Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции.
проект по русскому языку (7 класс) на тему

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников. Для формирования коммуникативной компетенции успешнее всего используется проектный метод, который широко применяется в современном образовательном процессе и дает хорошие результаты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moya.docx27.83 КБ

Предварительный просмотр:

                                                  « Образование есть овладение искусством

                                                                 применять знания с пользой»

                                                                                            А.Н.Уайтхед.

1.Актуальность.

В настоящее время школа стоит на пути перехода к новым стандартам образования. Уже разработаны и активно обсуждаются и частично вводятся в практику ФГОСы второго поколения для всех ступеней школьного образования.

Почему возникла необходимость в новом качестве образования?  Современное общество из индустриального превращается в информационное. Меняются требования рынка труда к потенциальному работнику.  Меняется роль образования в обществе. Ученик сегодня готовится жить в стремительно меняющемся мире. Школа должна сформировать личность, способную адаптироваться в изменяющихся условиях жизни. Одной из главных  задач учителя является формирование у учеников ключевых компетенций, таких как:

-Ценностно-смысловые         - Общекультурные

- Учебно-познавательные       - Информационные

- Коммуникативные                - Социально-трудовые

- Компетенции личностного самосовершенствования.

2.Проблема.

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи своих воспитанников. Для национальной школы  основным средством

коммуникации вне школы является родной язык (татарский).Актуальной является проблема формирования и развития коммуникативной компетенции: неумение формулировать собственное мнение и позиции, неумение строить конструктивный диалог, неумение общаться со своими сверстниками, так как времени,  предусмотренного  общеобразовательной программой  на развитие устной речи, недостаточно.

Главная задача учителя -сформировать у учащихся коммуникативную компетенцию посредством проектной деятельности.

3.Цели и задачи проектной деятельности.

Цель: развитие коммуникативной компетенции посредством применения метода проекта во внеучебной деятельности.

Задачи: 

- научить формулировать собственное мнение  и аргументировать свою позицию;

- достаточно точно, и полно передавать необходимую информацию;

- научить продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учёта интересов и позиций всех участников;

- научить общаться со своими сверстниками.

Участники:

Участниками проекта являются учащиеся 5-7 классов.

4.Планируемые  результаты.

В результате работы учащиеся получат возможность научиться:

  • формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание и диалог со сверстниками
  • работать в группе — устанавливать рабочие отношения
  • публичная защита проекта на русском языке;
  • изменение мотивации к изучению русского языка.

5.Система работы.

Характерными особенностями проектной деятельности являются ее личностная ориентированность, субъектность, многофункциональность, целенаправленность, структурность, результативность, возможность создания максимально благоприятных условий для эффективной творческой самореализации учащегося, построения для него персональной образовательной траектории развития коммуникативной компетентности.

 В процессе выполнения проекта учащийся приобретает новые и актуализирует, развивает уже имеющиеся коммуникативные компетенции, позволяющие достичь поставленной цели. При использовании методики проектов необходимо учитывать психологические особенности возрастного развития детей.

6.Структура проекта.

Для реализации проектной деятельности была выстроена структура проекта, которая состоит из следующих стадий:

 1.  Анализ, формулирование замысла, цели проекта: формулирование идеи проекта, конкретизация проблемы, выдвижение гипотез разрешения проблемы, перевод проблемы в серию задач.

   2. Реализация проекта: планирование этапов выполнения проекта, обсуждение возможных средств решения задач, собственно реализация проекта.

   3.  Подготовка итогового продукта: подготовка оформления конечных результатов (презентации, защиты, творческих отчетов и т.д.), сбор, систематизация и анализ полученных результатов, подведение итогов.

4. Рефлексия: обсуждение проекта, выводы, выдвижение новых проблем исследования, оценка достигнутого результата.

  Первая трудность, ожидающая нас, - определение темы проекта, при выборе которой главным требованием является ее актуальность для учащихся и предполагаемая значимость результатов исследования, ведь проект становится ценным только тогда, когда над ним работают все ученики класса Необходимо помнить, что проект – это исследование, добывание ответа с помощью самостоятельного мыслительного процесса.

Важно заинтересовать ученика целью проекта, тем самым обеспечить его плодотворную самостоятельную деятельность по поиску решения поставленной задачи.

В своей работе я чаще всего применяю дивергентный тип проектирования. Давая ученикам примерные темы проектов, я предлагаю им самостоятельно определить цели, поставить задачи и найти пути их решения. По мере реализации проекта идет согласование анализа собранной информации и полученных результатов. «Я знаю, для чего мне надо все, что я познаю. Я знаю, где и как я могу это применить» - вот основной тезис метода проектов.

Проекты могут выполняться как в группах, так и индивидуально. Работая в группах, ученики формируют коммуникативные компетенции, необходимые в современном мире. Начиная планировать проект, они учатся принятию совместных решений, распределению обязанностей, формируют навыки работы в группе. Учащиеся приобретают социальный опыт коммуникации посредством  взаимодействия в группах при выполнении проектов.  

