Проектная деятельность на уроках математики
статья (5 класс) по теме

Из опыта работы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность на уроках математики в 5-м классе

Плохой учитель преподносит истину,

хороший учит ее находить.  

(А. Дистервег)

Изучение математики в школе направлено на достижение следующих результатов:

овладение системой математических знаний и умений, необходимых для применения в практической деятельности, изучения смежных дисциплин, продолжения образования;

интеллектуальное развитие, формирование качеств личности, необходимых человеку для полноценной жизни в современном обществе, свойственных математической деятельности: ясности и точности мысли, критичности мышления, интуиции, логического мышления, элементов алгоритмической культуры, пространственных представлений, способности к преодолению трудностей;

формирование представлений об идеях и методах математики как универсального языка науки и техники, средства моделирования явлений и процессов;

воспитание культуры личности, отношения к математике как к части общечеловеческой культуры, играющей особую роль в общественном развитии.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение учащимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Проектирование – особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта» имеющего для участников проекта практическое значение.

Метод проектов – это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс: он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность. Методу проектов можно найти применение на любых этапах обучения, в работе с учащимися разных возрастных категорий и при изучении материала различной степени сложности.

Я начинала работать по программе развивающего обучения в 9 классах и через несколько лет сделала вывод о том, что целесообразнее начинать работу по методу проектов с младшими школьниками (5-6 класс). Это связано с тем, что в этом возрасте дети более открыты всему новому, любят экспериментировать. Абсолютное большинство пятиклассников стараются выполнить свою работу добросовестно, чтобы не подвести. В процессе проектной деятельности на уроках я создаю условия для формирования следующих компетенций:

1. Поисковые (исследовательские) умения:

– умение самостоятельно привлекать знания из различных областей;

 – умение самостоятельно найти информацию в информационном поле;

 – умение находить несколько вариантов решения проблемы;

 – умение выдвигать гипотезы;

 – умение устанавливать причинно-следственные связи.

2. Умения и навыки работы в сотрудничестве:

– умения коллективного планирования;

 – умение взаимодействовать с любым партнёром;

 – умения взаимопомощи в группе в решении общих задач: навыки делового партнёрского общения;

 – умение находить и исправлять ошибки в работе других участников.

3. Менеджерские умения и навыки:

– умение проектировать процесс;

 – умение планировать деятельность, время, ресурсы;

 – умение принимать решения и прогнозировать их последствия;

 – навыки анализа собственной деятельности.

4. Коммуникативные умения:

– умение вступать в диалог, задавать вопросы и т.д.;

 – умение вести дискуссию;

 – умение отстаивать свою точку зрения;

 – умение находить компромисс.

5. Презентационные умения и навыки:

– навыки монологической речи;

 – умение уверенно держать себя во время выступления;

 – артистические умения;

 – умение пользоваться средствами наглядности при выступлении;

 – умение отвечать на незапланированные вопросы.

При обсуждении результатов работы дети отмечают, что проект интересен именно потому, что выполняется самостоятельно, лишь с небольшой помощью учителя, формы и виды презентаций зависят полностью только от их собственной фантазии. Практический опыт, полученный учащимися в планировании, формулировании научной проблемы, разработке эксперимента, сборе и обработке данных, презентации полученных результатов, будет им необходим для получения дальнейшего образования и профессиональной деятельности.

ПРИМЕР РАБОТЫ НАД ПРОЕКТОМ

 Проект «Меры длины, веса, площади»

 Предмет: математика.

 Класс: пятый.

 Тип проекта: информационный, межпредметный, групповой, средняя продолжительность 1-2 месяца.

 Цель проекта: углубление и систематизация знаний по истории происхождения старинных и современных мер длины, веса, площади в Англии, Франции, Германии, России.

 Задачи проекта: изучить исторические сведения о происхождении названий старинных и современных мер измерения длины, веса, площади; ознакомиться с мерами в ряде стран в настоящее время (Англия, Франция, Германия, Россия).

 Этапы работы над проектом

 1. Подготовительный. Выбор темы и целей проекта, определение количества участников проекта, состава групп (четыре группы, представляющие страны: Англию, Францию, Германию, Россию).

