Методическая разработка к уроку "Основание Екатеринодара"
учебно-методический материал (7 класс) на тему

Методическая разработка к уроку "Основание Екатеринодара" для учащихся 7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc57 КБ
Office presentation icon osnovanie_ekaterinodara_umenshennaya.ppt796.5 КБ

Предварительный просмотр:

«Основание Екатеринодара»

(план-конспект урока кубановедения в 7 классе)

Цели  урока:

Образовательная

  1. Изучение исторической значимости личности Екатерины II в истории России и Краснодарского края.

Развивающая

  1. Отработка умений работать с историческими документами, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи, давать характеристику.

Воспитательная

  1. Популяризация идеи возвращения городу Краснодару его исторического названия – Екатеринодар
  2. Привитие любви к малой Родине и сопричастности к Отечественной истории

Оборудование:

Карата «Краснодарский край»

Видеокассета «История Кубани»

Материалы к уроку для каждого ученика

Блокноты путешественника

Сигнальные карточки

Мультимедийный комплекс

Запись выступления А.Н. Ткачева на телешоу «Имя Россия»

Интернет

Опережающее домашнее задание:

Конкурс творческих работ «Екатерине Великой посвящаю…»

Ход урока:

  1. Организационный момент

Здравствуйте ребята! Скажите, пожалуйста, какое сегодня число?

Именно в этот день, 5 декабря 2008 года,  во всех  школах Краснодарского края проводится единый всекубанский урок в  связи с празднованием 7 декабря 2008 года Дня святой великомученицы Екатерины, покровительницы  г. Екатеринодара – Краснодара.  

Вопрос учащимся:

  • Что вы знаете о святой великомученице Екатерине?
  • Наш  урок посвящен Великой Екатерине II   и    городу Екатеринодару-Краснодару, который в этом году отмечает свой юбилей. Сколько лет в этом году столице нашего края?
  • Скажите, много ли вы знаете о роли Екатерины Великой в истории России и нашего края?

II. Вводная беседа с учащимися:

Я предлагаю совершить вам виртуальное путешествие  в прошлое на этой удивительной машине времени!  А для того, чтобы экскурсия  в прошлое  вам надолго запомнилась, я дарю вам блокнот путешественника, который каждый из вас заполнит по ходу моего рассказа.

1. 1729 год

        Учитель: Машина времени перенесла нас в 1729 год, чем же интересен он для нас. Именно  в этом году в небольшом  немецком княжестве в семье обедневшего  принца Христиана Августа Ангельт-Цербского родилась принцесса София Августа Фредерика. Екатерина получила домашнее образование: обучалась немецкому и французскому языкам, танцам, музыке, основам истории, географии, богословия. Уже в детстве проявился ее независимый характер, любознательность, настойчивость и энергичность. Большую часть своей жизни Екатерина Великая провела в России и только детство и отрочество – в Германии. Из событий тех лет ей запомнилась встреча со старым священником, который посмотрев на Софию, сказал ее матери: «Вашу дочь ожидает великое будущее…»

  1. 1744 год

Учитель: Итак, 1744 год. Российская императрица Елизавета Петровна, дочь великого Петра I, объявив наследником племянника Петра Федоровича подыскивала ему невесту среди дочерей европейских принцев и выбор пал на Софью-Августу-Фредерику. В этом году она вместе с матерью приезжает в Россию. Начинается подготовка Софии к ее будущему высокому назначению. Священник обучает ее Закону Божьему, учителя русскому языку. Во время этих занятий  София показывает блестящие способности.  В 1745 году она принимает православие, получает новое имя – Екатерина Алексеевна.

Екатерина полюбила свое новое Отечество всей душой,   интересовалась историей, традициями и обычаями России, затем обратилась к чтению французских просветителей и трудам по истории, юриспруденции и экономике. Эти книги сформировали ее мировоззрение. Умная, честолюбивая, доброжелательная она выигрывала на фоне капризного, слабовольного и непредсказуемого императора Петра III.

В 1754 г. она родила сына, будущего императора Павла I. Пока ее муж развлекался дрессировкой собачек и разыгрыванием кукольных спектаклей, она изучала историю, географию, экономику, философию, знакомилась с трудами Плутарха, Тацита, Монтескье, Вольтера, Дидро, читала русские летописи. Читала и писала на немецком, французском и русском.  

