Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста
учебно-методический материал по теме
Предварительный просмотр:
Формирование исследовательских умений обучающихся как одно из условий подготовки конкурентоспособного специалиста
Добрый день уважаемые коллеги!
В современном российском обществе, переходящем на стадию постиндустриального развития, поток информации все более усиливается. Сейчас уже ясно, что главная задача современного педагога – это не дать максимально большее количество знаний, а научить ученика ориентироваться в реалиях информационного общества, самостоятельно добывать и анализировать информацию. Развивающемуся обществу нужны образованные, квалифицированные специалисты, готовые к партнерским отношениям, сотрудничеству, стремящиеся к непрерывному профессиональному росту, имеющие четкие ценностные ориентации и испытывающие ответственность за судьбу страны. Одним из основных направлений модернизации образования является совершенствование подготовки будущего выпускника к профессиональной деятельности, которую можно рассматривать как развитие его ключевых компетенций. На современном этапе развития системы образования учебно-исследовательская работа, которая формирует исследовательскую компетенцию обучающихся, становиться одним из первостепенных компонентов процесса обучения.
Исследовательская компетенция определяется уровнем сформированности исследовательских знаний, умений и навыков, владения методами научного и учебно-исследовательского познания. Под исследовательской деятельностью понимается деятельность, связанная с поиском ответа на творческую задачу с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие следующих основных этапов, характерных для исследования:
- постановка проблемы;
- изучение разной информации по данной проблематике;
- выбор методов исследования и практическое овладение ими;
- сбор собственного материала;
- анализ и обобщение;
- формулировка выводов.
Одной из основных целей учебного исследования является приобретение учащимися навыка исследования как универсального способа освоения действительности, так как именно в исследовании учащиеся задумываются над вопросами: на что я способен, где применить свои знания, что способствует повышению личной уверенности у каждого ученика.
Этот учебный год стал периодом внедрения технологии компетентностно-ориентированного обучения (а именно метода проектного обучения).
Проектный метод основывается на концепции деятельностного подхода и позволяет организовать обучение, в котором обучающиеся получают знания в процессе планирования и выполнения творческих заданий – проектов.
Развивающие цели проектного обучения выражаются в успешном выполнении действий, относящихся к области:
- логического мышления (осуществление анализа, синтеза, сравнения; умение строить индуктивные, дедуктивные умозаключения);
- поисковой деятельности (нахождение нестандартных приемов решения задач, решение нестандартных задач, разработка плана решения, реализация плана решения с поэтапным контролем своей деятельности, анализ полученных результатов, поиск и отбор наиболее рациональных способов действия).
Проектная деятельность позволяет проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися в виде задачи, когда результат этой деятельности – найденный способ решения проблемы – носит практический характер, имеет важной прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Одним из результатов такой деятельности можно назвать урок на тему «Терроризм – современная угроза человечеству». Проведению этого урока по защите проектов предшествовала огромная работа в течение нескольких месяцев.
Работа началась с библиотек, книг, журналов, интернета, индивидуальных занятий с ребятами. Каждой мини-группой была выдвинута проблема, сформулированы цель и задачи исследования, а также результаты работы и выводы. Затем ребятам предстояло отобрать необходимую информацию, проанализировать её и обобщить в исследовательской работе. Внутри мини-группы были распределены обязанности, выполнение которых в конечном итоге привело к получению продукта, а именно – проекта. Считаю, что защита проектов во время уроков, участие и выступления на конференциях позволяют обучающимся развивать коммуникативные навыки, развивать умение адаптироваться к действительности, формировать свою активную гражданскую позицию.
Использование метода проекта в урочное время ограниченно временными рамками, поэтому дальнейшее формирование исследовательских умений обучающихся продолжается созданным научным обществом учащихся «Одаренок». Путь труден, не всегда заканчивается успешно, но эта деятельность адаптирует учащихся к социуму, способствует их самосовершенствованию. Направления исследовательских работ научного общества, в деятельности которого активное участие принимают мои ученики разнообразны: 1) гуманитарное; 2) экологическое; 3) естественнонаучное; 4)краеведческое.
Ежегодно расширяются области представления наших исследовательских работ от областного до всероссийского масштаба.
- Всероссийская студенческая историко-краеведческая конференция «Вехи истории» (г.Шадринск);
- Молодежные Циолковские чтения (г.Киров);
- Областная студенческая научно-практическая конференция «Экология глазами студентов»;
А также
- областной педагогический фестиваль, посвященный окончанию года русского языка «Все началось с таблички, свитка, бересты …» (п.Голышманово);
- «Менделеевская ассамблея -2009, 2010» (г. Тобольск);
- Всероссийский конкурс образовательных и социальных проектов «Свой мир мы строим сами».
- Всероссийский конкурс молодежи образовательных учреждений и научных организаций на лучшую работу «Моя законотворческая инициатива».
Таким образом, формирование навыков исследовательской работы учащихся решает следующие важные задачи в процессе развития личности будущего специалиста: активизирует образовательный процесс, позволяет учиться на собственном опыте и опыте других в конкретном деле, приносит удовлетворение ученикам, видящим результат своего собственного труда, который можно применить в реальной жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание благоприятных условий для формирования исследовательских умений и навыков проектирования на уроках технологии и во внеурочное время
Из опыта работы учителя технологии....
Богданова В.А. Развитие одаренности младших школьников во внеурочной деятельности при формировании исследовательских умений в условиях введения ФГОС НОО
В настоящее время большинство педагогов приходит к мнению, что формирование исследовательских умений у одаренных учащихся должно происходить не только на уроках, но и во...
Статья "Метод проектов как способ подготовки конкурентоспособного специалиста"
Данная статья опубликована в собрнике IV Общероссийской заочной научно-практической конференции "Профессиональная школа в структуре развития трудового потенциала страны"...
ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ С ОБЩЕСТВЕННЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ И ПРОИЗВОДСТВЕННЫМИ ПРЕДПРИЯТИЯМИ ГОРОДА ПО ПОДГОТОВКЕ КОНКУРЕНТОСПОСОБНЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ
Статья подготовлена дл выступления на областной конференции "Профессиональная адаптация выпускников на рынке труда"....
Формирование исследовательской культуры обучающихся, создание условий для реализации исследовательских проектов
Работа над научным исследованием формирует у учащихся новые качества – широту кругозора, видение проблем и определенную системность, логичность мышления, что пригодится им не только в дальнейшей научн...
САМОСТОЯТЕЛЬНЯ РАБОТА ОБУЧАЮЩЕГОСЯ – ОДНА ИЗ ФОРМ ПОДГОТОВКИ КВАЛИФИЦИРОВАННЫХ СПЕЦИАЛИСТОВ СРЕДНЕГО ЗВЕНА.
В данной статье рассматривается формы и виды самостоятельной работы обучающихся, а также её организация в образовательном учреждении. Значение самостоятельной работы обучающихся для подготовки с...
Формирование исследовательских умений обучающихся в процессе обучения математике
В разработке представлены основные этапы исследовательской деятельности, приводится обобщение научно-исследовательской составляющей урока, подробно описываются этапы формирования исследовательских уме...