Современный урок по ФГОС(презентация и выступление)
материал на тему

Куликова Олеся Александровна

«Современный урок как способ повышения качества образования»

Задачи:

*       ·        Осознание  основных критериев современного урока

*       ·        Повышение интереса педагогов к современным технологиям

*       ·        Осознание необходимости повышения уровня самообразования

*       « Урок – это зеркало общей и

*       педагогической культуры учителя,

*        его интеллектуального богатства ,

*       показатель его кругозора. эрудиции»

*       В.А. Сухомлинский

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Современный урок как способ повышения качества образования»

Слайд 2

Задачи: - осознание основных критериев современного урока -повышение интереса педагогов к современным технологиям -осознание необходимости повышения уровня самообразования

Слайд 3

Плюсы и минусы традиционного урока Плюсы Минусы Легко работать утомляемость учителя Все нормы четко расписаны Надоедает одно и то же

Слайд 4

плюсы Плюсы Минусы Всю жизнь проводили традиционные уроки Постоянное чувство неудовлетворенности Недовольство администрации Средняя успешность

Слайд 5

РЕАЛИЗАЦИЯ ФГОС 1. самостоятельно планировать уроки 2. планирование воспитательной функции урока 3. опора на метапредметные связи 4. включение в содержание урока упражнений творческого характера 5. имидж учителя

Слайд 6

Основная задача метапредмета «Проблема» : формирование у школьников собственной позиции относительно данного события. Основная задача метапредмета «Задача» : решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.

Слайд 7

Метапредметы – это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления

Слайд 8

Алгоритм для учеников 1.Осмысли цель задания (что надо сделать?) 2.Найди нужную информацию (текст, рис…) 3.Преобразуй информацию в соответствии с заданием (найти причину, выделить 4.Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова: «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».) 5. Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителя главное, дать оценку…)

Слайд 9

« Если мы будем учить сегодня так, как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра» Джон Дьюи



Предварительный просмотр:

«Современный урок как способ повышения качества образования»

Задачи:

  • ·        Осознание  основных критериев современного урока
  • ·        Повышение интереса педагогов к современным технологиям 
  • ·        Осознание необходимости повышения уровня самообразования
  • « Урок – это зеркало общей и
  • педагогической культуры учителя,
  •  его интеллектуального богатства ,
  • показатель его кругозора. эрудиции»
  • В.А. Сухомлинский
  •  Об уроке написано множество книг, статей, диссертаций. Меняются цели и содержание образования, появляются новые средства и технологии обучения, но какие бы не свершались реформы, урок остается вечной и главной формой обучения .                                                                              
  •  Как для учеников, так и для Учителя, урок интересен тогда, когда он современен в самом широком понимании этого слова. Современный, – это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом – актуальный. Актуальный [от лат. actualis – деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще – действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок – современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.
     
  • В настоящее время большинство учителей, по-прежнему, тяготеет к традиционному уроку. Это объясняется многими причинами: привычкой к традиционным формам обучения и боязнью нового; непониманием огромного количества инноваций.
  •  
  • Попробуем вместе разобраться в плюсах и минусах традиционного урока.
  •  
  • плюсы и минусы традиционного урока (две команды)
  •  Нападающие – защитники
  • (образцы выступлений)

плюсы

минусы

Меняющиеся времена не могут изменить лучшее в уроке. То, что накапливалось веками, остается ценным всегда. Нельзя обойтись без прочных, систематических, глубоких знаний. Нельзя обойтись без воспитанной традиционным уроком привычки к дисциплине и порядку в голове. 

. Очень высокая утомляемость учителя, особенно на последних уроках, т. к. большую часть урока проводит сам учитель

наша молодость, работа, интересная размеренной уверенностью в ее необходимости и пользе, интересная жизнь. Всю жизнь проводили традиционные уроки и вырастили нормальных учеников. 

Надоедает одно и то же, бесконечное «повторение пройденного»; жалко «сильных» учеников, которых с каждым годом все меньше и меньше («низкий» уровень подтягиваем до «среднего», а с «сильными» работать некогда). 

На традиционном уроке легко работать: его организация проста, привычна, хорошо известна и отработана до мелочей. 

Все большее количество учеников желает учиться в классах «выравнивания». 

на коллектив позволяет уделять равное внимание и отличникам, и «середнячкам», со «средними» учениками работать проще, меньше головной боли. 

Постоянное чувство неудовлетворенности из-за отсутствия интереса, нежелания учиться, из-за роста непонимания со стороны учеников и родителей к требованиям, предъявляемым учителем.

