Проект по рассказу Л. Андреева "Кусака"
презентация к уроку (7 класс) на тему

Солодухина Светлана Васильевна

Проект по литературе по рассказу Л. Андреева "Кусака". О милосердии к животным

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon prez1.ppt1.76 МБ
Office presentation icon prez1.ppt1.76 МБ
Файл proekt_po_rasskazu_l._andreeva.pptx101.43 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В стране изученных деепричастий. Урок - путешествие Солодухина Светлана Васильевна

Слайд 2

Найдите лишнее слово. Задумавшись Задумавшиеся Задуманная Задумывающиеся

Слайд 3

Цели Образовательные: активизировать знания по теме “Деепричастие”; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Слайд 4

Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский

Слайд 5

Самостоятельная Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие часть речи часть речи

Слайд 6

Прочитайте текст, выпишите деепричастия, докажите, что они относятся к данной части речи. МОРЕ Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы. Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Слайд 7

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица

Слайд 8

2. Напишите деепричастия, образованные от глаголов: 1. Оглядываться (несов.в.) 2. Сверкать(несов.в.) 3. Уметь(несов.в.) 4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов.в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в .) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.) 12. Ехать (несов. в.) к у п и в о г л я д ы в а я с ь с в е р к а я у м е ю ч и п р о ч т я у в и д я н а з н а ч а я о т о р в а в ш и с ь о с в о б о д и в с т у ч а е д у ч и и г р а ю ч и 3. 1. 2. 12. 11. 10. 9. 8. 7. 6. 5. 4.

Слайд 9

Задание: выписать суффикс, определить вид деепричастия 1. Закапав 2. Любя 3. Делая . 4. Выполняя . 5. Убравши . 6. Искавши 7. Повысив. 8. Играючи. 9. Держа 10. Услыша. 1. – В; сов. 2. – Я; несов. 3. – Я; несов. 4. – Я; несов. 5. – ВШИ; сов. 6. – ВШИ; сов. 7. – В; сов. 8. – ЮЧИ; нес. 9. – А; несов. 10. – А; несов.

Слайд 10

Задание 2. Слитно или раздельно 1. ( НЕ ) брежный 2. ( НЕ) годуя 3. (НЕ) увидя 4. (НЕ ) вспаханный 5. (НЕ )виданный 6. (НЕ ) навидя 7. (НЕ ) спеша 8. (НЕ ) просмотренный мною 9. (НЕ ) сверкая 10. (НЕ ) стуча 1. Слитно 2. Слитно 3. Раздельно 4. Слитно 5. Слитно 6. Слитно 7. Раздельно 8. Раздельно 9. Раздельно 10. Раздельно

Слайд 11

Выборочно – распределительный диктант Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья. Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида

Слайд 12

КЛЮЧ Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида пригорюнившись отражаясь убежав качая устремив облетая погрузившись ощущая прислушиваясь

Слайд 13

Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский

Слайд 14

Охарактеризуйте схемы Что делая? х 1. ГЛАГОЛ , деепричастный оборот,… - . - . - . - . - . - . - . - . - . - Что сделав? х 2. …, деепричастный оборот, ГЛАГОЛ - . - . - . - . - . - . - . - . - . -

Слайд 15

Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания. Некоторое время постоял он на крыльце , наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша , отец подошёл к дивану и , не раздеваясь , лёг. 3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём , работая в поле , вечером , возвращаясь к домику лесника. + + -

Слайд 16

4. Женька сидел , подняв колени к подбородку и обхватив их , узкие штаны его вздёрнулись , открывая тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него , прислоняясь к берёзе и заложив назад руки. + +

Слайд 17

Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон. К прибрежью моря длинная аллея Ведет вдали как будто в небосклон: Там море поднимается , синея Меж позабытых мраморных колонн… Вечерняя безмолвная аллея Зовет меня к скалистым берегам, Где море поднимается , синея, К пустынным и далеким небесам.

Слайд 18

Хорошие речи приятно и слушать. Пословица

Слайд 19

“ Подскажи словечко”. Не … броду,не суйся в воду. Не … несчастья, счастья не увидишь. Не … семени, хлеба не добудешь. … человека, уважаешь себя.

Слайд 20

Задание: Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.

Слайд 22

Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Подсказка Ключ Исправьте грамматические ошибки

Слайд 23

Подсказка 1 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Слайд 24

КЛЮЧ 1 Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

Слайд 25

Исправьте грамматические ошибки Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Подсказка Ключ

Слайд 26

Подсказка 2 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Слайд 27

КЛЮЧ 2 Глядя вдаль, она грустит.