В течение шести месяцев правления Петра III отношения Екатерины с мужем продолжали ухудшаться, став явно враждебными. Возникла угроза ее ареста и возможной высылки.

3. 1762 год

        Учитель: А мы с вами, благодаря нашей машине времени в 1762 году. Ребята, давайте обратимся к набору исторических текстов, которые лежат на каждой парте.  На основе 1 текста – « Вступление  на престол» зафиксируйте в своем блокноте путешественника основное событие этого года!

        Итак, какое основное событие этого года вы записали в свой блокнот? (учащиеся зачитывают, по слайду проверяем) Верно!

        И  правление этой великой императрицы прошло под следующим девизом:

     «Я желаю только добра моей стране! ..» Сама императрица и ее помощники     (Суворов, Потемкин, Ломоносов, Ушаков,  Державин, Кутузов и многие другие (а императрица была тонким психологом и умела выбирать людей талантливых) достигла блестящих успехов и во внутренней и во внешней политике.

  • территория России увеличилась весьма существенно: из 50 губерний 11 были приобретены в годы ее царствования
  • население страны увеличилось почти вдвое, а государственный бюджет – вчетверо.
  • при ней были построены 144 новых города (более 4 городов в год на протяжении всего царствования)
  • было издано более 200 законодательных актов
  • почти вдвое увеличилась армия, количество кораблей российского флота выросло с 20 до 67 линейных кораблей, не считая других судов
  • армией и флотом было одержано 78 блестящих побед, упрочивших международный авторитет России.

Учитель: Но лучше всего о себе сказала сама Екатерина в эпитафии, которую задолго до смерти написала для своего будущего надгробия, обратимся к историческим текстам. Обратимся к историческим текстам: на основе эпитафии, написанной самой императрицей для своего надгробия, составьте  словесный портрет, характеризующий личностные качества Екатерины II.

Ответы учащихся

  1. 1783 –

Учитель: Екатерина Великая. Для каждого жителя нашего края это имя дорого. Ребята, мы с вами в 1783 году. Какое событие произошло в этом году?  Что вы видите на этом  слайде?

Ответы учащихся

Учитель: Правильно, наша Кубань с ее природными богатствами  и выходом к двум морям всегда привлекала интерес многих держав, стремился и Петр I наши земли, но не получилось! И только Екатерине Великой удалось присоединить эту очень важную для нас территорию. Обратимся к карте нашего края. Покажите Правобережье Кубани. Да, это большая часть нашего края.

4. 1792

Учитель: А мы с вами, благодаря нашей машине времени в 1792 году. И мы – очевидцы реальных событий тех лет!  

Небольшой фрагмент  видеофильма «История Кубани»

Переселение  казаков на Кубань (1 минута)

Учитель:  Итак, какие два важных события произошли в этот год?

(Ответы учащихся - 1. Жалованная грамота, 2 Переселение казаков на Кубань)

5 -1793 ГОД

Вопрос классу: И вот – 1793 год! А этот год чем прославился в истории?

(рассказ учащихся об основании Екатеринодара)

6  – 1907

Учитель:  Прошло более ста лет, но казаки не забывали свою благодетельницу. Многие казаки носили на груди вот такие медальоны: на одной стороне  Дева Мария с младенцем Иисусом Христом, на другой - матушка Екатерина.

1907  год Открытие памятника на Атаманской (Крепостной) площади состоялось 6 мая 1907 года. Замечательный памятник, созданный по проекту  академика скульптуры   М.О. Микешина,  одесским  скульптором  Б.В. Эдуардсом,   быстро стал символом города, носившего имя Екатерины.

7. 1920 год

Учитель:  Это время гражданской войны, время великих потрясений и разрушений. Ребята, какое событие произошло в этом году? Ребята, в 1920 г. переименование города Екатеринодара в Краснодар произошло волевым решением органов советской власти. Как вы считаете, была ли допущена историческая ошибка? Стоило ли переименовывать столицу края?

