Конспект урока " Выборы.Избирательное право"
методическая разработка (6 класс) на тему

Косых М.В.

о выборах об избирательное  праве

Скачать:


Предварительный просмотр:

            Урок-конференция «Конституция РФ- основной закон страны».

                  ( МОУ СОШ №3 учитель истории-обществознания Косых Марина Викторовна)

Цели урока:    

Обучающие:

  1. Обобщить и  углубить представления учащихся о Конституции РФ 1993г., её основных положений на основе имеющихся знаний,
  2. Продолжить обсуждение роли и места Конституции РФ в жизни государства, граждан РФ, отношения к ней учащихся как граждан и губернатора Челябинской области как должностного лица и гражданина

Развивающие:

  1. Создать условия для развития умений классифицировать основные права и свободы человека  и гражданина РФ по группам прав ( гражданские, политические…), сравнивать федеральные и региональные государственные органы и их полномочия.

Воспитательные:

  1. Обеспечить условия для формирования правовой культуры учащихся, чувства патриотизма, правосознания, уважения к ценностям и нормам демократического правового государства.

Тип урока: нетрадиционный

Форма урока: урок-конференция

Оборудование:

  1. Конституция РФ, государственный флаг РФ, гимн РФ (фонограмма)
  2. Плакаты: изображения Конституции, государственные символы России, портрет Президента В. В. Путина, карта РФ, Челябинской области
  3. Компьютерные слайды «Основы правовых знаний»: «Основные черты Конституции»,  «Права и свободы человека» и др.
  4. Стенд (или доска с темой и планом урока).

План урока.

Беседа учителя с учениками о Конституции РФ

 10 минут

Выступление групп с презентацией своей работы

30 минут

Подведение итогов урока учителем

1-2 минуты

  1. Начало урока(10 минут)

Вводная беседа:

УЧИТЕЛЬ:

  •  Со времени принятия Конституции России прошло 20 лет.

Президент РФ В.В. Путин в своем выступлении перед Федеральным Собранием сказал, что «демократия- это такая форма правления, которая не является абсолютно одинаковой для всех.  Необходимо  найти  оптимальный  путь,  при  котором  Конституция  не  будет  простой  декларацией, а  будет  реальным  документом,  на  который  можно  опираться,  строя  правовое  государство».  Мы  хотим  накануне  государственного  праздника  «Дня  Конституции  РФ», чтобы  наш урок  сегодня  был  живым  разговором.

  • Какие  вопросы  вы  хотели  бы  вынести  на  наше  обсуждение?
  • Вспомните,  что  означает  в  переводе   на  русский  язык  «конституция»?

УЧЕНИКИ:

Слово  «конституция»  от  лат. – «устройство,  установление,  учреждение».

УЧИТЕЛЬ:

  • Да,  верно.  Конституция  является  актом основополагающего  характера:  закрепляет  основы  государственного  строя,  определяет  форму  государства,  систему  высших  органов  власти, т.е.  фактически «учреждает»  государство.
  • Российское  государство  существовало  много  веков.  К действующей  Конституции  Россия  пришла  не  сразу.  Об  этапах  конституционного  развития  России  расскажет                                               (сообщение ученика  3 минуты)

УЧИТЕЛЬ:

  • инцислайд  и  объясним,  как  мы  понимаем  эти  положения.

(учитель  демонстрирует  слайд «Основы  правовых  знаний»)

- верховенство

- устойчивость  и  стабильность

- прямое и непосредственное  действие

- законность

Учащиеся  объясняют,  что  Конституция  обладает  высшей  юридической  силой,  закрепляет  основы  государственного  строя,  при  отсутствии  закона  граждане  могут  в  суде  ссылаться  на  положения  Конституции…

УЧИТЕЛЬ:

Ребята!  Вы  получили  задание  поработать  в  группах.

  1. Этап урока(30 минут)

Выступление по результатам групповой работы.

1 группа должна была проанализировать основополагающие принципы, на которых базируется Конституция РФ.

УЧЕНИКИ:

Учащиеся показывают свой презентационный слайд и дают комментарии по основополагающим принципам Конституции РФ: права и свободы человека, гражданский мир и согласие, равноправие и самоопределение народов, целостность и единство страны , суверенитет и демократическая основа.

УЧИТЕЛЬ:

2 группа: должна была проанализировать основы конституционного строя Росси

УЧЕНИКИ:

Учащиеся показывают свой презентационный слайд и дают комментарии.

УЧИТЕЛЬ:

3 группа: должна была классифицировать права человека по трем группам прав (гражданские, политические, социально - экономические права человека), привести примеры и прокомментировать.

УЧЕНИКИ:

Учащиеся показывают слайды и комментируют.