Слайд 28

Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. Подсказка Ключ

Слайд 29

КЛЮЧ 3 Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке.

Слайд 30

Дорогие ребята! Желаю Вам успеха в выполнении самостоятельной работы.

Слайд 31

Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения: Мне стало известно, что... Меня особенно привлекло и заинтересовало... Я полностью понимаю, что... То, что мне стало известно, может повлиять на... Считаю нужным сделать следующее...

Слайд 32

Домашнее задание Повторить теорию параграфы 141 - 144. Все ученики заполняют сравнительную таблицу «Причастия и деепричастия»;

Слайд 33

спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

В стране изученных деепричастий. Урок - путешествие Солодухина Светлана Васильевна

Слайд 2

Найдите лишнее слово. Задумавшись Задумавшиеся Задуманная Задумывающиеся

Слайд 3

Цели Образовательные: активизировать знания по теме “Деепричастие”; формировать умение нахождения деепричастий в тексте, вычленения деепричастного оборота, определять слитное и раздельное написание НЕ с деепричастиями, находить суффиксы деепричастий, образовывать деепричастия, уметь расставлять знаки препинания в предложении при деепричастии и деепричастном обороте.

Слайд 4

Для всего в русском языке есть великое множество слов. К.Г. Паустовский

Слайд 5

Самостоятельная Самостоятельная часть речи, обозначает добавочное действие часть речи часть речи

Слайд 6

Прочитайте текст, выпишите деепричастия, докажите, что они относятся к данной части речи. МОРЕ Под легким дуновением знойного ветра море вздрагивало и, покрываясь мелкой рябью, ослепительно ярко отражавшей солнце, улыбалось голубому небу тысячами серебряных улыбок. В глубоком пространстве между морем и небом носился весёлый плеск волн, взбегавших одна на другую на пологий берег песчаной косы. Ветер ласково гладил атласную грудь моря. Солнце грело её своими горячими лучами, и море, вздыхая под нежной силой этих ласк, насыщало жаркий воздух солёным ароматом. М. Горький

Слайд 7

Кто грамоте горазд, тому не пропасть. Пословица

Слайд 8

2. Напишите деепричастия, образованные от глаголов: 1. Оглядываться (несов.в.) 2. Сверкать(несов.в.) 3. Уметь(несов.в.) 4. Купить (сов. в.) 5. Прочитать (сов. в.) 6. Увидеть (сов. в.) 7. Назначать (несов.в.) 8. Оторваться (сов. в.) 9. Освободить (сов. в .) 10. Стучать (несов. в.) 11. Играть (несов. в.) 12. Ехать (несов. в.) к у п и в о г л я д ы в а я с ь с в е р к а я у м е ю ч и п р о ч т я у в и д я н а з н а ч а я о т о р в а в ш и с ь о с в о б о д и в с т у ч а е д у ч и и г р а ю ч и 3. 1. 2. 12. 11. 10. 9. 8. 7. 6. 5. 4.

Слайд 9

Задание: выписать суффикс, определить вид деепричастия 1. Закапав 2. Любя 3. Делая . 4. Выполняя . 5. Убравши . 6. Искавши 7. Повысив. 8. Играючи. 9. Держа 10. Услыша. 1. – В; сов. 2. – Я; несов. 3. – Я; несов. 4. – Я; несов. 5. – ВШИ; сов. 6. – ВШИ; сов. 7. – В; сов. 8. – ЮЧИ; нес. 9. – А; несов. 10. – А; несов.

Слайд 10

Задание 2. Слитно или раздельно 1. ( НЕ ) брежный 2. ( НЕ) годуя 3. (НЕ) увидя 4. (НЕ ) вспаханный 5. (НЕ )виданный 6. (НЕ ) навидя 7. (НЕ ) спеша 8. (НЕ ) просмотренный мною 9. (НЕ ) сверкая 10. (НЕ ) стуча 1. Слитно 2. Слитно 3. Раздельно 4. Слитно 5. Слитно 6. Слитно 7. Раздельно 8. Раздельно 9. Раздельно 10. Раздельно

Слайд 11

Выборочно – распределительный диктант Отражаясь в воде, пригорюнившись, качая вершинами, убежав от всех, устремив взгляд, облетая с деревьев, ощущая тревогу, прислушиваясь к шорохам, погрузившись в раздумья. Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида

