Выступление на курсах повышения квалификации учителей истории по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода"
материал по теме

Представляю презентацию к выступлению по теме: "Структура урока истории-открытие нового знания, в рамках системно-деятельностного подхода" 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

« Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу... » (Р. Олдингтон)

Слайд 2

Тема: Структура урока истории « открытие нового знания » в рамках системно-деятельностного подхода

Слайд 3

Отличия традиционного урока от урока в рамках системно-деятельностного подхода Типология уроков - Урок введения в тему; Урок усвоения новых знаний или урок углубления в тему; Урок обобщения и систематизации знаний; - Урок контроля и оценки учебных достижений. уроки «открытия» нового знания; уроки рефлексии; уроки общеметодологической направленности; - уроки развивающего контроля.

Слайд 4

Триединая цель урока Конспект урока Отличия традиционного урока от урока в рамках системно-деятельностного подхода Формирование УУД Технологическая карта (конструкт) урока Готовность к уроку учителя

Слайд 5

Этапы урока Действия учителя Действия учеников Формирование УУД, технология оценивания I. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы. – Народ даёт правителям разные прозвища, иногда смешные, иногда достойные, иногда обидные. Князю, о котором мы будем говорить сегодня, дали прозвище «Мудрый». – Давайте познакомимся со справочными сведениями о нём 1 2 4 2 3 Ученики знакомятся с документом. Отвечают на вопрос к нему. Сравнивают вывод с названием §. Регулятивные УУД 1. Определять цель, проблему в учебной деятельности. 2. Выдвигать версии. 3. Планировать деятельность в учебной ситуации. 4. Оценивать степень и способы достижения цели в учебной ситуации. Познавательные УУД 1. Находить достоверную информацию в разных источниках (тексты учебника, схемы). 2. Анализировать (выделять главное). 3. Определять понятия. 4. Обобщать, делать выводы. 5. Выделять причины и следствия. 6. Представлять информацию в разных формах (схема, таблица). Коммуникативные УУД 1. Умение работать в парах. 2. Излагать своё мнение, аргументируя его. 3 . Создавать устные и письменные тексты. 4. Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. Личностные УУД 1. Оценивать свои и чужие поступки. II. Версии. – Какую проблему урока нам предстоит решить? – Какие будут у вас предположения? За что можно дать такое прозвище? – Какие у вас есть предположения, версии для решения проблемы? Какая информация нам может понадобиться? 1 2 2 – За что в те времена князя назвали Мудрым? Предлагают свои версии (с одобрением принимается любая, даже самая абсурдная). III. Актуализация знаний. – Многие правители Руси прославились своими действиями. Чтобы понять, что сделал Ярослав, чтобы заслужить прозвище «Мудрый», мы должны вспомнить, что было сделано предшественниками мудрого князя. 2 4 – И сегодня нам понадобится знание понятий. Выполните, пожалуйста, задание слайда. 3 Ученики выполняют задание слайда . Ученики должны выполнить задание. Пропущено понятие закон . IV. Планирование деятельности. – Что, по вашему мнению, нужно узнать, чтобы найти реш ение проблемы ? 3 2 Ученики могут указать, что для ответа на вопрос необходимо изучить общество Древнерусского государства, проверить наличие признаков цивилизации. V. Поиск решения проблемы (открытие нового знания).

Слайд 6

Отличия традиционного урока от урока в рамках системно-деятельностного подхода Деятельность репродуктивно -воспроизводящая Контроль и самоконтроль усвоения Деятельность исследовательская, продуктивная, творческая Самооценка, рефлексия результатов деятельности Деятельность учеников

Слайд 7

Структура урока «открытия нового знания» в рамках деятельностного подхода выглядит следующим образом:

Слайд 8

«Если бы в кабинете у врача или юриста одновременно собрались 40 человек с разными желаниями и потребностями, а некоторые, не имея желания там находиться, постоянно мешали бы ему работать, а врач или юрист должен был бы в течение 9 месяцев, применяя все свое мастерство, добиться высоких профессиональных результатов, вот тогда, возможно, он бы получил некоторое представление о работе школьного учителя» (Дональд Д. Куинн )



Предварительный просмотр:

 Структура урока истории «открытие нового знания»

в рамках системно-деятельностного подхода

«Всему, что необходимо знать, научить нельзя, учитель может сделать только одно - указать дорогу...»                 (Р. Олдингтон)

Слова английского поэта Ричарда Олдингтона, по-моему мнению, очень точно характеризуют сущность системно-деятельностного подхода.

