Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребывание детей "Алые паруса"
рабочая программа на тему

Сухова Елена Николаевна

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей на базе МКОУ ДОД ДДТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_lagerya.15doc.doc481 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение дополнительного образования детей

  Дом детского творчества г. Сычёвки

Принято                                                                Утверждаю

На заседании педагогического совета              Директор МКОУ ДОД ДДТ                                                                                                       Протокол № 4 от 2 .03.2015г.                           _______Е.В.Прудникова                                                        

Программа

деятельности лагеря с дневным пребыванием детей

на 2015 год

«Алые паруса».

                                                                   

                                                                                             Программу составил:

                                                                                                 начальник лагеря Сухова Е.Н.

                                                                                            Возраст детей: 5-17 лет

                                                                                           Срок реализации: 1 смена(21 день)

г.Сычевка 2015 г.

                             Оглавление:

1.Пояснительная записка.

2.Концептуальная основа деятельности.

3. Содержание деятельности

4.Планирование.

5.Практическое обеспечение программы.

6.Структура управления.

7.Результативность

Пояснительная записка

     Для многих лето ассоциируется с морем солнца, морем улыбок, с морем новых знакомых. А для педагогического коллектива Дома детского творчества г. Сычёвки, работающего в лагере, лето- период активного творческого труда, поиска новых форм работы в детских коллективах. Яркая и насыщенная жизнь в лагере с их традициями и ритуалами -период, когда те, кто решился принять на себя обязанности вожатого, «кусочек сердца отдают кому-то», а именно- многим детям. Каникулы составляют значительную часть объёма свободного времени детей, поэтому каникулы для них - это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряжённости, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование личностных возможностей, приобщение к социокультурным и образовательным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов в различных сферах деятельности, развлечениях, играх.

      Все дети без исключения с радостью ждут каникул, связывают с ними реализацию своих надежд и мечтаний, возможность найти новых друзей, встретиться со старыми друзьями, увидеть новое и неизведанное, испытать себя в незнакомых условиях, научиться новому делу. И здесь важно не обмануть ожидание детей.

       Летние оздоровительные лагеря являются частью социальной среды, где дети реализуют свои возможности и потребности. Им присущи особая организационная структура, специфическая деятельность, обусловленная интересами и потребностями детей в организации их свободного времени. Воспитательная ценность работы детского оздоровительного лагеря в том, что создаются условия для педагогически целесообразного, эмоционально-привлекательного досуга детей, восстановления их здоровья, удовлетворения их потребностей в новизне впечатлений, творческой самореализации, общении и самодеятельности, что способствует гармоничному развитию растущего  человека.

      Детский оздоровительный лагерь является внешкольным учреждением периодического функционирования и в своей работе учитывает специфику внешкольного воспитания, опираясь на классические идеи свободного воспитания: добровольность участия детей в различных делах, свободный выбор ими занятий , организованных форм и видов деятельности; вариативность программы деятельности с учётом индивидуальных интересов, способностей, уровень развития ребёнка, конкретных условий работы внешкольного учреждения, специфики педагогического руководства. В большинстве случаев у вожатых есть возможность развить те или иные положительные качества  у своих воспитанников. Прекрасный  их союзник в этом- окружающая природа: она облагораживает человека, забота о ней заставляет о многом задуматься.

       В Конвенции о правах ребёнка записано: «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учёбы и роста. Их будущее должно основываться на гармонии сотрудничества. Их жизнь должна становиться более полнокровной по мере того, как расширяются их перспективы, и они обретают опыт». Если мы хотим, чтобы наши дети были культурными, трудолюбивыми, вежливыми, здоровыми, честными и заботливыми, то именно мы должны создать нравственно благоприятные условия в учреждениях дополнительного образования, каким и является детский оздоровительный лагерь.

  Интерес к детству, детям, ко всему, что с ними происходит, плюс желание дарить им свою любовь и есть мотив, побуждающий человека к работе вожатым.

Цели программы:

создание оптимальных условий, обеспечивающих полноценный отдых детей, их оздоровление, нравственное и патриотическое воспитание, творческое развитие.