 Учащиеся обсуждают тему с учителем, получают при необходимости дополнительную информацию, устанавливают цели.

 Учитель знакомит учащихся с сутью проектной деятельности, мотивирует учащихся, помогает в постановке целей.

 2. Аналитический этап (Планирование работы). Определение источников информации; планирование способов сбора и анализа информации; планирование итогового продукта (формы представления результата): выпуск газеты, устный отчет с демонстрацией материалов и других; установление критериев оценки результатов; распределение обязанностей среди членов команды.

 Учащиеся вырабатывают план действий.

 Учитель предлагает идеи, высказывает предположения, определяет сроки работы.

 3. Практический этап (Исследовательская деятельность).

 Сбор информации. Изучение исторического материала.

 Учащиеся проводят исследование.

 Учитель наблюдает, советует, руководит работой, организует и координирует в случае необходимости деятельность учащихся.

4. Презентационный этап.

 Представление готового продукта. Урок конференция.

 5. Результаты. Формирование выводов: оформление результата.

 Учащиеся оформляют результаты.

 Учитель наблюдает, советует, выставляет оценки

 Первый этап урока посвящен теме «Мера измерения длины».

 От каждой группы выступает один представитель. Ребята рассказывают о мерах измерения длины в Англии, Франции, Германии, России. Рассказ учащихся сопровождается показом иллюстративного материала с помощью ТСО. По ходу выполнения учащиеся заполняют листы блиц-опроса. По окончании выступления задаются вопросы группе, защищающей ответ. После выступления всех групп проверяется выполнение задания блиц-опроса. Правильный ответ показывается с помощью проектора. Каждая группа заносит в оценочный лист набранное количество баллов по результатам блиц-опроса.

 На следующих этапах урока аналогично рассматриваются темы: «Меры измерения веса», «Меры измерения площадей», «Меры измерения сыпучих тел».

 Между этапами проводится «разминка». Группы получают задания по математике, представленные на одном из трех иностранных языков: английском, французском, немецком.

 В течение всего урока группа, составленная из представителей каждой команды, выполняет практическое задание с помощью компьютера, сопоставляет различные меры измерения.

 5. Оценка процесса и результатов работы. В конце урока-конференции присутствовавшие эксперты (учителя, родители) оценивают работу ребят.

 Учащиеся участвуют в оценке путем коллективного обсуждения и самооценки.

 Учитель оценивает усилия учащихся, качество источников, качество отчета.

 Лист оценки проекта

 Название проекта

 Фамилия и имя учащегося

 Критерии оценки проекта:

 1. актуальность темы;

 2. источники информации;

 3. качество разработки идеи;

 4. оригинальность и творческий подход;

 5. оформление работы;

 6. защита проекта;

 7. участие в блиц-опросе.

 Итоговая оценка

 Список литературы:

1. Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000

 2. Газета «Математика» Изд. дом «Первое сентября» – 2008. – №13

 3. Гузеев. В.В. Метод проектов как частный случай интегрированной технологии обучения. Директор школы, 1995.

 4. Журнал «Математика в школе» – 2006. – №6

 5. Журнал «Математика в школе» – 2008. – №4

 6. Килпатрик В.Х. Метод проектов. – Л., 1925.новые педагогические и информационные технологии в системе образования / Под ред. Е. С. Полат. – М.: Академия, 2000.

 7. Новикова Т.Н. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Народное образование. – 2000. –  № 7

 8. Обухов А.С. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения. //    

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Проектная деятельность на уроках математики" ( выступление на ШМО учителей математики)

Реализация  методов проектов на уроках математики. Мини проекты и макро- проекты. Организация проблемных уроков....

Проектная деятельность на уроках математики и во внеурочной деятельности

Проектно-исследовательская деятельность– это возможность самостоятельно создать интеллектуальный продукт, максимально используя свои возможности; это - деятельность, позволяющая проявить себя, п...

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"

Программа курса внеурочной деятельности для 5-6 классов "Проектная деятельность на уроках математики"...