Мониторинг сформированности умения смысловое чтение
статья на тему

Погребицкая Екатерина Михайловна

Исследование проблемы в основной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Мониторинг сформированности умения смыслового чтения

С 2012 по 2014 года педагогический коллектив школы № 25 г.Перми  реализовывал проект «Формирование и оценка сформированности умения смыслового чтения». Педагоги, реализовавшие проект в 2012-2013 учебном  году в 5-х и 6-х  классах начали целенаправленную работу по формированию и развитию этого умения в дальнейшем.  В рамках проектной деятельности была организована  работа учащихся с различными видами текста, с подборкой  задания к  таким текстам и т.п.

Особо сложной в ходе реализации проекта стала проблема мониторинга определения уровня сформированности умения и планирования коррекционной работы по его совершенствованию.

На первом этапе работы был  изучен  опыт оценки сформированности умения, накопленный исследователями и педагогами-практиками: это и подходы к проведению PISA, и опыт разработчиков этой темы в Перми и Пермском крае, и мнение представителей российского педагогического сообщества. Результатом этой работы стало следующее:

1. были выделены такие аспекты сформированности умения смыслового чтения, как  оценка и применение информации, поиск и понимание информации, представление и интерпретация текста;

2. была разработана система оценивания умения с позиции уровней его сформированности: высокий, средний, низкий, отсутствие. Уровень сформированности умения определялся результативностью выполнения учащимися предложенных заданий:

Уровень

Результативность выполнения заданий

Высокий

90-100%

Средний

70-89%

Низкий

40-69%

Отсутствие

0-39%

3. Предложенные в диагностическом тесте задания можно классифицировать следующим образом и разделить по уровням  теста:

        Часть А        

        Часть Б

Часть С

-Понимание смысла текста

-Интерпретация текста

-Самостоятельный вывода  на основе прочитанного текста

-Анализ информации текста

-Составление письменного высказывания с использованием справочной информации

-Подбор заголовка текста

-Составление письменного высказывания на заданную тему  

-Определение основной идеи текста

-Определение цели текста

-Определение связи между фрагментами текста

-Формулирование вывода по тексту

-Использование «связок» для составления текста

-Работа с учебной информацией

-Составление вопросов к тексту

-Составление плана текста

Работа по мониторингу сформированности умения началась, как отмечалось выше, в 5-м классе. В 2012-2013 учебном году 5А класс показал следующие результаты:

Анализ представленных данных позволяет констатировать отсутствие учеников с высоким уровнем сформированности умения, наличие учащихся, обладающих средним и низким уровнем владения умением, а также наличие значительной группы (45%) учащихся, у которых данное умение не сформировано.

Работа над формированием умения была продолжена в 6 классе. Приведем результаты итогового мониторинга в 6 классе:

Эти результаты говорят о положительной динамике развития умения, что явилось результатом целенаправленной работы: ряд детей улучшили свои результаты, что наглядно видно в сравнительной диаграмме:

Одновременно был проведен мониторинг и в других классах на параллели. Результаты следующие:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отсутствие сформированного умения

А класс

3%

20%

51%

26%

Б класс

0%

18%

40%

42%

В класс

0%

0%

0%

100%

Диаграмма наглядно показывает различия в уровне сформированности умения:

Полученные данные убеждают в результативности целенаправленной работы над совершенствованием умения.

Приведем результаты диагностического теста, дающие представление о направлениях работы с учащимися по развитию умения смыслового чтения.

№ п/п

Критерии оценивания (умения)

по части А

Справились (%)

 

 

 

1.

Понимание смысла текста

72

64

68

2.

Интерпретация смысла текста

72

61

57

3.

Формирование самостоятельного вывода  на основе прочитанного материала

79

82

94

4. 

Анализ информации (характеристика) 

17 

0 

26 

5.

Составление письменного высказывания с использованием справочной информации

38

14 

57

6.

Фрагментарное рассмотрение текста

34

18 

0 

7.

Определение цели создания текста

62

57

52

8.

Подбор заголовка

48

4 

5 

9. 

Составление письменного высказывания на заданную тему 

3 

0 

0 

10.

Определение основной идеи текста

28

39

47

11.

Определение связи между фрагментами текста

45

29

21

12.

Формулирование вывода по тексту

59

32

52

13.

Использование «связок» для составления текста

69

43

31

14.

Составление вопросов

Простые вопросы

34

7 

0 

Уточняющие вопросы

55

11 

10 

Объясняющие вопросы

24

0 

0 

Творческие вопросы

34

4 

0 

Эмоциональные вопросы

34

0 

0 

Оценочные вопросы 

21 

0 

0 

Личностные вопросы

52

4 

0 

Практические вопросы

45

7 

0 

15.

Составление плана текста

28

0 

0 

В целом по параллели 6-х  классов уровень сформированности умения выглядит следующим образом:

Как показывают данные, в классе, где целенаправленная работа по совершенствованию умений велась, виден небольшой прирост. Размышления о темпах этого прироста привели к тому, что индивидуальная работа каждого отдельного учителя не эффективна. Для достижения более эффективных результатов нужно вести совместную работу. Договариваться о механизмах достижения результатов.

Работа над совершенствованием умения была продолжена в 7-м классе, ее отличительной особенностью стала командная работа учителей над формированием умения. Работа педагогов организующих целенаправленную работу над совершенствованием умения через работу с текстом средствами других учебных предметов (обществознание, география) стала совместной. Анализ спецификаций, выложенных на сайте ФИПИ и определяющих те умения, которыми должен овладеть выпускник школы, а так же работа с ФГОС, позволили выделить общие умения работы с текстом для большинства учебных предметов. Исходя из вышесказанного  педагоги стали использовать в своей работе подборку текстов, формулируя к ним задания на понимание прочитанного, поиск информации в тексте, определение авторской позиции и критического отношения к ней, составление планов и написание мини-сочинений по теме прочитанного, а так же преобразование текста в различные схемы, таблицы, диаграммы и т.п.

