Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа) Путешествие в город Грамотейск
план-конспект на тему

Кадыкова Оксана Викторовна

Цели занятия:

1.      Повторение букв.

2.      Закрепление навыка послогового чтения.

3.      Закрепление навыка звуко-буквенного и звуко – слогового анализа.

4.      Закрепление понятия о предложении и основных правилах его оформления.

5.      Развитие фонематического слуха.

6.      Развитие зрительного и слухового внимания.

7.      Развитие мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки со слогами и буквами, карточки для индивидуальной письменной  работы, солнышко и тучка, полоски для составления схемы предложения, «Карта Грамотейска», куклы, магнитная доска, листочки бумаги для письменных заданий, карандаши.

Ход занятия

1.      Организационный момент

Логопед показывает детям пособие «Карту города Грамотейска» и говорит: «В городе Грамотейске живут звуки, слоги, слова и предложения. Недавно там случилась беда: бегали по городу Незнайка и Буквоедик. Гласные и согласные звуки перепутали, слоги в словах переставили, слова из предложений выбросили. Загрустили жители Грамотейска». Даже солнышко скрылось за тучкой. Мы с вами должны помочь  жителям города».

2.      Основная часть

Логопед показывает на «Карте…» домики с красным, синим и зелёным  окошком и спрашивает: «Как вы думаете, какие звуки в домиках с красным окошком?» Дети: «Гласные». Логопед: «Я буду губами показывать артикуляцию, а вы отгадайте гласный звук». Губы трубочкой – «У», улыбка – «А» и т.д.

Логопед: «А какие звуки живут в домиках с синим и зелёным окошком?» Дети «Твёрдые и мягкие согласные». Логопед : « Делимся на 2 команды 1-я команда придумает слово , начинающееся с твёрдого согласного, а 2-ая – с мягкого. Ну-ка, возьмём «П». Дети: «Полка!», «Пирог!» аналогично придумываются слова с «Т», «В», «Н».

Логопед «Мы с вами знаем, что есть согласные звуки, которые очень похоже произносятся: «С»-«З», «П»- «Б» и другие. Как их отличить? Дети «Горлышко дрожит и не дрожит».

Логопед: «Посмотрите, как загрустили куклы Соня и Зоя. Их подарки перепутал Незнайка. Давайте подарим Соне подарки, где есть в слове звук «С», а Зои – «С». Дети расставляют картинки, проверяя ладошкой наличие вибрации горла.

Логопед: «А это что за куча мала? (картинки с наложенными контурами предметов) назовите что видите.» Дети: «Барабан, парашют, ботинки, палочки, банка». Логопед достаёт изображения этих предметов по отдельности и дети получают задание расставить их соответственно к буквам «П» и «Б».

Логопед показывает на карту: «Нам надо идти дальше, но на реке сломан мост. Если мы правильно расставим картинки так, чтобы последний звук каждого слова был 1-ым следующего, мост починим. (вата, самокат, трубач, автобус,    чашки, игла)». Дети выполняют задание, составляют цепочку слов. Логопед чинит мост (ставит пластиковую дощечку).

Логопед : «А мы идём дальше: «Кто купался в синем море, а кто грелся на заборе, кто из вас разберёт, где тут кит, а где тут кот?» Предлагаются звуковые схемы их цветных кружочков, соответствующие словам «кит» и «кот» и картинки «кот», «кит». Дети расставляют картинки  «кит» и «кот» к подходящей схеме.

Логопед: «Мы с вами знаем правило: «Сколько в слове гласных, столько и ….» Дети:  «Слогов!»

Логопед:»Покажите, как вы умеете делить слова на слоги: «Молоко», «Руки», «Кот». Дети отхлопывают слова, делят их на слоги.

Логопед: «Подойдите к столам. Здесь лежат листочки со словами. Посмотрите, Буквоедик слоги у слов пооткусывал. Давайте «починим» слова!» дети хлопками делят каждое слово на слоги. Определяют пропущенный слог, вписывают его в пустую клеточку печатными буквами.

