Сценарий химического вечера для 8-11 классов «Сказ про Федота – Стрельца ,удалого молодца»
классный час (11 класс) на тему

Харина Вера Владимировна

                                  Действующие лица:        

Царь-маленький шустрый старичок.

Генерал-настроенный патриотически, лихой военный генерал.

Федот - Стрелец-простой русский парень.

Баба – Яга- знаменитая колдунья.

Маруся-красавица и умница.

Молодцы - безымянные деятели химической науки.

Скоморохи - веселят публику   коварными химическими вопросами.

Ведущий поясняет зрителям, что же здесь происходит.

В  правой стороне сцены – декорации царских палат, царский трон. Слева – жилище Бабы-яги; стол с реактивами для опытов, химическая посуда. Посередине  сцены – Федота-стрельца.

 

ВЕДУЩИЙ:

Верьте аль  не верьте ,а жил на белом свете

Федот-стрелец молодой удалец.

Был Федот ни красавец, ни урод, ни румянен, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так,  вообще.

Как-то дают ему приказ - чуть свет  поутру явиться ко двору.

Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в  ем - агромадныйобъем. С генералом ведет речь, как стрельца в тюрьму упечь.

(Мощные телохранители  вносят на сцену Царя. Входит Генерал).

ЦАРЬ:

Ты у нас такой дурак, по субботам или как? Нешто я должно министру объяснять любой пустяк?

Чтоб худого про царя  не болтал народ зазря, действу3й строго по закону, то биш действуй … втихаря.  Ну а я уж тут как тут- награжу тебя за труд: Кузнецам дано заданье- орден к  завтрему  скуют!..

ВЕДУЩИЙ: Целый день генерал ум в кулак собирал. Все кумекал в поте лица - как избавиться от стрельца. Да в башке мысли от напряга скисли.  Вспомнил на досуге о старой подруге Бабе-яге-Костяной ноге. Схожу-ко я к ней, она поумней!.. А та середь    дубравы собирает травы, варит всяческие  отравы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneklassnon_meropriyatie.docx31.41 КБ

Предварительный просмотр:

                                               

                                 Внеклассное мероприятие по химии.

        Сценарий химического вечера для 8-11 классов

        «Сказ про Федота – Стрельца ,удалого молодца»

        Харина В.В

        Учитель:химии,биологии.

                                                                        МБОУ СОШ поселка Литовко.    

        Хабаровский край,                          

                                                                         Амурский район.


                                  Действующие лица:        

Царь-маленький шустрый старичок.

Генерал-настроенный патриотически, лихой военный генерал.

Федот - Стрелец-простой русский парень.

Баба – Яга- знаменитая колдунья.

Маруся-красавица и умница.

Молодцы - безымянные деятели химической науки.

Скоморохи - веселят публику   коварными химическими вопросами.

Ведущий поясняет зрителям, что же здесь происходит.

В  правой стороне сцены – декорации царских палат, царский трон. Слева – жилище Бабы-яги; стол с реактивами для опытов, химическая посуда. Посередине  сцены – Федота-стрельца.

ВЕДУЩИЙ:

Верьте аль  не верьте ,а жил на белом свете

Федот-стрелец молодой удалец.

Был Федот ни красавец, ни урод, ни румянен, ни бледен, ни богат, ни беден, ни в парше, ни в парче, а так,  вообще.

Как-то дают ему приказ - чуть свет  поутру явиться ко двору.

Царь на вид сморчок, башка с кулачок, а злобности в  ем - агромадныйобъем. С генералом ведет речь, как стрельца в тюрьму упечь.

(Мощные телохранители  вносят на сцену Царя. Входит Генерал).

ЦАРЬ:

Ты у нас такой дурак, по субботам или как? Нешто я должно министру объяснять любой пустяк?

Чтоб худого про царя  не болтал народ зазря, действу3й строго по закону, то биш действуй … втихаря.  Ну а я уж тут как тут- награжу тебя за труд: Кузнецам дано заданье- орден к  завтрему  скуют!..

ВЕДУЩИЙ: Целый день генерал ум в кулак собирал. Все кумекал в поте лица - как избавиться от стрельца. Да в башке мысли от напряга скисли.  Вспомнил на досуге о старой подруге Бабе-яге-Костяной ноге. Схожу-ко я к ней, она поумней!.. А та середь    дубравы собирает травы, варит всяческие  отравы.

(Баба-яга помешивает стеклянной палочкой в колбе, затем поджигает горстку дымного пороха. Порох, готовя заранее (смешивают нитрат калия 7,5массовых частей,1ч. серы,1.5 части древесного угля.)