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (учитель лишь направляет)

(технология деятельностного обучения разработана под руководством доктора педагогических наук, профессора Людмилы  Георгиевны Петерсон)

     Другими словами: сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько обеспечить его общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким важным умением, как умение учиться.

Тема моего выступления: Структура урока истории «открытие нового знания» в рамках системно-деятельностного подхода

      Для того чтобы более наглядно представить урок в рамках системно-деятельностного подхода, нужно увидеть урок. Но, без теории обойтись сложно. Поэтому попробую сравнить урок традиционный, всем нам хорошо известный  и урок в рамках системно-деятельностного подхода.

Важно помнить, что реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов:

  1. Принцип деятельности - заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.

  1. Принцип непрерывности – означает преемственность между всеми ступенями и этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных психологических особенностей развития детей.

3)    Принцип целостности – предполагает формирование учащимися обобщенного         системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).

                 4)      Принцип минимакса – заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).

              5) Принцип психологической комфортности – предполагает снятие всех                  стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.

6) Принцип вариативности – предполагает формирование учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора.

7) Принцип творчества – означает максимальную ориентацию на творческое начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта творческой деятельности.

 Итак, каковы же основные отличия традиционного урока от урока в рамках системно-деятельностного подхода

При традиционном обучении типология уроков выглядела следующим образом

 - Урок введения в тему;

- Урок усвоения новых знаний или уроки углубления в тему;

- Урок обобщения и систематизации знаний;

- Урок контроля и оценки учебных достижений.

В рамках системно-деятельностного обучения:

  1. уроки «открытия» нового знания;
  2. уроки рефлексии;
  3. уроки общеметодологической направленности;
  4. уроки развивающего контроля.

1. Урок «открытия» нового знания

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия.

Образовательная цель: расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

2. Урок рефлексии.        

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений в деятельности, выявление их причин, построение и реализация проекта выхода из затруднения и т.д.).

Образовательная цель: коррекция и тренинг изученных понятий, алгоритмов и т.д.

3. Урок общеметодологической направленности.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов.

Образовательная цель: выявление теоретических основ построения содержательно-методических линий.

4. Урок развивающего контроля.

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к осуществлению контрольной функции.

Образовательная цель: контроль и самоконтроль изученных понятий и алгоритмов.

Готовность к уроку учителя

Триединая цель урока                                   Формирование УУД

Конспект урока                                               Технологическая карта (конструкт) урока

Как выглядит конструкт урока ( обязательно прописываются графы…)

Деятельность учеников

Деятельность репродуктивно-воспроизводящая  

                                                  Деятельность исследовательская, продуктивная, творческая

Контроль и самоконтроль усвоения                  Контроль и самоконтроль усвоения

     Принципиальным отличием технологии деятельностного метода от традиционного является то, что предложенная структура описывает деятельность не учителя, а учащихся.

Как выглядит структура  урока «открытия нового знания»?

          Схема-слайд

1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Данный этап процесса обучения предполагает осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности на уроке. С этой целью на данном этапе организуется его мотивирование к учебной деятельности, а именно:

  • актуализируются требования к нему со стороны учебной деятельности («надо»);
  • создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность («хочу»);
  • устанавливаются тематические рамки («могу»).

В развитом варианте здесь происходят процессы адекватного самоопределения в учебной деятельности и самополагания в ней, предполагающие сопоставление учеником своего реального «Я» с образом «Я - идеальный ученик», осознанное подчинение себя системе нормативных требований учебной деятельности и выработку внутренней готовности к их реализации.

2.  Актуализация и пробное учебное действие. 