Задачи программы:

Оздоровительные:

  • Создать условия для укрепления здоровья, физической выносливости;
  • Вовлечь детей в активную спортивно-оздоровительную деятельность;
  • Обеспечить длительное пребывание детей на воздухе;

Воспитательные:

  • Создать условия для личностного развития каждого ребёнка;
  • Создать условия способствующие формированию навыков здорового образа жизни;
  • Содействовать формированию активной жизненной позиции обучающихся;
  • Способствовать ознакомлению участников лагеря с духовным наследием своей малой Родины;
  • Создание условий для воспитания культуры общения.

Развивающие:

  • Создания условия для развития координированности и коммуникативности детского коллектива – через творческую самостоятельную, объединяющую деятельность детей в смешанных группах, через самоуправление.

                  Сроки и условия пребывания: 

По продолжительности программа является краткосрочной, то есть реализуется в течение лагерной смены. В 2014-2015 учебном году это 21 день с 01 июня 2014 года по 30 июня 2014 года включительно.

Программа рассчитана на детей 5-17 лет. Оптимальное количество детей  в отряде  – 12 человек.

Психолого – педагогическое сопровождение деятельности осуществляют начальник  лагеря, заместитель начальника лагеря, воспитатели (педагоги дополнительного образования ДДТ), музыкальный руководитель, тренеры-преподаватели (тренеры ДЮСШ).

Контингент детей:  

  • из многодетных семей
  • из неполных семей
  • опекаемые
  • из полных семей

Концептуальная основа деятельности:

 1.Прининципы самореализации детей в условиях лагеря предусматривает: осознание ими целей и перспектив предполагаемых видов деятельности; добровольность включения подростков в ту или иную деятельность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей; создание ситуации успеха; поощрение достигнутого.

 2.Принцип включенности детей в социально значимые отношения предусматривает: обеспечение гарантии свободного выбора деятельности и права на информацию; создание возможностей переключения с одного вида деятельности на другой в рамках смены или дня; предоставление возможности и право отстаивать своё мнение.

 3.Принцип взаимосвязи педагогического управления и детского самоуправления предусматривает: приобретение опыта организации коллективной деятельности и самоорганизации в ней; защиту каждого члена коллектива от негативных проявлений и вредных привычек, создание ситуаций, требующих принятия коллективного решения; формирование чувства ответственности за принятое решение, за свои поступки и действия.

4.Принцип сочетания воспитательных и образовательных мероприятий с трудовой деятельностью детей предусматривает: режим дня, обеспечивающий разумное сочетание всех видов деятельности, взаимосвязь всех мероприятий в рамках тематического дня; активное участие детей во всех видах деятельности.

5. Принцип расширения индивидуального исторического пространства. В соответствии с этим принципом основные исторические понятия, проблемы рассматриваются на уровне конкретного человека, группы людей, их ближайшего окружения, на уровне города, района, страны и всей планеты.

                 Содержание деятельности

                                       Законы нашего лагеря

  1. «Закон ноль-ноль»- т.е. уважительного отношения ко времени, точной явки без опозданий на все лагерные мероприятия, соблюдение регламента времени. Например, на выступление даётся одна минута.
  2. «Закон территории». Означает, что уход за её пределы должен быть согласован со старшими, пребывание посторонних людей на территории лагеря также требуют согласования; всё что находится на территории лагеря охраняется всеми- и детьми, и взрослыми.
  3. «Закон зелёного друга». Его смысл предельно прост: на территории лагеря строго сохраняются все зелёные насаждения. Никому не позволяется срывать цветы или листья с веток деревьев, клумб и т.п.
  4. «Закон доброго отношения друг к другу». По этому закону устанавливаются дружеские, уважительные отношения сверстников, старших и младших. Коллектив осуждает грубость, оскорбления и защищает каждого члена летнего лагеря.
  5. «Закон песни». Предполагает уважительное отношение к песне: знаешь-поёшь, не знаешь-слушаешь. И никогда не мешаешь песне разговорами, озорством.