ЯГА: Ты чавойто-сам не свой, не румяный, не живой!. Али швед под Петербургом, али турок под Москвой?..Съешь осиновой коры- и взбодришься до поры: чай, ни химия, какая, чай , природные дары! Генерал: Полнло,бабка!.. Я не хвор!.. Отойдем-ка  за бугор!.. Распугай  ежей и белок, есть серьезный разговор. Тут у нас один стрелец-шибко грамотный , стервец!... Вот и вышло мне заданье, извести его вконец! Только как? Башку срубить –  дак  молва начнет трубить !..Не поможешь ли советом, как хитрей его сгубить?  ЯГА: Колдуй бабка, колдуй дед, трое сбоку- ваших нет, туз бубновый, гроб сосновый, про стрельца мне дай ответ!

ОПЫТ: Нейтрализация щелочи раствором кислоты. Коль он так ретив и скор, что с царем  вступает в спор,- пусть он к завтрему  добудет из воды златой раствор(Отдает прозрачный раствор генералу).

ГЕНЕРАЛ: Ай да бабка! Ай да спец! Вот и хлопотам конец! Хоть вынай ее из ступы- да министром во дворей! За добро плачу добром: хошь- куницей, хошьбобром,а не хошь- могу монетой ,медью али серебром!..

Опыт: Превращение»медной» монетки в «серебряную»( опускание монеты в раствор нитрата ртути)

ЯГА: Полно, голубь, не греши, убери свои гроши,-Я ведь энто не для денег, я ведь энто для души. Будет новая беда- прямиком беги сюда. Чай и мы в лесу не звери, чай, поможем завсегда!..

ВЕДУЩИЙ: Зовет царь стрельца, удалого молодца.Ишо не дал задание, а уж сердит заранее.Царь: Раздобудь к утру раствор из воды златой узор!.. Государственное дело, расшибись ,а будь  добер!

ВЕДУЩИЙ: Пришел Федот домой, от горя немой. Выходит жена Маня к нему на свидание.

МАРУСЯ: Не кручинься и не хныч! Пусть лютует старый тхрыч! Ну-ка встаньте предо мною, Тит Кузьмич и Фрол Фомич!.. Хлопает в ладоши – появляются два молодца. Коли поняли приказ- Выполняйте сей же час!

МОЛОДЦЫ: Не извольте сумлеваться , чай оно не в первый раз!(Опыт: приготовление» золотого раствора» Молодцы берут по пробирке, в одной из них5мл. раствора нитрата свинца,а в другой10мл. р-райодида калия. Каждый вливает содержимое пробирки в колбу на 1л. Наблюдается образование желтого осадка. Затем в колбу добавляют 5мл.концентрированной уксусной кислоты и 500мл.дистиллированной воды. Осадок растворяется.При медленном охлаждении колбы наблюдают образование крупных золотых кристаллов йодида свинца). Молодец передает колбу Марье ,а та Федоту.

ВЕДУЩИЙ: Наутро Федот у царских ворот. Пришел на прием и раствор при  ем.Федот: Ты вчерась  просил раствор,- ну дак я его припер. Все согласно договору- золотишко и колер.

ВЕДУЩИЙ: зовет царь генерала, штырь уму в забрало! Царь: Ну а как народ в стране? Может ум   и в глубине? Ты задай людям заданье- пусть подумают при мне .Выбегают  два скомороха и задают загадки зрителям. За правильные ответы дают жетоны.


1.Какой индикатор используют в виде слабительного средства(фенолфталеин).

2.Какой металл одно время называли серебро из глины (алюминий).3.Какой металл получил название от греческого слова» цвет» хром.4.Название какого металла является ругательством на немецком языке(никель).5.Первый оружейный металл(медь).6.Какой металл назывался в древности по имени ближайшей к солнцу планеты(ртуть).7.Первый искусственно синтезированный элемент(технеций).8.Самый распространенный элемент во Вселенной(водород).9.Самый тугоплавкий металл(вольфрам).10.Какое холодное» масло «,будучи тягучим влито в холодную воду, делает ее горячей(купоросное масло).11.Название какого элемента носит название двух млекопитающих животных(мышьяк).12.Как обугливать дерево без огня(конц. Серной кислотой).13.Какая вода мутится от дыхания(известковая).14.Этот металл алхимики обозначали

Знаком Солнца(золото).15.Как получить воду из огня(сжечь водород).


ЦАРЬ: Ну, браток,каков итог? Обмишурился чуток?

