СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА
статья на тему

Боровец Оксана Сергеевна

Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad_2.doc57 КБ

Предварительный просмотр:

СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В УСЛОВИЯХ МЕЖШКОЛЬНОГО УЧЕБНОГО КОМБИНАТА

В сфере образования России в настоящее время происходят радикальные перемены. Приходит понимание образования как достояния личности, как средства ее самовыражения, самоутверждения и самореализации в жизни, как средства  построения личной и профессиональной карьеры. Это побуждает к обновлению целей и содержания не только общего, но и дополнительного образования, способствует  формированию мотивации учения учащихся, побуждает учителей к активной инновационной деятельности.

Инновационная педагогическая деятельность - основана на осмыслении практического педагогического опыта целенаправленная педагогическая деятельность, ориентирована на изменение и развитие учебно-воспитательного процесса с целью достижения высших результатов, получение нового знания, формирование качественно иной педагогической практики.

Необходимость инновационной направленности педагогической деятельности определяется дополнительным рядом обстоятельств:

во-первых, инновационная направленность деятельности учителей выступает средством государственной образовательной политики;

во-вторых, возрастает роль и авторитет педагогического знания в учительской среде;

в-третьих, происходит изменение отношения учителей к самому факту освоения и применения педагогических новшеств;

в-четвертых, вхождение учебных заведений всех уровней и типов в рыночные отношения создает реальную ситуацию их развития в целях достижения конкурентноспособности.

На протяжении нескольких лет педагоги комбината работали над единой методической темой «Профессионально-личностное самоопределение сельских школьников в условиях образовательной среды межшкольного учебного комбината». Программные документы по модернизации российского образования определили новую парадигму, которая предполагает формирование у обучающихся ключевых компетенций, овладение которыми является необходимым условием социализации выпускников.

Реалии нашей жизни таковы, что востребованными оказываются люди, способные откликаться на возникающие перед обществом проблемы, понимающие общую ситуацию, умеющие системно мыслить, анализировать, сравнивать, практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. А это значит, выпускник должен уметь работать в команде, быть инициативным, способным к новациям, готовым к перегрузкам, стрессовым ситуациям и уметь выходить из них.

Но в то же время понятно, что в старшем школьном возрасте обостряются многочисленные противоречия между потребностью молодого человека утвердить себя в окружающем мире, реализовать себя в обществе и необходимостью социальной адаптации и регуляции поведения; между потребностью быть независимым, самостоятельным и неспособностью брать на себя ответственность за значимые для них жизненные ситуации, в т.ч. профессионального содержания; между потребностью быть свободным и наличием внутренней несвободы. Неспособность самостоятельно решать возникающие внутренние конфликты неизбежно приводит к поиску помощи, содействия, т.е. педагогической поддержки самоопределению и саморазвитию личности старшего школьника на этапе профессионального выбора.

Отсюда вытекает необходимость как можно более раннего  психолого-педагогического сопровождения профессионального самоопределения.

Образовательная среда межшкольного учебного комбината позволяет в условиях технологического профильного обучения дать возможность школьникам получить начальную допрофессиональную подготовку по рабочим профессиям, что значительно расширяет возможности социализации и адаптации выпускника сельской общеобразовательной школы, обеспечивает преемственность общего и профессионального образования посредством реальной пробы сил в определенной сфере производства и услуг, способствует формированию жизненных установок личности, проектированию жизненных стратегий выпускников сельских школ.

Обучение в комбинате ведется по пяти профессиям: водитель категории «В», делопроизводитель, каменщик, садовник, швея.

Учителя и мастера производственного обучения активно внедряют в работу современные педагогические технологии (Таблица 1)

Таблица 1

Профессия

Ф.И.О. учителя

Название педагогической технологии

Швея

Боровец О.С.

Метод творческих проектов, дифференцированное обучение.

Садовник

Четина М.В.

Метод творческих проектов, Проблемное обучение.

Делопроизводитель

Гусакова Н.Е.

Дифференцированное обучение, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии

Каменщик

Гусаков Н.В.

Обучение на основе потребностей учащихся

Водитель

Бозин Е.А.

Рябинин А.И.

Дифференцированное обучение, информационно-коммуникационные технологии

Занятия по психологии

Тычинина Г.А.

Элементы техники арт-терапии, интерактивные формы работы

Работа с обучающимися проводится в учебное и внеурочное время. Учебные занятия проводятся как в традиционной форме, так и в форме: интегрированных уроков  («Сервировка стола», «Оформление заголовков и подзаголовков»); ролевой игры   («Цветочный магазин»); ситуативных игр («Телефонные переговоры», «Приём посетителей», «Сервировка стола»); уроков с использованием информационных технологий («Защита цветочных растений от вредителей и заболеваний», «Предписывающие знаки», «Моделирование рукавов», «Сигналы регулировщика»).

Во внеурочное время работает авторская мастерская «Аранжировка цветов», ведется активная подготовка обучающих к участию в олимпиадах, конкурсах. Учащиеся вместе с преподавателями работают над созданием своих портфолио. Эта технология сбора и анализа информации о процессе обучения и результатах учебной деятельности является для учащегося организатором его учебной деятельности, для учителя – средством обратной связи и инструментом оценочной деятельности.

В целях оказания помощи старшим школьникам в проектировании ими жизненных стратегий, в личностном и профессиональном самоопределении авторским коллективом Разуменского межшкольного учебного комбината была разработана программа элективного курса для учащихся 9,10,11 классов «Проектирование жизненных стратегий и профессиональная карьера старшеклассников», успешно прошедшая экспертизу на кафедре педагогики БелГУ и в управлении образования администрации Белгородского района.