Традиционные «законы», принятые всеми, обязательны для исполнения. Так что для ребят, находящихся в лагере, это свои «писаные» законы жизни.

Символика и атрибутика:

Флаг и эмблемы:

Флаг лагеря красного цвета с изображением солнца и волн.

Эмблема лагеря - парусник с алыми парусами

Эмблемы отрядов: каждый год эмблемы отрядов могут меняться. Всё зависит от настроения детей и фантазии педагогов. Несколько лет назад каждый отряд представлял определённую стихию. Символами отрядов  были волны (отряд «Вода»), пламя (отряд «Огонь»), ветер(отряд «Воздух»), остров(отряд « Земля»). Следующим этапом была легенда о том, что «Алые паруса» может быть межгалактическим судном. И дети наших отрядов решили побыть инопланетными существами. Нам пришлось столкнуться с представителями планеты Луна( отряд «Лунтики»), планеты Марс (отряд «Марсиане»), планеты Нептун (отряд «Нептунчики») и планеты Земля (отряд «Земляне»).

 В этом году детьми была выбрана морская тематика. В результате споров  наши отряды получили следующие названия: отряд «Дельфинчика», отряд «Русалочки», отряд «Медузы». Эмблемой каждого отряда стало изображение обитателя моря

Гимн лагеря

Ребята, надо верить в чудеса,
Когда-нибудь весенним утром ранним
Над океаном алые взметнутся паруса,
И скрипка пропоёт над океаном.

 Не три глаза, ведь это же не сон,
И алый парус правда гордо реет,
В той бухте, где отважный Грей
Нашел свою Ассоль,
В той бухте, где Ассоль
Дождалась Грея.

С друзьями легче море переплыть
И есть морскую соль, что нам досталась,
А без друзей на свете
Было б очень трудно жить,
И серым стал бы даже алый парус.

Узнаешь зло, без этого нельзя,
Ведь люди не всегда бывают правы,
Но зла вы никому не причиняйте никогда,
И пусть не станет серым алый парус.

Когда-то, где-то счастье ты найдёшь,
Узнаешь Грея и Ассолью станешь,
В свою мечту ты веришь,
И её ты не предашь,
Гори, гори под солнцем алый парус.
                                                                     .

                                                                                                                               

 

       РЕЖИМ ДНЯ ЛЕТНЕГО ОЗДОРОВИТЕЛЬНОГО  

                              ЛАГЕРЯ

                       «АЛЫЕ ПАРУСА»

    Элементы режима дня

Пребывание детей

с 8.30 до 14.30 часов

Сбор детей, зарядка

8.30-9.00

Утренняя линейка

9.00 - 9.20

Завтрак

9.30 - 10.00

Спортивный час

10.00 – 11.00

Работа по плану отрядов, работа творческих объединений

11.00 - 12.30

    Конкурсные  

 организационно-массовые

      мероприятия

12.30 - 13.30

Обед  

13.30-14.15

Уход домой

14.15-14.30

                      Планирование работы.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересы детей, педагогов, родителей и пути реализации. В работе лагерной смены планируется активно задействовать социум города: Дом культуры, детскую библиотеку, краеведческий музей, детскую  районную поликлинику.

Тематическое планирование и методическое обеспечение  летнего     оздоровительного лагеря

             в ДДТ  в июне 2014 года

    Дата

        Мероприятие

ответственные

1 июня

Профилактический поход в детскую консультацию. Спортивный час. Подготовка к торжественной линейке, посвящённой открытию лагеря.

вожатые

2 июня

Спортивный час. Познавательно-развлекательная программа «Сказка ложь, да в ней намёк…».   Подготовка к торжественной линейке, посвящённой открытию лагеря.

Педагоги ДЮСШ, вожатые, Н.Г. Левонюк

3 июня

Спортивный час. Подготовка к торжественной линейке, посвящённой открытию лагеря. Музыкально -игровая программа «Вот оно какое наше лето».

вожатые, тренеры ДЮСШ

 Э.Д. Красникова

4 июня

Игровая развлекательная программа «Форт Боярд» в РДК. Торжественная линейка, посвящённая открытию лагеря «Алые паруса», представление отрядов, концерт.