3.      Физкультминутка

Все дети выходят на ковёр и под руководством логопеда выполняют упражнение для рук:

«На поляне дом стоит (Пальчики соединены, прямые ладошки под углом , ну а к дому путь закрыт (ладошки соединить, большие пальцы оставить) мы ворота откроем (разворачиваем ладошки), в этот домик (пальцы соединить) приглашаем (поманить). На двери весит замок (сцепить пальцы рук), кто его открыть бы мог? Потянули покрутили, постучали и открыли». Выполняется сначала медленно, а потом быстрее.

4.      Продолжение основной части

Логопед: «Посмотрите, мы открыли ворота (Убираются воротца)! Идём дальше по городу. Ах! Незнайка рассыпал слова на слоги. Давайте соберём слова из слогов». Предлагается табличка, разделённая вертикальной чертой. Слоги из левой половины дети соединяют с подходящими слогами правой и получают слова: «Кони», «Коты», «Косы», «Осы», «Соты».

Логопед: «И к предложения подобрался озорник Незнайка, поссорились слова. «Таня, есть, суп», разве это предложение?» Дети «Нет, в предложении слова дружат! Надо сказать : «Таня ест суп». Логопед «Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении». Дети, загибая пальчики, считают. Один из детей делает схему этого предложения. Логопед: «Посмотрим, как Незнайка записал это предложение: (…….)»

5.      Подведение итогов

Логопед: «Мы помогли жителям города Грамотейска: звукам, слогам, словам и предложениям навести порядок. Посмотрите что изменилось?» дети: «Солнышко вышло из-за тучки!» логопед: «Всем, кто помог жителям Грамотейска, они выдают пропуска в свой город. Вот только Буквоедик буковки обкусал. Дома почините слово «пропуск», и вы будете в Грамотейске как дома. Спасибо всем! »

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл itogovoe_zanyatie.docx20.31 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект итогового логопедического занятия по подготовке к обучению грамоте детей с ОНР в условиях логопункта (подготовительная группа)

Путешествие в город Грамотейск

Выполнила:  Кадыкова О.В.

учитель-логопед МДОУ Д/С «Сказка»

п. Правохеттинский

Цели занятия:

  1. Повторение букв.
  2. Закрепление навыка послогового чтения.
  3. Закрепление навыка звуко-буквенного и звуко – слогового анализа.
  4. Закрепление понятия о предложении и основных правилах его оформления.
  5. Развитие фонематического слуха.
  6. Развитие зрительного и слухового внимания.
  7. Развитие мелкой моторики.

Оборудование: предметные картинки, звуковые схемы слов, карточки со слогами и буквами, карточки для индивидуальной письменной  работы, солнышко и тучка, полоски для составления схемы предложения, «Карта Грамотейска», куклы, магнитная доска, листочки бумаги для письменных заданий, карандаши.

Ход занятия

  1. Организационный момент

Логопед показывает детям пособие «Карту города Грамотейска» и говорит: «В городе Грамотейске живут звуки, слоги, слова и предложения. Недавно там случилась беда: бегали по городу Незнайка и Буквоедик. Гласные и согласные звуки перепутали, слоги в словах переставили, слова из предложений выбросили. Загрустили жители Грамотейска». Даже солнышко скрылось за тучкой. Мы с вами должны помочь  жителям города».

  1. Основная часть

Логопед показывает на «Карте…» домики с красным, синим и зелёным  окошком и спрашивает: «Как вы думаете, какие звуки в домиках с красным окошком?» Дети: «Гласные». Логопед: «Я буду губами показывать артикуляцию, а вы отгадайте гласный звук». Губы трубочкой – «У», улыбка – «А» и т.д.

Логопед: «А какие звуки живут в домиках с синим и зелёным окошком?» Дети «Твёрдые и мягкие согласные». Логопед : « Делимся на 2 команды 1-я команда придумает слово , начинающееся с твёрдого согласного, а 2-ая – с мягкого. Ну-ка, возьмём «П». Дети: «Полка!», «Пирог!» аналогично придумываются слова с «Т», «В», «Н».