Видно, наш народ  не хлипкий ,а вот ты башкой усох.Тымне,вашеблагородь, брось горячку-то пороть! Ты придумай, как без сабли нам Федота побороть! Ну, а будеш дураком- не ищи вины ни в ком: Я тебе начищу рыло   лично этим кулаком!..(телохранители надевают на кулак боксерскую перчатку.Царь грозит ею Генералу).

ВЕДУЩИЙ:Зря генерал руки потирал: не вышло с налета-погубить Федота.Опять у бедолаги башка в напряге. Думал-думал, ничаво ни надумал.Как ни- крутись без Яги не обойтись!Поперся опять в дубраву – искать на Федота управу.

ЯГА: Ты чаво опять смурной? Что причиной,кто виной? Аль гишпанецгоношится, аль хранцуз пошел войной? Вот из плесени кисель! Чай, не пробовал досель! Дак испей – и враз забудешь про мирскую карусель!(Баба-яга   дает Генералу стакан,в который наливает чай , Генерал морщась пьет).

Он на вкус не так хорош,Но зато сымаетдрожь,Будешь к завтремуздоровый,Если только не помрешь!...(Генерал поперхнулся,Ягаучаствливо стучит его по спине.)

ГЕНЕРАЛ:

Я опять насчет стрельца! Нет беде моей конца! Оттого я и хвораю,Оттого и спал с лица.До чего ж,подлец,хитер-Всем вокруг носы утер!Сколь ты тут ни колдовала,А добыл он тот раствор! Хоть на вид он и простак,А башкой варить мастак,Так что впредь колдуй  сурьезней,Счувством,так твою растак!

ЯГА:

Колдуй,баб,колдуй,дед,

Опыт: «ИЗВЕРЖЕНИЕ ВУЛКАНА»

На фарфоровую плитку насыпают горкой дихромат аммония.Вцентре горка Баба-яга делает углубление,куда капает каплю спирта.Затем зажигает вулкан горящей спичкой.Наблюдается яркое воспламенение дихромата с образованием искр и разбрасыванием в стороны зеленого оксида хрома.

Трое сбоку-ваших нет,Тузбубновый,гробсосновый,ЮПро стрельца мне  дай ответ!

ВЕДУЩИЙ:

Так!...Эге!...Угу!...Ага!....Вот что вызвала Яга:

ЯГА:

Пусть он сыщет вам яйцо,Что само  пройдет в кольцо,Да при этом не сломает Об  него свое нутро! Обыщи весь белый свет-Таковых в природе нет! Энто я тебе,голуба,Говорю,как краевед!....

ВЕДУЩИЙ:

Зовет царь стрельца,удалогомолодца.Не успел наш Федот утереть с рожи пот,А у царя-злодея-новая затея.Вобчем,жисть у Федьки –хуже горькой редьки!.....Пришел Федот домой,сопли-бахромой!Сел перед лучиной в обнимку с кручиной.Жена-красавица на шею бросается,А он сидит,плачет-горюет,значит!...

МАРУСЯ:

Ты чаво глядишь сычом?Аль кручинишься о чем? Аль в солянке мало соли,Аль бифштекс недопечен?

ФЕДОТ:

Да какой уж там обед!Царьзамучал- спасу нет!Поутру опять придется Перед ним держать ответ!Этот царь лютей врага-Снова шлет меня в бега:Отыщи,кричит ,яйцо,Что само пройлет в кольцо.Да при этом не сломает Об него свое нутро.

МАРУСЯ:

Не кручинься и не хнычь!Есть печали и опричь! Ну-ко встаньте предо мною,Тит Кузьмич и Фрол Фомич!(Хлопает в ладоши-появляются 2 молодца). Коли поняли приказ-Выполняйте сей же час!

МОЛОДЦЫ:

Не извольте сумлеваться-Чай,оно не в первый раз!...

ОПЫТ:

ПРОХОЖДЕНИЕ ЯЙЦА ЧЕРЕЗ ГОРЛЫШКО КОЛБЫ

Горло колбы заренее смазывают маслом.Молодцы наполняют колбу углекислым газом их аппарата Киппа и приливают туда насыщенный раствор щелочи.Гладко очищенное вареное  вкрутую яйцо кладут заостренной частью на горлышко колбы.Происходитпоглащение газа щёлочью с образованием разряженного пространства.Яйцо постепенно втягивается в колбу.

ВЕДУЩИЙ:

Чуть свет Федот –у царевых ворот.Прищел на приём и яйцо при ём.(Федот демонстрирует царю колбу с яйцом внутри)

ВЕДУЩИЙ:

Вызывает царь генерала – ажно прям из-под одеяла.Генерал в панике,понимает-зовут не на пряники!Царь на троне сидит,на весь мир сердит.

