Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся
статья на тему

Левина Ольга Евгеньевна
Выступление на  семинаре по теме
 «Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся»
 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_pedsovete.docx22.67 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на  семинаре по теме

 «Формирование коммуникативных навыков на уроках риторики, литературного краеведения как условия успешной социализации учащихся»

Гуманитарно ориентированная задачная технология, в рамках которой работает методическое объединение учителей русского языка и литературы, очень способствует нравственному развитию личности, формированию у учащихся основных этических норм. Литература в этом смысле – кладезь духовного опыта человечества, своеобразная летопись его взросления. Помогает подросткам сделать правильный выбор, сориентироваться в непростых жизненных ситуациях и система гуманитарных элективных курсов, постепенно расширяющая их читательский кругозор и личностный опыт.

Так, введённый в уже седьмом классе краеведческий курс, знакомящий учащихся с произведениями А.С.Пушкина, написанными в Болдине, решает не только познавательные задачи. Чувство сопричастности к мировой культуре, гордость за родной край, интерес к его истории,  ощущение тесной связи между поколениями – эти базовые личностные качества постепенно формируются на уроках, посвящённых творчеству поэта.

Чтобы глубоко и всесторонне проанализировать, к примеру, такие его строки:

Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам…

 в восьмом классе добавляется, казалось бы, достаточно прикладной элективный курс «Введение в литературоведение». Однако вырабатывая вместе с учащимися алгоритм анализа художественного текста, учитель, прежде всего, отталкивается от их понимания проблематики и идейного содержания произведения.

В девятом классе появляются такие предметы, как «Лингвистический анализ текста» (в классах с углублённым изучением английского языка) и «Поэтика художественного текста» (в классах с углублённым изучением литературы). В этом возрасте учащиеся вполне способны не только проанализировать стилистические особенности изучаемых произведений, но и дать нравственную оценку лирическому герою, его поступкам, отношению к окружающим людям, жизни.

Нельзя не отметить: чем ярче идейное содержание текста, тем эффективнее решаются и чисто лингвистические, и литературоведческие задачи, поэтому учитель намеренно выбирает произведения, способные вызвать эмоциональный отклик учащихся, заставить их сопереживать героям. Например, во время лингвистического анализа одного из замечательных стихотворений в прозе И.С.Тургенева ученики делают вывод, что средства художественной выразительности лишь усиливают потрясающую мощь гуманистической  позиции писателя.

Нищий

Я проходил по улице… меня остановил нищий, дряхлый старик.

Воспалённые глаза, посинелые губы, шершавые лохмотья… О, как безобразно обглодала бедность это несчастное существо!

Он протягивал мне красную, опухшую, грязную руку… Он стонал, он просил о помощи.

Я стал шарить у себя во всех карманах. Ни кошелька, ни часов, ни даже платка… Я ничего не взял с собою. Потерянный, смущённый, я крепко пожал эту грязную, трепетную руку… «Не взыщи, брат; нет у меня ничего, брат».

Нищий уставил на меня свои воспалённые глаза; его синие губы усмехнулись – и он в свою очередь стиснул мои похолодевшие пальцы.

- Что же, брат, - прошептал он, -  и на том спасибо. Это тоже подаяние, брат.

Я понял, что и я получил подаяние.

Милосердие, готовность помочь ближнему, способность к состраданию, сочувствию, столь необходимая в нашем нетерпимом друг к другу обществе толерантность – эти ключевые нравственные категории формируются и на уроках зарубежной литературы, где учащиеся вместе с героями тоже проходят долгий путь духовного взросления. От простых нравственных истин, заключённых в сказках Г.Х.Андерсена, О.Уайлда, повестях М.Твена, трогательных новеллах О.Генри  они совершают серьёзный переход к постижению глубочайших философских размышлений В.Шекспира, И.Гёте, О.Бальзака, Стендаля о природе человека, о его духовных взлётах и падениях. Посмотрите, как современны нравственные проблемы, поднимаемые на уроках зарубежной литературы. Они неизменно вызывают самые острые дискуссии, так как затрагивают каждого из нас:

  1. Почему Гамлет так трагически одинок? В чём заключаются его нравственные искания? В чём суть его конфликта с аморальным миром Клавдия?
  2. Какой путь установления истины и справедливости выбирает принц? Разделяете ли вы его взгляды?
  3. В чём заключается суть спора Фауста и Мефистофеля о желаниях и возможностях человека?
  4. К какому выводу о смысле жизни приходит Фауст? А в чём, по-вашему, состоят подлинные нравственные ценности?
  5. Как герои Бальзака в романе «Отец Горио» решают проблему нравственного выбора?
  6. В чём основная причина крушения карьеры Жюльена Сореля – героя романа Стендаля «Красное и чёрное»? Все ли средства хороши для достижения успеха?