УЧИТЕЛЬ:

4 группа: должна составить схему « Органы государственной власти в РФ» по Конституции РФ, назвать и объяснить основные полномочия федеральных органов государственной власти.

На урок можно пригласить представителей власти и тогда 3 этапа урока превратится в брифинг

Примерные вопросы для брифинга:

  1. Мы знаем, что Президент РФ объявил о реформе региональной власти РФ? Как Вы относитесь к вопросу о назначении губернаторов Президентом? Не противоречит ли это Конституции РФ?
  2. Почему хотят отказаться одномандатных округов?
  3. Мы слышали, что вопрос о помиловании, который раньше был в компетенции Президента, хотят передать в компетенцию губернаторов. Так ли это? Как вы к этому относитесь?
  4. Нет ли противоречий между функциями губернатора и представителя Президента по Уральскому округу? Как юридически разрешается эти коллизии? Чьи решения имеют высшую силу?
  5. Имеет ли губернатор право и по каким вопросам вмешиваться в работу местных органов самоуправления, хотя они не входят в систему органов государственной власти? В каком печатном издании публикуются законы, издаваемые в Челябинской области?
  6. Петр Иванович! Нас как выпускников очень волнует вопрос о бесплатном образовании. Как  вы думаете, сможем ли мы сохранить бесплатное образование или в этом вопросе мы будем следовать западным тенденциям?
  1. Подведение итогов урока.

Заключительное слово учителя

Итак, давайте подведем итоги нашего урока.

Значение Конституции РФ огромно как для государства, так и для каждого гражданина. Оно заключается  в том, что все, без исключения, должны соблюдать Основной закон страны.

Главное, думается, мы осознали.

Мы осознали, что путь к демократии труден , и главное на это пути - наша правовая культура, знания различных законов, главный из которых – это Конституция РФ.

Звучит гимн Челябинской области.

 

        Конспект урока в 9 классе  по теме « Выборы. Избирательное право».

                  ( МОУ СОШ №3 учитель истории-обществознания  Косых Марина Викторовна)

Цель:

  • Познакомить учащихся с основным конституционным правом гражданина РФ, принципами избирательного права, как проводят выборы,
  • Формировать активную гражданскую позицию,
  • Умение работать в группах и с компьютерными технологиями.

План урока:

  1. Блиц-игра - подготовка к восприятию нового материала.
  2. Что изучает избирательное право?
  3. Работа в группах:
  1. Источники избирательного права,
  2. Принципы выборов,
  3. Как проводятся выборы,
  4. Основные понятия темы: избиратель, кандидат, депутат, избирательный ценз, избирательные системы.

Литература:

  • Володина, Полиевктова др. Основные правовые знания ,8-9 класс - РФПР кн.1, п.,25.,
  • ЭУП №2 « Основы правовых знаний» РФПР
  • Избирательное право: избирательный процесс, раб тетр. Шаг за Шагом, 2010

Блиц - турнир, Игра «Мяч».

  1. Какой политический институт (орган власти) был центральным в Афинах в V веке до н.э.?
  2. Какого  1 царя на Руси выбирали на Земском соборе?
  3. В какой стране впервые появился парламент?
  4. Что такое демократия?
  5. Когда в истории появились выборы?
  6. Отгадайте загадку

              -   он гражданин РФ

              -   ему не меньше 18 лет,

              -  он не сумасшедший, не наркоман,

              -   он не страдает слабоумием, не находится в местах лишения свободы,

              -   от него зависит будущее страны и демократии?

             О чем мы сегодня будем говорить на уроке?

       Да, конечно вы догадались: о выборах, демократии, об избирательном праве.

      Как вы думаете, что включает в себя понятие «избирательное право»?

             ИЗБИРАТЕЛЬНОЕ ПРАВО – это подотрасль конституционного права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих  участие  граждан  в  выборах  представительных  органов  власти,  организацию  и  проведение  выборов.

              Ребята,  чего  вы  ждете  сегодня  от  этого  урока?

Я  жду  от  вас  хорошего  внимания,  активной  работы  в  группах  и  индивидуально.

2  этап  урока – работа  в  группах  с  использованием  презентации (15-20  мин.)

1 группа:  Составьте  список  источников  избирательного  права  и  дайте  краткую  характеристику  каждому  из  них.

Для  работы  используйте  учебник.

2 группа:  Найдите  в  учебнике  основные  принципы  выборов,  составьте  схему  и объясните  ее  классу.

3 группа:  Найдите  в  учебнике  информацию  о  том, как  проводятся  выборы,  напишите  этапы  и  кратко  расскажите  о  них  классу.