Программа прошла апробирование на базе 9-х классов Разуменской СОШ№ 2 и Разуменской СОШ № 3. Диагностика показала, что на начало проведения занятий по программе курса, наблюдался слабо выраженный интерес ко всем видам профессиональной деятельности и влияние внешних мотивов. У учащихся отсутствовала совокупность сознательных побуждений к овладению определенным видом деятельности.  Диагностика профессиональной мотивации обучающихся на промежуточном этапе работы  показала следующие результаты: 36% обучающихся контрольной группы находились на уровне внутренней осознанной мотивации профессионального самоопределения, в экспериментальной группе, уровень внутренней осознанной мотивации был выше (50%).

Актуальность данной темы обусловлена тенденциями социально-экономического развития России и требованиями современного рынка труда. Ни для кого не секрет, что каждая сфера экономики России сегодня переживает острый дефицит компетентных работников. Совершенно иными стали функции рабочего, занятого в современном производстве; понятие «рабочий» приобретает иное качественное наполнение в условиях динамично развивающегося научно-технического прогресса. Актуальной задачей воспроизводства рабочих кадров становится осмысление новых подходов к самоопределению сельских школьников, которым по окончании школы предстоит пополнять ряды тружеников страны.

Программа предполагает побудить старшеклассников к активному самоанализу, самопознанию, исследованию собственных познавательных ресурсов и возможностей. Содержание курса включает применение средств развивающей комплексной диагностики; освоение технологий осознанного проектирования и рефлексии в процессе профориентационной работы педагогов со старшеклассниками; специальные задания-упражнения, ориентированные на уточнение сделанного выбора и приобретение дополнительного практического опыта в разных сферах профессиональной деятельности, позволяющих оценить себя, проверить готовность к труду.

Программа элективного курса реализуется через:

- ориентацию в социально-экономической ситуации и развитие профессионального самосознания старшеклассников;

- информированность о профессиях и специальностях, соответствующих учебных заведениях профессионального образования и местах трудоустройства;

- определение жизненных стратегий как механизма определения профессиональной карьеры;

- формирование профессионально важных качеств личности школьника, позволяющих определить жизненные стратегии;

- обеспечение возможности школьников соотносить свои склонности и возможности с требованиями будущей профессиональной деятельности.

Методы работы на учебных занятиях выбраны, исходя из их профессионально-ориентированной направленности: информирование, применение диагностических методик, групповые дискуссии, ролевое проигрывание, беседы, психотехнические приемы.

На занятиях педагог занимает позицию консультанта. При этом главным в оказании педагогической помощи старшеклассникам является формирование интереса к будущей профессиональной деятельности, стойких мотивов личностного и профессионального самоопределения в соответствии с интересами, желаниями, способностями, умениями приложения творческих сил школьника, содействие выбору индивидуального жизненного пути, обеспечение «ситуации успеха».

Членами педагогического коллектива опубликованно учебно-методическое пособие «Жизненные стратегии старшеклассников». В учебно-методическом пособии рассматриваются теория и практика проектирования жизненных стратегий старшеклассников в условиях межшкольного учебного комбината. Раскрыто профессионально-личностное самоопределение как социокультурный феномен, разработана модель процесса формирования жизненных стратегий школьниками в контексте становления профессиональной карьеры выпускников сельских школ.

Разработанная, теоретически обоснованная технология позволяет нашим выпускникам сделать выбор профессии более осмысленным,  мотивированным, соответствующим их интересам, желаниям и возможностям.

Литература

  1. Бондарева К. I., Козлова О. Г. Педагогический анализ инновационной деятельности учителя: Научно-методическое пособие. - Суммы, 2001.
  2. Козловский О. В. Как правильно выбрать профессию: методики, тесты, рекомендации. - Донецк: БАО, 2006. - 798 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Творческая направленность личности руководителя как условие инновационного подхода к организации образовательного процесса в школе

В условиях перехода  к новым   образовательным стандартам  инновациолнная деятельностьв педагогических коллективах должна создавать предпосылки  не только  для распространения...

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения

В статье раскрываются современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты второго поколения....

Современные подходы к организации образовательного процесса в условиях перехода на федеральные государственные образовательные стандарты НОО и ООО. Новые педагогические технологии

Современное образование должно научить человека жить в изменяющемся, динамичном мире. Необходимые для формирования нового человека изменения в образовании определены Федеральными государственными обра...

Методические рекомендации "Использование современных педагогических технологий в организации образовательного процесса в условиях дополнительного образования детей"

В методических рекомендациях представлен теоретический обзор понятия «педагогические технологии». Дана характеристика наиболее актуальных педагогических технологий, которые успешно могут п...

Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции «Современные педагогические технологии в организации образовательного процесса в ОУ СПО»

В сборнике предоставлены материалы, которыми может воспользоваться каждый педагог в целях самообразования и самосовершенствования....

Применение современных образовательных технологий (СОТ) в образовательном процессе в условиях ФГОС.

Статья содержит краткий обзор современных образовательных технологий,   описание некоторых из них, а также перечень источников информации, к которых можно подробно ознакомиться с внедрением ...

Применение современных технологий в организации образовательного процесса на уроках истории и обществознания в условиях перехода на ФГОС второго поколения

Целью моей педагогической деятельности  является обеспечение  благоприятныхусловий для формирования и развития личности каждого обучаемого, с учётом его индивидуальных способностей и возможн...