ЦАРЬ:

Сколь ни бился ты,милок,-Не попал Федот в силок! Об тебе уже составлен Фицияльный некролог.Только надобно решить, Какпервей тебя решить:Оглоушить канделябром Аль подушкой задушить?...

ГЕНЕРАЛ:

Оплошал я,государь!Вот те сабля,хочешь-вдарь!Только больше чем Федотом Мне мозги не скипидарь! Что чудак –не обессудь! У меня другая суть! Мне б куды-нибудь в атаку Аль на штурм куды-нибудь!....Там собрался у ворот Энтот..как его..народ! Поспрошаю у народа Про научвенный я род.

(Выбегают скоморохи и задают химические вопросы зрителям:

1)Чем обусловлен приятный запах миндаля,вишневых,персиковых косточек?(синильная кислота)

2)Другое название рудничного (болотного)газа?(метан)

3)соль уксусной кислоты?(ацетаты)

4)Оксид водорода?(вода)

5)Реакция обмена между солью и водой?(гидролиз)

6)Каков цвет лакмуса в кислой среде?(красный)

7)Почему азот назвали «азотом»?(безжизненный,инертет)

8)Какой процесс имеют в виду,когда говорят о лужении посуды?(покрывают оловом)

9)Как можно растворить золото?(в царской водке)

10)Почему современным оловянным изделиям не  грозит оловянная чума?(добавляют висмут,сурьму,свинец)

11)Почему сплавы вольфрама получают спеканием,а не сплавлением?(очень высокая температура плавления -3410С)

12)Из сплавов каких элементов делают лопасти вертолетов?(алюминий,магний,кремний)

13)Почему говорят,что азот-элемент,несущий в себе много противоречий?(переводится с латыни как «безжизненный»,но необходим для жизни всех организмов)

14)Первый из семи металлов,известных человечеству в древности?(медь)

15) При недостатке этого элемента замедляется рост растений,желтеютлистья,плоды становятся менее сладкими(калий)

16) Что такое красная и желтая кровяные соли?(гексацианоферраты железа (II) (III)).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ВЕДУЩИЙ:

Молодец, честной народ, Вынь-ка рожи из бород! Чай,у нас не панихида, А совсем  наоборот !Нам теперь не слезы лить- Песни петь да мёды пить!...Сказка-ложь, да в ней намек, Добрым молодцам урок. Смысл сего произведенья, Я надеюсь, вам вдомек! До свидания, все пусть впрок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий химического вечера "Посвящение в химики"

Предлагаю сценарий химического вечера "Посвящение в химики". Данное мероприятие провела в рамках недели биологии и химии. Участвовали 7 -1 0 классы. Мероприятие прошло очень живо и интересно. Химическ...

Сценарий химического вечера.

Сценарий, посвящен 300-летию со дня рождения М.В.Ломоносова. Разработан и написан членами химического кружка школы....

«Сказка про Федота стрельца, удалого молодца», театрализованное представление.

Праздники школьного календаря и многие другие воспитательные мероприятия стали в школе традиционными. Без низ немыслима школьная жизнь. Они создают особую воспитательную среду для учащихся.Это и отдых...

Сценарий Новогоднего праздника "Сказ про Ерему-купца, удалого молодца"

Сценарий Новогоднего праздника "Сказ про Ерему-купца, удалого молодца" предусматривает реализацию воспитательных задач и формирование коммуникативных, личностных и метапредметных УУД. Сценар...

Сказ про Федота – стрельца, удалого молодца. Разработчик : Пустовалова Т.С. Новый год2 2019 для 5-8классов Баба-Яга (современная): парик-хвост с красной лент

Дейсвующие лица: Баба-Яга (современная): парик-хвост с красной лентой, рокерский платок на голове, длинная широкая юбка в запла­тах, облегающая майка, туфли на платформе. Кикимора (костюм произвол...

Сказ про Федота – стрельца, удалого молодца. Разработчик : Пустовалова Т.С. Новый год2 2019 для 5-8классов Баба-Яга (современная)

Дейсвующие лица: Баба-Яга (современная): парик-хвост с красной лентой, рокерский платок на голове, длинная широкая юбка в запла­тах, облегающая майка, туфли на платформе. Кикимора (костюм произвол...

Сказ про Федота – стрельца, удалого молодца. Разработчик : Пустовалова Т.С. Новый год2 2019 для 5-8классов

Дейсвующие лица: Баба-Яга (современная): парик-хвост с красной лентой, рокерский платок на голове, длинная широкая юбка в запла­тах, облегающая майка, туфли на платформе. Кикимора (костюм произвол...