4  группа:  Найдите  в  законах  и  учебнике  основные  понятия:  избиратель,  кандидат,  депутат,  избирательный ценз,  составьте  кластер  (схему)  понятию  «Избиратель».

3  этап  урока: Выступления  групп (по 3 мин) – 12 мин.

4  этап  урока: 1 половина  класса  решает  задачи  после  параграфа  в  учебнике, 2 половина  класса  тестируется  по  учебнику.

Домашнее  задание: синквейн  на  темы  «Выборы».

Закрепление:

Проверочная  работа  по  теме  «Избирательное  право» - 9 класс.

1.        Каких  представителей  власти  мы  выбираем?

а)  Генпрокурора  РФ,

б)  депутатов  Госдумы РФ,

в)  Президента  РФ,

г)  членов  Конституционного  суда,

д) губернаторов,

е) министров.

2.        Почему  в  зале  для  голосования  предусмотрены  две  двери:  вход  и  выход?

           а) для  проветривания  помещения,

          б)  для рассредоточения  избирателей,

          в)  для  того,  чтобы  при  входе  и  выходе  в  одну  и  ту  же  дверь  не  было  

          возможного  влияния  одних  избирателей  на  других.

3.       Не  имеют  права  избирать  депутатов  Государственной  Думы:

          а)  военнослужащие,

          б)  судьи,

          в)  граждане  свыше 80  лет,

          г)  граждане  моложе 18  лет,

         д)  граждане,  имеющие  гражданство  другого  государства,

         е)  граждане,  находящиеся  в  местах  лишения  свободы  поддержка  приговору  суда.

4.      Запрещается  вносить  изменения  в  списки  избирателей:

         а)  после  начала  подсчета  голосов,

         б)  после  начала  голосования  на  избирательном  участке,

         в)   за 12  часов  до  начала  голосования.

5.      Избиратель  может  голосовать:

         а)  только  лично,

         б)  за  члена  своей  семьи  с  предъявлением  его  паспорта,

         в)  за  члена  своей  семьи с  предоставлением  доверенности  и  его  паспорта.

6.     Агитация  за  кандидатов  прекращается  за                       день (дней)  до выборов.

7.     Избиратель – это  гражданин РФ,                                                                             .

8.     В  каждом  округе  большинством  голосов  избирается  один  депутат.  Это  характерно  для                                                 избирательной системы.

9.     В  России  существует                                                          избирательная  система.

10.   Какое  положение  верно:  

        а)  понятие  «человек»  и  «гражданин»  являются  синонимами,

        б)  понятие  «гражданин»  имеет  широкий  смысл,  чем  понятие  «человек»,

        в)  понятие  «человек»  имеет более  широкий  смысл,  чем  «гражданин».

11.   Задача:  Представители  гражданина  А.Ю. Быстрова, выдвинутого  в  качестве  кандидата  в  депутаты  Законодательного  Собрания  Челябинской   области,  выпустили  в местной  типографии  тираж  агитационных  листовок,  содержащих  портрет,  его  краткую  биографию,  основные  тезисы  политической  программы  кандидата,  объем  прав  и  дату  выпуска  тиража  листовок.  Избирательная  комиссия  приняла  решение  об  обращении  в  суд  с  требованием лишить  гражданина  А.Ю. Быстрова  права  участия  в  выборах  депутатов  Законодательного  Собрания.

          Оцените  действия  сторон  данного  правоотношения,  укажите  основные  ошибки,  совершенные  ими (или  одной  из  сторон).

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока "Отмена крепостного права в России" с интерактивными дидактическими материалами

Материал содержит кнспект урока, лист опроса, задания для интерактивной доски, тестирование по теме....

Савинова Л.М. Конспект урока английского языка "Правила дорожного движения в России" в 6 классе по УМК Spotlight

Урок из модуля 3 УМК Spotlight 6 имеет цель научить учащихся формулировать правила дорожного движения в родной стране и иллюстрировать их, используя ИКТ - создание проекта в программе Power Point....

Конспект урока по теме "Права ребенка"

Урок обществознания по теме "Права ребенка"...

План - конспект урока по обществознанию "Право на труд. Трудовые правоотношения."

Урок обществознания в 9 классе под редакцией Л.Н. Боголюбова, А. И. Матвеева. с применением ЭОР.Цель: сформировать у обучающихся  представление о трудовом праве, познакомить с Трудовым Кодексом Р...

План-конспект урока "Строгание древесины. Правила безопасной работы."

Ознакомление с процессом строгания рубанком и другими инструментами. План-конспект урока предназначен для учителей работающих в 5-х классах....

презентация к уроку: " Выборы. Избирательные системы"

Данная презентация может быть использована на уроках обществознания...