На данном этапе организуется подготовка и мотивация учащихся к надлежащему самостоятельному выполнению пробного учебного действия, его осуществление и фиксация индивидуального затруднения.

Данный этап предполагает:

  • актуализацию изученных способов действий, достаточных для построения нового знания, их обобщение;
  •  тренировку соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов;
  • мотивацию к пробному учебному действию («надо» - «могу» - «хочу») и его самостоятельное осуществление;
  • фиксацию индивидуальных затруднений в выполнении пробного учебного действия или его обосновании.

3. Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. Для этого учащиеся должны:

  • восстановить выполненные операции и зафиксировать (вербально и знаково) место- шаг, операцию, где возникло затруднение;
  •  соотнести свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.) и на этой основе выявить и зафиксировать во внешней речи причину затруднения - те конкретные знания, умения или способности, которых недостает для решения исходной задачи и задач такого класса или типа вообще.

4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства- алгоритмы, модели и т.д. Этим процессом руководит учитель: на первых порах с помощью подводящего диалога, затем – побуждающего, а затем и с помощью исследовательских методов.

5. Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. Построенный способ действий используется для решения исходной задачи, вызвавшей затруднение. В завершение уточняется общий характер нового знания и фиксируется преодоление возникшего ранее затруднения.

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур.

Эмоциональная направленность этапа состоит в организации, по возможности, для каждого ученика ситуации успеха, мотивирующей его к включению в дальнейшую познавательную деятельность.

8. Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

Организуя этот этап, учитель подбирает задания, в которых тренируется использование изученного ранее материала, имеющего методическую ценность для введения в последующем новых способов действий. Таким образом, происходит, с одной стороны, автоматизация умственных действий по изученным нормам, а с другой – подготовка к введению в будущем новых норм.

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

«… тогда суди сам себя, - сказал король. – Это самое трудное. Судить себя куда трудней, чем других. Если ты сумеешь правильно судить себя, значит, ты поистине мудр».

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности.

Учащиеся обучаются приёмам действий самоконтроля и самооценки. По ходу деятельности осуществляются прогнозирующий, пошаговый и итоговый контроль.

Самоконтроль и самооценка способствуют формированию рефлексивного мышления – важного качества полноценной личности.

Оценка содержания урока: 

занимательно  

интересно

познавательно

полезно

продуктивно

Оценка деятельности на уроке: 

задумался

удивился

загорелся  

убедился

принял решение

Оценка внутреннего состояния на уроке: 

взволнованное

удовлетворенное

позитивное

отличное

Последовательная реализация деятельностного подхода повышает эффективность образования, об этом свидетельствует:

  • более гибкое и прочное усвоение знаний учащимися,
  • возможность их самостоятельного движения в изучаемой области,
  • существенное повышение мотивации и  интереса к учению у обучаемых,
  •  возможность дифференцировать обучение без ущерба для усвоения единой структуры теоретических знаний,  
  • значительно сокращается время обучения,
  • наблюдается прирост  общекультурного и личностного потенциала обучающихся

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ РАБОТА по итогам прохождения очно-дистанционных курсов повышения квалификации учителей биологии по теме «Современный урок как средство реализации новых образовательных технологий при переходе на новые ФГОС ООО». (26.01.15-12.02.15 г. Краснода

Стремительные социально-экономические преобразования, которые произошли в обществе за последние десятилетия, кардинально изменили не только условия жизни людей, но и образовательную ситуацию. С 1 сент...

Урок ОНЗ по психологии "Темперамент" в рамках системно-деятельностного подхода.

Предмет: психологияКласс: 7Тип урока: открытия нового знания в рамках системно-деятельностного подхода.Тема: «Темперамент».Основные цели: 1) сформировать умение планировать свою деятельность при выпол...

Структура урока истории «открытие нового знания» в рамках системно-деятельностного подхода

Деятельностный подход – это метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности (учитель лишь напра...

Выступление на курсах повышения квалификации учителей математики РСО-Алания по теме: "Практико-ориентированные задания ОГЭ по математике".

В докладе рассматриваются основные типы заданий 1-5 ОГЭ по математике и рациональные способы их решения....