Проектная деятельность как средство развития коммуникативных компетенций в среднем звене
учебно-методический материал

Щелакова Светлана Николаевна

Аттестационная работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rech.docx22.51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема выпускной работы: Проектная деятельность как средство развития коммуникативных компетенций в среднем звене

Актуальность:

внедрение федерального государственного общеобразовательного стандарта в среднее звено ставит целью перед учителем всестороннее развитие и формирование личности, личностных компетенций.

Особое место занимает коммуникативная компетенция. Именно от уровня ее развития зависит адаптация ребенка, его эмоциональное благополучие, а соответственно, и благополучие в жизни.

Несомненно, самым эмоционально насыщенным периодом в жизни школьника считается переход в среднее звено. Бурно протекает созревание личности ребенка, развитие его интеллектуальной и чувственной сфер. Кроме того, в этом возрасте ребенок открыт для влияния из вне. Учитывая это, становится необходимым дать ему правильные установки и обеспечить всестороннее развитие.

Федеральным стандартом предлагается множество методов для осуществления это цели, однако среди этого разнообразия предпочтение отдается проектной деятельности.

Предмет исследования: развитие коммуникативных компетенций в среднем звене.

Объект исследования: процесс развития коммуникативных компетенций посредством проектной деятельности в среднем звене.

Цель: демонстрация развития коммуникативной компетенции через проектную деятельность в среднем звене.

Задачи:

  1. Дать определение понятию «коммуникативная компетенция»;
  2. Рассмотреть проектную деятельность: определение, виды, функции;
  3. Рассмотреть специфику средне школьного возраста;
  4. Проанализировать процесс развития коммуникативных компетенций в процессе проектной деятельности;
  5. Сделать выводы.

Коммуникативная компетенция

Коммуникативная компетенция – способность средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности. В ее основе лежит комплекс умений, позволяющих участвовать в речевом общении в его продуктивных и рецептивных видах.

Виды коммуникативных компетенций:

  1. Лингвистическая (языковая) компетенция (это владение знанием о системе языка, о правилах функционирования единиц языка в речи);
  2. Речевая компетенция (знание способов формирования и формулирования мыслей с помощью языка, а также способность пользоваться языком в речи);
  3. Социокультурная компетенция (знание национально-культурный особенностей социального и речевого поведения носителей языка);
  4. Социальная компетенция (желании и умении вступать в коммуникацию с другими людьми);
  5. Стратегическая (компенсаторная) компетенция (восполнить пробелы в знании языка, а также речевом и социальном опыте общения в иноязычной среде);
  6. Дискурсивная компетенция (способность использовать определенные стратегии для конструирования и интерпретации теста);
  7. Предметная компетенция (способность ориентироваться в содержательном плане общения в определенной сфере человеческой деятельности).

Особенности учащихся среднего звена

  • Включение их в общественную жизнь;
  • Ставятся на одну ступень со взрослыми;
  • Рост и развитие всего организма;
  • Половое созревание;
  • Мировоззрение, нравственные идеалы, система оценочных суждений, моральные принципы не стабильны;
  • Предъявление более серьезных требований не только со стороны родителей, но и со стороны общества и коллектива;
  • Память и внимание постепенно приобретают характер организованных, регулируемых и управляемых процессов;
  • Эмоциональные перепады.

Проектная деятельность

Проект - работа, направленная на решение конкретной проблемы, на достижение оптимальным способом заранее запланированного результата.

Цель проектной деятельности - понимание и применение учащимися знаний, умений и навыков, приобретенных при изучении различных предметов.

Проектную деятельность делят:

  • по комплексности;
  • по временным рамкам;
  • по количеству участников;
  • по координации.

Выделяют следующие виды:

  1. Исследовательские проекты;
  2. Коммуникационные проекты;
  3. Творческие проекты;
  4. Игровые проекты;
  5. Практико-ориентированные проекты.

Из опыта работы

В 6 классе была проведена проектная работа «Guidebook».

Проектная деятельность осуществлялась на уроке английского языка в рамках изучения темы «Россия».

Характеристики проектной работы.

№ п/п

Параметры

По факту

1.

Вид деятельности

Урок

2.

Комплексность

Межпредметный (английский язык, искусство, география, история)

3.

Временные рамки

Мини-проект

4.

Количество участников

Групповой (9 человек)

5.

Координация

Скрытая

6.

Вид проекта

Игровой

Цель проекта: создать буклет для путешественников по Лондону, включив туда наиболее интересные достопримечательности и места.

Задачи:

1.        Изучить достопримечательности Лондона (где находятся,  чем знамениты, как проехать);

2.        Решить какие наиболее интересные места будут занесены в буклет;

3.        Создать макет буклета;

4.        Заполнить его картинками, описанием достопримечательностей и маршрутом;

5.        Сделать выводы.

Для увеличения скорости создания подобного проекта поиск информации был задан в виде домашнего задания на предыдущем уроке.

Вся деятельность была проанализирована и занесена в таблицу соответственно этапам создания проекта.

ТАБЛИЧИЩА!!!

Результат

Был создан буклет для путешественника по Лондону с фотографиями и небольшим описанием достопримечательностей, а так же маршрутом.

Цель коммуникативной компетенции (способность средствами языка осуществлять речевую деятельность в соответствии с целями и ситуацией общения в рамках той или иной сферы деятельности) была достигнута.

Заключение

В результате активного внедрения метода проектов на уроках и во внеурочной деятельности у учащихся формируются общие учебные умения, навыки и обобщенные способы деятельности:

1.        В ходе самостоятельного решения ими же поставленных задач происходит более прочное усвоение полученных знаний;

2.        Учащиеся приобретают опыт поиска и обработки информации, полученной из разных источников;

3.        Происходит развитие коммуникационной компетентности, а так же ряда других навыков, таких как планирование, оценивание, принятие решений, разработка стратегий и т.д.;

4.        Проектная деятельность на уроке и во внеурочное время способствует формированию у школьников духовности и культуры, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Метод проектов востребован школой, так как он демонстрирует высокую эффективность, мотивированность обучения, снижение перегрузки, повышение творческого потенциала учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого  языка непросто, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общен...

Педагогическая концепция «Проектная деятельность как средство развития коммуникативной компетенции»

В настоящее время с введением ФГОС второго поколения все более актуальным становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать...

Проектная деятельность как средство формирования коммуникативной компетенции.

Сегодня не для кого ни секрет, что школа, уделяя большое внимание развитию умений учащихся в рамках подготовки к различным экзаменам, неоправданно мало учебного времени отводит на развитие устной речи...

Учебно - проектная деятельность как способ развития коммуникативной компетенции на уроках английского языка в средней школе.

На уроках английского языка метод проектов используется регулярно, так как предусмотрен программой и включен в материал учебника. Чаще это краткосрочные, индивидуальные проекты, которые да...

Проектная деятельность как способ развития коммуникативных компетенций

Образовательная школа должна формировать не только целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, но и опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть должна...

Проектная деятельность как средство развития жизненных компетенций и профессионального самоопределения обучающихся с ЗПР

      Опыт моей работы в качестве классного руководителя  показал, что участие  детей  с ОВЗ  в  различных  конкурсах, проектах, коллективных творче...