Слайд 12

КЛЮЧ Деепричастия совершенного вида Деепричастия несовершенного вида пригорюнившись отражаясь убежав качая устремив облетая погрузившись ощущая прислушиваясь

Слайд 13

Знаки препинания – это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться. К.Г. Паустовский

Слайд 14

Охарактеризуйте схемы Что делая? х 1. ГЛАГОЛ , деепричастный оборот,… - . - . - . - . - . - . - . - . - . - Что сделав? х 2. …, деепричастный оборот, ГЛАГОЛ - . - . - . - . - . - . - . - . - . -

Слайд 15

Задание: правильно или нет расставлены знаки препинания. Некоторое время постоял он на крыльце , наслаждаясь утренней прохладой и оглядывая всё вокруг. 2. Тяжело дыша , отец подошёл к дивану и , не раздеваясь , лёг. 3. Вера пела по утрам , умываясь в ручье , днём , работая в поле , вечером , возвращаясь к домику лесника. + + -

Слайд 16

4. Женька сидел , подняв колени к подбородку и обхватив их , узкие штаны его вздёрнулись , открывая тонкие ноги. 5. Марья Павловна стояла подле него , прислоняясь к берёзе и заложив назад руки. + +

Слайд 17

Сопоставьте два четверостишья И.А. Бунина и выясните, почему в первом запятая стоит перед словом синея, а во втором синея выделяется с обеих сторон. К прибрежью моря длинная аллея Ведет вдали как будто в небосклон: Там море поднимается , синея Меж позабытых мраморных колонн… Вечерняя безмолвная аллея Зовет меня к скалистым берегам, Где море поднимается , синея, К пустынным и далеким небесам.

Слайд 18

Хорошие речи приятно и слушать. Пословица

Слайд 19

“ Подскажи словечко”. Не … броду,не суйся в воду. Не … несчастья, счастья не увидишь. Не … семени, хлеба не добудешь. … человека, уважаешь себя.

Слайд 20

Задание: Устранить повторы, делающие речь неблагозвучной. Рожь, которая золотилась на солнце, была похожа на безбрежное море, которое колыхалось и волновалось. Бричка, которая въехала во двор, остановилась перед небольшим домиком, окна которого выходили в сад.

Слайд 22

Думая о прошлом, в ее воспоминании оживают счастливые дни. Подсказка Ключ Исправьте грамматические ошибки

Слайд 23

Подсказка 1 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Слайд 24

КЛЮЧ 1 Думая о прошлом, она вспоминает счастливые дни.

Слайд 25

Исправьте грамматические ошибки Глядя вдаль, у нее возникают грустные мысли. Подсказка Ключ

Слайд 26

Подсказка 2 Действие, выраженное деепричастием, должно относиться к тому же лицу, к которому относится и действие, выраженное глаголом-сказуемым.

Слайд 27

КЛЮЧ 2 Глядя вдаль, она грустит.

Слайд 28

Рассматривая картину, чувствуется отношение художника к одинокой Аленушке. Подсказка Ключ

Слайд 29

КЛЮЧ 3 Рассматривая картину, мы чувствуем отношение художника к одинокой Аленушке.

Слайд 30

Дорогие ребята! Желаю Вам успеха в выполнении самостоятельной работы.

Слайд 31

Поделитесь своим впечатлением об уроке, использовав для этого неоконченные предложения: Мне стало известно, что... Меня особенно привлекло и заинтересовало... Я полностью понимаю, что... То, что мне стало известно, может повлиять на... Считаю нужным сделать следующее...

Слайд 32

Домашнее задание Повторить теорию параграфы 141 - 144. Все ученики заполняют сравнительную таблицу «Причастия и деепричастия»;

Слайд 33

спасибо за урок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Нравственные проблемы в рассказе Л. Андреева «Кусака» Авторы: учащиеся 7б класса МБОУ гимназии №3 г. Грязи Сушкова Олеся Цуканова Анастасия Руководитель Солодухина С. В

Слайд 2

Тема исследования Отношение к животным у Л . Андреева является одним из критериев нравственности

Слайд 3

Эпиграфы: « Мы в ответе за тех, кого приручили» Антуан де Сент-Экзюпери «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь...» Антуан де Сент-Экзюпери. «Сердце в людях бывает слепое». А. Платонов. «Глаза без души слепы, уши – глухи» (пословица).

Слайд 4

Основополагающий вопр ос Является ли отношение к животным одним из критериев нравственности?

