Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате
статья на тему

Беседина Елена Владимировна

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность  приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности.  Большая часть  выпускников  не умеют планировать  свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.

Встречаясь  с трудностями и проблемами в своей жизни, решают их девиантными поступками. Эти и другие проблемы  и особенности актуализируют задачу поиска инновационных механизмов обучения детей, находящихся в интернатных учреждениях.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность  приобретения полноценного жизненного опыта. Полное государственное обеспечение часто формирует иждивенческую позицию, ведёт к отсутствию бережливости и ответственности.  Большая часть  выпускников  не умеют планировать  свою самостоятельную жизнь, не доводят начатое дело до конца, живут одним днём.

Встречаясь  с трудностями и проблемами в своей жизни, решают их девиантными поступками. Эти и другие проблемы  и особенности актуализируют задачу поиска инновационных механизмов обучения детей, находящихся в интернатных учреждениях.

Желание добиться успеха, мотивация достижения  успеха формируется как  следствие взаимодействия человека со средой.  Наиболее эффективным способом моделирования учебно-воспитательного процесса, направленного на формирование предметных компетенций является проектирование.

Проектирование - особый вид деятельности, результатом которого является создание реального «продукта», имеющего для участников проекта практическое значение.

Основные требования к проекту:

  1. Наличие социально значимой задачи (проблемы) – исследовательской, информационной, практической.
  2. Выполнение проекта начинается с планирования действий
  3. Наличие результата работы над проектом
  4. Представление  общественности подготовленного продукта.

Технология проектной деятельности ставит перед собой следующие цели:

  • воспитание детей, способных быть самостоятельными в мышлении и действиях;
  • развитие исследовательских и коммуникативных умений, навыков сотрудничества;
  • развитие умений работать с информацией, формулировать проблемы и находить пути их решения;
  • развитие критического мышления.

          Проектная деятельность – метод научного исследования, который раскрепощает ребёнка, повышает уровень его познавательной активности, учебной мотивации, способствует эмоциональной уравновешенности и уверенности в собственных возможностях. Это, в свою очередь, улучшает адаптацию и повышает сопротивляемость организма к воздействию внешних и внутренних негативных факторов, т.е. способствует сохранению как психического, так и соматического здоровья школьников.

          Конечно,  умственная отсталость накладывает естественные ограничения на организацию проектной деятельности, однако вовлекать обучающихся коррекционных школ в  проектную деятельность нужно обязательно.   Ведь  у детей с нарушением интеллекта   слабо развито стремление самоутвердиться  социально-приемлимым способом, совершенствоваться в какой-либо сфере. Поэтому задачей нашего коллектива является  создание такой образовательной среды, которая поможет поверить подростку в свои силы.

Включая   обучающихся в проект можно сформировать у них следующие умения:

  1. Определять цель деятельности, планировать ее, выполнять действия и операции, соотносить результат деятельности и ее цель, контролировать свои действия.
  2. Выполнять мыслительные операции. Входящие в состав проектной деятельности.
  3. Проводить наблюдения. Ставить  эксперименты, строить модели объектов и явлений окружающего мира.

Проблема проекта, обеспечивающая мотивацию включения школьников в самостоятельную работу, должна быть в области познавательных интересов обучающихся и находиться в зоне их ближайшего развития.

Таким образом, проектная деятельность обучающихся  с нарушением интеллекта  необходима и возможна. Метод  проектов наряду с другими активными методами обучения является основой для организации исследовательской деятельности  школьников.

          Примером  межпредметного, группового проекта, реализуемого учителями  географии, математики и социально-бытовой ориентировки  является  проект «Моё родное Белогорье».  

         Он интересен тем, что  проводился  группой  учителей и учеников с целью воспитания у подрастающего поколения ценностного отношения к культурному наследию: любви к родному городу, сопричастности к судьбе края, бережному  отношению к его культурно-историческим и природным богатствам.

