Мультфильмы как средство развития коммуникативной компетенции учащихся начальной и средней ступеней.
учебно-методический материал по теме

Казакова Елена Александровна

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого  языка непросто, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на  уроке  иностранного  языка,  используя для этого различные методы и приемы. А также очень важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоязычных стран.  Этим целям может служить использование учебных и художественных видеофильмов, которые дают наглядную картину повседневной жизни людей в странах изучаемого языка. Но, если в старших классах на уроках можно использовать фрагменты видеофильмов, так как у ребят уже сформированы определенные умения и навыки и есть определенный лексический запас, то на начальном этапе и в среднем звене можно использовать мультипликационные  фильмы. Детям нравятся мультфильмы, так как это их возрастная особенность. Используя фрагменты мультфильмов на определенном этапе урока, мы совмещаем интересное с полезным.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon multfilmy_kazakova_e.a.doc62.5 КБ

Предварительный просмотр:

Мультфильмы как средство

развития коммуникативной компетенции учащихся

начальной и средней ступеней.

Казакова  Елена Александровна,

учитель английского языка

МАОУ «СОШ№5» г. Краснокамска

Пермского края

Современный коммуникативный системно-деятельностный подход к обучению иностранным языкам представляет собой реализацию такого способа обучения, при котором осуществляется упорядоченное, систематизированное и взаимосоотнесенное обучение иностранному языку как средству общения в условиях моделируемой на учебных занятиях речевой деятельности – неотъемлемой и составной части общей деятельности. В результате такого подхода в обучении формируется, реализуется и действует система владения иностранным языком как средством общения в широком смысле этого слова. Такая система, с учетом использования её в целях обучения иностранному языку, должна включать и взаимосоотнесение общедеятельностных мотивов с мотивами и потребностями связанного с ней общения; предметного содержания и способов выполнения деятельности; типичных условий её протекания и характера взаимодействия её участников, а также определение характера, содержания и форм взаимоотношений и общения участников, принятых в рамках данной деятельности: в единстве их коммуникативного, интеракционного и перцептивного аспектов, роли, места и ситуаций иноязычного общения.

Овладеть коммуникативной компетенцией на английском языке, не находясь в стране изучаемого  языка непросто, поэтому важной задачей учителя является создание реальных и воображаемых ситуаций общения  на  уроке  иностранного  языка,  используя для этого различные методы и приемы. А также очень важно дать учащимся наглядное представление о жизни, традициях, языковых реалиях англоязычных стран.  Этим целям может служить использование учебных и художественных видеофильмов, которые дают наглядную картину повседневной жизни людей в странах изучаемого языка. Но, если в старших классах на уроках можно использовать фрагменты видеофильмов, так как у ребят уже сформированы определенные умения и навыки и есть определенный лексический запас, то на начальном этапе и в среднем звене можно использовать мультипликационные  фильмы. Детям нравятся мультфильмы, так как это их возрастная особенность. Используя фрагменты мультфильмов на определенном этапе урока, мы совмещаем интересное с полезным.

        При помощи мультфильмов можно развивать речевую активность школьников, а также повысить речевую активность обучения. Мультипликация дает возможность легко проникнуть в суть реальных вещей и явлений и в простой наглядной форме  донести  информацию до учащихся. Методически важно и то, что интерес к мультфильмам не ослабевает при многократных просмотрах. Это помогает поддерживать внимание к неоднократно предъявленному учебному материалу и обеспечивает эффективность восприятия.

        Использование мультфильмов также способствует развитию различных сторон психической деятельности учащихся, и прежде всего, внимания  и памяти. Во время просмотра в классе возникает атмосфера совместной познавательной деятельности. В этих условиях  даже  невнимательный ученик становится внимательным. Для того чтобы понять содержание фильма, учащимся  необходимо  приложить  определенные усилия. Так непроизвольное внимание переходит в произвольное. А интенсивность внимания оказывает влияние на  процесс  запоминания. Использование различных каналов поступления информации (слуховой, зрительный, моторное восприятие) положительно влияет  на прочность запечатления страноведческого и языкового материала. Таким образом, психологические особенности воздействия мультфильмов на учащихся  (способность  управлять  вниманием каждого учащегося и групповой аудитории, влиять на объем долговременной памяти и увеличение  прочности  запоминания,  оказывать эмоциональное воздействие на учащихся и повышать мотивацию обучения) способствуют интенсификации учебного  процесса  и  создают благоприятные условия для формирования коммуникативной (языковой и социокультурной) компетенции школьников.

Этапы работы с мультфильмами на уроке.

При работе с мультфильмом на уроке, как и при работе с обычным текстом можно выделить три этапа:

  1. Дотекстовый (подготовительный);
  2. Текстовый;
  3. Послетекстовый.