Ответы учащихся

Шли годы, постепенно мы забывали свою историю, когда была в вашем возрасте, я искренне считала, что Краснодар основан большевиками  (красными), они нам его подарили.

  1. 2006 ГОД

Учитель: В 90-е годы начинается возрождение казачества, О возвращении Краснодару его исторического имени на Кубани впервые заговорили еще в конце прошлого века. Первыми этот вопрос подняли казаки. Их поддержали историки, некоторые жители кубанской столицы, позже краевые власти.

2006 год -  В  этом  году восстановлен памятник Екатерине II, позже – храм А. Невского и это благодаря губернатору   нашего края Александр Николаевич Ткачев, знаток истории края, сторонник возвращения Краснодару исторического имени и восстановления исторических памятников.

Итог урока:

Учитель: Что же нового и интересного вы узнали во время нашего путешествия на машине времени? Что записали в своих блокнотах?

(Учащиеся зачитывают свои записи)

 Ребята, а вы проймите участие в этом проекте, и за кого же вы будете голосовать? Давайте представим, что вы уже взрослые и участвуете в референдуме (это всенародное голосование). У вас на партах карточки – да и нет.  Вам задают всего лишь 1 вопрос – Вы за возвращение Краснодару исторического имени? Вы за Екатеринодар? Замечательно!  


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Презентация к уроку в 7 классе ОСНОВАНИЕ ЕКАТЕРИНОДАРА У Учитель МБОУ СОШ № 8 Коновалова Н.Н . пос.Сенной

Слайд 2

Екатерина II Великая: «Кто не обучился в юности, того старость бывает скучна»

Слайд 3

Екатеринодар-Краснодар столица казачьего края

Слайд 4

МАШИНА ВРЕМЕНИ

Слайд 5

1729 год Небольшое немецкое княжество г. Штеттен 1729 год 29 апреля 1729 года родилась принцесса София Августа Фредерика

Слайд 6

1744 год Императрица Елизавета Петровна Великий князь Петр Федорович будущий император Петр III Великая княгиня Екатерина Алексеевна

Слайд 7

Екатерина II Великая: «Или умру, или буду ЦАРСТВОВАТЬ!»

Слайд 8

1762 год В результате государственного переворота 28 июня 1762 года Петр III был отстранен от власти. Началось правление Екатерины II .

Слайд 9

Екатерина II Великая: «Я желаю только добра стране, куда Бог меня привел; слава страны составляет мою собственную»

Слайд 10

«Птенцы гнезда Екатерины» Суворов Александр Васильевич Непобедимый полководец, генералиссимус

Слайд 11

«Птенцы гнезда Екатерины» Потемкин Григорий Александрович Выдающийся государственный и военный деятель

Слайд 12

«Птенцы гнезда Екатерины» Ломоносов М.В. Великий русский ученый

Слайд 13

ПРИСОЕДИНЕНИЕ Правобережья Кубани к Российской империи 1783 год


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту. Методические разработки внеклассных мероприятий по физической культуре и спорту.

Аннотацияк учебно-методическим  разработкам внеклассных мероприятий  по физической культуре с использованием нестандартного оборудования. 1....

Методическая разработка по физкультуре по теме: Методическая разработка внеклассного мероприятия "Веселые старты" для учащихся начальной школы по предмету: "Физическая культура"

Внеклассное мероприятие "Веселые старты" проводится с целью пропаганды здорового образа жизни, где учащиеся развивают двигательные качества, укрепляют здоровье, дружеские отношения....

«Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внеклассного мероприятия, посвященного 1150-летию образования российской государственности «Откуда есть пошла земля русская…» методическая разработка интегрированного внекласс

Данная  работа  посвящена  1150- летию образования российской государственности. В  работе  представлены: история образования российской государственности, история симво...

методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в  6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап...

Методическая разработка Методическая разработка (для факультативных занятий по английскому языку для учащихся 10-11 классов) Создание банка дистанционных уроков с использованием инструментов современного интернета (Googl Docs, Delicious/BobrDoobr, Mind

Методическая разработка входит в серию дистанционных уроков английского  и немецкого языков , разрабатываемых с целью подготовки учащихся к выполнению письменной части ЕГЭ по указанным дисциплина...

Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1...