Логопед «Мы с вами знаем, что есть согласные звуки, которые очень похоже произносятся: «С»-«З», «П»- «Б» и другие. Как их отличить? Дети «Горлышко дрожит и не дрожит».

Логопед: «Посмотрите, как загрустили куклы Соня и Зоя. Их подарки перепутал Незнайка. Давайте подарим Соне подарки, где есть в слове звук «С», а Зои – «С». Дети расставляют картинки, проверяя ладошкой наличие вибрации горла.

Логопед: «А это что за куча мала? (картинки с наложенными контурами предметов) назовите что видите.» Дети: «Барабан, парашют, ботинки, палочки, банка». Логопед достаёт изображения этих предметов по отдельности и дети получают задание расставить их соответственно к буквам «П» и «Б».

Логопед показывает на карту: «Нам надо идти дальше, но на реке сломан мост. Если мы правильно расставим картинки так, чтобы последний звук каждого слова был 1-ым следующего, мост починим. (вата, самокат, трубач, автобус,    чашки, игла)». Дети выполняют задание, составляют цепочку слов. Логопед чинит мост (ставит пластиковую дощечку).

Логопед : «А мы идём дальше: «Кто купался в синем море, а кто грелся на заборе, кто из вас разберёт, где тут кит, а где тут кот?» Предлагаются звуковые схемы их цветных кружочков, соответствующие словам «кит» и «кот» и картинки «кот», «кит». Дети расставляют картинки  «кит» и «кот» к подходящей схеме.

Логопед: «Мы с вами знаем правило: «Сколько в слове гласных, столько и ….» Дети:  «Слогов!»

Логопед:»Покажите, как вы умеете делить слова на слоги: «Молоко», «Руки», «Кот». Дети отхлопывают слова, делят их на слоги.

Логопед: «Подойдите к столам. Здесь лежат листочки со словами. Посмотрите, Буквоедик слоги у слов пооткусывал. Давайте «починим» слова!» дети хлопками делят каждое слово на слоги. Определяют пропущенный слог, вписывают его в пустую клеточку печатными буквами.

  1. Физкультминутка

Все дети выходят на ковёр и под руководством логопеда выполняют упражнение для рук:

«На поляне дом стоит (Пальчики соединены, прямые ладошки под углом , ну а к дому путь закрыт (ладошки соединить, большие пальцы оставить) мы ворота откроем (разворачиваем ладошки), в этот домик (пальцы соединить) приглашаем (поманить). На двери весит замок (сцепить пальцы рук), кто его открыть бы мог? Потянули покрутили, постучали и открыли». Выполняется сначала медленно, а потом быстрее.

  1. Продолжение основной части

Логопед: «Посмотрите, мы открыли ворота (Убираются воротца)! Идём дальше по городу. Ах! Незнайка рассыпал слова на слоги. Давайте соберём слова из слогов». Предлагается табличка, разделённая вертикальной чертой. Слоги из левой половины дети соединяют с подходящими слогами правой и получают слова: «Кони», «Коты», «Косы», «Осы», «Соты».

Логопед: «И к предложения подобрался озорник Незнайка, поссорились слова. «Таня, есть, суп», разве это предложение?» Дети «Нет, в предложении слова дружат! Надо сказать : «Таня ест суп». Логопед «Давайте посчитаем, сколько слов в этом предложении». Дети, загибая пальчики, считают. Один из детей делает схему этого предложения. Логопед: «Посмотрим, как Незнайка записал это предложение: (…….)»