Сегодня ни один предмет в учебном плане не обходится без включения в него элементов Белгородоведения, что способствует обогащению  обучающихся знаниями о родном  крае, формирует гражданскую позицию,  играет существенную педагогическую роль в эстетическом, трудовом, политическом воспитании, является интегрирующим звеном между учебной и воспитательной деятельностью школы и обеспечивает межпредметные связи.
Материал по «Белгородоведению»   является богатым источником, дающим возможность восполнить пробелы в нравственном воспитании учащихся.. 
          Цель  данного проекта:
Воспитание гражданина России, патриота своей малой родины, знающего, любящего свой родной край, почитающего его традиции, испытывающего гордость за вклад своей малой родины в жизнь огромного государства. 

  • Задачи проекта:
    ознакомление обучающихся с историческим прошлым и современной жизнью Белгородчины;
  • почитание семейных традиций для укрепления отношений между представителями разных поколений;
  • развитие  и коррекция познавательных интересов, способностей обучающихся;
  • профессиональная ориентация при решении вопросов дальнейшего образования, выбора профессии и места работы;
  • овладение начальными формами исследовательской деятельности, включая умения поиска и работы с информацией;
  • ознакомление обучающихся с технологией проектной деятельности, умению применять данную технологию в самостоятельной работе.
     Деятельность участников проекта на различных этапах

Этапы

Задачи

Деятельность  в предметной области  география

Деятельность  в предметной области математика

Деятельность  в предметной области социально-бытовая ориентировка

1

Подготовительный

Определение темы, уточнение цели, определение сроков проекта, формирование групп для участия в проекте, определение источников информации

2

Выполнение 

Выполнение работ, раскрывающих идеи проекта

Подготовка индивидуальных проектов 

«Мой край на карте Родины»

«Есть город, который я видел во сне»,

«Фотоохота» «Туристическое агентство нашего города»

Подготовка индивидуальных проектов « Белгородчина в цифрах»

«Цифры на карте Белгородчины»

Геометрический дизайн  клумб Нового Оскола»

«Текстовые задачи на материале  Белгородоведения»

Организация экскурсий на предприятия  города,  музей.

Подготовка индивидуальных проектов  «Традиции малой родины»

«Национальные блюда Белгодчины»

«Народные праздничные обряды Белгородчины»

3

Рефлексия

Подведение итогов работы над проектом

Создание банка данных «Моё родное Белогорье» с целью дальнейшего использования в урочное время и во внеклассной работе.

Надеемся, что полученный опыт выстраивания  своего жизненного сценария путём проектирования позволит  безболезненно адаптироваться к новой социальной среде. Это очень важно, потому, что выпускникам интернатных учреждений приходится самостоятельно планировать свою деятельность, определять эффективные пути выхода из проблемных ситуаций, находить партнёров, конструктивно общаться. Разработка и реализация проектов является своего рода тренировкой,  пробой самостоятельной взрослой жизни. Участники социально-значимого дела приобретают навыки успешного участия в общественных процессах, повышается социальная компетентность подростков.  

 

Литература

1. Закон Белгородской области «Об образовании в Белгородской области» от 23 ноября 2014.

2. Белгородоведение. Пособие для учителей. Департамент образования Белгородской области. 2015.

3. Брыкова О. В. Проектная деятельность в учебном процессе – М.: Чистые пруды, 2006.

         4. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М.: Аркти, 2007.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовый контроль на уроках физика, как средство формирования предметных компетенций.

В статье изложены виды тестов, их роль в процессе подготовки к ЕГЭ....

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции.

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи...

Проектная деятельность как средство формирования общих и профессиональных компетенций студентов колледжа

В современном мире, более чем в какие-либо предшествующие эпохи,единственным постоянным фактором являются перемены. Изменения,происходящие в жизни общества, требуют от человека качеств, позволяющихему...

Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «с...

Статья "Проектная деятельность как средство формирования предметных ком-петенций в школе-интернате"

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...