Слайд 5

А как вы понимаете слово нравственность? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры. (Результаты исследования). нравственность добро тепло сердечный нежность милосердие сочувствие

Слайд 6

А как вы понимаете слово безнравственность ? Давайте подберём к этому слову слова – ассоциации. Составим кластеры. (Результаты исследования). безнравственность зло бессердечность лёд камень жестокость Холодное сердце

Слайд 7

Является ли отношение к животным одним из критериев нравственности? Результаты опроса 9 6

Слайд 8

План Введение В рассказе раскрываются нравственные проблемы . Основная часть Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, автор пробуждает у людей сочувствие. Через сюжет рассказа Л . Андреев раскрывает проблему милосердия. Проблема доверия . Заключение

Слайд 9

Безнадёжность — так можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей. В рассказе Л.H. Андреева раскрываются различные нравственные проблемы. Главным героем рассказа является собака, которая учится доверять людям, но финал произведения трагический — Кусака одна и вновь никому не нужна. Описывая тяжёлую жизнь Кусаки, те лишения, которые она терпит, автор пробуждает у людей сочувствие. Писатель ставит перед читателем ряд вопросов. Что такое жалость? Когда и как нужно проявлять милосердие? Правильно ли поступили люди по отношению к Кусаке? На все эти вопросы автор не даёт однозначного ответа. Проблемы заявлены, а дело читателя — понять, насколько герои рассказа и он сам могут разрешить данные вопросы

Слайд 10

В образе Кусаки Л.H. Андреев изобразил униженное существо, готовое многое простить людям. Но люди слепы. Они не понимают своей вины перед Кусакой. Однажды мужик- пропойца от нечего делать приласкал бездомную собаку, а потом ему надоело и он ударил её ногой: «Но, пока собака колебалась, все яростнее размахивая хвостом и маленькими шажками подвигаясь вперед, настроение пьяного человека изменилось. Он вспомнил все обиды, нанесенные ему добрыми людьми, почувствовал скуку и тупую злобу и, когда Жучка легла перед ним на спину, с размаху ткнул ее в бок носком тяжелого сапога». Родители Лели не готовы взять бездомную собаку домой в город. Они даже не задумываются над тем, что будет делать Кусака без них, как она выживет зимой: «А Кусаку придется оставить. Бог с ней!». Люди совершают поступки, совсем не думая о последствиях. Ведь каждое живое существо может оказаться в такой ситуации, в которой оказалась Кусака: одна, никому не нужная, всеми забытая.

Слайд 11

Через сюжет рассказа Л. Андреев раскрывает проблему милосердия. Нельзя быть такими чёрствыми, думать только о себе. Вот как Лелина мать объясняет, почему Кусаку нельзя взять с собой: « Догаевы давно уже предлагали мне щеночка. Говорят, очень породистый и уже служит. Ты слышишь меня? А эта что — дворняжка!» Люди не просто готовы бросить собаку на произвол судьбы, но и забывают элементарно попрощаться с ней: «И только на вокзале она вспомнила, что не простилась с Кусакой».

Слайд 12

Ещё одну проблему ставит Л.Н. Андреев в своём рассказе — проблему доверия. При таком отношении людей Кусака никому никогда не сможет больше доверять: «И когда уже не было сомнений, что она наступила, собака жалобно и громко завыла. Звенящей, острой, как отчаяние, нотой ворвался этот вой в монотонный, угрюмо покорный шум дождя, прорезал тьму и, замирая, понесся над темным и обнаженным полем. Собака выла — ровно, настойчиво и безнадежно спокойно...». Безнадёжность — вот как можно определить жизнь беззащитных, слабых существ при таком отношении со стороны людей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-проект по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"

Конспект урока по рассказу Л.Н.Толстого "После бала"...

Проект по рассказам А.П. Чехова, урок литературы, 6 класс

В данной публикации содержится паспорт проекта по рассказам А.П. Чехова, содержащий цель, задачи, этапы работы над проектом, перечень ууд, формируемых при работе над поектом,а также готовый  прод...

Проект "Как рассказать детям о Москве"

Проект "Как рассказать детям о Москве". Помогает дошкольникам познакомиться с достопримечательностями Москвы....

Мини-проект по рассказу А.П.Чехова "Гриша"

Мини-проект по рассказу А.П.Чехова «Гриша»       ...

Проект по рассказу Е.Носова "Кукла"

Исследовательская проектная работа на основе художественного текста...