Именно достижение этих результатов было положено в основу заданий к тексту, среди них:

  • «Составьте план текста»
  • «Придумайте заголовок текста»
  • «Подберите эпиграф к тексту»
  • «Передайте смысл текста в трех предложениях».

Также предлагалось ответить на вопросы по тексту (как открытые, так и закрытые) и самим составить вопросы, ответы на которые можно найти в самом тексте.

Так, например, по теме «Изменения тела подростка» по обществознанию в 7 классе ученикам был предложен текст, опубликованный на сайте для подростков[1] (т.е. фактически текст из реальной жизни). К тексту были предложены задания: придумать название текста, выделить физиологические изменения и психологические проблемы подростка, выделить авторские советы подросткам и дать свои, из своего собственного опыта. Работа с текстом была интересна для подростков. По итогам письменной работы над заданиями была организована устная проверка, которая вызвала живое обсуждение сложных и актуальных для подростков проблем.

Кроме отдельных заданий, направленных на совершенствование умений смыслового чтения, ряд педагогов использовали в своей работе технологию критического мышления или ее элементы. Так, на уроках дети систематически получали задания составить «синквейн» по теме урока («Подросток», «Власть», «Социальная группа», «Молодеж» и т.п.), «рыбу»;  на уроках математики использовались приемы «кластера», системы вопросов; на всех предметных уроках были введены методы «тонких и толстых» вопросов.

Также в этом возрасте важно продолжать с учащимися чтение вслух, что способствует совершенствованию умения смыслового чтения, так как  при выразительном чтении выделяются смысловые паузы и ударения.

Такая целенаправленная работа позволила в 7А классе достичь следующих результатов итогового диагностического теста:

Высокий уровень

Средний уровень

Низкий уровень

Отсутствие сформированного умения

20%

20%

48%

12%

Анализ результатов за три года показывает  значительное продвижение учеников 7 А класса:

Увеличилось количество учащихся, владеющих высоким и средним уровнем сформированности умения, и сократилось количество школьников с его отсутствием.

В 8-м  классе командная работа над совершенствованием умения была продолжена.

На уроках обществознания ученики получали тексты и задания к ним: задания повторяют уже описанные выше, а вот тексты[2] подбираются несколько сложнее.

Итогом учебного года стало проведение диагностического теста, определяющего уровень сформированности умения. Обратимся к результатам теста.

Оценка владения навыками умения смыслового чтения

в восьмых классах

Работа с текстом

Итог

1.Оценка и применение информации

61%

50%

41%

51%

2.Поиск и понимание информации

77%

69%

56%

67%

3.Представление и интерпретация текста

74%

50%

42%

55%

Итог

71%

56%

46%

58%

        Уровни овладения навыками смыслового чтения.

Результат

Итог

Высокий

(92-100%)

1ч.

0ч.

0ч.

1ч.

Средний

(70-89%)

13ч.

3ч.

0ч.

16ч.

Низкий

(40-69%)

6ч.

15ч.

12ч.

33ч.

Отсутствие  

(0-39%)

1ч.

2ч.

4ч.

7ч.

 

Данные свидетельствуют о том, что в тех классах, где осуществлялась командная работа по формированию умений,  заметно продвижение к овладению ими. Таким образом, можно сделать вывод о том, что целенаправленная командная работа над формированием умения смыслового чтения позволяет существенно «продвинуть» учащихся, что приводит к повышению качества обучения, расширению их возможностей в решении учебных задач. Если значительное количество учителей, работающих с классом и преподающих различные учебные дисциплины, целенаправленно работают над формированием умения смыслового чтения средствами своих предметов, то формирование умения существенно ускоряется.

Предложенная система мониторинга сформированности умения смыслового чтения позволяет как констатировать  имеющийся уровень умения, так и отслеживать динамику развития.

Проведенная работа показывает, что предложенные методики развития умения весьма эффективны и могут быть использованы преподавателями разных учебных дисциплин, обеспечивающих развитие метапредметных компетенций учащихся.


[1] http://lovler.net/article/16/%D0%BF%D0%BE%D0%BC%D0%BE%D0%B3%D0%B8%D1%82%D0%B5-%D1%87%D1%82%D0%BE-%D1%81-%D0%BC%D0%BE%D0%B8%D0%BC-%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BE%D0%BC

[2] Например http://www.syntone.ru/library/stories/content/816.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Диагностика сформированности метапредметных результатов по смысловому чтению и работе с информацией (вариант 1).

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"6576080","attributes":{"alt":"","class":"media-image","height":"480","width":"326"}}]]      [[{"type":"media","view_mode":"media_...

Формирование и развитие умений смыслового чтения на уроках математики.

В ФГОС, отражающем социальный заказ нашего общества, подчеркивается важность обучения смысловому чтению, и отмечается, что чтение в современном информационном обществе носит метапредметный характер. Э...

Развитие умения смыслового чтения

Развитие умения смыслового чтения от начальных классов до ЕГЭ и ВПР....

Методическая тема "Развитие умений смыслового чтения в процессе обучения биологии в 9-ом классе"

Анализ работы по развитию умений смыслового чтения у обучающихся с девиантным поведением....

Опыт работы "Формирование умений смыслового чтения на уроках биологии – необходимое условие развития предметных и метапредметных результатов"

Методы и приемы, используемые на уроках для формирования смыслового чтения как  метапредметного образовательного результатаЦель смыслового чтения состоит в максимальном точном и полном понимании ...