  1. Подведение итогов

Логопед: «Мы помогли жителям города Грамотейска: звукам, слогам, словам и предложениям навести порядок. Посмотрите что изменилось?» дети: «Солнышко вышло из-за тучки!» логопед: «Всем, кто помог жителям Грамотейска, они выдают пропуска в свой город. Вот только Буквоедик буковки обкусал. Дома почините слово «пропуск», и вы будете в Грамотейске как дома. Спасибо всем! »

САМОАНАЛИЗ  ИТОГОВОГО ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ЗА первое ПОЛУГОДИЕ «ПУТЕШЕСТВИЕ В ГОРОД ГРАМОТЕЙСК»

(ПОДГОТОВИТЕЛЬНАЯ  ГРУППА)

На занятии решались следующие задачи:

Продолжать закреплять в активном и пассивном словаре детей понятия: «гласный звук», «согласный звук», «твердый (мягкий) согласный звук»;

Продолжать подготавливать детей к усвоению анализа и синтеза звуко-слоговых рядов, слов, предложений;

Продолжать развивать точность и целенаправленность органов артикуляционного аппарата детей, фонематическое восприятие, воображение;

Воспитывать умение работать в коллективе, слушать и слышать своих сверстников и педагога, поддерживать положительный настрой детей на протяжении всего занятия, поощрять желание детей высказывать свои мысли.

На занятии присутствовало 6 дет. с диагнозами ОНР и ФФНР.

Поскольку занятие является итоговым за первое полугодие  логопедической работы в подготовительной группе, на занятии преобладают закрепляющие, развивающие и воспитательные задачи. Поэтому в основном все задания и упражнения  детям знакомы и подбирались с целью определения и актуализации опорных знаний.

Всё содержание деятельности детей на занятии соответствует поставленным целям, задания были выстроены по нарастающей сложности.

Я считаю, что поставленные на занятии цели были  выполнены, этому способствовали:

- игровая мотивация, проходящая через все занятие, введение сказочных персонажей – Незнайка и Буквоедик;

- соответствующий подбор приемов активизации детей: наглядный метод (подбор демонстри раздаточного мат-ла, дид игр), словесный метод (вопросы, указания, объяснения, поощрения, ответы детей), практический метод (работа детей с картинками, цветовыми символами звуков).

- различные формы организации деятельности детей: коллективно и индивидуально, смена деятельности детей на протяжении всего занятия, физкультурная пауза;

В целях развития понимания обращенной речи, старалась давать короткие, четкие инструкции и вопросы. На протяжении всего занятия у детей сохранялась  активность, внимание, работоспособность.

Во время работы за столами велся контроль над соблюдением правильной рабочей позы, помещение проветрено, речевые и обучающие нагрузки на занятии соответствуют возрастным и характерным специфическим особенностям детей, содержание занятия соответствует требованиям коррекционной программы воспитания и обучения детей с ОНР в подготовительной группе.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект непосредственной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте для детей подготовительной к школе группе по теме: «Путешествие в страну Грамотея»

Можно использовать и как логопедический досуг, и как обощение пройденного в конце года. Используется интерактивная доска, на которой выводится карта страны Грамотея и дети на протяжении всего времени ...

Логопедическое занятие по подготовке к обучению грамоте «Звук и буква О»

Занятие можно использовать при обучение грамоте детей старшего дошкольного возраста с общей интеллектуальной недостаточнсотью....

Конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ с использованием серии обучающих дощечек "Редакция журнала"

Пошаговый конспект непрерывной образовательной деятельности по подготовке к обучению грамоте старших дошкольников с ОВЗ в интергации с другими образовательными областями с использованием серии обучающ...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР "Слог. Деление слов на слоги"

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе для детей с ЗПР  «Слог. Деление слов на слоги»...

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте детей старшего дошкольного возраста

Тема:    Гласные звуки и буквы: А,О,У,И,Э,Ы.Задачи:Познакомить с гласными звуками и буквами: А,О,У,И,Ы,Э.Учить читать сочетания гласных букв.Закреплять умение составлять предложения с п...

Конспект коррекционно-развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте "Звуки (С), (Сь).

Конспект коррекционно - развивающего занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной группе компенсирующей направленногсти "Звуки (С), (Сь)....

Конспект занятия по подготовке к обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности для детей с тяжелыми нарушениями речи на тему «Путешествие в Страну Знаний»

Цель: в занимательной игровой форме обобщить и закрепить полученные знания по обучению грамоте  на материале лексической темы «Транспорт ».Коррекционно-развивающие задачи: закреплять ...