. Все нормы четко расписаны, легко выполняются, никому ничего не надо доказывать, всем все понятно: все правильно с точки зрения проверяющих, а раз правильно – плохо быть не может.

Недовольство администрации, заинтересованной в новом, несоответствие программ, учебников, пособий нормативным документам.

 

 

Главные ориентиры традиционного урока – коллективное выравнивание, средняя успешность (успеваемость) обучения, средний ученик в целом. 
Большинство учителей отмечает резкое снижение интеллектуального уровня учеников на примере конкретных классов, увеличение учеников, в лучшем случае, со «средним» и низким уровнем развития.

 

 

При традиционном обучении ученикам, успешно закончившим   школу, гораздо труднее найти себя в окружающей действительности. Среди них гораздо больше не состоявшихся личностей.  Не случайно в последние годы среди учителей родилась шутка. На вопрос: «Кому на Руси жить хорошо: отличнику или троечнику», всегда один и тот же ответ – троечнику, т. к. он адаптирован к жизни, умеет приспособиться, выбрать нестандартное решение, принять на себя ответственность, рискнуть и т. д. Именно поэтому среди них гораздо меньше неустроенных, несчастных, чем, к сожалению, среди отличников, которые всегда четко и правильно выполняли указания учителя.

Выводы: что нового появляется в уроке при реализации ФГОС второго поколения? В чем плюсы?

  • Стремление учителя самостоятельно планировать уроки.
  • Знание принципов дидактики, их иерархии, взаимосвязей и отношений.
  • Точное и одновременно творческое выполнение программно-методических требований к уроку.
  • Знание типологии урока
  • Использование игровой формы, когда это служит лучшему выполнению образовательных целей урока.
  • Учет обученности, обучаемости, учебных и воспитательных возможностей учащихся.
  • Формулировка, кроме темы урока так называемого «имени урока».
  • Планирование воспитательной функции урока.
  • Комплексное планирование задач урока (стр. 40)
  • Выделение в содержание материала объекта прочного усвоения и отработка на уроке именно этого.
  • Продумывание хотя бы для себя ценностных оснований выбора содержания и трактовки учебного материала на уроке.
  • Помощь детям в раскрытии личностного смысла изучаемого материала.
  • Опора на межпредметные связи с целью их использования для формирования у учащихся целостного представления о системе знаний.
  • Практическая направленность учебного процесса.
  • Включение в содержание урока упражнений творческого характера.
  • Выбор оптимального сочетания и соотношения методов обучения.
  • Знание разных технологий развивающего обучения и их только дифференцированное применение.
  • Сочетание общеклассных форм работы с групповыми и индивидуальными.
  • Осуществление дифференцированного подхода к учащимся только на основе диагностики их реальных учебных достижений.
  • Формирование надпредметных способов учебной деятельности (например анализирование от предмета к явлению, процессу, понятию).
  • Работа по мотивации учебной деятельности  - формирование мотивации познания.
  • Создание условий для проявления самостоятельности учащихся
  • Рациональное использование средств обучения (учебников, пособий, технических средств.
  • Включение компьютеров в педагогические технологии.
  • Дифференциация домашних заданий.
  • Знание и применение психосберегающих, здоровьесберегающих и здоровьеразвивающих технологий.
  • Обеспечение благоприятных гигиенических условий.
  • Обеспечение эстетических условий
  • Общение -  сочетание требовательности и уважения к личности учащегося.
  • Имидж учителя.
  • Соотношение рационального и эмоционального в работе с детьми.
  • Использование артистических умений, педагогической техники и исполнительского мастерства

 Установленные стандартом новые требования к результатам обучающихся вызывают необходимость в изменении содержания обучения на основе принципов метапредметности как условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен стать конструктом новых педагогических ситуаций, новых заданий, направленных на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний.

  • Основная задача метапредмета «Проблема»: формирование у школьников собственной позиции относительно данного события.
    Основная задача метапредмета 
    «Задача»: решение школьниками разных задач и освоение способов их решения.
  • Метапредметы– это предметы отличные от предметов традиционного цикла, это новая образовательная форма, которая выстраивается поверх традиционных предметов, в ее основе лежит мыследеятельностный тип интеграции учебного материала и принцип рефлексивного отношения к базисным организованностям мышления.
  • Универсальность метапредметов состоит в обучении школьников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами, но в то же время воспроизводятся при работе с любым предметным материалом