Не менее интересны учащимся и произведения зарубежных писателей 20-го века: А. де Сент-Экзюпери, Ф.Кафки, Э.-М.Ремарка, У.Голдинга,

Д. Сэлинджера, Р.Бредбери.  Все они по-разному говорили об одном и том же: как важно в самых непростых жизненных ситуациях оставаться человеком.

Вот знаменитый рассказ очень сложного для изучения писателя-модерниста Ф.Кафки.

Железнодорожные пассажиры

Если поглядеть на нас просто, по-житейски, мы находимся в положении пассажиров, попавших в крушение в длинном железнодорожном туннеле, и притом в таком месте, где уже не видно света начала, а свет конца  настолько слаб, что взгляд то и дело ищет его и снова теряет, и даже в существовании начала и конца нельзя быть уверенным. А вокруг себя, то ли от смятения чувств, то ли от их обострения, мы видим одних только чудищ… «Что мне делать?» или «Зачем мне это делать?» не спрашивают в этих местах.

Старшеклассникам вполне удаётся уловить аллегорический смысл рассказа-притчи и понять то, с какой болью писатель передаёт трагическое мироощущение человека остающегося в современном антигуманном обществе наедине со своими бедами и проблемами.

Однако выявление нравственной позиции автора – это лишь первый этап обращения к художественному произведению и духовному опыту писателя. Гораздо более важным нам представляется попытка подростка сформулировать своё видение проблемы и умение дать собственную оценку предложенной ситуации. Отстаивать точку зрения в споре с собеседниками и оппонентами мы учимся на уроках риторики – ещё одного элективного курса, который становится всё более необходимым не только для развития речевых и коммуникативных навыков, но и для формирования активной жизненной позиции, готовности защищать свои взгляды на жизнь, свои принципы.

В этом направлении мы движемся и при подготовке к ЕГЭ, рассматривая экзамен как важный этап формирования личности учащегося. Творческое задание, предлагаемое итоговой аттестацией, представляет собой сочинение-рассуждение на морально-этические темы. Очевидно, что данная форма работы помогает выявить нравственные ориентиры выпускников, определить их жизненные приоритеты, демонстрирует уровень сформированности личностных качеств, так как аргументы для подтверждения собственной позиции подростки подбирают, исходя из своего читательского, общекультурного и жизненного опыта.

 Таким образом,  программа элективных курсов, работа по подготовке к ЕГЭ, ведущаяся в соответствии с деятельностным подходом к содержанию образования, не только поможет выпускникам овладеть базовыми знаниями и навыками в соответствии с ФГОС, но и сможет стать основой формирования у школьников личностных оценок тех или иных событий, их нравственных принципов, а главное, творческих и деятельных способностей, востребованных современным обществом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

Данная статья раскрывает систему работы учителей русского языка и литературы Бронниковой Ирины Анатольевны и Бигун Татьяны Павловны на основе внеурочной деятельности....

Условия успешной социализации учащихся на основе внеурочной деятельности.

В данной статье представлена система работы на основе внеурочной деятельности учителей МОУ СОШ № 16 г. Благовещенска Бигун Т,П. и Бронниковой И.А.....

«Формирование коммуникативных навыков на уроках английского языка при помощи jazz chants»

Одним из основных факторов модернизации региональной системы образования является коммуникативная компетентность. Именно ее формированию помогает использование на уроках песенного и музыкального матер...

«Новое качество образования как условие успешной социализации учащихся в условиях модернизации школы».

Выступление Грязновой М.Ф. учителя истории, специалиста по социальной защите и охране детсва на педагогическом совете в августе 2011 года «Новое качество образования как условие успешной социализ...

Формирование коммуникативных навыков на уроке английского языка

В статье описаны цели и методы работы на уроке по формированиею коммуникативных навыков....

Инновационный педагогический опыт "Личностно-ориентированный подход в обучении и воспитании как условие успешной социализации учащихся".

Актуальность инновационного педагогического опыта:1) изменения, происходящие в образовании, требуют от учителя совершенствования своих профессиональных качеств и нового подхода к методике преподавания...