«УЧЕБНО-ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ САМОКОНТРОЛЯ»
статья на тему

Жуйкова Татьяна Ивановна

В данной стье приведены примеры учебно-познавательных задач направленных на формирование самоконтроля на уроках математики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_2.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Примеры межпредметных учебно-познавательных задач направленных на формирование самоконтроля.

Обучающимся даются задания, составленные преподавателем или сверстниками на нахождение и исправление “допущенных” ошибок.

Сознательно допущенная ошибка заставляет думать, критически переосмыслять, оценивать не только данную работу, но и пересматривать свои взгляды, свои знания. В процессе поиска и исправления ошибок лучше всего выявляется неполнота понимания, что заставляет обучающегося  анализировать свои знания.

Задача №2 «Извержение вулкана»: В результате извержения Вулкана «Ближайшие города Помпея и Геркуланум были погребены под пеплом. Только в XVIII был раскопан Геркуланум под 20-метровой толщей наносов. Опустошения вокруг Везувия произошли в радиусе до 18 км, на площади свыше 3100 км2». Так писала о древней трагедии одна из газет. Определите ошибку в расчетах площади. Когда произошло извержение Везувия? Перечислите предметы искусства, в которых запечатлено это событие.

Решение:

а) Информация о том, что опустошения вокруг Везувия произошли в радиусе до 18 км, говорит о том, что нужно посчитать площадь круга радиуса 18 км. Учащиеся выполняют расчеты площади по формуле площади круга, подставляя вместо константы π её приближенное значение 3,14:

Сравнивают полученный результат с текстом задачи, приходят тем самым к выводу, что в задаче площадь посчитана с ошибкой.

б) Когда произошло извержение Везувия?

24 августа 79 года произошло одно из самых катастрофическихизвержений вулкана Везувий. Римские города Помпеи и Геркуланум, располагавшиеся у подножия вулкана, были уничтожены.

в) Перечислите предметы искусства, в которых запечатлено это событие.

Живопись, литература, кинематограф.

Обучающимся даётся задание с недостающими данными, которые им необходимо самим определить.

Если в  задачах отсутствуют некоторые данные, то дать точный ответ на вопрос задачи не представлялся возможным. Целью таких заданий является научить «схватывать» в процессе восприятия условия задачи ее формальную структуру, обнаружить неполноту данных. В таких задачах дается самостоятельность в подборе необходимых подходящих величин из опыта, что также требует неоднократного анализа задачи и самоконтроля результатов решения.

Задача №3 «Дельфины»: «Дельфины – одни из самых загадочных животных на нашей планете. Учёные утверждают, что дельфины умнее и сообразительнее всех остальных животных. Дельфины обитают в воде, но это не рыбы, а млекопитающие из отряда китообразных. В день дельфин может съесть до 30 кг живой рыбы. Это необходимо для того, чтобы поддерживать температуру тела постоянной в любой воде, даже очень холодной. Дельфины могут находиться под водой в среднем около 3 – 5 минут (хотя были зафиксированы случаи, когда дельфины находились под водой около 10 – 15 минут)».

а) Достаточно ли у нас информации в тексте для того, чтобы ответить на вопрос: сколько нужно рыбы для пяти дельфинов на три месяца. Если информации достаточно, то ответь на вопрос. Если её недостаточно, то напиши, какой информации не хватает, дополни вопрос и реши задачу.

б) Как часто дельфины поднимаются на поверхность и почему?

Решение:

а) Не хватает информации, – о каких месяцах идет речь и о количестве рыбы, которое съедает каждый дельфин за месяц. Чтобы точно рассчитать количество рыбы, необходимо уточнить название месяцев, чтобы знать количество дней. Например: ученик указывает – июнь, июль, август. Нужно уточнить, сколько килограммов рыбы съедает каждый дельфин за один месяц. Например: первый съел за месяц 20 кг; второй – 23 кг; третий – 18 кг; четвертый – 25 кг; пятый – 15 кг. Также можно найти примерное максимальное количество рыбы для пяти дельфинов на три месяца, используя информацию из текста, что дельфин съедает до 30 кг рыбы в день.

б) Дельфины, водные млекопитающие подотряда зубатых китов. Дельфины, как и все китообразные, дышат воздухом, периодически всплывая на поверхность, чтобы сделать вдох через единственную видоизмененную ноздрю – дыхало, расположенное на темени.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический проект "Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихс"

Презентация проекта «Нестандартные задачи как средство развития математического мышления и творческих способностей учащихся» разработана в соответствии с требованиями к педпроекту. Может использоватьс...

ИСТОРИЧЕСКИЕ ЗАДАЧИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ ИСТОРИИ В 7 КЛАССАХ

Проблемы развития логического мышления.Исторические задачи как средство развития логического мышления  на уроках истории.Развитие уровня логического мышления на практике.  ...

Самостоятельные работы как средство развития самоконтроля

К сожалению, мы недостаточно внимания уделяем развитию самоконтроля у учащихся, этому способствует и однообразие форм для самостоятельной работы. Приведу примеры поэтапного формирования самоконтроля ,...

Нестандартные задачи как средство развития творческих способностей учащихся 5 классов

Развитие творческих способностей дает новые и объективно значимые для человечества результаты, достижения, ценный в общественном отношении продукт. Мы знаем, что исследование творческих способностей у...

Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при занятиях физическими упражнениями

Пульсометрия как средство развития самоконтроля и самосовершенствования при самостоятельных занятиях физическими упражнениями....