Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах
статья (5 класс) на тему

особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.)

Скачать:


Предварительный просмотр:

Организация системно- деятельностного подхода на уроках математики в 5-х классах

Современные дети живут в условиях ежедневного обновления огромного объема  информации. В процессе работы с ней учащиеся осознают, что человек должен учиться   на протяжении всей жизни.

Особенно актуально для школьника и то, что знания не должны передаваться механически, а достигаться    формированием  у него универсальных учебных действий. Необходимость такого формирования  нормативно закреплена в федеральном государственном образовательном стандарте общего образования. В связи с этим учитель, начинающий реализовывать Стандарт, должен внести значительные изменения в свою деятельность.

Работая в составе творческой группы пилотной площадки по опережающему введению ФГОГ ООО на первоначальном этапе я провела  анализ методических материалов федерального уровня, сопровождающих процесс введения Стандарта, изучила литературу по данному вопросу. Данная работа позволила  выявить особенности системно-деятельностного подхода, который определяет необходимость представления нового материала через развертывание последовательности учебных задач, моделирования изучаемых процессов, использования различных источников информации, в том числе информационного пространства сети Интернет, предполагает организацию учебного сотрудничества различных уровней (учитель – ученик, ученик-ученик, ученик-группа.) Основой организации учебного процесса в программе «Учусь учиться» является дидактическая система деятельностного метода обучения, которая используется на трёх уровнях: базовом, технологическом и системно-технологическом.

Базовый уровень технологии деятельностного метода позволияет   повысить качество усвоения знаний по математике, способствовует развитию мышления учащихся. Ведь учитель не преподносит  знания в готовом виде, а организует «открытие» его самими детьми. Сейчас учитель – организатор учебной, коллективно-распределенной деятельности учеников, равноправный участник диалога.

Используя  в своей  педагогической  деятельности основные  элементы и  идеи  развивающего  обучения,   я выдвинула  на  первый  план  следующие задачи в обучении учащихся:

  • обеспечение  умственного  развития;
  • обеспечение  познавательной  самостоятельности  детей (не  давать  никаких  готовых  знаний, вооружить детей  такими  средствами  умственного  труда, которые  помогут им  самим  добывать  знания);
  • формирование  умений  учиться.
  • Активное включение самого ученика в учебно-познавательную поисковую деятельность, организованную на внутренней мотивации.
  • Организация совместной деятельности.
  • Переход от сообщения знаний и их запоминания к частичному или полному самостоятельному  поиску.

Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: деятельности ,непрерывности, преемственности, целостности, психологической комфортности, вариативности, творчества

Структура уроков ведения нового знания в рамках деятельностного подхода имеет следующий вид:

1. Мотивирование к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

2. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Организуется подготовка и мотивация к самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

3. Выявление места и причины затруднения. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учитель организует выявление учащимися места и причины затруднения.

 4. Реализация построенного проекта.

Обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант. Построенный способ действий используется для решения первоначальной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

5. Первичное закрепление 

Учащиеся фронтально, в группах, в парах решают типовые задания на новый способ действий.

6.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используя индивидуальные формы работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. Обязательно проводим рефлексию.

7. Включение в систему знаний и повторение.

Выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг. Учителем подбираются задания, в ходе решения которых используется  изученный материал, позволяющий ввести новые способы действий в дальнейшем.

 Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

8. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.

В ходе работы над проектом была разработана технологическая карта  урока математики, основанная на системно-деятельностном подходе.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

Осуществляемые действия

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

Осуществляемые действия

Формируемые способы деятельности

1

Погружение в деятельность

Предлагает учащимся выполнить устные вычисления и заполнить рабочий лист

Выполняют вычисления и заполняют рабочий лист

Актуализация знаний по теме «Сложение и вычитание положительных и отрицательных чисел».

Выполняют общую задачи

Формирование коллективной ответственности

Выполняют последовательные действий с учетом конечного результата

Проектирование маршрута работы на уроке,

Организует диалог, побуждающий к выдвижению проблемы: предлагает ученикам составить логические цепочки к математическим терминам – корень, слагаемое, вычитаемое.