I. Дотекстовый этап.

 Цели этапа:

1. Мотивировать учащихся, настроить их на выполнение задания, сделав активными участниками процесса обучения;

2. Снять возможные трудности восприятия текста и подготовить к успешному выполнению задания.

        На начальном этапе обучения, ученики перед просмотром должны получить четко сформулированное задание, на выполнении которого они должны будут сосредоточиться. Если мультфильм (или фрагмент мультфильма) содержит незнакомые ребятам слова, которые могут затруднить понимание, необходимо ребят с ними познакомить.

II. Текстовый этап.

Цель этапа:  обеспечить дальнейшее развитие языковой, речевой или социокультурной компетенции учащихся с учетом их реальных возможностей иноязычного общения.

     Типы заданий:

   1.    Задания на поиск языковой информации:

Просмотрите фрагмент мультфильма  и...

  •  назовите по-английски животных, которых вы увидели;
  • какие предметы вы увидели в комнате главного героя и т.д.

2. Задания, на  развитие  рецептивных  умений (на уровне выделения содержательной и смысловой информации):

  1. поиск правильных ответов на вопросы (вопросы предлагаются до просмотра);

      2) определение верных/ неверных утверждений.

  1. Задания, направленные на развитие навыков говорения:

Описание:

  • внешности героев и их одежды;
  • места событий, погоды;
  • характера взаимоотношений между персонажами и т.д.

III. Послетекстовый этап.

      Цель этапа: использовать исходный текст в качестве основы и опоры для развития продуктивных умений.

        На данном этапе можно использовать:

  • проектную работу, связанную с подготовкой аналогичных сюжетов самостоятельно (рассказ о своей семье, друге и т.д.);
  • ролевые игры, в основу которых положен сюжет или ситуация мультфильма.

        

        Таким образом, можно сделать вывод, что несомненными достоинствами  мультипликационных фильмов являются их:

1)        аутентичность;

2)        информативная насыщенность;

3)        концентрация языковых средств;

4) эмоциональное воздействие на школьников.

Использовать мультфильмы (фрагменты мультфильмов) можно на любом этапе урока в зависимости от целей, поставленных учителем. Их рациональное использование раскрывает широкие возможности для активной работы в процессе формирования речевых навыков и умений учащихся, и делает учебный процесс овладения  иностранным  языком увлекательным и интересным для школьников начальной и средней ступеней.

Литература:

  1. Барменкова О.И.  Видеозанятия в системе обучения иностранной речи. //Иностранные языки в школе № 3, 1999 г.
  2. Верисокин Ю. И. Видеофильм как средство мотивации школьников при обучении  иностранному  языку. // Иностранные языки в школе № 5, 2003 г.
  3. Комарова Ю.А. Использование видео в процессе обучения иностранному языку в старшей школе. Методики обучения иностранным языкам в средней школе. Санкт-Петербург, 2005 г.
  4. Настольная   книга   преподавателя   иностранного  языка   под.  ред.  Е.А. Мыслыко, П.К. Бабинской, А.Ф. Будько, С.И. Петровой. Минск, 1999 г.
  5. Смирнов И.Б. Развитие устной речи учащихся на основе аутентичного художественного фильма. //Иностранные языки в школе № 6, 2006 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование коммуникативной компетенции на уроках английского языка при обучении грамматической стороне речи на средней ступени.

Основное назначение обучения иностранным языкам состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е. способности и готовности осуществлять межличностное и межкультурное общение с носителями языка....

Обучение комментированию цитат и афоризмов как средству формирования коммуникативной компетенции обучающихся иностранному языку (средняя и старшая ступени обучения АЯ)

ВведениеГлава I. Коммуникативная компетенция как одна из целей современного иноязычного образования1.1. Современные тенденции в методике преподавания и необходимость коммуникативно-ориентированного по...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ НА НАЧАЛЬНОЙ СТУПЕНИ ОБУЧЕНИЯ НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ

Интерактивное обучение - это специальная форма организации познавательной деятельности. Использование методов интерактивного обучения необходимо для формирования коммуникативной компетенции и эффектив...

Формирование коммуникативных компетенций у детей среднего и старшего школьного возраста

Учитель высшей категорииФирсова Клавдия Викторовнапредставила опыт работы на ШМОучителей естественно-научного цикла.Протокол №2 от 3 ноября 2015 гСегодня основная деятельность педагогов, работающих в ...

Доклад. "Использование социокультурного материала в содержании обучения английскому языку как средства формирования коммуникативной компетенции у учащихся средней школы".

Центральными проблемами модернизации обучения  иностранному языку  в школе являются вопросы определения целей, а также содержания обучения, адекватного им, при разработке которых наиболее эф...

Использование разных видов наглядности для формирования коммуникативной компетенции школьников на уроках английского языка на средней ступени обучения

Цель данной работы – выявить зависимость успешного формирования коммуникативной компетенции от методически грамотного использования разных видов наглядности на уроках английского языка на средне...