вожатые, Н.Г. Левонюк

5 июня

Спортивный час. Пушкинский день «Я памятник воздвиг…». Инсценировка отрывков из произведений А.С.Пушкина

тренеры ДЮСШ,

вожатые,

Н.Г.Левонюк

8 июня      

Спортивный час. Спортивное мероприятие «Зелёная тропа». Поход в краеведческий музей.

Тренеры ДЮСШ ДЮСШ,

вожатые.

9 июня

Спортивный час. Конкурсная программа, посвящённая  профилактике правонарушений на дорогах «Пешеходы рулят»

тренеры ДЮСШ,вожатые

Н.Г.Левонюк

10 июня

Спортивный час.  Познавательно- развлекательная игра «Что? Где? Когда?» в РДК.

тренеры ДЮСШ,

Н.Г.Левонюк

11 июня

Спортивный час.  Конкурсная программа «Моя Россия», посвящённая Дню России.

Тренеры ДЮСШ, Э.Д.Красникова

15 июня

Спортивный час. Конкурсная программа  «Ковёр-самолёт».

 Тренеры  ДЮСШ,

Н.Г.Левонюк

16 июня

Спортивный час. Конкурсно-игровая программа «Летние забавы».

Тренеры  ДЮСШ,

вожатые, Н.Г.Левонюк

17 июня

Спортивный час. Спортивный конкурс «К олимпийским вершинам». День именинника.

тренеры ДЮСШ,

вожатые.

18 июня

Спортивный час. Познавательная программа Брейн- ринг в центральной районной библиотеке.

Тренеры ДЮСШ, вожатые

19 июня

Спортивный час. Игровая программа «Африканские страсти» в РДК. Познавательно-игровая программа, посвящённая противопожарной безопасности «Пожарные - пожарники».

Педагоги ДЮСШ,

Вожатые,

Н.Г.Левонюк

22 июня

Спортивный час. Познавательно-развлекательный конкурс «Пираты Барбарисского  моря».

тренеры ДЮСШ,

Н.Г.Левонюк,

Е.Л.Соловьёва,

вожатые

23 июня

Спортивный час. Соревнования по бадминтону, посвящённые  здоровому образу жизни. Мероприятие, посвящённое 73-й годовщине начала ВОВ

«День памяти и скорби». Возложение цветов.

тренеры ДЮСШ,

вожатые,

Э.Д.Красникова

24 июня

Спортивный час. Конкурсная программа «Мисс Лето-2014».

Тренеры ДЮСШ ,

Н.Г. Левонюк

25 июня

Спортивный час. Танцевально-игровая программа «Здравствуй лето»  В РДК. День здоровья. Конкурс рисунков, плакатов, посвящённый  здоровому образу жизни. Конкурсная программа «Вдох глубокий, руки шире…», посвящённая профилактике вредных привычек.

тренеры ДЮСШ,

 Н.Г.Левонюк,

вожатые

26 июня

Спортивный час.  Развлекательно-игровая программа «Мистер Лето».

тренеры ДЮСШ,

вожатые, Н.Г.Левонюк.

29 июня

Спортивный час.  Профилактический поход в детскую консультацию.  Подготовка к закрытию лагеря.

тренеры ДЮСШ,

вожатые

30 июня

Спортивный час. Закрытие лагеря. Концерт

тренеры ДЮСШ, вожатые, Н.Г.Левонюк

           Содержание программы

Программа содержит несколько блоков, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

Патриотические мероприятия. Целью  таких мероприятий является воспитание уважительного отношения к  своей стране, малой родине; привитие интереса к традициям и праздникам  народа; сохранение исторической  памяти. В этот блок входят следующие мероприятия: «Моя Россия- моя страна», посвящённое Дню России, акция «Зажжённая свеча», посвящённая Дню памяти и Скорби.