Работу над проектной деятельностью я веду 3 года, в течение которого учащиеся выполнили следующие виды проектов:

Творческий проект «Край ты мой, родимый край» 6 класс (форма презентации-концерт); «Неиссякаемый источник души» (выставка)

Информационный проект «Ради жизни на Земле» 7класс,  об участниках войны (реферат), «История моего села» (альбом для музея).

Ролевой проект «Я и мой герой» 5 класс ( театрализованное представление).

В ходе работы над проектом учащиеся приобретают навыки работы в Интернете, учатся выбирать информацию из разных источников и выделять главное. В ходе подготовки, и в процессе защиты проекта происходит развитие речевых умений, все обсуждения ведутся на русском языке. Обсуждение проводится не в форме заготовленных ответов, а в виде естественного обсуждения. Происходит автоматизация навыков монологической и диалогической речи, а значит и развитие коммуникативной компетенции.

7.Диагностический инструментарий.

. После завершения работы над проектом проводится исследование уровня сформированности компетентностей у учащихся, и на основании результатов делается вывод о динамике сформированности данных показателей. 1.Одним из инструментом оценки сформированности коммуникативной компетенции ученика является его портфолио.Для этого разработаны рабочие листы, которые структурированы в логике работы над проектом.

2.Система оценки  достижения планируемых результатов Фишман И.С.,Голуб Г.Б

3.Мониторинг коммуникативной компетентности учащихся. ( Приложение1.)

8.Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов. Для реализации  данного проекта необходима материально-техническая база: классная комната, компьютерный класс, интернет-ресурсы,  информационные , кадровые ресурсы (способные к инновационной пед. деятельности).средствах контроля: наблюдение, мониторинги обучающихся, практические работы; самоанализ и самооценка.

9.Список  литературы.

1. Поливанова К.Н. Проектная деятельность школьников: пособие для учителя/К.Н. Поливанова. – М.: Просвещение,2008.

2. Проекты ФГОС второго поколения  2010-2011г.

3.Интернет- ресурсы www.standart. edu.ru

4.Голуб Г.Б.,Чуракова О.В.Дневник проектной деятельности. Учебное пособие для обучающихся 5-7 классов. Самара: Учебная литература.

5.Бычков А. В. Метод проектов в современной школе. - М., 2000.

6.Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. Под ред. Е.С. Полат. - М., 2000.

Приложение 1

Мониторинг коммуникативной компетентности учащихся.

Компетентности ученика

Показатели

Методический инструментарий

1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося и особенности мотивации.

-освоение образовательной программы;

- развитость мышления;

-познавательная активность;

- развитие памяти;

- развитие мышления;

- развитие речи;

-темп учебной деятельности.

Статистический анализ текущей и итоговой успеваемости.

Педагогическое наблюдение.

Метод экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся.

2. Сформированность  коммуникативного потенциала личности выпускника и ее зависимость от сформированности общешкольного коллектива.

- коммуникабельность;

-знание этикета поведения;

-развитость самоуправления;

-сформированность совместной деятельности;

-взаимодействие со взрослыми, учителями, родителями;

-соблюдение социальных и этических норм и т.д.

Методика выявления коммуникативных склонностей учащихся Овчаровой Р.В.

Педагогическое наблюдение.

Диагностика коммуникативных  умений Л.Михельсона.

Методика «Незаконченное предложение».

3. Сформированность нравственного, этического, эстетического потенциала личности учащегося.

-нравственная направленность личности;

-сформированность отношений ребенка к себе, семье, школе, природе, труду, обществу, Родине;

-сформированность других этических и эстетических чувств.

Педагогическое наблюдение.

Метод ранжирования.

Методика Торренса.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие продуктивных видов речевой деятельности как средство формирования коммуникативной компетенции младших школьников на уроках английского языка.

В настоящие время общество характеризуется усилением социальной мобильности, развитием контактов всех уровней, резкими изменениями ценностных ориентиров.Все вышесказанное делает особенно актуальной пр...

Педагогическая концепция «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции»

В настоящее время с введением ФГОС второго поколения все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать...

Проектная деятельность как средство формирования предметных компетенций в школе-интернате

Современное интернатное общество, в котором происходит становление личности ребёнка, представляет собой ограниченную социальную среду. В закрытом и ограниченном пространстве отсутствует возможность...

Научно-методическая разработка: «Проектная деятельность как средство формирования коммуникативных универсальных учебных действий на современном уроке географии»

Проблема формирования и развития коммуникативной компетенции особенно актуальна в основной школе, поскольку отвечает возрастным задачам развития в подростковом и юношеском возрасте и является условием...

Проектная деятельность как средство формирования профессиональных компетенций обучающихся

Некоторые исследователи полагают, что «основателем компетентностного подхода был Аристотель, который изучал возможности состояния человека, обозначаемого греческим “atere” - «с...