Строят логические цепочек рассуждений

Построение рассуждений об объектах об свойствах и связях

Участвуют  в диалоге

Умение выражать свои мысли, устанавливать и сравнивать разные точки зрения

Сличают результат с эталоном

Прогнозирование своей деятельности на дальнейших этапах урока

Предлагает назвать основные объекты и метод, в котором они используются

Анализируют объект, выделяя существенные признаки

Умение анализировать и сопоставлять

Обмениваются знаниями

Достаточно полно и точно выражать свои мысли

Называют алгоритмы нахождения неизвестных компонентов арифметических действий

Находить и формулировать учебную проблему, составлять план работы на уроке

2

Организация деятельности

Предлагает классифицировать уравнения по арифметическим действиям в них, и сформулировать известные им  алгоритмы  нахождения неизвестных компонентов

Сравнивают различные объекты по компонентам

Выявление существенной для решения уравнения информации

Организуют  и планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками

Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и со сверстниками

Ставят учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и того, что еще не известно

Умение ставить перед собой задачу

3

Осуществление деятельности

Предлагает трем учащимся решить уравнения:

1)на нахождение неизвестного слагаемого;

2)на нахождение неизвестного уменьшаемого;

3)на нахождение неизвестного вычитаемого.

Овладевают  общим приемом решения уравнений методом компонент

Умение применять известные алгоритмы в новых ситуациях

Сотрудничают в  поиске способов решения

Умение сотрудничать в коллективе, умение выслушивать мнение других членов коллектива

Сравнивают свой результат с результатом отвечающих у доски; корректируют свою работу  в соответствии  с эталоном

Самоконтроль выполнения своей деятельности

Предлагает учащимся  выполнить самостоятельную работу: решить уравнения с последующей взаимопроверкой в процессе сравнения с эталоном решения(на слайде)

Применяют алгоритм для получения результата

Умение применять разработанные алгоритмы

Контролируют результат работы партнера

Умение сотрудничать в  малых группах

Удерживают цель деятельности до получения конечного результата

Умение управлять своей деятельностью, самостоятельность

Проанализировав выполненную работу, назовите правила действий с положительными и отрицательными числами и их свойства

Осуществляют анализ объекта и применяют правила работы с ним

Умение выделять необходимую теоретическую информацию в данной ситуации

Инициативно сотрудничают в поиске и сборе информации

Умение принимать мнение других, критично относиться к своему мнению

Оценивают весомость приводимых доказательств и рассуждений

Умение оценивать свои и чужие рассуждения

4

Рефлексия

Подведение итогов в ходе фронтального опроса

Перечисляют основные объекты и правила работы с ними;

Умение устанавливать связь между теорией и практикой в зависимости от конкретной ситуации

Положительно относятся к результатам своей и коллективной деятельности

Умение радоваться своим и коллективным успехам.

Проводят оценку, самооценку, контроль

Умение оценить товарища, оценить себя

Предлагает проанализировать свою деятельность и назвать ошибки, допущенные при выполнении задания, и способы их устранения

Перечисляют виды своей деятельности и формулируют правила, на которые были допущены ошибки

Умение работать с моделями

Обоснованно выражают свои мысли, управляют своим действиями

Выявление проблем, поиск и оценка способ деятельности

Осуществляют самоанализ и самокоррекцию

Приобретают навык рефлексии.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системно – деятельностный подход на уроках математики и информатики в рамках стандартов нового поколения ФГОС

Основой, обеспечивающей реализацию Федерального Образовательного Стандарта является системно – деятельностный подход, который обеспечивает:формирование готовности к саморазвитию и непрерывному о...

Системно - деятельностный подход на уроках математики

Обобщение опыта работы по данной технологии...

Презентация мастер - класса «Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики».

laquo;Компетентностно - орентированные задания в структуре современного урока как средство реализации системно – деятельностного подхода на уроках математики»   В современных ус...

Мастер- класс по теме "Реализация системно-деятельностного подхода на уроках математики"

Данный мастер- класс проводила на курсах повышения квалификации. Можно провести на заседании ШМО, ММО, РМО, а также педсовете....

мастер-класс"Системно-деятельностный подход на уроках математики"

мастер-класс"Системно-деятельностный подход на уроках математики" показывает различные приемы, позволяющие вовлечь учащихся в деятельность на уроке. Показывает применение практической направленности....

Программа работы мастер-класса по теме: «Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики»

Тема: Применение элементов технологии системно – деятельностного подхода на уроках математики Цель:  Повысить мотивацию коллег к овладению методами и формами системно-деятельностного п...