Структурные элементы урока

  • Мобилизующий этап – включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность.
  • Целеполагание – формулирование учащимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – уметь.
  • Момент осознания учащимися  недостаточности имеющихся знаний и умений. Коммуникация.
  • Взаимопроверка и взаимоконтроль.
  • Рефлексия – осознание учеником и воспроизведение в речи того, чему научился и каким способом действовал.
  • Алгоритм для учеников
  • 1.Осмысли цель задания (что надо сделать?)
  • 2.Найди нужную информацию (текст, рис…)
  •             3.Преобразуй информацию в соответствии с заданием                                                                                          (найти причину, выделить
  •                     4.Сформулируй (устно/письменно) ответ, используя слова:
  •                        «я считаю что…, потому что во-первых…, во-вторых… и т.д.».)
  •                                     5. Дай полный ответ (рассказ), не рассчитывая на наводящие вопросы учителяь главное, дать оценку…)
  1. Эффективное педагогическое взаимодействие участников образовательного процесса на уроке – вторая составляющая современного урока, влияющая на качество обученности школьников

а) Анкетирование педагогов (ответы «да» или «нет»)

  • Когда ребенок говорит что-то непонятное, я обычно сразу же его поправляю.
  • Когда ребенок «мямлит», мне хочется его слегка одернуть.
  • Я считаю, что если учитель часто улыбается детям, это мешает его ученикам сосредоточиться.
  • Когда ученик отвечает, меня интересуют, прежде всего, его знания, а не эмоции.
  • Если я не согласен с мнением ученика, я об этом говорю прямо.
  • Когда учащиеся несут какуе то чушь », я стараюсь поставить их на место.
  • Я бы не хотел оказаться на месте своего ученика во время опроса.
  • Если вы набрали больше трех ответов «да», то Вам бы не мешало задуматься об эффективности своих взаимоотношений с учащимися. Все ли вы сделали, чтобы Ваши взаимоотношения с учениками на уроке были партнерскими, равными, основанными на дружелюбии и внимании друг к другу.
  • Заключение
  • Так что же для  нас современный урок ?
  • Ответы:
  • это урок-познание, открытие, деятельность, противоречие , развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация., интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность.  потребность . « Если мы будем учить сегодня так,
    как мы учили вчера, мы украдем у детей завтра»
                     Джон Дьюи
  • Что главное в уроке?
  • Каждый учитель имеет на этот счет свое, совершенно твердое мнение. Для одних успех обеспечивается эффектным началом, буквально захватывающим учеников сразу с появлением учителя. Для других, наоборот, гораздо важнее подведение итогов, обсуждение достигнутого. Для третьих – объяснение, для четвертых – опрос и т.д. Времена, когда учителя заставляли придерживаться жестких и однозначных требований по организации урока миновали.
  •  Время «готовых» уроков постепенно отходит.
  • Новизна современного российского образования требует личностного начала учителя, которое позволяет ему либо урочить, наполняя учеников знаниями умениями и навыками, либо давать урок, развивая понимание этих знаний, умений, навыков, создавая условия для порождения их ценностей и смыслов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Выступление на тему "Современный урок в современной школе" на педагогических чтениях - 2012

В выступлении рассматривается актуальность данной темы на сегодняшний день, общие требования к современному уроку, основные пути совершенствования урока в современной школе....

"Требования к современному уроку математики и самоанализу в условиях введения ФГОС", презентация

Какой  должна быть система образования в ХХI веке?Наиболее четко и коротко идеал можно сформулировать следующим образом: «В основе преподавания будет лежать обучение мышлению".Изменения, связанны...

Всероссийский семинар "Современный урок в контексте требований ФГОС". Тема выступления "Новые результаты образования как основа проектирования современного урока географии"

Сфера образования, находясь в постоянной динамике, чутко реагирует на изменения внешней среды, адаптируется к ее изменяющимся потребностям, активно влияет на ее состояние. Все это позволяет считать об...

Мое выступление на семинаре учителей ИКБ "Современный урок в контексте ФГОС и о технологиях которые на этом уроке могут использоваться"

Через изучение истории своей семьи, деревни, района, республики Башкортостан, малой Родины ребята воспринимают материал  об истории всей страны....

"Система географических координат" конспект урока по ФГОС + презентация

Примерный конспект урока (ФГОС) по географии в 6-м классе, по теме - "Система географических координат" + презентация. Учебник: Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский, 2016 год, изд. Русско...

Современный урок – это урок без стрессов. Выступление на педсовете

Современный урок – это урок без стрессов.Выступление Екимовой И.Г., на педсовете декабрь 2018 года, о использовании здоровьесберегающих технологий в деятельности педагога. Когда м...