Спортивные мероприятия. Целью таких мероприятий  является сохранение не только физического, но и духовного здоровья наших детей. Многие известные спортивные деятели считают, что поговорка  «в здоровом теле здоровый дух» не совсем верна. Правильнее думать, что именно здоровый дух и помогает телу быть здоровым. Тренеры нашего оздоровительного лагеря придерживаются этой концепции при разработке своих мероприятий. Ежедневно в лагере проводится  спортивный час. Кроме этого дети являются активными участниками спортивных конкурсов «Зелёная тропа», «К олимпийским вершинам», «Вдох глубокий, руки шире».

Познавательно-развлекательные мероприятия: Целью таких мероприятий является развитие творческой активности обучающихся, формирование разносторонней личности, стимулирование интереса обучающихся ко всему новому непознанному. В этот блок входят следующие  мероприятия:  «Сказка ложь, да в ней намёк…»( дети инсценировали отрывки из любимых сказок», «Вот оно какое наше лето»,в котором разгадывали загадки и ребусы, придумывали новые игры; «Форт Боярд», «Что?Где?Когда?», «Ковёр самолёт», «Пираты Барбарисского моря»(дети показали свои умения в ориентировании, работе по карте, петь и плясать, импровизируя).

Профилактические мероприятия: Целью таких мероприятий является воспитание уважительного отношения к своей жизни и жизни близких людей; формирование интереса к героическим профессиям. В этот блок входят мероприятия и конкурсы «Пешеходы рулят», посвящённое профилактике правонарушений на дорогах и знание ПДД; «Пожарные-пожарники», мероприятие посвящённое противопожарной безопасности; Выступление мини-агитбригад по профилактике вредных привычек, конкурс плакатов, посвящённый здоровому образу жизни.

                                     Также этот блок  содержит:

                                                   Инструктажи

-  Инструктажи для детей:   «Правила дорожно-транспортной безопасности», «Правила поведения в лагере», «Правила безопасности при проведении спортивных мероприятий»

                                                                  Беседы:

-О правилах поведения на дороге;

-О взрывоопасных предметах;

-О правилах поведения при пожарах и терактах;

-О правилах поведения в экстремальных ситуациях;

-Осторожно, ядовитые растения.

Традиционные мероприятия:  Целями таких мероприятий является формирование разносторонней личности ребёнка, выявление и поддержка творчески одарённых детей, стимулирование творческой активности, коммуникабельности. В этот блок входят мероприятия торжественных открытия и закрытия летнего оздоровительного лагеря; мероприятия, посвящённые Дню защиты детей, День именинника, Пушкинский день, Мисс и Мистер Лето.

                        Методическое обеспечение программы

№ п/п

Направленность мероприятий

Формы проведения мероприятий

Методы проведения мероприятий

1.

Патриотические мероприятия

Рассказ, викторина, конкурс

Устное изложение, показ видеоматериалов

2.

Спортивные мероприятия

Конкурс, турнир, мини-поход

Репродуктивные методы, частично-поисковый метод

3.

Познавательно-развлекательные мероприятия

Концерт, праздник, творческая встреча

Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод

4.

Профилактические мероприятия

Экскурсия, конкурс, викторина

Частично-поисковый метод, исследовательский метод.

5.

Традиционные мероприятия

Концерт, праздник, фестиваль

Объяснительно-иллюстративный метод, репродуктивный метод

Кадровое обеспечение.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:

  • начальник лагеря- Е.Н. Сухова
  • заместитель начальника лагеря- О.В.Зайцева
  • педагог-организатор – Н.Г.Левонюк
  • музыкальный руководитель- Э.Д.Красникова
  • воспитатели- Л.Н.Рипка, О.В.Пушкова, Е.Л.Соловьёва Л.В.Жданова, Т.П.Ананьева, И.В.Петрова
  • тренеры-преподаватели- А.В.Степанов, В.П.Величенкорв
  • старший повар- В.В.Пучкова
  • повар- Т.В.Голубева
  • буфетчица- Т.А.Фёдорова
  • уборщики служебных помещений- И.Ф.Иванова, Н.В.Сотникова

Кураторы отрядов:

  • воспитатели отрядов (педагоги дополнительного образования);

Финансовое обеспечение

Финансирование осуществлялось за счет средств регионального бюджета Смоленской области из расчета на ребенка от 5 до 10 лет - 95 руб.35 коп., на ребенка от11 до 17 лет - 110 руб.36 коп.. Общая сумма финансирования составила     руб.      коп. Заработная плата педагогического и технического персонала осуществлялась за  счет бюджета муниципального образования «Сычевский район».

Структура управления

       Результативность работы

Диагностика

Вводная

диагностика

Начало смены. Выяснение пожеланий и предпочтений, первичное выяснение психологического климата в детских коллективах:

- анкетирование;

- беседы в отрядах;

- планерки администрации лагеря, старших вожатых и воспитателей.

Пошаговая

диагностика

На общем стенде к эмблемам каждого отряда приклеиваются лепестки с указанием результатов проведённого мероприятия.

Беседы на отрядных сборах.

Итоговая

диагностика

Анкетирование

Творческий отчёт (концерт , фильм о лагере)

Анкета для родителей воспитанников летнего оздоровительного лагеря «Алые паруса» .

1.Считаете ли Вы, что выбор нашего летнего лагеря был правильным?

2.С желанием ли Ваши дети посещают лагерь?

                       

3.Делятся ли Ваши дети впечатлениями по окончании конкурсных дней?

4.Нравится ли Вашим детям питание в нашем лагере?

5.Ваши пожелания и предложения по совершенствованию нашего лагеря?

Диаграмма построена на основе утвердительных ответов.

Анкета для воспитанников летнего оздоровительного лагеря «Алые паруса»

1.Понравился ли отдых в лагере?

2.Понравилось ли питание в нашей столовой?

3.Мероприятия какой направленности Вам понравились и запомнились больше всего: патриотической, спортивной, познавательно-развлекательной, профилактической, традиционной?

4.Ваши пожелания и предложения по совершенствованию нашего лагеря.

Вывод: Летние каникулы - непростое время для родителей и долгожданное для детей. Ежегодно в начале смены мы сталкиваемся с некой детской пассивностью, так как очень часто  решение о нахождении ребёнка в лагере принимают именно родители. Эта пассивность вполне оправдана - закончен учебный год и хочется ничем не заниматься. Однако, попадая в комфортную среду сверстников и знакомых педагогов, дети начинают проявлять себя, становятся активными спортсменами, актёрами, певцами и т.д., с удовольствием борются  за звание лучшего отряда, выбирают аппарат самоуправления, становятся незаменимыми помощниками воспитателям. Анкетирование родителей и обучающихся приводят к следующим выводам: у детей улучшается здоровье и аппетит. Воспитанники в хорошей физической форме, преобладает позитивное настроение. В пожеланиях очень часто, и взрослые, и дети нас благодарят за неравнодушие и активную творческую позицию .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным прибыванием "Алые паруса"

Лето – пора отдыха детей. В условиях летнего пришкольного лагеря, отдых детей уникален с точки зрения организации самостоятельной жизнедеятельности личности в свободное время....

программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Через тернии к звёздам", программа расчитана для детей от 7 до 15 лет, каждый день программы представляет планету отчёт о путешес...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей.

«Галактика Радости»Возраст детей:7-12летСрок реализации: апрель-июнь 2013 год.Составитель: Федотова Евгения Владимировна,старшая вожатая...

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием "Остров сокровищ"

Чем занять детишек в селе в летний период, когда надоели уроки, а хочется почувствовать себя этаким пиратом, я предлагаю данную программу. Обещаю: отдыхать не придётся, а работать будет даже интересно...

Рекомендации по составлению программы летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Данные рекомендации сожержат описание классификации программ, ее структуры, критериев определения качества....

"Мир чудес" программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей

Программа оздоровления и занятости детей из семей, находящихся в трудной жизненной ситуации, на период летних каникул....

Программа летнего оздоровительного лагеря с дневным пребыванием детей "Алые паруса"

Программа лагеря обеспечивает каждому ребенку психологическую комфортность в действиях, мотивах участия в работе отряда, связанных с собственным развитием и реализацией, организацию социально-значимог...