащает его знанием.

        Эффективность самостоятельной работы обеспечивается не только качеством дидактического материала, но и тем, как обеспечивается проверка результатов её выполнения. Проверку можно проводить в виде работы, как буквенный диктант, цифровой диктант. Они позволяют сэкономить время, выяснить, насколько понят материал. Такие виды диктанта можно проводить при изучении орфографии и синтаксиса.

        На уроках- зачетах, уроках-практикумах для активизации каждого ученика, его самостоятельности можно использовать графические диктанты, перфокарты.

                Таким образом, организуя самостоятельную работу, учителю необходимо представлять для достижения каких целей и промежуточных задач она осуществляется.

Учитель русского языка и литературы работает над формированием орфографической и пунктуационной грамотности, над развитием их мышления и речи, над привитием интереса к чтению художественной литературы.  

        Так ученики могут рассказывать друг другу правила, например, «Н и НН в прилагательном», « Правописание не с прилагательным»

В 8 кл. работали в парах по контрольным вопросам после изучения темы «Однородные члены предложения».

Приведу пример работы в парах по теме «Однородные члены предложения» на уроке повторения.   Ученики I варианта рассказывают II варианту вопросы1,3,5,а ученики II варианта вопросы 2,4,6.

  1. Какие члены предложения называются однородными? Приведите примеры.
  2. Как однородные члены соединяются между собой? Назовите виды связи между ними.
  3. Назовите группы сочинительных союзов?
  4. Назовите случаи, когда при однородных членах ставится запятая? Примеры.
  5. Когда запятая не ставится? Примеры.
  6. Расскажите о знаках препинания в предложениях с обобщающими словами.

Далее хочу остановиться на самостоятельном составлении связного рассказа на данную тему. Ученики получают связный рассказ на дом. Например, 6кл. «Правописание приставок при и пре», 7 кл. «Связный рассказ о причастии как о части речи». По литературе в 7 кл. есть статьи: «В творческой лаборатории писателя», «Читатели Лермонтова о своих впечатлениях». Учащиеся самостоятельно выбирают материал,    составляют связный рассказ.

Такие задания способствуют развитию у учащихся самостоятельности мышления, оценок явлений, событий, умения работать с литературой и выбирать главное.

Выполняя самостоятельные задания, учащиеся могут работать в группах. Результаты выполнения заданий могут оцениваться не только учителем, но и учеником-консультантом.

Так в 7 кл. изучение темы « Наречие» мы заканчиваем уроком-зачетом. Класс делится на 4 группы. В каждой группе есть консультанты, которые заранее сдали учителю материал по изученной теме. Начинается урок с разбора учителем типичных ошибок, допущенных в диктанте. Затем ученики самостоятельно работают над своими ошибками. Далее сдают консультанту контрольные вопросы и получают оценку, остальные слушают, делают дополнения.

        Третий этап- выполнение заданий по карточкам по теме: «Наречие».

        Повышению интереса к урокам русского языка способствует дополнительное самостоятельное общение со словарями, со справочниками. При изучении темы «Лексика и фразеология» в 6-ом классе ученики должны были обратиться к фразеологическому словарю «Крылатые слова» (Ашукина М.С., Ашукина М.Г.) и книге Вартаньяна «Почему мы так говорим?» и объяснить значение выбранных фразеологизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на педсовете

Выступление на педсовете " Формы работы с родителями"...

Выступление на педсовете. Тема педсовета "Организация и содержание деятельности ОУ по профильному обучению.

Очень небольшое количество детей имеет одинаково хорошие успехи в изучении всех предметов программы, равное желание и стремление овладеть знаниями по математике и литературе и, что самое главное, равн...

Выступление на педсовете

Использование презентаций при подготовке учащихся к ЕГЭ....

Школа и родители: социальное партнерство.Выступление на педсовете.

           Воспитание учащихся осуществляется в семье, в школе, в системе дополнительного образования, по месту жительства, там, где учащиеся ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Презентация к новому выступлению на педсовете

ЗДЕСЬ ПРРЕДОСТАВЛЕНА ИНФОРМАЦИЯ ПО МОЕЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ...

Выступление на педсовете. Тема выступления: "Работа с одаренными детьми как один из механизмов управления качеством образования".

Одаренный ребенок - это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности...